Образовательные – социальный требующий исследовательского Эффективное профессионального и рынка невозможны без общественных понимания получения молодежью. Выбор профессии как одно из ключевых решений в жизни молодого человека тесно связан с институтом образования в обществе. В понятие образовательной стратегии исследователи включают цели и ценности образования, привлекательность и престиж профессий, мотивация и основания выбора дальнейшего пути. Также рассматривают особенности прохождения образовательной траектории: подготовка к экзаменам, влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров [1;2;3].
Социально-демографическая характеристика респондентов. В анкетном опросе приняли участие 133 учащихся 11-х классов: 56,8% – девушек и 43,2% –юношей.
По национальности 70,3% идентифицируют себя как «саха», как «русский(ая)» – 21,6%, как представитель коренного малочисленного народа севера – 4,1%, другой национальности – 4,1%.
Преимущественно разговаривают с родителями на русском говорит 41% респондентов, в основном на якутском – 35%, на русском и якутском – 23%, на другом – 1%.
Среднее количество детей в семьях респондентов составляет 2,6 ребенка.
Большинство родителей выпускников имеют высшее образование имеют (72% респондентов), при этом матерей с высшим образованием больше, чем отцов с высшим образованием (62,1% против 53,7% - валидные ответы). При этом надо учесть, что 24,5% респондентов не указали образование отца (образование матери указано), что может нам говорить об отсутствии в семье респондента такового. Тогда получается, что в выборке 40,6% респондентов имеют отца и 60,9% имеют мать с высшим образованием.
Большинство семей (41,9% опрошенных) являются среднеобеспеченными, то есть денег хватает и на еду, и на одежду, и на бытовую технику, однако покупка автомобиля или дорогостоящий отпуск окажутся достаточно серьезной нагрузкой на семейный бюджет и будет не по карману. Почти четверть ответивших отнесли себя к категории семей, у которых денег хватает на еду и на одежду, но покупка дорогостоящих товаров длительного пользования представляет трудности (22,5%). Чуть меньше респондентов (17,8%) считают свою семью высокообеспеченной. Если собрать ответы самых низкодоходных групп, то окажется, что в общей сложности 17,8% семей ограничивают себя в расходах.
Для выявления успеваемости учащихся мы попросили респондентов указать годовые оценки за 10 класс по 12 основным предметам: алгебра, геометрия, русский язык, литература, биология, история, обществознание, химия, физика, география, информатика, иностранный язык. Средняя успеваемость среди респондентов составила 4,11 баллов по пятибалльной шкале (стандартное отклонение 0,5%) среди отметивших свою успеваемость (таковых 75,7%). У большинства опрошенных (46,5%) хорошая успеваемость (в основном “четверки” и “пятерки”), у четверти (25,3%) высокая успеваемость – в основном “пятерки” и у 28,3% удовлетворительная успеваемость (“тройки” и “четверки”).
Образовательные траектории. Проведенное нами исследование выявило, что среди учащихся 11-х классов исследуемой школы сформирована ярко выраженная установка на продолжение образования в вузах. Поступить в высшее учебное заведение планируют 90% участников опроса, что составляет 133 респондента. Только 8% ориентируются на среднее специальное учебное заведение и лишь 2% намерены сразу после окончания школы пойти в армию и уже после армии продолжить свое образование. Таким образом, все выпускники в будущем планируют продолжать образование.
Среди планирующих получать высшее профессиональное образование главными мотивами продолжения образования являются: желание найти хорошо оплачиваемую работу (50%), получить престижную работу (38%) и получить работу по интересам и склонностям (38%). Будут продолжать образование в вузе, чтобы реализовать себя 26% выпускников. Примерно такое же количество респондентов (22%) ориентировано на высшее образование, потому что так принято (мотив “надо получить “корочки” без этого сегодня никуда”). Можно сделать вывод о преобладании среди выпускников социально-статусных мотивов получения высшего образования, нежели профессиональных.
Выбор специальности обучения в вузе. К выпуску из школы окончательно определились с выбором специальности 42% одиннадцатиклассников, половина выпускников (49%) не совсем определилась и выбирает из двух-трех специальностей, не определились 9% опрошенных.
