Возрастающая роль информационных технологий в жизни современного общества определяет особое положение предмета «Информатика» в общей системе школьного образования. С одной стороны, информатика должна подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, т.е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования. Вместе с другими предметами информатика создает основу для формирования способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению. Изучение основ алгоритмизации и программирования в школе направлено на развитие алгоритмического и логического мышления учащихся.
Элективные курсы – курсы, способствующие углублению и индивидуализации обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [2, с. 75].
Таким образом, цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач [1, с. 38-39]:
1) расширить знания по изучаемым предметам;
2) обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;
3) способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;
4) формировать и развивать познавательный интерес к предметам.
В данной работе разработан элективный курс по информатике «Основы языка программирования Python» для учащихся, проявивших интерес к информатике и имеющих намерения продолжить образование после школы по направлению информационных технологий.
Он представляет собой вводный курс по программированию, дающий представление о базовых понятиях структурного программирования (данных, операциях, переменных, ветвлениях в программе, циклах и функциях) на языке Python.
Выбор Python обусловлен тем, что это язык, обладающий рядом преимуществ перед другими языками для начинающих изучать программирование: ясность кода, быстрота реализации. Python – это язык программирования, который становится всё более популярным в последнее время. Он пригоден для решения разнообразных задач и предлагает те же возможности, что и другие языки программирования: динамичность, поддержку ООП и кроссплатформенность. В заданиях тематического блока «Программирование» контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ пятым языком представлен язык программирования Python.
Python позволяет писать очень компактные и удобочитаемые программы. Изучая программирование на Python, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
При разработке элективного курса были решены следующие задачи:
1) изучена научно-педагогическая, учебно-методическая литература по теме исследования;
2) рассмотрено содержание обучения по линии алгоритмизации и программирования в средней школе;
3) раскрыто понятие элективного курса: цель, задачи, специфика содержания;
4) выявлены особенности элективных курсов по информатике;
5) разработана программа и учебно-методические материалы элективного курса «Основы языка программирования Python».
Курс рассчитан на 36 часов:
Содержание |
Виды занятий |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
Знакомство с историей развития языков программирования, способами трансляции программного кода |
1 |
1 |
|
История Питона. Установка. Знакомство с интерфейсом программы Питон |
1 |
1 |
|
Типы и структуры данных. Целые числа. Числа с плавающей точкой. Ввод и вывод данных |
1 |
1 |
2 |
Вычисление арифметических выражений. Практикум |
1 |
2 |
3 |
Использование библиотечных функций. Графическая библиотека turtle |
1 |
2 |
3 |
Логические выражения. Условный оператор |
1 |
2 |
3 |
Множественное ветвление |
1 |
2 |
3 |
Цикл со счетчиком |
1 |
2 |
3 |
Цикл с условием |
1 |
2 |
3 |
Строки |
1 |
2 |
3 |
Списки |
1 |
2 |
3 |
Кортежи, словари |
1 |
2 |
3 |
Функции. Параметры и аргументы функций. Локальные и глобальные переменные |
1 |
2 |
3 |
Проверочная работа |
1 |
||
Резерв |
1 |
||
Всего |
13 |
21 |
36 |
Методической особенностью курса является изучение основных алгоритмических структур с помощью графической библиотеки turtle.
В результате освоения курса учащийся должен:
1) уметь создавать простые программы линейной, разветвляющейся и циклической структуры;
2) уметь проводить отладку программы, находить в них алгоритмические ошибки;
3) знать составные структуры данных (строки, списки, кортежи, словари);
4) знать основные методы решения практических задач.
Элективный курс был апробирован в марте 2015 г. в ГБОУ «Физико-математический форум «Ленский край» в рамках «Школы юного программиста». Группа состояла из 20 учащихся 7-8 классов разных школ Республики Саха (Якутия). Проведено анкетирование, по результатам которого выявлено, что разработанный курс понятен и интересен, учебно-методический материал посилен для учащихся.