Полный текст статьи
Печать

Современные реалии таковы, что практически каждый человек цивилизованного мира живет и развивается в поликультурном пространстве. Образование должно способствовать не только осознанию своих корней и привитию патриотических ценностей, но и внушению терпимости и уважения к людям других культур.

Однако как бы ни был велик объем передаваемой информации, ребенок не может быть подготовлен к межкультурному взаимодействию, пока не получит адекватного воспитания. Поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на образовании. Простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно – ребенок должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».

Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка. Начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется статус.

С возрастом увеличивается интерес детей к социальному миру, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.

На базе МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова» г. Смоленска с 2012г. по 2016 г. проводится муниципальный эксперимент по теме «Межкультурный диалог как многокомпонентное педагогическое условие формирования и развития личности ребёнка»

Цели эксперимента:

1.Развитие полиэтнической культуры обучающихся.
2.Корректировка содержания планов воспитательной работы.
3.Обновление тематики, форм внеклассной работы.
4.Внесение корректив в систему дополнительного образования.

5.Апробация различных форм организации педагогического сопровождения обучающихся.

Дети начальных классов лицея являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов.

В начальных классах лицея реализовывалась подпрограмма «Межкультурный диалог как многокомпонентное условие формирования и развития личности лицеиста».

Надо отметить, что работа в этом направлении в начальных классах велась и ранее.

На протяжении нескольких лет проводились мероприятия к народным праздникам как «Осенние посиделки», «Рождественские встречи», «Коляды», «Сороки», «Масленица», народные ярмарки. Мероприятия сопровождались народной музыкой, народными песнями, хороводами. Дети выступали в народных костюмах. Активное участие в организации и проведении праздников принимали и родители обучающихся.

Данные мероприятия являются частью системной работы по поликультурному воспитанию младших школьников. В своей работе мы используем систему мероприятий, направленных на привитие любви к малой Родине через знакомство младших школьников с культурно-историческим наследием Смоленского края.

Дети, принимая участие в фольклорных мероприятиях, узнают много интересного о родном крае, народных традициях, о его героической истории и сегодняшнем дне, о его замечательных людях. Учатся любить и гордиться своей малой родиной, жить, творить и преумножать славу наших великих предков.

На классных часах в начальной школе обсуждаются темы дружбы, взаимопонимания, поддержки, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Очень важно показать учащимся равенство всех культур, признание права каждой культуры на отличия от других, уважение к чужой культуре.

На первое полугодие 2015-2016 учебного года план воспитательной работы в 4-х классах был разработан и составлен в соответствии с темой «Межкультурный диалог как многокомпонентное условие формирования и развития личности лицеиста». 

Период

Внеклассная работа

Сентябрь

  • Всероссийский урок мира. День солидарности в борьбе с терроризмом. Видеоурок «Терроризм. Как не стать его жертвой?»
  • 25 сентября – годовщина освобождения Смоленска от фашистских захватчиков. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.

Октябрь

  • 4 ноября – День народного единства. Кл. час «Сила народа в единстве»
  • Кл. час «Друзья в классе»

Ноябрь

  • 16 ноября – Международный день толерантности. Круглый стол «Толерантность – путь к миру»
  • Психологический тренинг «Мы такие разные, но мы вместе…»
  • Экскурсия в этнографический парк-музей ЭТНОМИР (Калужская обл.)

Декабрь

  • 20 ноября – Всемирный день ребенка. Откровенный разговор «Я и мои права».
  • 12 декабря – День Конституции РФ. Устный журнал «Конституция – основной закон РФ»
  • Как встречают Новый год в разных странах. Игра «Встречаем гостей».

Тематика классных часов  и  мероприятий содействует формированию у учащихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Отбор материала ориентирован на формирование базовых национальных ценностей. Средствами воспитания формируется благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России и мира, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам разных стран.

  Показателями поликультурной воспитанности у младших школьников являются: наличие у детей элементарных знаний о культуре своей страны, культуре стран ближайшего и отдаленного национального окружения, наличие патриотических чувств, осознание себя гражданином своей страны, своей причастности к культурному богатству других народов и толерантность по отношению к представителям других культур.

В декабре 2015 года было проведено анкетирование «Выявление уровня культурологических представлений младших школьников».

Анкета

  1. Знаете ли вы, люди каких национальностей проживают в Смоленской области? (перечисли их)
  2. Что вы знаете  о культуре народов, проживающих в Смоленской области?
  3. Знаете ли свою национальность? Какая?
  4. Какой национальности ваши папа, мама, бабушка, дедушка?
  5. Знаете ли вы традиции и обычаи вашей национальности? Какие?
  6. Если у вас дома что-либо из старинных вещей вашей национальности?  Какие?
  7. Знаете ли вы национальности ваших одноклассников?

Обработка результатов.

За каждый ответ в анкете ставится 1 балл.

6-7 баллов – высокий уровень

3-5 баллов -  средний уровень

1-2 балла – низкий уровень 

Уровень культурологических представлений

Количество обучающихся

в 4 А, 4 В классах

Количество обучающихся

в 4 А, 4 В классах (%)

высокий

47 чел.

94%

средний

3 чел.

6%

низкий

нет

нет

 

По результатам диагностики «Выявление уровня культурологических представлений младших школьников» учащиеся показывают высокий уровень развития и сформированности культурологических представлений. Все ученики ответили на вопросы о национальной принадлежности членов своей семьи, о традициях и обычаях своего народа.

В классах учатся дети разных национальностей: русские, армяне, азербайджанцы, чеченцы, украинцы. Как результат эксперимента - в классах нет случаев жестокого обращения к детям других национальностей. В классах нет межнациональной розни.

Такие высокие результаты получены в результате систематической работы в направлении поликультурного воспитания и образования учащихся.

Учителями начальных классов и в дальнейшем планируется продолжать работу в данном направлении. Ведь школа – это место, где ребенок приобщается не только к традиционной российской культуре, но и знакомится с многообразием сосуществующих в обществе культур.