В анкете на вопрос “По какой специальности Вы планируете обучаться?” респонденты могли выбирать не более 3-х направлений специальностей (см. таб. 1). Из 13 укрупненных направлений специальностей одну выбирают 43% респондентов, две – 27%, три – 30% опрошенных.
Таблица 1. Специальности по укрупненным группам
Направления специальностей |
В %% |
Право, юридические науки |
29 |
Гуманитарные науки (философия, филология, русский язык, история, литература и т.д.) |
26 |
Экономика и управление (экономика, финансы, менеджмент) |
25 |
Естественные науки (физика, химия, биология, география и т.д.) |
15 |
Иностранный язык |
14 |
Технические науки (строительство, связь, транспорт, технологии производства и т.д.) |
14 |
Общественные науки (социология, психология) |
11 |
Культурология, искусство |
11 |
Сервис, туризм, реклама |
11 |
Медицина |
10 |
Математика, программирование, IT |
9 |
Педагогика |
8 |
Агрономия, сельское и лесное хозяйство |
3 |
Другое |
2 |
Здесь интересным предстает тот факт, что с ростом неопределенности выбора специальности (профессии) среди учащихся увеличивается популярность юридических, гуманитарных, экономических специальностей.
Среди учащихся сохраняются установки преимущественно на юридические, гуманитарные и экономические специальности, переизбыток которых ощущается на рынке труда. При этом, с ростом неопределенности выбора специальности (профессии) среди учащихся увеличивается популярность этих специальностей.
Преимущественно среди неопределившихся (выбирающих между 2-3 направлениями специальностей) популярны специальности направления “Общественные науки”, “Сервис, туризм, реклама”, “Иностранный язык”. Наибольшую же определенность в выборе будущей специальности обучения показывают планирующие поступить по направлениям специальностей “Культурология, искусство”, “Медицина” и “Математика, программирование, IT”.
Наиболее значимым фактором при выборе будущей профессии одиннадцатиклассникам представляется интерес к содержанию избранной профессии (50%). Выбирают профессию по наличию способностей к ней 38% опрошенных. Это вполне понятная мотивация, вполне объяснимая с учетом особенностей возраста. Но с прагматической точки зрения она не является оптимальной, поскольку не учитывает возможности трудоустройства. Опрос показал, что лишь 21% респондентов выбирают будущую профессию, ориентируясь на востребованность на рынке труда. Для значительно большей части важна возможность карьерного роста (29%), высокая оплата труда (27%) и престиж профессии (25%). (см. таб. 2)
Таблица 2.
Иерархия мотивов выбора специальности обучения (профессии)
|
В %% |
Интерес к содержанию профессии |
50 |
Именно к ней есть способности |
38 |
Возможность карьерного роста |
29 |
Высокая оплата труда |
27 |
Престиж профессии |
25 |
Востребованность на рынке труда |
21 |
Благоприятные условия труда |
14 |
Перечень вступительных экзаменов |
13 |
Мнения близких людей |
12 |
Семейные традиции |
7 |
Низкий конкурс при поступлении или его отсутствие |
4 |
Невысокий уровень сложности обучения |
1 |
Среди специальностей, которые предпочитают одиннадцатиклассники, на первом месте стоит юридическая специальность. Ее рассматривают получить 29% опрошенных. Не менее популярными представлены специальности гуманитарных и экономических и управленческих наук, их выбирают 26% и 25% респондентов соответственно. Сегодня специалисты данных групп специальностей не являются востребованными на рынке труда.
По данным Министерства труда РФ, опубликованным в августе 2015 года, ежегодно вузы выпускают огромное количество "ненужных" работников. Например, каждый третий студент высшей школы (31 процент) учится по направлению "экономика и управление", а доля таких специалистов в общем спросе на работников всего 13,7 процента. Еще больший дисбаланс в "гуманитарных науках" - 20 процентов от общего числа студентов и три процента - спрос на рынке труда [4].
Таким образом, выпускники исследуемой школы подтверждают существующий выраженный дисбаланс спроса и предложения на рынке руда, что в свою очередь приводит к высокой доле безработных среди молодежи, которая сегодня массово ориентирована на получение высшего образования по невостребованным специальностям.
