Полный текст статьи
Печать

Педагогическая практика – это завершающий этап изучения комплекса педагогических дисциплин аспирантом. Цель педагогической практики – овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин.

Как справедливо отмечают Черняховская  С.А., Боханова  А.С. с педагогикой  преподаватели  технических вузов  в основном знакомы в рамках непродолжительной педагогической практики и курса «Педагогика высшей школы» [1]. 

Современный преподаватель  вуза должен быть компетентен, высокопрофессионален в определенной предметной области, иметь свою высокую научную компетентность,  свободно ориентироваться в общекультурных областях знания,  иметь серьезную психолого-педагогическую подготовку, также важно, владение коммуникативной техникой, умение передать знания и умения студентам, сформировать их мировоззрение, повлиять на становление зрелой личности и специалиста. На наш взгляд, данную проблему может решить приобретение  педагогического опыта при прохождении практики в вузе в качестве преподавателя. 

Так, в качестве практической деятельности,  нами проведена работа с группой РП-218, второго курса  по  специальности «Промышленная электроника» Новосибирского технического государственного университета,  по дисциплине «Альтернативная энергетика и её применение в силовой электронике». Семинар являлся, в данном случае, основной формой организации учебного занятия. Достоинством учебного занятия  выступает качество подготовки к нему преподавателя. Подготовка — это не что иное, как разработка занятия, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в учебный проект.

При подготовке подобного проекта занятий руководствовался следующими действиями:

1.Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.

2.Продумать, какие из них будут решаться на данном занятии, что главное в материале занятия.

3. Изучить методические пособия к проведению занятия.

4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами семинара; усвоения нового материала.

5. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию занятия.

6. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

7. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны  обучающимся.

8. Показателем подготовленности к занятию служит выполнение домашней работы студентом.

Средства обеспечения освоения дисциплины включают в себя:

1. Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для преподавателя, вопросы, задания для самостоятельной работы.

2.  Материально-технические средства обучения дисциплине:

3. Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, чертежи, макеты); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.

4. Информационно-технические средства обучения (компьютер).

            В системе электронного обучения НГТУ имеется комплекс DiSpace, содержащий в себе учебно-методические комплексы (УМК) по всем преподаваемым дисциплинам. При желании, аспирант может использовать уже имеющийся УМК его или же разработать свой, согласовать его и внести в систему.

            В соавторстве со старшим преподавателем, разработано методическое пособие к лабораторным работам по этой дисциплине, состоящее из двух частей: теоретических выкладок, посвященных основным концепциям альтернативной энергетики и рекомендаций к лабораторным работам. В конце пособия приводятся варианты контрольный тест из 40 вопросов по всему курсу.

            Также  нами были проведены занятия с применением активных методов обучения, как  мозговой штурм, кейс-стади, проектирование  индивидуальных моделей решения и др.    

В заключении хочется отметить, что педагогическая практика - первый и важнейший шаг студента в становлении преподавателем. От того, как он подойдёт к подготовке и к самому процессу практики - зависит и его дальнейшая педагогическая деятельность.