Полный текст статьи
Печать

Роль образования в формировании положительного имиджа страны на внешнеполитической арене крайне важна. В контексте глобализации об образовании как новом ресурсе лидерства в современном мире все чаще говорят многие политики и видные деятели образовательной сферы России [1]. Интернационализация образования все еще является одним из ключевых вопросов повестки дня в контексте дальнейшего реформирования и модернизации национальной системы подготовки кадров в России. В условиях, когда среди ведущих мировых держав усиливается конкуренция за влияние на мировом рынке образовательных услуг, по мнению авторитетных коллег [2], особую значимость приобретает продуманная, активная и слаженная работа по повышению авторитета российского образования в мире, создание условий для увеличения количества иностранных студентов, обучающихся по российским программам.

Количество иностранных студентов с 2012 года является одним из ключевых показателей мониторинга эффективности российских образовательных организаций высшего образования по направлению «Международная деятельность», проводимого ежегодно Министерством образования и науки РФ. При этом деятельность вуза по данному направлению признается эффективной при условии, что удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, составляет не менее 1% от общей численности студентов вуза [3]. По статистическим данным, приводимым Центром социологических исследований Министерства образования и науки РФ, в 2014/15 учебном году в России обучалось 282,9 тыс. иностранных студентов, наибольшее число из которых составили студенты из Китайской Народной Республики – свыше 20,5 тысячи человек – больше чем из какой-либо иной страны дальнего зарубежья [2].

Активному увеличению контингента граждан Китая в составе общего числа иностранных студентов в России в значительной степени способствует стремительное развитие сотрудничества между РФ и КНР в области высшего образования, формы сотрудничества которого включают в себя организацию программ академической мобильности для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, обмен специалистами для осуществления преподавательской деятельности и чтения лекций, проведение совместных научных исследований, реализацию совместных образовательных программ, подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям бакалавриата и магистратуры.

Как отмечается в аналитической записке «Научно-образовательно сотрудничество – основа инновационной модели отношений России и Китая», подготовленной Российским советом по международным делам, «развитие академического сотрудничества отвечает стратегическим целям России и Китая и вписывается в повестку формирования многоуровневой дипломатии в отношениях двух стран» [4]. Однако, в целом ряде вузов все еще не разработано достаточное количество привлекательных для иностранных студентов магистерских программ, а большинство вузов не в состоянии обеспечить преподавание учебных дисциплин на английском языке, что является одним из главных факторов интернационализации российского высшего образования. Ситуацию усугубляет затянувшееся реформирование деятельности диссертационных советов, что резко сократило в настоящее время обучение иностранцев в аспирантурах российских вузов.

В этой связи, для сохранения тренда и положительной динамики увеличения числа иностранных студентов в российских университетах за счет выходцев из Китая, особое значение приобретает учет специфики контингента китайских студентов, которые являются наиболее многочисленным контингентом потребителей в процессе экспорта российских образовательных услуг.

В целях выявления тенденций современного развития мобильности китайских студентов в направлении России в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (СВФУ) с 2016 года в рамках Ассоциации технических университетов России и Китая проводятся исследования по анализу уровня удовлетворенности китайских студентов обучением в российской высшей школе.

СВФУ активно взаимодействует с университетами КНР в области образования, науки и культуры, что в непосредственной степени способствует развитию и укреплению российско-китайского стратегического диалога. В 2016 году СВФУ впервые приблизился к выполнению минимального показателя по количеству иностранных студентов за счет значительного притока абитуриентов из Китая.

Проводимые нами социологические опросы и исследования в среде китайских студентов по параметрам «организация учебного процесса», «социально-психологический климат», «социально-бытовые условия», «материально-техническое обеспечение учебного процесса», «организация научно-исследовательской работы студентов» позволили выявить ряд факторов, влияющих на их удовлетворенность образовательными услугами, как следствие, сказывающееся на общем впечатлении от пребывания в России, знакомства с русской культурой, носителями и проводниками которой они станут после возвращения на свою родину. В зависимости от того, как были удовлетворены их личные ожидания по качеству получаемой в российском вузе профессиональной подготовки, будут зависеть их позиция по вопросу - будут ли они рекомендовать знакомым или друзьям поехать учиться в Россию.