Примечательно, что решающую роль при выборе профессии играет влияние родителей, которые, как показывает исследование, выступают важнейшим формирующим фактором профессиональных планов для 44,4% опрошенных. Но не менее существенно, что 43,6% школьников выбирают будущую профессию под влиянием собственных убеждений, не прибегая к помощи родителей, знакомых, специалистов по профориентации. Последние сыграли роль при выборе профессии лишь 4,5% выпускников школы. Друзья и знакомые повлияли на выбор профессии для 16,5% опрошенных. Отметим, что респонденты могли выбирать сразу несколько вариантов.
Для многих школьников характерна уверенность, что будущая профессия полностью (26%) или в основном (41%) гарантирует трудоустройство. Наиболее уверены в будущем трудоустройстве учащиеся, ориентированные на медицинскую, техническую, экономическую и юридическую специальности. Направления специальностей “Общественные науки”, “Культурология, искусство”, “Сервис, туризм, реклама”, по мнению опрошенных, являются наименее перспективными по трудоустройству. Высока доля затруднившихся ответить среди избравших педагогическую и иностранного языка специальности (40% и 37% соответственно).
Снижение уровня определенности школьников с выбором конкретной профессии и преобладание среди них социально-статусных мотивов получения высшего образования, является, скорее всего, показателем того, что их профессиональная ориентация меняет содержание: это стремление получить не какую-то конкретную профессию, а профессию вообще на базе высшего образования, как необходимое условие повышения своего социального статуса. При этом данные опроса подтверждают гипотезу о том, что сегодня молодежь имеет размытое представление о востребованности тех или иных профессий и мало ориентированы на рынок труда. Среди учащихся сохраняются установки преимущественно на юридические, гуманитарные и экономические специальности, переизбыток которых ощущается на рынке труда. Всего 4,5% учащихся сделали выбор будущей профессии с помощью специалиста по профориентации. Но не менее существенно, что 43,6% школьников выбирают будущую профессию под влиянием собственных убеждений, не прибегая к помощи родителей, знакомых, учителей, специалистов по профориентации.
Определенность относительно выбора вуза. Большинство опрошенных (39,8%) к моменту проведения опроса, т.е. за 2-3 месяца до поступления, уже выбрали единственный вуз, куда будут поступать. Около 35 % одиннадцатиклассников выбирают из двух-трех конкретных вариантов. Каждый четвертый (25,6%) не определился с выбором вуза. В последней группе наблюдается, по сравнению с другими группами, наибольшее количество неопределившихся со специальностью (25%) и наименьшее количество (25%) окончательно определившихся с выбором специальности. Данные неопределившихся с вузом и специальностью выпускники (коих 6% среди поступающих в вуз), по нашему мнению, входят в “группу риска”, то есть высока вероятность того, что они не поступят в вуз или в последующем сойдут с образовательной траектории.
Мотивы выбора вуза. Главным аргументом при выборе вуза чаще всего является желание получить в нем качественное образование. На это обращают внимание 71% одиннадцатиклассников. При этом 39% учащихся ориентированы на вузы с наличием бюджетных мест, то есть вузы, в которых они будут обучаться на бесплатной основе. Престиж учебного заведения имеет значение для каждого пятого (26%) респондента. Далее следуют такие факторы, детерминирующие выбор, как перечень вступительных экзаменов (19%) и доступная для семьи стоимость обучения (17%).
Поступать в вузы города Якутска планируют 42% опрошенных (56 человек), из них среди указавших конкретный вуз большинство (83%) хотят поступить в Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (далее - СВФУ). В другие вузы России планируют поступить 32% опрошенных (среди них не указали конкретный город – 30%, указали город Москва – 26%, Санкт-Петербург – 19%). Еще не решили, в каком городе поступать – 26% респондентов, при этом треть рассматривает к поступлению в первую очередь СВФУ.
Селективность рассматриваемых вузов. Итак, преобладающей образовательной стратегией стала стратегия, уже долгие годы отмечавшаяся у современных выпускников средней школы — поступления в вузы. Между тем, для сегодняшних вузов (в отличие от прошлого) характерна большая дифференциация по качеству обучения. Официальной номинации уровней качества вузов нет. Тем не менее, сегодня в научном и общественном дискурсе сложилась система обозначений вузов, которая несет на себе черты структурного упорядочивания. Общественный дискурс выделяет престижные вузы, а также ведущие вузы, которые помещают на одном полюсе. На другом полюсе находятся наиболее слабые вузы, к которым относят большинство негосударственных вузов и наиболее слабые государственные вузы, а также большая часть филиалов. Есть много промежуточных позиций, где сосредоточены учебные заведения средней и низкой престижности, их еще называют «массовыми».
Этими оценками, представлением о существующей шкале престижности вузов и связанными с нею различиями в качестве обучения и в степени их конкурентной доступности осознанно и латентно руководствуются выпускники средних школ при выстраивании своих образовательных стратегий.
Существенной характеристикой планов на поступление в вуз является большая доля ориентирующихся на так называемые “массовые” учебные заведения (2-й ранг вузов) и небольшая — на самые престижные (селективные) учебные заведения 1-го ранга. Так, большинство указавших конкретный вуз опрошенных планирует поступать в вузы 2-го ранга (68,8%, в целом среди поступающих таковых 39,8%). Стремятся поступить в вузы 1-го ранга – 27,3% опрошенных (15,8% всех поступающих в вуз - 21 респондентов). Ориентированы на вузы 3-го ранга (вузы с самым низким конкурсом) всего 3 респондента.
В вузы первого ранга планируют поступить выпускники с хорошей (81%) и отличной успеваемостью (19%), имеющие родителей с высшим образованием (81%), не отличающимся от общей выборки материальным положением. Все представители группы планируют поступать на бюджетное место, преимущественно в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Характерно, что все они определились с конкретным вузом и специальностью обучения, при этом, родители оказали влияние на выбор специальности лишь у 28% из них. Половина представителей данной группы хотят получить юридическую специальность, четверть – экономическую. Примечательно, что данная группа учащихся занимается самостоятельной подготовкой (90%) чаще других. По другим показателям различий не выявлено.
Стратегия выбора формы обучения. На обучение в вузе на бесплатной основе ориентировано 63% одиннадцатиклассников, на платной основе – 6%, затруднились ответить – 31% опрошенных. Также в анкете присутствовал вопрос: “Если так сложится, что Вы не поступите в желаемое учебное заведение на бесплатной основе, собираетесь ли Вы поступать в то же учебное заведение на платной основе?”. Среди тех, кто собирается поступать на бюджетное место, 21,8% всех поступающих в вуз согласны поступать на коммерческой основе. 34% - согласны поступать только на бесплатной основе.
Рассмотрим теперь стратегию выбора бюджетного или коммерческого места в зависимости от материального положения семьи. Так, поступать сразу на коммерческое отделение планируют только респонденты с относительно высоким материальным положением семьи. Наибольшую ориентацию на бюджетные места показывают семьи с сравнительно невысоким достатком.
Полученные результаты дают возможность сформировать представление о желательных направлениях самореализации, а также определить уровень притязаний выпускников общеобразовательной школы.
Таким образом, на основе данных исследования можно утверждать, что современная школа и другие субъекты профориентации молодежи республики неэффективно выполняют функцию профессиональной ориентации учащихся. Дисфункциональность системы профессионального развития молодежи проявляется в неэффективности информационной, консультационной поддержки молодежи, осуществляющей профессиональный выбор при поступлении в вуз.
На региональном уровне необходима стройная система профессиональной ориентации, профессиональной коррекции и профессиональной реабилитации, управляемая из единого центра и руководствующаяся в своей деятельности стратегическими целями регионального развития. Эта система может быть единственной альтернативой доминирующим сегодня корпоративным интересам участников рынка образовательных услуг, которые нередко руководствуются в своей деятельности только соображениями развития своего образовательного учреждения и не учитывают как интересы субъекта РФ, так и интересы молодежи, заранее обрекая многих ее представителей на хроническую безработицу.
В социальной коррекции профессиональных ориентаций нуждаются не только школьники, но и их родители. Позиция последних в значительной степени предопределяет профессиональный выбор детей. При этом в родительском сознании существенное значение имеет все та же установка на имидж профессии и учебного заведения. Следовательно, в регионах необходима система просвещения родителей в отношении реальной ситуации на рынке труда, демонстрирующая положительные и отрицательные следствия выбора ими будущей профессии для своих детей.
Реализация вышеуказанных приоритетов развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие трудового потенциала республики и консолидацию профориентационных ресурсов региона.