Полный текст статьи
Печать

Самое прекрасное зрелище на свете - вид  ребенка,
уверенно идущего по  жизненной дороге после того,
как вы показали ему путь.

Конфуций

Какой путь педагог должен показать своим ученикам? Какие знания и умения  могут стать стартовой площадкой для их дальнейшего развития? Что поможет им освоить самое главное - всегда и везде оставаться Человеком? Профессиональные знания, умение работать в коллективе, нравственные нормы экологическая, информационная и коммуникативная культура, умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития? Наверно, в педагогике нельзя отделять одного от другого. Обучая студентов профессиональным качествам, мы должны вложить в них и чувство достоинства, и умение дружить и любить, сострадать, желание помогать людям, защищать слабых и беспомощных. Изучение  дисциплины «Проектно-компьютерная графика» направлено на создание условий для развития личности обучающегося, обеспечение эмоционального благополучия, на развитие его интеллектуального и духовного потенциала, на формирование мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий. Современный компьютер может дать такую творческую свободу и открыть такие возможности, поэтому «Проектно-компьютерная графика» - это не только обучение, но и воспитание. Выполняя различные проекты на уроках обучающиеся получают не только профессиональные знания и навыки работы на компьютере, но и размышляют над проблемами личности и общества. Одним из значимых проектов в воспитании является проект «Социальный плакат». В основу его содержания заложено изучение истории плаката и социальной рекламы в частности, беседы о нравственных нормах, большое место отведено описанию технологии выполнения работы. Из-за своих особенностей социальный плакат - самый демократичный вид искусства, его задачи: первая – заставить зрителя обратить на себя внимание, вторая задача – донести до зрителя смысл плаката. В настоящее время  в нем напрямую отражаются проблемы современного общества: насилие в семье; алкоголизм и курение; аборты; профилактика чрезвычайных ситуаций; гражданские права и обязанности профилактика личной безопасности граждан, экологические проблемы (радиационная, химическая безопасность, пропаганда идей рационального природопользования и т.д.)., декларация ценностей, здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.  Для создания  социального плаката используются графические редакторы: Adobe Photoshop, Corel Draw, .при этом соблюдаются следующие правила:

  • креативная идея рекламы ;
  • интересное, необычное решение композиции;
  • цельное цветовое решение;
  • подбор удобочитаемого шрифта;

Перед выполнением практических работ проводится беседа о моральной этике рекламы, в ходе которой обсуждаются ключевые ее понятия: законность, благопристойность, честность, корректность, достоверность, безопасность рекламной информации для здоровья, чести, достоинства и репутации людей, а также для окружающей среды. При этом студенты знакомятся с Федеральным законом «О рекламе». Огромное внимание в беседе уделяется вопросу о ненадлежащей рекламы, так как обучающиеся  должны осознавать уровень ответственности за выполненную ими работу, понимать, что реклама - это мощнейший инструмент, имеющий огромное влияние на общество, именно она формирует вкусы, стереотипы поведения, создает новые традиции, разрушающие или созидающие нравственный мир человека.  После беседы оглашается тематика плакатов: “Должны смеяться дети и в мирном мире жить”– плакаты, отражающие личностные взаимоотношения с родителями, сверстниками; “Планета в опасности” – серия плакатов на экологическую тему; “Вредные привычки”- о вреде курения, алкоголя и наркотиков; “Что такое хорошо и что такое плохо” и др. Студенты могут выполнять их как индивидуально, так и группой, отличие этих форм работы в том, что при групповой работе обучающиеся выполняют серию плакатов на одну тему.

Безусловно, работа над социальными плакатами   способствует выработке активной жизненной позиции, повышает сознательность студентов и изменяет отношение к окружающему миру. При их выполнении они думают, размышляют, ищут, творят, и, пожалуй, этот поиск для них, наиболее эффективен в становлении их нравственных норм, чем просто беседа или лекция, услышанная  со стороны.