Современное образование должно решать задачи воспитания творческого, всесторонне развитого и мобильного человека, готового осваивать принципиально новые знания в различных сферах деятельности.
Идея портфеля индивидуальных достижений учащихся становится в нашей стране все более популярной. Составление портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Оно становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный рост учащегося при помощи фиксации результатов достижений. По мнению исследователей, портфолио в начальной школе, может заменять традиционную бальную отметку и дополняет другие виды оценивания, что позволяет нейтрализовать воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка в школе. Однако, как показывает практика, нет единых требований к содержанию, оформлению портфолио и, зачастую, портфолио – папка с набором сертификатов, грамот, дипломов [5, с.30].
Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», - социальная характеристика, указывающая на его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся. [3, с.20].
Обозначенные в Стандарте личностные результаты можно определить, как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Личностные результаты, как предметные и метапредметные, необходимо отслеживать и оценивать. Одним из способов отслеживания и оценивания личностных результатов является рефлексивный портфолио, который, прежде всего, отражает процесс формирования личностных качеств, а уже потом результат [1, с.40].
В ходе экспериментального исследования, нами изучены и проанализированы десять портфолио младших школьников из двух школ нашей Республики. Комплексный анализ представленных материалов позволил сделать выводы. Портфолио участниками образования, чаще понимается, как сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений, прогресса в учебе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками. Значительную часть папок достижений занимают документы, демонстрирующие успешность обучающегося в различных видах деятельности. Портфолио включают в себя: общие сведения; основные сферы деятельности, как учебной, так и внеурочной; успеваемость; участие в общественной и проектной деятельности различной направленности; материалы творческих конкурсов; лучшие работы. Тем не менее, некоторые из них содержат материалы рефлексии, самооценки своих результатов и достижений. При этом работа по составлению портфолио призвана выявлять проблемы, находить информацию для их решения, оценивать альтернативы, вырабатывать новые решения самим обучающимся. В основном отсутствуют такие материалы, как отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях, отзыв классного руководителя, учителя-предметника, разнообразные рекомендации, то есть, отсутствует рефлексивная часть папки достижений.
Следует отметить, что каждое портфолио уникально, и обусловлено возможностями школы, учителя, наличием у школы и учителей собственных задач и целей для его использования и задачами, продиктованными стандартом. Однако, поскольку портфолио используется для оценки готовности обучающегося перейти на новую ступень образования, необходима согласованная программа взаимодействия разных ступеней обучения в отношении использования портфолио. Согласованная структура портфолио позволит иметь четкие цели при его составлении. Согласованные критерии оценки частей портфеля достижений будут способствовать рефлексии обучающегося на этапе подготовки, развитию мотивации к данному виду деятельности, развитию способности анализировать, давать оценку, осуществлять самооценку [4, с.50]. Результатом экспериментального исследования стали теоретическое обоснование проблемы комплексного сопровождения личностных результатов учащихся начальных классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные рекомендации по сбору и единому оформлению достигнутых детьми личностных результатов. Компетентно составленное и эстетически оформленное портфолио может действенно повысить мотивацию младшего школьника к учебе и общественной жизнедеятельности, а также сформировать и развивать адекватную самооценку.