Полный текст статьи
Печать

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничествав достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Учебное сотрудничество в свою очередь подразумевает наличие в педагогической деятельности совместной, коллективной деятельности, в результате которой происходит обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Известно, что коллективная деятельность в сообществе побуждает к выдвижению различных гипотез, критической оценке информации, играет решающую роль при поиске ошибок. Для организации такого вида деятельности педагогами традиционно используются различные методы организации парной, групповой, коллективной работы. В настоящее время перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной и в электронной информационной среде. Таким образом, вполне оправданно то, что поиск новых методов организации учебного коллективного взаимодействия  мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин. Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. В учебной практике процессы формирования сетевых децентрализованных моделей сегодня становятся более заметны, и именно сетевые технологии готовят для них почву.

Доступность и распространенность сетевых технологий ставит преподавателя перед такими задачами: как же преподаватель может применить те возможности ИКТ, которые студенты уже давно используют и как направить использование ИКТ в полезное русло, например, для формирования предметных знаний  и универсальных учебных действий.

Решая эти и подобные задачи сетевого взаимодействия, преподаватель использует две модели «Учитель – ученик» и «Ученик – ученик». Каждая из них предполагает использование интерактивных и информационных технологий.

Интерактивное обучение – это обучение основанное на общении. Оно призвано изменить формы обучение с транслирующих (передаточных) на диалоговые основанные на взаимодействии.

Многие интерактивные технологии хорошо известны и успешно используются педагогами: «мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры и др. Интерактивные технологии сейчас – обязательное использование современных средств организации процесса обучения. Например, использование интерактивной доски на занятии позволяет применять презентации, различного рода демонстрации и моделирование; способствует повышению активности обучающихся, а значит повысить темп занятия. Привлечение в образовательный процесс компьютера позволяет создать обширный справочный материал, представленный в таблицах, графиках, с использованием звуковых и видео файлов.

Сейчас в учебной практике становятся популярными сетевые модели обучения, и именно сетевые сервисы делают эти модели привлекательными. Использование большинства из них не требуют от учителя глубоких знаний информационных процессов и виртуозной работы с компьютером.

Модель «Учитель-ученик» не предполагает сотрудничества студентов  друг с другом. Такая модель реализуется через блоги и сайты педагогов, ICQ и Skype, Twitter и Friendfeed, электронную почту и т. д. С помощью этих средств педагоги могут общаться со своими учениками, предлагать им учебные задания, обсуждать различные вопросы и проблемы.

Такая сетевая учебная деятельность учащихся при хорошей реализации  может помочь преподавателю решить ряд важных задач, например: индивидуализировать образовательный процесс, организовать отдельную работу со студентами, стремящимися получить дополнительные знания по предмету или слабоуспевающими.  В школах её используют при организации  учебной деятельности детей, часто отсутствующих на уроках (дети со слабым здоровьем; спортсмены, выезжающие на соревнования и сборы; одаренные дети, участвующие в творческих школах, конкурсах, концертах).

Очень полезны для организации такой работы такие сетевые сервисы создания ментальных карт (диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанны друг с другом и объединенные какой-либо общей идеей).

Задания, предлагаемые студентам,  могут быть индивидуальными, а могут быть и коллективными. Но даже в ходе выполнения коллективного задания (например, заполнение общей таблицы результатов работы в среде WikiWiki) сотрудничества между обучающимися нет.

В модель «Ученик-ученик» учитель организует сетевую деятельность нескольких студентов, предполагающую их взаимодействие друг с другом.

Современные студенты  самостоятельно и успешно организуют сетевое взаимодействие друг с другом в различных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники...). Правда, чаще всего это взаимодействие не имеет отношения к образовательной деятельности.

Примеры учебного сетевого взаимодействия можно встретить  в различных дистанционных мероприятиях (проектах, конкурсах, олимпиадах). Зачастую это обсуждение результатов работы участников или примеры сетевой деятельности, в ходе которой каждый участник (или команда) вносит свой вклад в общий результат.

Сейчас в сети можно найти достаточное количество сервисов предназначенных для организации командной работы над каким-либо проектом. Например, сервис Teamer.ru позволяет создавать проекты, задачи, назначить их выполнение на конкретный срок и установить руководителя, как для каждой отдельной задачи, так и над проектом в целом. Руководитель проекта может создавать задания, планировать их исполнение, контролировать процесс в целом, а исполнитель – только свои задания. Если использование сервисов такого рода может вызвать некоторые затруднения, то вполне можно использовать и более простые, например сервисы по созданию коллективных фотоальбомов, творческих отчетов. Для этого подойдут такие сервисы как: Flicker, Flamber, различные мэшапы – Animato, PhotoPeach - сервисы для создания слайд-шоу из картинок и музыкального оформления. Большой набор возможностей предлагает сервис презентаций Picasa Веб-альбом.

Еще одним примером может служить сетевое взаимодействие студентов информационных специальностей Колледжа педагогического образования, информатики и права, организованное на практических занятиях по дисциплине «Технология разработки программного обеспечения».

Разрабатывая свой программный продукт (предметный web-сайт для учителя школы), студент должен изучить несколько групп сетевых сервисов, например, сервис создания презентаций и тестов, видеосервисы, сервисы закладок. После исследования всех сервисов, необходимо выбрать по одному из каждой группы наиболее эффективному в работе и простому в использовании, и далее с его применением  реализовать задачи своего программного продукта. Беря во внимание очень короткий срок, отведенный на реализацию web-сайта, такой план работы студента можно назвать не реализуемым, но при использовании сетевого взаимодействия реализация работы проходит очень успешно.

Вся группа студентов разбивается на микрогруппы для изучения своего вида сетевых сервисов (в плане каждого студента на этом этапе изучить не менее одного сервиса). Далее микрогруппа совместно готовит отчет в среде Wiki, где каждый студент выкладывает комментарии, полезные ссылки, удачные примеры использования своего сервиса. Отчеты каждой микрогруппы доступны всем студентам. На заключительном этапе каждый студент знакомится с результатами работы всех остальных микрогрупп, задает уточняющие вопросы и делает свой выбор в зависимости от требований к реализации своего web-сайта. При условии, что каждый студент добросовестно и в срок выполнил свою часть работы, общий результат такой работы значительно сокращает время и трудозатраты по разработке программы. Необходимо отметить, что сотрудничество студентов может осуществляться как в очном, так и в сетевом режиме с использованием интернет-инструментов как средства совместной деятельности, направленной на поиск информации, создание, редактирование собственных цифровых материалов, написание совместных текстов, таблиц и т. д. Преподаватель же может оценить вклад каждого студента в общий результат совместного исследования, его владения навыками поиска информации, сформированность умения критично мыслить и кратко и четко излагать результат исследования.

Работая в группе или коллективе, студенты учатся работать совместно с другими, принимать на себя разные социальные роли, принимать совместные решения, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владеть нормами и техникой общения, что позволяет эффективно решать учебные задачи.