Полный текст статьи
Печать

Необходимость осуществления перехода от сырьевой модели экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического развития была заявлена на самом высшем государственном уровне в 2008 в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утвердил премьер-министром РФ В.В. Путин). Бесспорно, «инновационный путь развития является не только перспективным, но и безальтернативным для развития подавляющего большинства российских регионов» [10, с. 7]. Только вот технологии, осуществления перехода на инновационные путь развития существенно различаются. «С одной стороны, это говорит в пользу существующего многообразия индивидуальных черт территорий, а так же моделей и методов управления процессом, а с другой – об отсутствии единой апробированной методологии по внедрению инновационных новшеств в стране» [5, с. 18]. В связи с данным тезисом представляется весьма актуальным изучение темпов инновационного развития как по стране в целом, так и по федеральным округам в частности с целью выявления наилучшей практики осуществления политики, направленной на активизацию инновационного поведения предприятий. Однако следует учесть, что «крупный бизнес в стране относится к одному из самых вялых и незаинтересованных участников инновационных процессов» [8, с. 30].

При этом следует отметить, что «более 70 % изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих, устаревших видов техники» [7, с. 57]. Инвестиции в науку со стороны частного сектора составляют около трети от государственных вложений, что несоизмеримо с текущими потребностями обновления производства и расширения спектра новой продукции. «Однако проблему модернизации страны до сих пор зачастую принято рассматривать только на уровне создания инноваций. Между тем их пользователи – такие же инновационные фирмы, как и создающие» [14, с. 158-159]. А именно «увеличение доли передовых технологий в структуре экономики страны является наиглавнейшим фактором для усиления конкурентных позиций России в мире, который сможет изменить отношение к России как к «сырьевому придатку» [12, с. 21].

Результаты политики, направленной на стимулирование инновационного поведения предприятий, могут быть проанализированы на основе данных предоставляемых Федеральной службой государственной статистики (таблица 1). Статистическое обследование осуществляется с помощью форм федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (годовая) и № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» (1 раз в 2 года, за нечетные года).

Таблица 1.

Инновационная активность организаций по федеральным округам Российской Федерации: 2012-2014 гг., (процент).

 

2012

2013

2014

Россия:

10,3

10,1

9,9

Центральный федеральный округ (ЦФО)

10,9

10,7

10,9

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

11,0

10,7

10,3

Южный федеральный округ (ЮФО)

7,4

7,2

7,7

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)

6,4

5,9

6,5

Приволжский федеральный округ (ПФО)

11,9

11,7

11,4

Уральский федеральный округ (УФО)

10,6

9,6

8,9

Сибирский федеральный округ (СФО)

8,5

9,1

8,8

Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

10,8

9,5

8,9

Крымский федеральный округ (КФО)

-

-

9,6

 

Источник: авторская разработка на основе данных Росстата [16].

Как видно из представленных данных уровень инновационной активности предприятий в 2012-2014 гг. не превысил 10,3% (2012 г.) в целом по России, и в частности по федеральным округам 11,9% (2012 г.) для Приволжского федерального округа. Минимальное значение за анализируемый период принадлежит Северо-Кавказскому федеральному округу – 5,9% (2013 г.), данный округ является аутсайдером по показателю инновационной активности и по состоянию на 2014 г. – 6,5%.

Для наглядного представления масштабов инновационной деятельности предприятий, как в России, так и за рубежом, представим следующие данные. Для сравнения возьмем показатели инновационной активности, рассчитанные для ряда стран ЕС, кандидатов в ЕС и др. в целом (таблица 2) и в разрезе по видам инноваций (таблица 3).

Таблица 2.

Инновационная активность организаций, (процент).

 

2012

2013

2014

Россия:

10,3

10,1

9,9

Центральный федеральный округ (ЦФО)

10,9

10,7

10,9

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

11,0

10,7

10,3

Южный федеральный округ (ЮФО)

7,4

7,2

7,7

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)

6,4

5,9

6,5

Приволжский федеральный округ (ПФО)

11,9

11,7

11,4

Уральский федеральный округ (УФО)

10,6

9,6

8,9

Сибирский федеральный округ (СФО)

8,5

9,1

8,8

Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

10,8

9,5

8,9

Крымский федеральный округ (КФО)

-

-

9,6

 

* EU-28 Среднеевропейский показатель инновационной активности организаций.

Источник: авторская разработка на основе данных Росстата и Евростата [16, 17].

Таблица 3.

Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе организаций обследованных организаций, процент

 

2012

2013

2014

Россия:

10,3

10,1

9,9

Центральный федеральный округ (ЦФО)

10,9

10,7

10,9

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

11,0

10,7

10,3

Южный федеральный округ (ЮФО)

7,4

7,2

7,7

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)

6,4

5,9

6,5

Приволжский федеральный округ (ПФО)

11,9

11,7

11,4

Уральский федеральный округ (УФО)

10,6

9,6

8,9

Сибирский федеральный округ (СФО)

8,5

9,1

8,8

Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

10,8

9,5

8,9

Крымский федеральный округ (КФО)

-

-

9,6

 

Источник: авторская разработка на основе данных Росстата, Белстата и Евростата [11, 16, 17].

Следует отметить, что некоторыми учеными была выдвинута гипотеза о недооценке инновационной деятельности на российских предприятиях в рамках текущих статистических наблюдений [1]. Методология статистического обследования инноваций в малых предприятиях не обеспечивает получения всех необходимых показателей и нуждается в совершенствовании в соответствии с принятыми в международной практике подходами [2].  На предприятиях формы статистической отчетности заполняют главные бухгалтеры, которые формально относятся к возложенным на них обязанностям. А руководители многих предприятий считают инновациями «разработки уровня Нобелевской премии» [3].

По мнению автора, вопросы, связанные с качеством информации, получаемой при статистическом обследовании, носят дискуссионный характер. Даже если оставить в стороне вопрос качества статистической информации, то проблема крайне низкой инновационной активности организаций не теряет своей актуальности.

Решение означенной выше проблемы может быть найдено в результате детального изучения закономерности, прослеживаемой в таблице 3. Наглядно, описываемое явление может быть представлено с помощью диаграмм, показывающих абсолютные значения инновационной активности в разрезе технологических маркетинговых и организационных инноваций (рис. 1), а так же о весе каждой из подгрупп в целом по совокупности с помощью относительных показателей инновационной активности (рис. 2).

 

Рисунок 1. Абсолютные показатели инновационной активности. 

Рисунок 2. Относительные показатели инновационной активности.

Прослеживаемая на рисунках тенденция позволяет сформулировать тезис: об одной из ключевых ролей, которая должна отводиться организационным и маркетинговым инновациям.

Сравним относительные значения, которые соответствуют технологическим, организационным и маркетинговым инновациям: в России 66%-21%-13%; в Румынии 18%-41%-41%;  в Латвии 37%-32%-31%; в Венгрии 31%-31%-38%.

Тезис о существенной роли маркетинговых и организационных инноваций подтверждается и статистическими данными. Данные зарубежной статистики отмечают, что среди широкого потребления не придерживается на рынке около 40% новинок; среди товаров промышленного назначения и сферы услуг 20% остаются аутсайдерами [4, с. 49]. Результаты исследований отечественного рынка показывают, что около 80% российских инновационных проектов испытывают трудности связанные со слабой маркетинговой проработкой стратегии позиционирования и каналов продаж продукта [15].

Но вместе с тем, при разработке новой технологии и техники или их улучшении, существует множество рисков, связанных с неопределенностью результатов исследования, сроков разработки, а также рисков, связанных с производством и реализацией инновационной продукции [6, с. 389]. «Все это в совокупности является достаточно серьезным тормозом на пути инновационных преобразований» [13, с. 50].

В России инновации это только продуктовые и технологические, в то время как организационные и маркетинговые инновации остаются в стороне. С учетом вышеуказанной особенности, можно утверждать, что причина неудач российских инновационных проектов последних лет, возможно, кроется в ошибочном позиционировании товара. Инвестирование значительных средств на неподготовленные (не обеспеченные платежеспособным спросом) рынки, недостаточное изучение специфических особенностей целевых рынков и неподготовленность потребителя к восприятию инноваций –  не может быть эффективным. Даже если технология и/или продукт не имеют на рынке аналогов, без сопутствующих организационных, социальных, маркетинговых и прочих инноваций происходит потеря большей части достигнутых преимуществ. Для успешного выхода инноваций на рынок необходимо интегрирование инноваций различных типов.

В качестве основных причин коммерческих неудач отечественных инновационных проектов могут быть названы:

  • неправильная оценка требований, которые к ним предъявляются;
  • технологическое несовершенство;
  • высокий уровень цены;
  • несовершенство сбытовой деятельности;
  • несовершенство маркетинговой деятельности;
  • политика конкурентов.

Но не будем забывать о том, что важная роль в поддержке инновационной активности предприятий принадлежит государству [9].

По мнению автора, на современном этапе развития общественных отношений можно говорить о ситуации, когда отечественный бизнес осознал необходимость создания инновационной продукции. Но при этом высокое качество продукции становится не конкурентным преимуществом, а общим условием для всех участников рыночных отношений. Следовательно, необходимо дополнительная концентрация при осуществлении, параллельно с основной деятельностью, на маркетинговых и организационных инновациях. Они в свою очередь будут дополнять технологическую инновацию и помогут преодолеть коммерческие неудачи современных инновационных проектов.