Ценностные ориентации – это устойчивые представления о допустимых моральных и духовных благах и идеалах, приемлемых и достойных способов их реализации.
Время меняет жизнь людей. Политическая, экономическая и социальная обстановка играют в этом решающую роль, но надо помнить, что последнее слово остается за самим человеком. Жизненные идеалы молодежи претерпевают изменения. Прагматизм, индивидуализм, эгоизм потеснили другие качества, такие как милосердие, толерантность, добродетель. Однако это вовсе не означает, что молодёжь стала хуже. Просто она стала несколько другая, изменилась ее модель поведения. Для студентов медиков актуальной проблемой является формирование такого качества личности как милосердие. Что такое милосердие? Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Милосердие медицинской сестры определяется как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи. [2, с.88] Милосердие медицинской сестры представляет собой единство сопереживания, сочувствия, сострадания больному; нравственных представлений о любви к людям, доброте, необходимости прощения, терпимости, заботы о ближнем и нуждающемся; бескорыстного отношения к окружающим; оказания реальной помощи, стремления поступать адекватно своим профессиональным знаниям и личным чувствам. [1, с.64]. Наша задача как образовательного учреждения, создать условия для профессионального воспитания и, в первую очередь, формирования у студентов устойчивых представлений о милосердии в медицине.
Одной из форм воспитания у студентов милосердия, которую мы используем в своей работе - это обращение к историческому прошлому сестринской деятельности. Студенческие исследовательские проекты позволили изучить доступные исторические и литературные источники, посвященные зарождению сестричества в России и реализации принципа милосердия в различные периоды жизни государства. Примеры деятельности сестер милосердия в военные компании и в мирное время показали студентам, как реализовывались в жизни принципы гуманизма, милосердия и сострадания. Но как бы ни был огромен исторический опыт, нас, в первую очередь, интересовало, что же почерпнули для себя из этого представители молодого поколения. Актуальна ли проблема милосердия в современном меняющемся мире? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено анонимное анкетирование студентов нашего колледжа с целью выяснения их отношения к милосердию и благотворительности, как с позиции молодежи, так и с позиции выбранной ими профессии.
Было опрошено 100 студентов со второго по четвертый курс обучения. Все анкетируемые считают, что молодежи полезно заниматься благотворительностью (59% - регулярно, 41% - в некоторых случаях). 97% наших студентов сами хотели бы участвовать в благотворительной деятельности. Среди основных видов благотворительной деятельности наиболее значимыми они называют финансовую помощь (43%), материальную в виде продуктов питания, одежды, лекарств и др. (36%), моральную и духовную поддержку (21%). Наша молодежная аудитория считает, что в первую очередь благотворительностью должны заниматься специальные фонды и государственные организации, а только потом рядовые граждане и церковь.
Студенты не обозначают четкой связи между благотворительностью и религией, поэтому 43% опрошенных считают, что милосердие и благотворительность не должны быть напрямую связаны с деятельностью религиозных организаций; 53% выделяют эту связь только в некоторых случаях, и лишь 4% видят ее обязательной.
Социальными группами, наиболее нуждающимися в милосердии и благотворительности, по мнению опрошенных, являются больные люди (что возможно определено выбранной специальностью), бездомные, дети, старики, многодетные семьи.
Подавляющее большинство студентов (76%) уверены в наличии прямой связи между профессионализмом медицинского работника и его способностью к милосердию. При этом среди личностных качеств медицинской сестры они на первое место ставят профессионализм, на второе - ответственность, на третье - вежливость, а далее сдержанность, заботливость, тактичность, правдивость и на последнее место – непреклонность. Однако в повседневной жизни, по мнению студентов, милосердие встречается достаточно редко (17% не встречает актов милосердия в своей жизни).
В современном обществе мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежеланием помочь другим людям, поэтому встает вопрос, не нужно ли возродить активное движение сестер милосердия, деятельность которых пока совсем незначительна. 72% опрошенных студентов подтверждают необходимость существования общественных организаций сестер милосердия, и развиваться они должны, в основном, по смешанному пути (78%), т.е. в их работе должен присутствовать светский и религиозный компоненты.
Наши студенты правильно понимают различие между профессиональной медсестрой и сестрой милосердия и отмечают, что практикующие медицинские сестры больше внимания уделяют должностным обязанностям, а не психологической и духовной поддержке пациента.
Сестринский уход стал профессией, а духовная основа медицины или совсем забыта, или отступает на задний план. Одной из причин этого стал не всегда осознанный выбор своей будущей деятельности. Только 74% студентов колледжа выбрали свою профессию сознательно, опираясь на реальные представления о ней. Наше исследование показало, что современная молодежь проявляет активную позицию в вопросах благотворительности, понимая ее значимость для общества. Студенты не обозначают четкой связи между благотворительностью и религией, считая, что заниматься ею должны, в первую очередь, специальные фонды и государственные организации. Опрошенные осознают роль милосердия в профессии медицинской сестры. Четверть опрошенных студентов выбрали специальность неосознанно, что может в дальнейшем привести к их уходу из профессии.
Таким образом, мы видим, что для формирования профессионального облика медицинского работника очень важно воспитание нравственных качеств личности, ведущим из которых является милосердие. В процессе воспитания необходимо создать эмоциональную притягательность выбранной специальности, показать перспективу личностного роста для каждого студента.