Начиная с конца 1950-х и начала 60-х годов применение космоса стала всемирной актуальной проблемой, особенно для СССР (Союз Советских Социалистических Республик) и США (Соединенные Штаты Америки) и в это время обговаривали вопрос о создании международной организации во главе СССР и США. Советский Союз в это время лидировал на международной арене в сфере космических исследовании и по запуску космических спутников. Так в 1957 году СССР первым в мире отправил спутник в космическое пространство, а затем в 1961 году и первого человека в космос. СССР была “золотой ласточкой” в освоении космоса и первенцем в запуске спутника, космического корабля, в отправлении первого животного, лётчика, лётчицы, выходе в открытый космос, в доставке на другую планету аппаратур, в создании космической станции, в отправлении первых парных лётчиков, затем троих лётчиков, международный космический полёт с зарубежными лётчиками на борту, в запуске парных космических кораблей, в отправлении первого туриста.
По инициативе Советского Союза в 1965 году была создана международная организация “Интеркосмос” по целесообразному использованию и исследовании космоса для мирных целей в Москве. В эту деятельность приняли участие Монгольские делегаты во главе с академиком Б.Ширэндэвом, Президентом Академии Наук Монгольской Народной Республики (МНР). В программе, основанной на космической технической базе СССР, присоединились страны СЭВ (Союз Экономических взаимоотношении). Монголия с самого начала поддерживала и принимала активное участие в этой программе.
Целью интернациональной организации “Интеркосмос” являлась проведении исследовании в пяти основных областях: космического исследования, спутниковой связи, трансляции радиовещания и телевидения, космической метеорологии, космической био-медицина, космической геологии и применении результатов в развитии социально-экономической и хозяйственной сферах.
По постановлению № 64 от 4 марта 1966 года Совета Министров МНР был создан Национальный совет по мирному использованию космического простора при Академии наук, председателем назначили академика Б. Ширэндэва, который являлся руководителем АН МНР. Национальный совет поставил перед собой цель по углублённому исследовании в следующих пяти космических областях: физики, метеорологии, спутниковой связи, био-медицины, дистанционного зондирования Земли в рамках программы “Интеркосмос”. Исследовании в этих направлениях начались в научно-исследовательских институтах АН МНР физико-технических наук, химии, ботаники, геологии и географии. Так же к исследовании подключили следующие государственные агентства и министерства:“Генеральное управление по службе метеорологии и гидрологии”, Службы геодезии и картографии, Министерство связи, Министерство здравоохранения.
В рамках исследовательских работ в МНР, в 1959 году установили наблюдательную станцию спутников, в 1960 году при помощи Советского Союза создали астрономическую обсерваторию и начали готовить национальные кадры в этих направлениях в университетах и научных институтах СССР, это создавало преимущественные положении в участии в программе Интеркосмос, и зафиксированы в соответствующих документах об сотрудничества наших стран. Например, в 6-ом пункте плана сотрудничества России и Монголии в областях культуры и науки заключенном в 1962 году были включены пункты по организации следующих научных мероприятии:1. наблюдение всемирных спутников с помощью световой техники..., 2. Наблюдение атмосферных страт солнца
В начале апреля 1968 года делегаты МНР приняли участие во II заседании “Интеркосмоса”. Во время заседании выпала возможность сотрудничать с руководителем АН СССР академиком М.В.Келдишом, руководителем организации “Интеркосмос” академиком Б.Н. Петровым, с директором НИИ (научно-исследовательский институт) Радио, техники и электроники академиком В.С.Котельниковым, с директором НИИ Астрофизики академиком А.Масевич, Первым заместителем министра Министерства Связи СССР, с доктором и профессорм Н.В.Талызиным и с другими учёными.
В это время по инициативе США была создана спутниковая система “Интелсат” в 1965г., и по приглашению Правительства США на II конференцию данной организации принял участие зам. министра связи Монголии Д.Гарам-Очир. Эти факты свидетельствуют об активности Монголии в участии программы по целесообразному использования космического пространства и освоения космоса.
В 1977 году при НИИ физики и техники АН МНР, имевшая лабораторию магнетических исследований и лабораторию энергетической физики был создан сектор по космическому исследовании, принёсшая новую эру в развитии науки Монголии, особенно в физико-технической области. В результате новых внедрений монгольские исследователи начали исследовании в сферах солярной физики, применении спутников в геодезических и геофизических целях и в других важных направлениях.
МНР сделала важные шаги в исследованиях геологии, географии, биологии и сохранении окружающей среды с помощью космических техник и технологии, особенно использовании дистанционных данных, полученных летающей лабораторией при сотрудничестве с советскими специалистами Института космических исследований АН СССР в рамках программы “Интеркосмос”. Многие из этих данных и базовых исследований стали научно-исследовательским и практико-экспериментальным обоснованием для последующих исследовании и экспериментов проведенных во время Советско-Монгольского совместного космического полета под руководством программы Интеркосмос.