Полученные нами результаты удовлетворенности свидетельствуют о том, что имеются недостатки в области обучения русскому языку как иностранному как в Китае, так и в России на уровне довузовской подготовки. Для улучшения языковой и довузовской подготовки китайских студентов необходимо развивать методики преподавания и совершенствовать программы обучения с учетом специфики родного языка китайских студентов. Для этого необходимо на уровне университетов придавать значение и уделять пристальное внимание деятельности и развитию кафедр русского языка как иностранного, стимулировать и поощрять повышение квалификации преподавателей, их стажировки в странах обучаемого языка (в данном случае – Китая), участию в профильных научных конференциях и семинарах по обмену опытом; на уровне государства – развивать концептуальную основу и политику популяризации и продвижения русского языка и культуры за рубежом (особенно в странах-поставщиках наибольшего числа иностранных студентов в Россию, к числу которых в первую очередь относится Китай).

Как показал опрос и собеседования, студенты также испытывают недовольство организацией самого учебного процесса. Для повышения качества подготовки и удовлетворенности студентов необходимо избегать однообразного подхода в обучении, стимулировать преподавателей к творческому и новаторскому подходу в обучении, осуществлять регулярный мониторинг и контроль за качеством и содержанием учебного процесса.

Как показали результаты опроса, в российских вузах китайские студенты периодически сталкиваются с различного рода недружественными проявлениями и национализмом, что, безусловно, сказывается на общем уровне удовлетворенности от российского образования. При этом эти явления проявляются на всех уровнях – от студенческого до административного. Для решения данной проблемы рекомендуем российским вузам проводить специализированные мероприятия и разъяснительную работу среди всех структур и подразделений, непосредственно связанных с оформлением и последующим обслуживанием иностранных студентов.

На удовлетворенности студентов также сказывается «забюрокраченность» учебного процесса, необходимость китайских студентов наравне с местными студентами проходить все формальные процедуры.

Учитывая новизну количества иностранных студентов в качестве показателя эффективности работы вузов и то, что во многих российских вузах еще не отлажены механизмы работы с иностранными студентами, для решения данной проблемы на уровне иностранных студентов, предлагаем развивать систему наставничества местных студентов над иностранными студентами, формирование тандемов и «бадди-коллективов», когда при поддержке заинтересованных местных студентов, иностранные студенты, в т.ч. китайские студенты будут чувствовать себя увереннее в незнакомой среде и будут своего рода ограждены от различных недружественных проявлений. Это же будет способствовать установлению дружеских связей между иностранными китайскими и местными российскими студентами.

Также российским университетам необходимо продолжать работу по формированию своей имиджевой политики, работать над брендом университета, активно интегрироваться в мировое академическое сообщество для повышения своих показателей в мировых и региональных рейтингах университетов. Все это позволит китайским студентам быть увереннее при выборе вуза для обучения в России и положительным образом скажется на повышении уровня удовлетворенности. 

Для повышения уровня удовлетворенности российским образованием как китайских, так и остальных иностранных студентов большое значение имеет решение вопросов, связанных с предоставлением доступа в Интернет. Обязательным условием для многих студентов сейчас является наличие высокоскоростного беспроводного доступа, а также зона покрытия, охватывающая всю территорию студенческого городка.

Для повышения удовлетворенности китайских студентов российским вузам необходимо также уделять должное внимание организации их учебно-производственной практики.

Как известно, важным условием в привлечении иностранных студентов в страну не в последнюю очередь играют также и такие факторы как стоимость проживания, условия получения виз, гражданства после окончания университета, уровень толерантности общества в принимающей стране и условия интеграции в него [1]. К сожалению, уровень привлекательности России по ряду вышеперечисленных факторов заметно уступает многим развивающимся странам. Так, потенциальных иностранных студентов в России может отпугивать неразвитость региональной инфраструктуры, вышеупомянутые проявления национализма, высокий уровень преступности и наличие таких масштабных социальных проблем как алкоголизм, наркомания и прочее.

В настоящее время, стоит присмотреться к опыту организации высшего образования в Китае, Так за последние годы китайские вузы поднялись в топ рейтинга сразу на 10-15 позиций. Это является знаковым показателем целенаправленной и последовательной государственной политики КНР в области интернационализации высшего образования, способствующей стремительному развитию университетской науки и внедрению инноваций.

На наш взгляд, СВФУ, как и многим вузам Сибири и Дальнего Востока РФ испытывающим трудности в процессе интернационализации, нужна согласованная и утвержденная на уровне руководства страны концепция развития международных связей, предусматривающая специфику работы на восточном направлении, в частности в отношении КНР.  Именно развивая и стимулируя совместные образовательные программы и исследования с ведущими вузами Китая в значительной степени ускорит процесс интеграции в международное образовательное сообщество, и следовательно сможет стать более привлекательным для иностранных студентов, интересующихся получением высшего образования в России.