Полный текст статьи
Печать

    Наш нефтяной город Бавлы находится на юго-востоке республики Татарстан. То, что город нефтяной мы ощущаем на себе. Загазованность воздуха, нарушение химического состава воды – все это отрицательно сказывается на состоянии организма детей, и поэтому проблема и его сохранения стоит более чем остро. В поисках инновационной системы оздоровления, мы обратились к идее М.Л.Лазарева и разработанной им  оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!».

          В 2004 году на базе нашего детского сада открыли  экспериментальную площадку по внедрению программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!».  Нас эта программа привлекла тем, что оздоровление в системе охватывает двигательное,  интеллектуальное, вокально-речевое развитие, элементы психологического тренинга, коммуникативные навыки по лечебной физкультуре, по гигиене и массажу, рационального питания.  В детском саду открыли группу, работающую по оздоровительной программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!».

        В настоящее время мы продолжаем работу по данной программе. Уже три поколения выпускников  занимаются по одоровительно - развивающей программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!».

        Свою работу мы начали  с изучения материалов программы, с согласования между участниками опытно-экспериментальной работы, определения ее содержания и меры ответственности каждого участника, прошли курсы  в городе Казань. Разработали концепцию развивающего обучения,  циклограмму, перспективное планирование для детей дошкольного возраста, модель взаимодействия ДОУ с семьей.

       Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. В дошкольном детстве связь ребенка с семьей как никогда более тесная, и это обязательно нужно использовать. Мы видели хорошую перспективу оздоровления детей во внедрении в образовательный процесс МБДОУ  такой программы, которая бы привлекла к сотрудничеству родителей наших воспитанников, помогла положительно влиять и на малышей и на взрослых.   На первом этапе   работы с родителями в соответствии с рекомендациями автора программы  проводим собрание, анкетирование, составляем согласительный документ с родителями. 

         На втором этапе с детьми проводим  ряд бесед-занятий, чтобы выяснить, а что же дети понимают под словом «здоровье», конкурс рисунков «Мое здоровье». С детьми подписываем контракт, в котором, они дают  согласие на активное участие в работе по программе «Здравствуй!».

        Оздоровительные занятия мы проводим в виде путешествий на волшебную планету «Семитония», где детей ждут юные учителя здоровья. Дети очень полюбили детские игры здоровья «Здравиады!». На этих играх малыши показывают  все свои умения и навыки, все, чему они научились за это время. Самые лучшие получают  медали из рук Здравика – главного здоровячка на планете Семитония. Сколько радости и счастья в глазах детей мы видим в этот момент. На все Здравиады мы приглашаем родителей, где они принимают активное участие во всех конкурсах.  Проведя диагностику детей и сравнивая результаты, мы пришли к выводу что, у наших детей намного лучше развиты двигательные качества: координация, реакция, гибкость, выносливость, быстрота, прыгучесть, лучше и быстрее развиваются функциональные системы: дыхание, голосовая функция, артикулярный аппарат, слуховое и зрительное внимание и память.

         По первым результатам нашей работы в 2005 году на базе детского сада прошел зональный семинар-совещание «Современные оздоровительные и восстановительные технологии в дошкольных образовательных учреждениях» для специалистов органов управления образованием, руководителей ДОУ районов Республики Татарстан с участием кандидата психологических наук, (РАО), доктора медицинских наук, профессора (МАНИ) Лазарева М.Л.

 На сегодняшний день это единственная программа для дошкольников, в которой предусматривается комплексное оздоровление детей с учетом возрастных и психических особенностей. Содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста детей. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, расширяется кругозор ребенка, развивается как физически, так и эстетически.

Особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.  Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Она способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание и исполнение песен повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Наши дети более восприимчивы к музыкальным образам, выразительно двигаются в соответствии с заданным образом, умеют перевоплощаться, проявляют свои художественно – творческие способности. Они более раскованы и свободны в общении.

 В программе «Здравствуй!» разработан метод оздоровления через мотивацию здоровья. При этом, учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, здоровьесберегающую деятельность проводим в игровой форме. Одним из главных физических факторов, наиболее связанных с психологическим и, одновременно наиболее важным для жизнедеятельности организма, является дыхание. В своей работе мы используем метод музыкальной психорегуляции дыхания.

  С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие», как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. В связи с этим возникла необходимость обогащения содержания образовательно-оздоровительной деятельности и введения в педагогическую систему новых технологий воспитания ребенка как субъекта здоровья.

        Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по   здоровьесбережению   через познавательную, речевую, художественно-эстетическую деятельность с учетом национально-региональных особенностей и внедрение учебно-методического комплекта по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан. Дети с удовольствием поют авторские песенки не только на русском языке, но и на татарском языке, переведенные  по просьбе автора.

Наша задача – в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Дети должны понять, что быть здоровым – естественное стремление человека. Внедрение современных здоровьесберегающих технологий позволяет нам улучшить качество образования детей, а самое главное укрепить их здоровье.

Итак, «Здравствуй!» – это не только название программы здоровья дошкольников, которую мы успешно реализуем, но и символ единства духовной и физической составляющих здоровья, символ личностного начала в образовательно-оздоровительной деятельности. Ребенок на личностном уровне учится любить себя, свой организм, бережно и с любовью относиться к людям и окружающему миру.

Учитывая многогранность программы М.Л. Лазарева,  наш коллектив будет продолжать работу по усовершенствованию педагогического процесса детского сада, потому что любая форма организации педагогического процесса должна нести оздоравливающую направленность.