Полный текст статьи
Печать

         Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения разных предметов, в том числе и географии [6].

          Для успешного осуществления компьютерного обучения преподавателю важно принимать во внимание все возможные формы его воздействия. Чтобы правильно строить процесс обучения, достаточно строго определять и оценивать его результаты, осуществлять своевременную коррекцию, развертывать индивидуальные подходы и программы, необходимо учитывать психолого-педагогические показания и критерии эффективности компьютерного обучения.          В современных условиях компьютерное обучение целесообразно и возможно строить как личностно-ориентированное, т.е. принимать во внимание психологические возможности учащихся, а также специально предусмотреть и создавать условия для развития их личности.

          В настоящее время в обучении географии существует два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений, навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью».

         Умение пользоваться компьютером в повсеместной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению [1].

         Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В настоящее время в обучении географии нет единой классификации таких программ, однако эта тематика рассматривалась во многих публикациях (Д.В.Новенко, О.В. Шульгина, А.А. Лобжанидзе).

         Можно выделить такие типы компьютерных программ в зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета:

  • учебные компьютерные программы;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • справочно-информационные;
  • мультимедиа-учебники [6].

В своей работе мы применяем мультимедийные учебники, разработанные преподавателями географического факультета МПГУ совместно со специалистами Республиканского мультимедиа-центра:

  • 6 класс – учебник «Начальный курс географии» (автор Петрова Н.Н)
  • 7 класс- учебник по курсу «География материков и океанов» (авторы учебного материала И.В.Душина, В.Б.Пятунин, А.А.Летягин)
  • 8 класс – «География России. Природа и население»  (В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя)
  • Тесты  по географии 9 класс (изд-во «Учитель»)
  • Репетитор по географии 2008 (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)
  • Шпаргалки по географии (изд-во  «ГуруСофт»)
  • Большая энциклопедия географических карт (Карта мира и России).
  • Энциклопедия стран мира (Изд-во  «Медиа 2000»)  и др.

          Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения географии. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. Как показывает опыт, применение мультимедийных средств в обучении способствует  повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся.

        Основные формы использования ИКТ, которые мы используем в  своей работе:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления уроков.
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
  • Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации.
  • Диагностика творческого развития детей (диаграммы, графики, таблицы), Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, участие в вебинарах и олимпиадах)
  • Работа в системе «Сетевой город» (электронный журнал и электронный дневник);
  • Создание компьютерных презентаций к родительским собраниям по различным темам, с представлением результатов детских опросов и анкетирования.       

         Какие  же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения географии?  Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

        Использование ИКТ на уроках географии  нам позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения;
  • расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

          Раньше уроки географии в нашей школе в 7 классе проходили в компьютерном классе один раз в неделю. Сегодня  такой возможности нет из-за большой загруженности компьютерного класса. Каждый ученик имел доступ к компьютеру и возможность работать с мультимедиа-учебником.  Мультимедиа-учебник, как и традиционный учебник, осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, слайдов, текстов, что способствует мотивации учебной деятельности. Мы  проводили опрос у ребят 7 класса и многие  на вопрос: «Какой предмет вам больше нравится?»  давали разные ответы. География,  конечно, тоже была в числе  любимых, но в конце года, когда мы раз в неделю работали в компьютерном классе, 50% детей ответили  что нравится география.

         Очень важной функцией мультимедиа-учебника является организация самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять их с помощью практических работ, тестовых заданий. Большинство практических заданий носит игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и учения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и др. средств обучения.

         Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» ученики работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Еще одну функцию выполняет мультимедиа - учебник - контролирующую.

         В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. Прорабатывая по несколько раз тестовые (тесты все разные, это очень большой плюс) и практические задания, учащиеся очень хорошо запоминают пройденный материал.  Методическое построение учебника обеспечивает возможности как для самостоятельного изучения учащимися представленного учебного материала, так и для широкого применения мультимедиа-учебника  в учебном процессе в комплексе с другими средствами обучения.

        Уроки с применением  компьютерных технологий - это качественно новые типы уроков, на которых учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения мультимедиа-учебников и других видов программ. При планировании урока учителю необходимо выделить учебный материал, изучение которого требует применения тех или иных ТСО и СНИТ (средств новых информационных технологий) [5].

         Планируя урок с применением СНИТ, учитель географии соблюдает дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяет педагогическую цель применения СНИТ в учебном процессе;
  • уточняет, где и когда он использует СНИТ на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и современности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.

