Наш нефтяной город Бавлы находится на юго-востоке республики Татарстан. То, что город нефтяной мы ощущаем на себе. Загазованность воздуха, нарушение химического состава воды – все это отрицательно сказывается на состоянии организма детей, и поэтому проблема и его сохранения стоит более чем остро. В поисках инновационной системы оздоровления, мы обратились к идее М.Л.Лазарева и разработанной им оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!».
В 2004 году на базе нашего детского сада открыли экспериментальную площадку по внедрению программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!». Нас эта программа привлекла тем, что оздоровление в системе охватывает двигательное, интеллектуальное, вокально-речевое развитие, элементы психологического тренинга, коммуникативные навыки по лечебной физкультуре, по гигиене и массажу, рационального питания. В детском саду открыли группу, работающую по оздоровительной программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!».
В настоящее время мы продолжаем работу по данной программе. Уже три поколения выпускников занимаются по одоровительно - развивающей программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!».
Свою работу мы начали с изучения материалов программы, с согласования между участниками опытно-экспериментальной работы, определения ее содержания и меры ответственности каждого участника, прошли курсы в городе Казань. Разработали концепцию развивающего обучения, циклограмму, перспективное планирование для детей дошкольного возраста, модель взаимодействия ДОУ с семьей.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. В дошкольном детстве связь ребенка с семьей как никогда более тесная, и это обязательно нужно использовать. Мы видели хорошую перспективу оздоровления детей во внедрении в образовательный процесс МБДОУ такой программы, которая бы привлекла к сотрудничеству родителей наших воспитанников, помогла положительно влиять и на малышей и на взрослых. На первом этапе работы с родителями в соответствии с рекомендациями автора программы проводим собрание, анкетирование, составляем согласительный документ с родителями.
На втором этапе с детьми проводим ряд бесед-занятий, чтобы выяснить, а что же дети понимают под словом «здоровье», конкурс рисунков «Мое здоровье». С детьми подписываем контракт, в котором, они дают согласие на активное участие в работе по программе «Здравствуй!».
Оздоровительные занятия мы проводим в виде путешествий на волшебную планету «Семитония», где детей ждут юные учителя здоровья. Дети очень полюбили детские игры здоровья «Здравиады!». На этих играх малыши показывают все свои умения и навыки, все, чему они научились за это время. Самые лучшие получают медали из рук Здравика – главного здоровячка на планете Семитония. Сколько радости и счастья в глазах детей мы видим в этот момент. На все Здравиады мы приглашаем родителей, где они принимают активное участие во всех конкурсах. Проведя диагностику детей и сравнивая результаты, мы пришли к выводу что, у наших детей намного лучше развиты двигательные качества: координация, реакция, гибкость, выносливость, быстрота, прыгучесть, лучше и быстрее развиваются функциональные системы: дыхание, голосовая функция, артикулярный аппарат, слуховое и зрительное внимание и память.
По первым результатам нашей работы в 2005 году на базе детского сада прошел зональный семинар-совещание «Современные оздоровительные и восстановительные технологии в дошкольных образовательных учреждениях» для специалистов органов управления образованием, руководителей ДОУ районов Республики Татарстан с участием кандидата психологических наук, (РАО), доктора медицинских наук, профессора (МАНИ) Лазарева М.Л.
На сегодняшний день это единственная программа для дошкольников, в которой предусматривается комплексное оздоровление детей с учетом возрастных и психических особенностей. Содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста детей. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, расширяется кругозор ребенка, развивается как физически, так и эстетически.
Особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Она способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание и исполнение песен повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Наши дети более восприимчивы к музыкальным образам, выразительно двигаются в соответствии с заданным образом, умеют перевоплощаться, проявляют свои художественно – творческие способности. Они более раскованы и свободны в общении.
В программе «Здравствуй!» разработан метод оздоровления через мотивацию здоровья. При этом, учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, здоровьесберегающую деятельность проводим в игровой форме. Одним из главных физических факторов, наиболее связанных с психологическим и, одновременно наиболее важным для жизнедеятельности организма, является дыхание. В своей работе мы используем метод музыкальной психорегуляции дыхания.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие», как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. В связи с этим возникла необходимость обогащения содержания образовательно-оздоровительной деятельности и введения в педагогическую систему новых технологий воспитания ребенка как субъекта здоровья.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по здоровьесбережению через познавательную, речевую, художественно-эстетическую деятельность с учетом национально-региональных особенностей и внедрение учебно-методического комплекта по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан. Дети с удовольствием поют авторские песенки не только на русском языке, но и на татарском языке, переведенные по просьбе автора.
Наша задача – в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Дети должны понять, что быть здоровым – естественное стремление человека. Внедрение современных здоровьесберегающих технологий позволяет нам улучшить качество образования детей, а самое главное укрепить их здоровье.
Итак, «Здравствуй!» – это не только название программы здоровья дошкольников, которую мы успешно реализуем, но и символ единства духовной и физической составляющих здоровья, символ личностного начала в образовательно-оздоровительной деятельности. Ребенок на личностном уровне учится любить себя, свой организм, бережно и с любовью относиться к людям и окружающему миру.
Учитывая многогранность программы М.Л. Лазарева, наш коллектив будет продолжать работу по усовершенствованию педагогического процесса детского сада, потому что любая форма организации педагогического процесса должна нести оздоравливающую направленность.
Л.
Г. Фролова