На протяжении уже десятка лет специалисты различных школ-интернатов для детей с ОВЗ, так или иначе, пытаются решить многочисленные проблемы детей-сирот, которых судьба привела к ним в учреждения. Кроме истинных сирот, которых судьба полностью лишила родителей, в специальных учреждениях воспитываются на таких же условиях и так называемые социальные сироты.
В современном обществе данное социальное явление должно было объектом пристального внимания социальной политики государства. Общество и государство должны делать все, чтобы не были ущемлены права и свободы отдельных категорий граждан. В справедливом обществе должны учитываться интересы всех социальных общностей, если эти интересы не противоречат справедливым интересам остальных членов общества [1, 2, 3]. Помимо нравственного аспекта обозначенная проблема имеет и иные социальные аспекты. Если не уделять должное внимание в плане воспитания и реализации личностного потенциала данной категории детей, то в дальнейшем эти дети могут попасть в разряд неблагополучных в нравственном отношении и даже встать на путь преступности.
Существует много статей, касающихся проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, есть и методики работы с ними, но все-таки остается пробел и дефицит публикаций, касающихся детей-сирот, воспитывающихся в специальных учреждениях, школах-интернатах. Специалистам этих учреждений можно опираться на исследования А.М. Прихожан, Л.Я. Олиференко, Т.П. Цымбал, Т.Я. Сафроновой, Т.И. Шульга, и др., в которых описываются особенности работы с детьми группы риска. В этих работах говорится о том, что всем таким детям нужно создать условия для нормального психического развития, а этого можно добиться, если рядом с ними будет человек, который может их замечать, оценивать их успехи, предупреждать нарушения психического развития [См. 4, 5, 6].
В то же время создание необходимых условий для реализации личностного потенциала и всестороннего развития личности, в том числе и для указанной категории детей, является требованием социальной справедливости и необходимым условием перехода современного общества к принципам устойчивого развития. Стратегия устойчивого развития общества предполагает последовательную реализацию социальной справедливости во всех сферах общественной жизни. И социальная сфера в этом плане не является исключением [См. 7, 8, 9].
Социальное сиротство - это малообъяснимое явление, очень тяжелое для детей и трудное для понимания нормальными взрослыми людьми. В специальных учреждениях есть дети и из очень неблагополучных семей, и их можно отнести к «скрытым» социальным сиротам. Это дети из таких семей, в которых произошло как падение ее устоев, так и измененное отношение к детям (насилие, жестокое отношение, уход из семьи, беспризорность и т.д.).
Опыт работы с детьми-сиротами специалистов школ-интернатов для детей с нарушением зрения (педагогов, психологов, воспитателей и др.) показал, что отношения персонала с детьми в учреждении не должны носить характер семейных. Любая имитация отношений приносит вред развитию личности ребенка. Но это вовсе не значит, что отношения отталкивания от себя там приветствуется. Вовсе нет, с детьми-сиротами необходимо проводить работу по адаптации к условиям школы-интерната, совместного проживания с детьми, у которых есть родители. Это очень непростая деятельность педагогов и психологов. Чувствительность этих детей к любым изменениям в отношениях к ним высока и последующие реакции на эти изменения могут быть непредсказуемые.
В последние годы, политика Российского правительства направлена на то, чтобы искоренить вообще само понятие сиротство. Для этого расформированы и закрыты многие дома ребенка и детские дома, а самих детей «раздали» нуждающимся. Разрешили оформлять опекунство, или в одну семью, к неподготовленным людям на воспитание отдают по пять шесть, а то и больше детей, среди которых есть и дети с нарушениями зрения. Оформление опеки над сиротами стало привычным и более легким делом.
Принятие в семью сироту, которому уже 9-10 лет, да еще с проблемами зрения, а у некоторых еще и проблемы с интеллектом, это не простое дело, а большая ответственность. Родителям требуется терпение, такт, умение так организовать деятельность своих родных детей и других членов семьи, чтобы не возникало между ними проблем общения, не нарушались условия общего проживания. В таких непростых условиях могут возникнуть большие проблемы в развитии личности детей-подростков [См. 10, 11, 12].
В основном устройством в семью ребенка-сироты занимается директор учреждения, в котором изначально воспитывался ребенок. От него, от его интуиции и правильной оценки будущих родителей зависит дальнейшая судьба и той семьи и самого ребенка. Не всегда помыслы будущих родителей чисты и благородны. Есть такие случаи, когда прием в семью ребенка-сироты обусловлен только меркантильным интересом. А судьба самого ребенка этих родителей мало волнует.
Дети-сироты не роботы, они очень чувствительны к любым проявлениям заботы, но в то же время им известно, что их проживание в таких патронатных семьях оплачивается государством. Поэтому могут возникать конфликтные ситуации между приемными родителями и сиротами, особенно детьми-подростками по поводу траты этих средств. Четкое урегулирование материальной стороны вопроса - немаловажный аспект работы, как социального работника, психолога, так и самого опекуна, который берет на себя ответственность за воспитание и обучение такого ребенка.
