Полный текст статьи
Печать

Мир технически развивается стремительно быстро, и этот факт оставляет свой отпечаток на его жителях. В современном обществе фото стало неотъемлемой частью жизни человека. Социальные сети заполнены миллионами фотографий, преимущественно сделанными самостоятельно. Такое явление уже имеет собственное название - селфи. [3]

Данная проблема заинтересовала членов отряда «Здоровье» молодежной творческой организации «Парус» студентов Щигровского филиала ОБПОУ «Курский медицинский колледж».

Само желание фотографировать себя не несёт каких-либо негативных последствий. Но люди, увлеченные селфи, находятся в постоянном поиске яркой фотографии, некоторые погибают ради экстремального кадра, поэтому необходима целенаправленная работа в образовательных учреждениях по предупреждению данной проблемы.

Цель работы: разработать мероприятия по профилактике негативных последствий увлеченности селфи для студентов Щигровского филиала ОБПОУ «КБМК».

Задачи исследования:

  1. Изучить различные подходы к проблеме селфи-зависимости на основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных психологов.
  2. Проанализировать проявления увлеченности селфи у студентов.
  3. На основе выявленных у испытуемых проблемных зон, связанных с увлеченностью селфи, разработать профилактические мероприятия.

При определении понятия «селфи» и «селфи-зависимость» появляется много несоответствий и неточностей. Это связано с тем, что однозначного научного определения данного феномена еще не сформулировано.

Селфи (англ. selfie, от "self"- сам, себя) - разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала или палки для селфи. [2]

Наряду с Интернет-зависимостью стали появляться новые виды аддикций, среди которых можно выделить «селфи-зависимость», которое Американская психиатрическая ассоциация на саммите в Чикаго весной 2015 года официально причислила к психическим расстройствам. По словам российского психотерапевта Марка Сандомирского, постоянное фотографирование себя — это признак того, что человек крайне недоволен своей внешностью. По мнению главного психиатра Москвы, Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора  Б. Цыганкова, сейчас готовится новая Международная классификация болезней МКБ-11, куда должны включить и феномен селфи.

Психологи установили, что данная проблема появилась в современном мире в связи со снижением ценности межличностных отношений. Люди все больше заняты карьерой, бизнесом, накоплением материальных благ; они все меньше внимания уделяют общению, дружбе и любви, реализации. [1, с.3]

В то же время при правильном подходе селфи может быть замечательным инструментом работы над собой. Оно может помочь разобраться в себе, открыть новые качества и просторы для творчества, а также позволит человеку быть многогранным.

Изучив различные подходы к проблеме селфи-зависимости на основе теоретического анализа работ психологов, члены отряда «Здоровье» приступили к разработке мероприятий по профилактике негативных последствий увлеченности селфи. Данная деятельность включала несколько этапов.

На диагностическом этапе члены отряда «Здоровье» провели анкетирование 80 студентов Щигровского филиала в возрасте от 16 до 18 лет и 80  обучающихся МБОУ «СОШ № 2» г. Щигры от 12 до 14 лет.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты и школьники хорошо осведомлены о данной проблеме. Все знакомы с этим понятием, могут назвать ее основные признаки. Опрошенные также считают, что угроза стать зависимым от селфи с каждым годом возрастает.  

Анализ анкетных данных показал:

81% студентов и 59% школьников делали селфи редко, под настроение; 8% студентов и 23% школьников - 2-3 раза в неделю; 6% студентов и 12% школьников - 2-3 раза в день; 5% и 3% соответственно – в любой удобный момент; 3% школьников не делали селфи никогда. Согласно результатам можно сделать вывод, что увлеченность «фотографическим автопортретом» в колледже находится в данное время на низким уровне, а в школе – на среднем.

Своё отношение к явлению селфи респонденты определили следующим образом: положительно – 68% студентов и 83% школьников.

На вопрос: «С какой целью вы делаете селфи?» 53% студентов и 26% школьников ответили «для запечатления какого-либо события, на память»; 24% студентов и 52% школьников – «для главного фото в социальных сетях»; «нравится себя фотографировать» - указали 23% и 22% соответственно. Полученный результат позволяет сделать вывод, что для школьников самопрезентация себя в социальных сетях играет большую роль, чем для студентов. 23 % и 22% соответственно уделяют чрезмерное внимание своей внешности.

В конце диагностического этапа выявлялось мнение исследуемых о «селфи». 54% студентов и 19% школьников считают, что увлеченность селфи – признак безделья, 17% студентов и 68% школьников высказали мнение, что селфи – это формат общения, 16% и 11% соответственно - признак самовлюбленности, 11% студентов – проявление психического заболевания и по 2% - признак одиночества. Можно предположить, что 54% студентов не имеют занятий по интересам, развивающих их способности и  обеспечивающих личностный рост, а школьники считают селфи серьёзным увлечением и не задумываются о негативных последствиях самофотографирования.

Следующий этап работы – когнитивный, на котором в рамках волонтерского движения студенты отряда «Здоровье» доводили до сведения школьников и студентов колледжа информацию о причинах и специфике проявления повышенного увлечения «селфи» в форме бесед, лекций-презентаций, дискуссий.

Заключительный этап работы – деятельностный. На данном этапе обучающиеся находили практическое применение использования фотографий. Были предложены разные варианты использования селфи: в работе стилистов, модных порталов, чтобы давать советы и подбирать товары; селфи может стать очередным этапом развития программ, распознающих лица, и заменить билеты на различные мероприятия; телемедицина  - развивающийся тренд, позволяющий узнать свой диагноз, без личного контакта с врачом, при помощи селфи. Также были проведены «Уроки безопасного селфи», где обучающиеся разрабатывали соответствующие памятки на основе рекомендаций МВД.

В завершении работы состоялся опрос с целью оценки эффективности проводимых мероприятий. Анализ показал, что многие респонденты переосмыслили свое отношение к исследуемой проблеме. Они высказали мнение, что селфи может иметь полезное, практическое применение и стать серьезным занятием. 

Выводы:

1) Работа отряда «Здоровье» привела к усилению социальной активности подрастающего поколения.

2) Выполненная нами работа определила основное направление деятельности отряда «Здоровье» - профилактическое, так как назрела необходимо предотвращения возникновения у студентов зависимости от селфи.

3) Исследование доказывает значимость проводимых в филиале мероприятий по профилактике данной проблемы.