Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов, психологов и родителей совершенствоваться в методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. С целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми. Одной из главных задач ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
На современном этапе явно высвечивается проблема - это погружение дошкольника в виртуальный мир компьютерных игр, поглощение их ума и памяти «мультяшными героями». Педагог современного дошкольного учреждения просто обязан каждый день замещать виртуальных героев реальными социальными героями, социальными отношениями. И как справедливо отмечал отечественный психолог Д, Б. Эльконин: «Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Именно такие воспитательные эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игровое действие оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности» [7].
Таким образом, в настоящее время проблема сюжетно-ролевой игры дошкольников вновь актуальна и необходима для изучения и осмысления. Именно дошкольное развитие – начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития сущностных сил каждого человека и общества в целом.
Требования основной образовательной программы: решение задач развития детей в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Данные задачи должны быть направлены на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, элементарной трудовой деятельности, изобразительной, музыкальной.
С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных учреждений [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие [5].
Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались многими педагогами. В отечественной педагогике нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л.Венгера, А.Леонтьева и др. Данные исследования указывают на то что, в старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. «Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности» [1; С.14].
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его память, воображение и внимание. А также дисциплинированность и ловкость, это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Игра выступает средством познания окружающего мира, обогащают свой жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское сообщество. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев подчеркивали роль игры в психическом развитии ребенка, создании зоны ближнего развития. По определению Л.С. Выготского «игра – арифметика социальных отношений», именно в ней ребенок приобретает навыки и новые формы общения, «игра – это школа морали не на словах, а на деле», говорил Д.Б. Эльконин, так как происходит усвоение нравственных норм и развитие нравственно-волевой сферы [6].
Компонентом сюжетно-ролевой игры является игровое действие (реальное или воображаемое) с использованием игрушек и предметов-заместителей; роль - основной стержень игры; сюжет - ряд событий, происходящих в определенной последовательности, объединенных логическими связями; взаимоотношения реальные и игровые, тема – явление, которое отражается в игре. Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой считают, что сюжет содержит все элементы игры – действия, роли, события. В формировании игры намечаются три этапа: усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями (1-2,5 года); ролевое поведение (2,5-4,5 года); усвоение способов построения сюжета (4,5-7 лет) [3].
В сюжетно-ролевой игре решаются задачи нравственного воспитания. Сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер и в ней развиваются «качества общественности» [4]. Умение ребенка войти в общество сверстников, наладить с ними связь, убедить их в чем-то или самому убедиться, проявить доброжелательное отношение к партнерам по игре.
Так, в процессе педагогического эксперимента нами разработаны и апробированы на практики сюжетно-ролевые игры. Например, цель сюжетно-ролевой я игры «Путешествие», способствовать формированию развитию доброжелательных отношений со сверстниками и умение расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни; «Полёт в космос» (для зоопарка нужны новые редкие животные и директор зоопарка (воспитатель) предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы; «Ищем клад» (найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах. Капитан (воспитатель или ребёнок) предлагает отправиться на поиски клада, выбирается средство передвижения; «Мореплаватели» (роли: корабельный врач – лечение; кок – приготовление пищи; капитан – управление транспортом; механики – ремонт транспорта, его заправка; радист – передаёт радиограммы на берег; матросы – борьба со стихией, ловля рыбы и др.); «Туристическая поездка» (на корабле плывут туристы, ребёнок-экскурсовод рассказывает о странах, мимо которых проплывает корабль).
После проведения цикла таких игр дети старшего дошкольного возраста перестали стремиться установить собственные правила игры. Общение в условиях сюжетно-ролевых игр быстро дает положительный эффект. Игры со сверстниками, общие занятия, единая дисциплина и правила поведения являются важными факторами социализации. При этом именно игровые ситуации наиболее действенно влияют на развитие речи, на умение адаптироваться к интересам сверстников.