Не секрет, что были неоднократные случаи возврата детей-сирот назад в специальные школы-интернаты. Например, когда приемные родители, узнав о вялотекущем психическом заболевании ребенка, не захотели дальнейшей ответственности. Или когда в подростковом возрасте у мальчика (или девочки) стали проявляться отрицательные наклонности (склонность к воровству, бродяжничеству и др.) - начались отказы от опекунства и возвраты их в школы-интернаты. Или возвраты как наказание за то, что мальчик (или девочка) оказались не такими идеальными, или не соответствуют ожиданиям «родителей». Оказались не благодарными им, за то, что их взяли в семью. А ребенок уже был в домашних условиях, называл этих людей мамой и папой! А теперь еще одно предательство! Психика и личность таких усыновленных детей-сирот, оказавшихся второй раз в специальных школах-интернатах, подвергается сильнейшим стрессам и может измениться в худшую сторону. Это очень опасно как для самих детей, так и для общества. Личность уже формируется в ужасных условиях. Душа таких детей болит очень сильно, переживания так сильны, что проявляются соматические и неврологические и еще хуже психические нарушения, которые залечить оказывается невозможно. И в кого же вырастут потом эти личности? А что делать? Как быть? И каково тем воспитателям, учителям, которые приняли таких детей в свои учреждения? Непросто!
Приемные родители - это все же не настоящие родители, которые могут принимать своих детей такими, какие они есть. Приемные всегда знают, что они могут отказаться от опекунства, если только смогут аргументировать свой отказ. Кроме того, иногда дети сами не хотят оставаться с ними и убегают из «семьи».
Дети, привыкшие к тому, что в школе-интернате часто всё выполняют за них, оказавшись в условиях дома, не могут смириться с тем, что им самим нужно помогать по хозяйству родителям. И им может показаться, что их принуждают к чему то, что их эксплуатируют. Дети ведь не молчат по этому поводу. Они рассказывают обо всём, что с ними происходит в семье своим воспитателям, учителям, директору школы, друзьям. Причем семья, взявшая на себя ответственность, может оказаться и не на высоте. Здесь разъяснительная работа психолога и социального работника с самим ребенком и с приемными родителями будет очень значима для поддержания семьи и ребенка.
В определенных случаях детям действительно может показаться, что их принуждают к труду или эксплуатируют, но виноваты в этом взрослые, которые не приучили детей с детства хотя бы к элементарному труду. Взрослые должны были внушить детям, что данная опека государства или благотворительных организаций есть мера временная и в дальнейшем по достижении определенного возраста им придется главным образом самим обеспечивать свою жизнь. Практически любой человек (в том числе и взрослый), привыкший к постоянной и порой чрезмерной помощи, психологически настолько привыкает к ней, что у него возможно появление иждивенческих настроений. Он привыкает получать все готовое и не пытается прилагать собственные трудовые усилия для удовлетворения своих потребностей. Легкая жизнь, в случае, когда он получает необходимые блага в качестве постоянной помощи, не принуждает его повышать свои знания, умения и мастерство. Принцип социальной справедливости позволяет оказывать помощь более слабым личностям, но только тем, кто оказался нуждающимся по независящим от них причинам. Данные социальные явления подробно излагает в своих работах Н.О. Исмаилов [См. 13, 14, 15].
Отказ родителей от ребенка-сироты – это большая травма на всю жизнь, как ребенку, так и самим родителям, взявшим его на воспитание. Объяснять все последствия приема в семью ребенка-сироту задача того, кто отдает его на воспитание. Не всегда директор учреждения может знать все о приемной семье и тогда от такой семьи всего можно ожидать. Поэтому передача детей-сирот в чужие руки, тем, кто не знает специфики работы с незрячими или слабовидящими детьми, были, в случае школы-интерната, прекращены. Те же дети, которые были взяты на воспитание педагогами самого учреждения, прекрасно устроились, живут и радуются тому, что у них есть родители.
Что же делать специалистам с теми детьми-сиротами, которые остались в школе-интернате и не попали в опекунские семьи. Деятельность психологов должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление личностной целостности ребенка, равновесия его чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.
Знание ребенком его истинного положения, связанного с тем, почему он оказался в данном учреждении, где его родители и что с ними, какие возможны перемены в его судьбе, благотворно сказывается на психическом состоянии ребенка, его жизненных целях и желании выбрать для себя путь в жизни.
Самые большие трудности возникают у детей-сирот и их воспитателей при планировании свободного времени. Неумение организовывать свое свободное время продолжается и после окончания школы. Просто гуляют по городу, просто смотрят телевизор, просто слушают музыку. И так как они привыкли жить всегда в обществе друзей, то снова ищут себе компанию. А на улице много таких людей, которым некуда себя деть. Поэтому, чтобы предупредить вовлечение своих подопечных в разные негативные компании, надо научить их правильно распоряжаться своим свободным временем. Это и разного рода кружки, клубы по интересам, спортивные секции, посещение библиотек, концертов, организация путешествий в горы, экскурсий по историческим местам. Ко всему этому многообразию использования свободного времени надо приучать детей с самого детства [16].
Психологическая помощь оказывается психологом и приемным родителям, самим детям и всему педагогическому коллективу, работающим с этими детьми. Помощь может быть в виде семинара или мастер-классов, на которых родители могут обыграть различные семейные ситуации и вместе с психологом найти выход. С детьми тоже проводятся различные занятия (тренинги, арттерапии, игротерапии и др.), на которых они могут снять напряжение или реализоваться, так как дети-сироты тоже испытывают трудности привыкания к новым условиям жизни в приемной семье.