Полный текст статьи
Печать

Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования много внимания уделяют воспитанию: его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы, программному обеспечению воспитательного процесса. Стандарты устанавливают требования к результатам воспитания и их оценке.

Все результаты освоения школьниками основной образовательной программы, разделены в Стандартах на личностные, метапредметные и предметные. Среди них именно личностные результаты и являются результатами воспитания. Согласно ФГОС личностные результаты должны отражать следующее: «1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; 5) освоение социальных норм и правил поведения; 6) развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;    7) формирование коммуникативной компетентности в общении; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование экологической культуры; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; 11) развитие эстетического сознания» [1].

Кроме этого, ФГОС устанавливают границы применения оценки качества воспитания. В частности, оценку качества воспитания ни в коем случае нельзя использовать как итоговую оценку освоения школьниками основной образовательной программы. «К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающихся основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований» [2, с.6].

В настоящее время сформулированы общие положения о воспитательной системе образовательного учреждения, ее структуре, закономерностях развития, даны характеристики разных типов воспитательных систем. Созданы теории воспитательных систем В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др.                         Управление воспитательными системами образовательного учреждения нашло отражение в исследованиях В.С. Лазарева, А.В. Мудрика, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Г.И. Шибановой и др.

Основными действиями (функциями управлении) в современном менеджменте принято считать планирование, организацию, мотивацию и контроль [3]. Поэтому для оценки качества управления воспитательным процессом предлагается использовать критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. От того, насколько успешно реализуются эти функции, зависит качество управления.

В целях представления системного управления воспитательным процессом школы нами оценен социокультурный фон МОБУ СОШ № 21 г. Якутска. Школа находится в благоприятном социально–культурном окружении. Рядом со школой находятся культурные и спортивные учреждения города, сеть магазинов; имеется удобная транспортная схема; расширяется жилищный фонд микрорайона. Школа активно сотрудничает с управой «Губинский округ» в организации и проведении всех праздничных и культурно-массовых мероприятий, мероприятий направленных на благоустройство города.

Социокультурный фон школы представляют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта: Детская спортивная школа № 2, Дворец Культуры им. Кулаковского, юношеская библиотека им. Белинского, бизнес-библиотека «3Д», музеи речного флота и боевой славы, художественная галерея им. А. Осипова. Также в микрорайоне находятся учебные заведения: Якутский институт водного транспорта, Педагогический институт СВФУ, Якутский педагогический колледж имени Ф.С. Гоголева, МОБУ СОШ №33 имени Л.А. Колосовой, МОБУ СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина, МОБУ СОШ № 15 и МОБУ №23 и др.

Социально-культурное окружение благоприятно сказывается в организации внеклассной и внешкольной работы, ориентирует воспитательный потенциал данных учреждений на воспитательную систему школы.

Основными идеями, которые были положены в основу воспитательной системы школы, являются идеи, изложенные в концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский).

В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществлялось через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

На основании данной концепции были определены следующие цели и задачи:

Цели. Воспитание и развитие компетентной, физически, духовно и нравственно здоровой личности, способной к самореализации в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Задачи:

  1. Создание условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.
  2. Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств.
  3. Усилить профилактическую работу в борьбе с вредными привычками, повышение уровня этической культуры и социальной ответственности учащихся.
  4. Совершенствование методического мастерства классных руководителей, овладение диагностикой как средством для улучшения учебно-воспитательной работы, как инструментом, обеспечивающим обратную связь.

На основе проведенной диагностики по организации воспитательного процесса был выделен ряд принципов воспитательной деятельности:

  • Принцип «само» (умение реализовать себя) направлен на самостоятельную реализацию учащихся в любой сфере жизнедеятельности школы.
  • Принцип творческой активности направлен на самостоятельную самореализацию, поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых.
  • Принцип элективности направлен на умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.
  • Принцип успешности (умение делать) – помочь учащимся сформировать чувство нужности, востребованности, желания делать, конкурентоспособность («я нужен», «я могу», «я делаю»).
  • Принцип социально-педагогического сопровождения – это комплекс последовательных педагогических действий учителя, помогающих учащимся понять возникающие жизненные ситуации, обеспечивающие их саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Все принципы имеют всеобщее значение, действуют в условиях образовательного учреждения, как в учебном, так и воспитательном процессах.