Полный текст статьи
Печать

Проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью. В результате социализации студент усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества, и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, студент из числа малочисленных народов Севера не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития. Социализация как механизм развития личности наряду с индивидуализацией ведёт к эволюционному развитию растущего человека. Без актуализации индивидуального развития студент может стать жертвой социализации, т.е. потерять своё лицо, стать конформистом.

В Аграрном техникуме за  2016-2017 учебный год обучаются 175 студентов из 24 улусов республики Саха (Якутия). 28 студентов приехали из северных улусов: Анабарского, Аллаиховского, Эвено-Бытантайского, Среднеколымского,Усть-Янского,Булунского, юкагиры, эвены, эвенки, долганы, чукчи.

Планомерно осуществляется работа по адаптации студентов из северных улусов, проведено психологическое исследование личности каждого студента. В месячник адаптации проводились мероприятия: тесты «Адаптация студентов», «Я – студент», «Мотивация в обучении»; библиотечные и музейные уроки по темам: «Знакомство с историей улуса, наслега, техникума», спортивные соревнования между группами «Кросс нации»; начались работы кружков: вокальный, танцевальный, спортивные секции по настольному теннису, гиревому спорту, национальным прыжкам. В конце месячника состоялся педагогический совет «Адаптация студентов».

Деятельность по социализации студентов в Аграрном техникуме осуществляется через реализацию программы "Социализация студентов КМНС в условиях Аграрного техникума", конечными целями которой являются:

- сохранение духовного и физического здоровья студентов.

- формирование  у студентов осознанного отношения к ценностям своей культуры, к прошлому, настоящему и будущему этноса;

- успешная социализация студентов в условиях Аграрного техникума;

Воспитательная работа организована по следующим подпрограммам: «Здоровье», «Досуг», «Труд», «Патриот». Эти основные направления являются ориентирами в разработке перспективного и годового планирования, как техникума в целом, так и отдельных педагогов. Результат - скоординированная работа по формированию социально интегрированной личности.

Труд для студентов Аграрного техникума - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в техникуме организована таким образом, чтобы студенты овладели навыками в различных видах деятельности: от предпринимательской деятельности до самообслуживания. Воспитание трудолюбия в техникуме проходит через систематическое вовлечение студентов в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка студентов, закончивших учебу [8, c. 41]. Это помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысить чувство уверенности в себе.Таким образом, конечными целями трудового воспитания должны быть:

- Сформированность рациональной организации умственного и физического труда;

- Сформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства, подготовки к будущей семейной взрослой жизни;

- Осознание студентами роли труда в жизни человека;

- Важно, чтобы студенты поняли, что трудолюбие - одно из главных достоинств личности, что только труд на пользу людям делает каждого Человеком;

- Подготовка выпускников к осознанному трудоустройству по специальности.

Важнейшая роль в социализации принадлежит дополнительному образованию, т.к. оно основано на учете интересов студентов, на личностном общении и взаимодействии студентов и взрослых. Организация деятельности кружков дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения студентов. Для студентов, у которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе, деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Занятия по интересам для студентов - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения, они способствуют трудовому, эстетическому социализацию студентов, расширению их кругозора[6]. В Аграрном техникуме созданы кружки, способствующие развитию творческих качеств личности, сохранению национальных традиций: самостоятельно изучают свой родной язык, занимаются научно-исследовательской деятельностью на тему «Проблема сохранения родного языка и культуры Коренных малочисленных народов Севера и пути их решения в Аграрном техникуме». Ребята, посещающие кружок, любят шить, готовить, лепить, рисовать. Большинство из них - активные участники и призеры муниципальных, региональных, конкурсов творческих работ.

Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности организуется через самоуправление в Аграрном техникуме. Студенческий совет техникума контролирует и оказывает помощь в организациидосуга студентов, дежурства, проводит Дни самоуправления, разрешает конфликтные ситуации, организует шефство над другими образовательными учреждениями, обеспечивает чистоту и уют в учебном корпусе и общежитии.Тесную связь держим со студентами ЧГИФКиС (Чурапчинский институт).

Важнейшим средством развития студентов является профессиональная деятельность, которая рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «Самостроительство» и «Самообразование», студента при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Профессия по своей сути социальна и является действенным средством социализации студентов, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений. Посредством использования профессиональных конкурсов с элементами соревнований, тренинги, конкурсы «Лучший по профессии», и т.д. происходит освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества. В профессиях студент овладевает социальными нормами и требованиями к члену социального мира, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми.

Большое значение придается в Аграрном техникуме физическому развитию студентов [8, c. 8]. Одним из основных направлений работы является сохранение здоровья студентов. Используя широкий арсенал педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики, воспитательные педагоги приобщают студентов к культуре здоровья и поведения. Проблема сохранения национальных традиций решается через развитие национальных видов спорта: прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба «Хапсагай» [9, c. 11-64]. В техникуме традиционно проводится неделя здорового досуга, месячник здорового образа жизни. Педагоги проводят мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению студентов в спортивную деятельность.

Социальными партнерами Аграрного техникума в образовательно-воспитательном пространстве являются учреждения дополнительного образования культурно-досуговый центр «Сайдыс» с. Дябыла и культуры ВИА т.е. вокально-инструментальный ансамбль (музыкальная). Специфика каждого учреждения позволяет существенно дополнять, обогащать процесс не только воспитания, но и социализация. Объединяющим фактором являются народные традиции, исторические, ремеслаи культурные памятники. От того, в каком социуме будут реализоваться наши студенты, будет зависеть результат социализация. Понимая важность данного аспекта, Аграрный техникум расширяет внешнее воспитательное пространство. Взаимодействие и сотрудничество с учреждениями и общественными организациями посёлка и района дало возможность значительно расширить внешнее воспитательное пространство Аграрного техникума, сделав её более открытой для участия представителей социальных институтов. Увеличилось количество совместных действий, направленных на создание воспитывающей среды, появились новые формы сотрудничества. Тесная взаимосвязь с социумом позволяет воспитывать патриотов своего края, расширять представления об истории посёлка и района, реализовать свои способности

Становлению национального самосознания студентов способствуют «Уроки предков», «Природа-наш дом». Особенностью этих занятий является их направленность на формирование нравственного сознания у студентов в единстве с нравственным поведением индивида как части природы. Познавательная ценность "Уроков предков" и «Природа-наш дом» в том, что расширяется круг познания студентов об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к людям, формированию чувства гордости за свой род, уважению к своим предкам, желанию быть достойными их. "Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации". Вся воспитательная работа в техникуме основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными: концерты между группами, внутритехникумовские национальные спортивные игры, «День девочек»- конкурс мисс "Краса Севера", КТД "Сохранение родного языка!".

Таким образом, мы считаем, что именно Аграрный техникум есть и всегда будет важнейшей сферой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание студента, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества с учетом формирования полноценного этнического самосознания.