Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. В наше время в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:
▪ творческое восприятие мира;
▪выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
▪навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
▪воображение, творческое мышление
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, были выделены обязательные компоненты – это творческое воображение и качества творческого мышления. Так же, рассмотрена проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. И определено, что дошкольный и школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
Для развития творческих способностей, учащихся на уроках изобразительного искусства автором были изучены и опробированны следующие методы обучения:
Метод «открытий». Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Метод свободы в системе ограничений. Метод диалогичности. Метод сравнений. Творческие мастерские. Также, одним из действенных средств поддержания интереса к урокам ИЗО являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся, и использование на уроках компьютера.
Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес учащихся к рисованию, развивает наблюдательность, учит правильно видеть, развивает мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Были выделены следующие более эффективные техники:
Кляксография. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Точечный рисунок. Коллаж. И многие другие.
Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. Interact –взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель-ученик» или «учитель- группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик –аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер», «ученик – художественное произведение» и т. д.
В ходе руководства педагогической практикой в школе автор разработал в сотрудничестве со студентами уроки ИЗО, стараясь уделять больше внимания применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей. Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства автор использовал следующие методы:
• Метод свободы в системе ограничений. Был проведен урок изобразительного искусства в 6 классе на тему «Жостово». Учащимся была поставлена задача - придерживаться основных законов выполнения жостовского подноса, но они могли свободно придумать свою композицию.
• Метод сравнений был применен на уроке в 5 классе при изучении темы: «Тюменские дымники». На уроке были продемонстрированы многовариантные возможности решения одной и той же задачи, в виде различных вариантов тюменских дымников. Перед учащимися была поставлена задача – выполнить изображение тюменского дымника. Данный метод позволяет активизировать творческое мышление учащихся.
Использовалось нестандартное решение проведения урока: урока – игра. Урок был проведен в 7 классе. Игра называлась «100 к 1». Использовался метод коллективной деятельности. Данное решение проведения урока обучает, развивает, воспитывает, социализирует, помогает раскрытию творческого потенциала ребенка.
Также был проведен урок с использованием нетрадиционной техники: точечный рисунок. Тема урока «Цвет в натюрморте» в 6 классе. Перед учащимися стояла задача выполнить натюрморт в цвете в технике точечного рисунка с помощью ватных палочек.
Важным условием развития творческого воображения детей является применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов изобразительной деятельности.
Благодаря этому у детей развиваются познавательные способности и навыки; формируется мотивация достижения; коммуникативные навыки, открытость и доброжелательность, чувство юмора.
Учащиеся учатся работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивость в выполнении заданий, умение рисковать, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой.
Систематическое применение интерактивных технологий на уроках изобразительного искусства развивает такие качества личности, как: пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.