Полный текст статьи
Печать

      Для духовно-нравственного воспитания школьников ценна роль народных, этнических представлений  о том, каким должен быть человек, как должен быть организован процесс воспитания и подготовки детей к будущей жизни, какие нравственные качества следует раскрывать. Народ как творец и создатель хранит в своей памяти методы и приемы воспитания человека. В работах И.С.Портнягина  имеются описания портрета человека рода солнечного улуса айыы: «Человек солнечного улуса айыы – это понятие многозначное, включающее в себя привлекательную внешность, щедрую и отзывчивую душу, твердые моральные принципы, высокую духовность. Это сын Природы… Было время, когда юкагиры, якуты, эвены, эвенки жили разбросано по всей тайге, по отдельным аласам, долинам рек, речек, и вся их жизнь зависела от милости Природы – Матери» [4, с.8].Поэтому человек должен был жить в согласии с природой.

        Влияние традиций, фольклора, этнокультуры на формирование личности ребенка выражается в развитии мотивации и морального поведения, когда ребенок осуществляет выбор между добром и злом не в силу императивной необходимости, а по собственному выбору. В процессе развития ребенок проходил несколько этапов. Полноценной личностью признавалась та, которая усвоила учение айыы. Его методологической основой является натурфилософия народа саха, согласно которой учение айыы представляет мировоззрение народа о Вселенной. Учение Айыы регулирует не только отношения с природой, но и определяет нравственные устои общества.

       Одной из важных задач педагогического вуза является подготовка студентов к работе с детьми на основе этнопедагогических традиций родного народа и общечеловеческой культуры. Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке педагогов в настоящее время чрезвычайно велика, особенно в дошкольном образовании, т.к. самые яркие воспоминания детства у каждого человека связаны с милыми сердцу колыбельными песнями матери, прибаутками, потешками для маленьких детей, детскими народными песнями, играми, игрушками, народными сказками, сказами о народных героях, загадками, народными праздниками. Качественное и эффективное воспитание детей на идеях народной педагогики возможно только при соблюдении принципа преемственности, начиная от дошкольного возраста, начальной школы и до зрелого возраста человека.

        Академик Волков Г.Н. сказал: «Дети, именно дети спасут мир. Мы сами нуждаемся в детях больше, чем они в нас, без них жить полноценной человеческой жизнью невозможно, вечность и бессмертие каждого из нас – в детях… Весь смысл истинной демократии – в служении детям, заботе о подрастающем поколении» [3, с.12].