Другим важным шагом МНР стало присоединение в международных договорах и пактах об использовании и исследовании космического пространства в мирных целях. Монголия присоединилась к следующим международным пактам:
1. “Принципиальный контракт по деятельности стран по исследованию и использованию космического пространства, луны и других планет” (ООН, 1966)
2. Международный пакт о “Запрещении проведении экспериментов ядерного вооружения в космических просторах, в земном воздушном пространстве и под водой” предложенный Советским Союзом, Великобританией и США. (1963, Москва).
3. “Конвенция о международной ответственности при нанесении ущерба космическим телам” (1972)
4. “Международная конвенция о регистрации физических тел отправленных в космос” (1976).
Следующим этапом целесообразного участия Монголии в космической программе было проведение совместного Советско-Монгольского полета в космос, которое было запланировано исследованиями.
На Западе склонны считать наш совместный полет “символическим” с политическим и агитационным характером. Но на самом деле, исторически сложивщаяся ситуация и источники доказывают обратное. В подготовке этого полета приняли участие более 50 исследователей с Монгольской стороны.
Одной из самых существенных работ подготовительного этапа Советско-Монгольского совместного полета была разработка научно-исследовательских и экспериментальных программ, процедуры их проведении в полете, подготовка, создание и конструирование необходимых исследовательских инструментов выполненных на высоком уровне, составление теоретических и методологических инструкции. Во время полета были проведены более 30 исследовательских и экспериментальных работ в области космической физики, техники и технологии, дистанционного исследования, био-медицины и природного ресурса. Сотрудничество и помощь Советских учёных и специалистов Б.Н.Петрова, А.В.Сидоренко, Р.З.Сагдеева, О.Г.Газенко, А.А.Яншина и конструкторв А.В. Ливенцова и Ковневеристова оказали большую роль в проведении этих работах. Во время подготовки были организованы более 20-ти обсуждении и заседании с участием Советских и Монгольских исследователей в столицах двух стран. Программы и исследовательские эксперименты проведенные при совместном полёте были подразделены на 4 большие группы:
1-ое: физико-технические эксперименты состоявшие из частей “Поляризации”, “Излучении” и “Голограммы”;
2-ое: технологические эксперименты состоявшие из частей “Алтай-1”, “Алтай-2”, “Хэрлэн”, “Эрдэнэт”, “Болор”
3-е: биоклинические эксперименты состоявшие из частей “Биоритм”, “Чацаргана”, “Опрос”, “Досуг”, “Пробы национальной еды /хайлмаг, молоко, сушённый творог, сушённое мясо”.
4-ое: эксперименты по исследованию природных ресурсов состоявшие из частей “Биосфера Мон” которая подразделяется на “Хувсгул”, “Хангай”, “Орхон”, “Тэнгэр”, “Бэлчээр” , “Мусун гол”, “Гоби”, “Зааг”, “Ус”, “Тулш”, “Сэлэнгэ”, “Галт уул”, “Цагирагууд”, “Боржин”.
Советско-Монгольский совместный космический полет дал монгольскому народу огромную радость и гордость достигнутым успехом в развитии своей страны, торжество в соединении народов разных стран и за прогрессивное мироввозрение. Это событие принесла всемирную известность Монголии и возвысило репутацию нашей страны на международной арене.
Благодаря программе “Интеркосмос” и совместного космического полета укрепила космический статус Монголии в исследовании и использовании космического пространства на международной арене.
Совместный полет стал основанием для дальнейшего развития и продолжения космических исследовании, Монгольские исследователи разработали с помощью Советских учёных и исследователей инструменты и приборы для космических исследовании.
Всего через 16 лет после присоединения Монголии в программу Интеркосмос в 1965 году, Монголия стала в мире 10-ой страной, гражданин которого совершил космический полет, и 20-ой страной, которая использовала космические техники произведенные у себя, а также 5-ой страной, испытавшие свои инструменты и оборудовании в открытом космическом пространстве. Все эти достижения зафиксированы в мировой истории.
В настоящее время историческое значение этого космического полета становится все больше значительным и существенным, по мере стремительного развития в овладении и исследовании космического пространства, и в реализации научно-практических результатов для достижения намеченных целей. Монгольский народ имеет полное право и открытый доступ на их получении и использовании для настоящего и будущего поколении страны. Работы и разработки научных исследований в разных областях как владение собственным спутником, введении нового этапа спутниковой связи, в внедрении широкого использования дистанционных зондированной спутниковой технологии являются главной целью космических исследований Монголии, которая определяет новые тенденции в освоении космоса Монголией в XXI веке.