Педагогическая практика – это завершающий этап изучения комплекса педагогических дисциплин аспирантом. Цель педагогической практики – овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин.
Как справедливо отмечают Черняховская С.А., Боханова А.С. с педагогикой преподаватели технических вузов в основном знакомы в рамках непродолжительной педагогической практики и курса «Педагогика высшей школы» [1].
Современный преподаватель вуза должен быть компетентен, высокопрофессионален в определенной предметной области, иметь свою высокую научную компетентность, свободно ориентироваться в общекультурных областях знания, иметь серьезную психолого-педагогическую подготовку, также важно, владение коммуникативной техникой, умение передать знания и умения студентам, сформировать их мировоззрение, повлиять на становление зрелой личности и специалиста. На наш взгляд, данную проблему может решить приобретение педагогического опыта при прохождении практики в вузе в качестве преподавателя.
Так, в качестве практической деятельности, нами проведена работа с группой РП-218, второго курса по специальности «Промышленная электроника» Новосибирского технического государственного университета, по дисциплине «Альтернативная энергетика и её применение в силовой электронике». Семинар являлся, в данном случае, основной формой организации учебного занятия. Достоинством учебного занятия выступает качество подготовки к нему преподавателя. Подготовка — это не что иное, как разработка занятия, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в учебный проект.
При подготовке подобного проекта занятий руководствовался следующими действиями:
1.Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.
2.Продумать, какие из них будут решаться на данном занятии, что главное в материале занятия.
3. Изучить методические пособия к проведению занятия.
4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами семинара; усвоения нового материала.
5. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию занятия.
6. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
7. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны обучающимся.
8. Показателем подготовленности к занятию служит выполнение домашней работы студентом.
Средства обеспечения освоения дисциплины включают в себя:
1. Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для преподавателя, вопросы, задания для самостоятельной работы.
2. Материально-технические средства обучения дисциплине:
3. Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, чертежи, макеты); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.
4. Информационно-технические средства обучения (компьютер).
В системе электронного обучения НГТУ имеется комплекс DiSpace, содержащий в себе учебно-методические комплексы (УМК) по всем преподаваемым дисциплинам. При желании, аспирант может использовать уже имеющийся УМК его или же разработать свой, согласовать его и внести в систему.
В соавторстве со старшим преподавателем, разработано методическое пособие к лабораторным работам по этой дисциплине, состоящее из двух частей: теоретических выкладок, посвященных основным концепциям альтернативной энергетики и рекомендаций к лабораторным работам. В конце пособия приводятся варианты контрольный тест из 40 вопросов по всему курсу.
Также нами были проведены занятия с применением активных методов обучения, как мозговой штурм, кейс-стади, проектирование индивидуальных моделей решения и др.
В заключении хочется отметить, что педагогическая практика - первый и важнейший шаг студента в становлении преподавателем. От того, как он подойдёт к подготовке и к самому процессу практики - зависит и его дальнейшая педагогическая деятельность.