         В 6 классе на уроках географии мы используем не все темы мультимедиа-учебника, а только некоторые уроки или фрагменты из них. Через проектор видеослайды и видеофрагменты проецируются на экран, и учащиеся видят процессы образования пустынь, или наступление пустынь, или образование ледников и сползание их и т.д. Если вдруг возникают проблемы с компьютерным классом, можно на экран спроецировать  контролирующие тесты. Ребята выполняют их в тетради, потом некоторые дают правильные ответы, а компьютер выставляет им оценку. Таким образом, можно проверить знания многих учеников. Для подготовки к олимпиадам мы часто используем «Шпаргалки по географии». Как показывает практика, многие дети владеют зрительной памятью и способны запомнить правильные ответы. Такие занятия дают хороший результат на олимпиадах или других интеллектуальных играх. На уроках по региональному компоненту мы используем большое количество презентаций по географии Якутии, например: «Реки и озера РС (Я)», « Демографическая ситуация г. Ленска и Ленского района», «Алмазодобывающая промышленность Якутии» и т.д.

          В старших классах, когда учащиеся уже умеют осуществлять самостоятельное конструирование новых информационных технологий, они приближаются к уровню пользователя-профессионала и способны не только полностью использовать все функциональные возможности той или иной программы, но и подобрать программу для решения конкретной задачи, а также творчески разработать алгоритм ее решения. В 2010 году группа учащихся 11 классов создали  электронный «Атлас мира» и подарили в кабинет географии. Этим «Атласом мира» мы пользуемся на уроках.

           В   «Excel»  учащиеся могут составить графики, диаграммы импорта-экспорта товаров, внешние экономические связи стран, стоимости производимой продукции и т.д. В нашей школе в компьютерном классе есть выход в Интернет и одним из  методов обучения является метод проектов - как совокупность определенных действий, документов, замыслов для создания реального  объекта, предмета, теоретического продукта.

          Метод проектов способствует:

  • устойчивой мотивации и ощущению потребности в приобретении новых знаний, необходимых для реализации проекта;
  • активизации познавательной деятельности учащихся особенно при создании ими информационных  моделей для компьютера;
  • развитию творческих способностей, позволяющих реализовать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
  • воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в распределении сфер их применения;
  • рефлексии учащихся при осознании себя творцами новых знаний и т.д.[2].

         Необходимым условием оптимальности протекания учебного процесса является самостоятельность учащихся при выполнении ими исследовательских заданий на базе применения компьютерных технологий. При этом учитель сосредоточивает свои усилия на разработке системы знаний, которые обеспечивают творческое применение учащимися базовых знаний (идей, понятий, методов познания) при разрешении доступных им проблем для овладения умениями и навыками исследовательской деятельности с применением средств новых информационных технологий [4].

       Очень часто в своей работе  мы используем программу PAWER POINT. Этой программой пользуются не только учителя. Современные школьники дома имеют хорошие компьютеры и Интернет, что позволяет им думать, что они  могут работать с любой программой, но когда предлагаешь им создать компьютерную презентацию в программе PAWER POINT, оказывается, что только единицы знают как это делать.       Начиная с 8 класса, на уроках географии мы начинаем обучать учащихся работать в этой программе.  Ребятам предлагается создать компьютерные презентации по определенным  темам на выбор. Можно использовать любую информацию из разных источников, работать в паре, работать дома или в классе, если нет компьютера или Интернета. Существует определенный план составления компьютерной презентации, временной предел и консультации. Учащимся очень сложно из большого потока информации выбрать ту, которую надо.  Разнообразие компьютерных программ, инструментов творчества, вызывает затруднения в определении содержания работы. Поэтому при проектировании содержания работы мы опираемся на мнение Д.Б. Богоявленской о необходимости сужения «креативного поля», пространства творческих решений, которые могут использоваться обучающимися для создания компьютерной презентации. Сужение «креативного поля» осуществляется путем ограничений: определённый инструмент творчества, вид  информации, программа и объем творчества [3]. Учитель озвучивает требования к компьютерной презентации:  новизна, доступность, распространенность и универсальность инструментов и объектов  творчества. Эти требования удовлетворяют познавательные потребности и создают мотивацию к творчеству. Таким образом, на ранней стадии происходит формирование творческого компонента информационной культуры обучающихся с позиции активных информационных ресурсов и информационных потребностей общества, и к 10-11 классу этот опыт совершенствуется.  Проекты получаются очень интересные, такие как: «Малые народы Севера», «Народные промыслы  России», «Многолетняя мерзлота» и др.  При изучении в 10-11 классе таких тем как: «Природные ресурсы мира», «Транспорт мира» и страны мира, учащиеся сами составляют проекты и защищают их на уроках.

       Каждый год, чтобы работы не повторялись,  по теме «Страны мира» меняются направления.

2009г. - «Экономически развитые страны»;

2010г. – «Развивающиеся страны»;

2011г. – «Небольшие  по территории страны и микрогосударства»

        По другим темам:

2014г.-  «Природные ресурсы мира»

2015г.-  « География  промышленности мира»

         В дальнейшем эти проекты используются на уроках географии.          Благодаря  совместной работе учителя и учащихся в этом направлении, нами собрана большая библиотека компьютерных презентаций по различным разделам географии.

         Несколько лет назад кабинет географии оснастили интерактивной доской. Использование такой доски позволяет подготовить и провести урок на качественном уровне. Использование интерактивной доски показало, что это инструментальное средство предоставляет уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства.