Полный текст статьи
Печать

Главная цель проводимых сегодня преобразований в образовательных системах — переход на более высокий уровень качества образования, содействие мобильности высококвалифицированных кадров, повышение конкурентоспособности специалистов.

Процессы модернизации не обошли стороной и медицинское образование. В последние годы в образовательных учреждениях происходят глобальные изменения: организационные, методические, содержательно - технологические, коммуникационно - технические.

О качестве образования современного специалиста медика свидетельствуют следующие показатели:

- результаты образования, то есть те изменения, которые произошли (или не произошли) в человеке, получающем образование, их соответствие заданным государственным стандартами и целям образования; создание нормативно-методической базы для оценки качества процесса обучения;

- процесс образования и его обеспечение: технологическое (организация и осуществление учебного процесса, его направленность на достижение поставленных образовательных целей), ресурсное (кадровое обеспечение, учебно-материальная база, социально-бытовые условия);

- цели образования, их релевантность мировым и европейским требованиям, потребностям государства, общества и личности, то есть какие требования в виде нормы качества заложены в образовательные программы;

- инновационная направленность образования, формирование инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с конкурентоспособным качеством.

В данный период времени, в связи с переходом на новый уровень подготовки медицинских работников ведутся интенсивные научно – исследовательские поиски более эффективных условий и путей подготовки специалистов. В процессе обучения  в учреждениях среднего медицинского образования должна быть реализована идея формирования у будущих медицинских работников компетенций, необходимых для осуществления  профессиональной деятельности на уровне творчества.

Для реализации данной программы необходима система таких профессиональных  учебных  задач, решение которых  требует от студентов интеграции знаний из различных образовательных областей, конструирование новых способов аргументации, формирует развитие активности, сознательности, самостоятельности, воспитывает творческий подход в профессиональной деятельности.[1]

С целью формирования общих и профессиональных компетенций у студентов при обучении мы разработали следующие типы профессиональных задач:

1. Профессиональные учебные задачи. низкого творческого уровня (репродуктивные). Основная цель таких задач – формирование знаний, передаваемых в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях. К этим задачам относятся задачи и задания, которые решаются на основе образца или правила. Деятельность студентов носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. При этом обучаемые выполняют задания по образцу с последующим обобщением, придумывают приемы на изученный алгоритм, анализируют содержание задачи по определенным правилам, работают с книгой, справочниками по лекарственным средствам, учебникам. Они эффективно способствуют развитию восприятия, памяти, воображения, эмоциональной сферы, репродуктивного мышления, исполнительской деятельности. Такие задачи и задания ориентированы на запоминание и воспроизведение  учебного материала, позволяют получить и закрепить базовые знания по дисциплине, подготовиться к решению задач среднего уровня. В то же время такие репродуктивные задачи ориентированы на некого «усредненного» обучающегося и недостаточно способствуют индивидуализации обучения, они лишь в минимальной степени способствуют развитию инициативы, творческой активности студентов.

2. Профессиональные учебные задачи и задания среднего уровня (с элементами творческой деятельности). Задачи и задания с элементами творческой деятельности выполняются после решения задач репродуктивного характера. В процессе обучения таким задачам студенты  проявляют живой интерес  к предмету, смежным дисциплинам, могут применять полученные знания на практике. На занятиях студенты  активно  обсуждают проблему задачи и ситуации, часто задают вопросы, участвуют в дискуссиях. Основные умения и навыки, служащие основой для овладения методикой решения задач с элементами творчества, были сформированы у  студентов ранее,  путем решения репродуктивных задач. Это выделение проблемы; выделение известных и недостаточных исходных знаний; кратко и точно формулировать свои мысли.

3. Профессиональные учебные задачи и задания высокого уровня (творческие). Такие задачи позволяет активизировать познавательную деятельность студентов. Студенты из объекта познавательной деятельности становятся субъектами, что повышает интерес к учебной деятельности, развивает творческое и логическое мышление. Самостоятельно добытые знания более прочны и ценны для студента. Задания высокого уровня позволяют приблизить учебную ситуацию максимально близко к будущей профессиональной деятельности, что повышает эффективность учебной деятельности. Мы, в процессе исследования предлагали студентам следующие виды творческих профессиональных  учебных задач:

1.Задачи с неопределенностью условий, то есть  требующие поиска необходимой информации. 2.Задачи, с избыточными сведениями в условии. 3.Задачи с вероятным прогнозированием. 4.Задачи с неопределенностью искомого. 5.Задачи с вероятным прогнозированием и резким уменьшением времени решения.

В ходе  решения задач студенты приобретают следующие знания по изучаемым дисциплинам базовые общемедицинские и клинические понятия; общие сведения о явлениях, диагнозах, клинических симптомах и синдромах; классификации, характеристике и особенностях применения лекарственных средств; показаний и противопоказаний при проведении манипуляций,  особенности оказания первой доврачебной помощи и другие.

У студентов при решении профессиональных задач различного уровня творчества формируются умения анализировать проблемную ситуацию,  формулировать гипотезу,  самостоятельно делать обобщающие выводы, выделять главное,  устанавливать на основе частных способов общие и нестандартные способы решения задач, видеть и формулировать проблему; отыскивать быстро нужную информацию, осуществлять разумное перспективное планирование, принимать решение, прогнозировать и предвидеть. [2]

Таким образом, решение творческих профессиональных  задач способствует переводу образования  на новый качественный уровень и позволяет осуществлять подготовку конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, способных применять знания в нестандартной ситуации, способных к самообразованию.