Полный текст статьи
Печать

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ результатов исследований данной проблемы, а также практический опыт автора статьи показывает, что возникновение и закрепление тревожности у детей в значительной степени связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5].

Анализ литературных данных позволяет выделить несколько источников детской тревоги [3, 4]:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет.
  4. Тревога из-за не способности овладеть средой.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации.
  6. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Также специалисты называют критерии определения у детей тревожности, заметив которые взрослые наблюдатели (родители, воспитатели детского сада и др.) могут своевременно обратиться к детскому психологу.

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-то.
  3. Мышечное напряжение.
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна [5].

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности у детей. Для этой работы специалистами накоплен и представлен в различных научных публикациях достаточный опыт. В доступных источниках можно найти достаточное количество диагностического материала для исследования детской тревожности. Наиболее используемыми методиками являются: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо", проективная диагностика детей, методика "Паровозик" [1].

Методы песочной терапии являются достаточно ценным инструментом коррекции детской тревожности. Особенно эффективны они при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь часто даже взрослый человек не может найти слова для описания своих трудностей, а что же говорить о маленьком человеке …  Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.

Практика показывает, что взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне [1].

Автором статьи в процессе практической деятельности было установлено, что хорошие результаты в снижении внутреннего напряжения, повышении психоэмоционального комфорта, даёт именно песочная терапия.

Ниже представлен обзор нескольких упражнений для рисования детьми песком на световом столе [3].

Упражнение «Мое настроение» позволяет  ознакомить детей с основными эмоциями, обучить определению эмоционального состояния и отражению его вербально и невербально, помогает осознать испытываемые эмоции. Форма работы групповая. Дополнительные материалы: карточки - пиктограммы эмоциональных состояний. Детям раздаются карточки-пиктограммы эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать карточку (с изображением эмоции), которая соответствует его настроению,  пытается ее повторить, затем рисует песком на световом стекле. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, отвечая на вопросы: какое настроение изобразил, в каких ситуациях он испытывает такое чувство, что можно ему посоветовать.

Упражнение «Я и мои чувства» способствует снятию напряжения, осознанию и отреагированию негативных переживаний, формированию адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальная. Ребенку  предлагается изобразить с помощью песка свое чувство, которое он сейчас испытывает в виде рисунка. Например, радостное утро, грустный дождик и т.д. Затем психолог обсуждает нарисованную картину: расскажи о своем рисунке, какое чувство ты испытывал, когда рисовал, что больше всего нравиться , что не нравиться и т.д.

Упражнение «Дорисуй картину» способствует развитию воображения, обучению навыкам доступными средствами отражать полученные впечатления. Форма проведения индивидуальная или групповая. Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники,  и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

Эти и другие упражнения и задания для песочной терапии иллюстрируют её главное достоинство – ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. И именно это ощущение будет способствовать постепенному формированию чувства уверенности в себе и, как следствие, снижению  внутренней тревоги.