Политика евросистемы в области электронных денег

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонец О. Е., Мишакина А. И., Гапонова М. А. Политика евросистемы в области электронных денег // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86001.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности политики стран ЕС в области безналичных расчетов
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мишакина Алексанра Игоревна,студентка 3 курса направления «Экономика», Российский университет кооперации, Брянский филиал, г. Брянск

Гапонова Мария Александровна,студентка 3 курса направления «Экономика», Российский университет кооперации, Брянский филиал, г. Брянск

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент, научный руководитель

Политика Евросистемы в области электронных денег

Аннотация.Встатье рассматриваются особенности политики стран ЕС в области безналичных расчетов.Ключевые слова:Европейская система центральных банков(ЕЦБ), денежнокредитная политика, электронные деньги, платежные средства.

Европейская система центральных банковсостоит изЕЦБ и национальных центральных банков всех стран Евросоюза. Основной официальной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен в зоне евро. В ее задачи такжевходит разрабатывать и проводить денежнокредитную политику в зоне евро, проводить международные валютные операции, хранить официальные резервы иностранной валюты государствчленов и управлять ими, содействовать плавному функционированию платежной системы. После введения евро сложилась Евросистема (Eurosystem), которая включает ЕЦБ и национальные центральные банки стран зоны евро. То есть ЕСЦБ шире, чем Евросистема.Национальный банк Бельгии, управляющий Гай Куаден;Бундесбанк, управляющий Йенс Вайдман;Банк Греции, управляющий Николас Гарганас;Банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес;Банк Франции, управляющий Кристиан Нуайе;Валютный институт Люксембурга.Основная задача Евросистемыв области платежных систем и платежных инструментов состоит в “поддержке беспрепятственного осуществления расчетов”. Это включает поддержку надежной и эффективной работы платежных систем и доверия к платежным инструментам, стабильность финансовых рынков, защиту клиентов и организаций торговли, а также предотвращение криминальных злоупотреблений. Для достижения своих целей Евросистема стремится обеспечить режим регулирования в отношении новых платежных систем и инструментов, сравнимый с режимом, применяемымв соответствующей степени к другим функционирующим системам и инструментам. Евросистема считает важным, чтобы развитие новых систем происходило в рамках регулирующей структуры, которая принимает во внимание государственные интересы, отстаиваемые центральными банками. С точки зрения Евросистемы к новым программам должна применяться четкая пруденциальная регулирующая структура, которая также будет способствовать их развитию и принятию широким кругом пользователей. Работа направлена на создание надежной базы для сопоставимых платежных систем. Программы в области электронных денег (emoney) в большинстве государств —членов ЕС в настоящее время реализуются в малых масштабах. Действительно, в большинстве стран —членов ЕС электронные деньги еще находятся на начальной стадии своего развития по сравнению с наличными деньгами или традиционными безналичными платежными инструментами. Политика Евросистемы по этому вопросу изложена в опубликованном ЕЦБ “Докладе об электронных деньгах” (август 1998 г.) и развивается в Позиции ЕЦБ о проекте законодательства Сообщества об электронных. Первый столп отводит деньгам важную роль в объяснении будущего развития ценовых процессов. В этом документе Евросистема выделяет по степени важности семь следующих минимальных требований по выпуску электронных денег:1.За эмитентами электронных денег должен осуществляться пруденциальный контроль. 2.Программы в области электронных денег должны иметь прочное и прозрачное правовое обеспечение.3.Программы в области электронных денег должны поддерживатьадекватную техническую безопасность по отношению к таким угрозам, как подделки. 4.Программы в области электронных денег должны предлагать защиту от преступных злоупотреблений, например деятельности по отмыванию денег. 5.

Программы в области электронных денег должны представлять в центральный банк соответствующую статистику. 6.Эмитенты электронных денег должны быть юридически обязаны погашать их по требованию их держателя. 7.ЕЦБ должен иметь возможность введения требований в отношении резервирования для всех эмитентов электронных денег. Вышеуказанные требования служат основой для общей политической линии центральных банков Евросистемы при осуществлении надзора за программами в области электронных денег. Целью надзора за платежными системами является обеспечениенадежности, эффективности и доверия к электронным деньгам. Инновации, касающиеся программ в области электронных денег и платежей, совершаемых с использованием Интернета, наряду с появлением рыночных схем в области технической безопасности ведут к дальнейшему пересмотру стандартов надзора. Евросистема, исходя из своей обязанности по осуществлению надзора в отношении программ в области электронных денег, предприняла попытку изучить, как обеспечить согласованный подход при проведении надзора в области установки стандартов и методологии проведения оценок, связанных с технической безопасностью программ в области электронных денег. Техническая безопасность важна для надежного функционирования систем и для защиты от криминальных злоупотреблений. Адекватное обеспечение безопасности также внесло бы свой вклад в достижение взаимодействия и способствовало бы повышению эффективности платежей. После шести месяцев аналитической работы Евросистема опубликовала в мае 2003 г. свои предложения в отношении стандартов технической безопасности, принятых программами в области электронных денег и рыночными схемами, в обзоре “Цели обеспечения безопасности систем электронных денег”. Цель поддержания эффективности платежных систем традиционно включала сохранение равновесия между масштабностью производства и конкуренцией. Это также относится к программам в области электронных денег. Для этих программ также характерны сотрудничество между провайдерами услуг с целью избжания какого либо ненужного дублирования инвестиций и возможность взаимодействия, основанного, в частности, на использовании общих стандартов. Степень взаимодействия должна быть достаточной, чтобы обеспечить клиентам расширенный выбор, избежать ненужных затрат для организаций торговли и повысить общую эффективность. Совместимость стандартов и как следствие —возможность взаимодействия предоставляют клиентам и организациям торговли свободу перехода от одного провайдера услуг к другому, таким образом увеличивая конкуренцию и содействуя развитию продуктов. Поэтому Евросистема поддерживает текущие рыночные программы по развитию трансграничного взаимодействия электронных денег.Законодательство Сообщества об электронных деньгах обеспечивает всеобъемлющую и согласованную регулирующую структуру по выпуску электронных денег, которая состоит из традиционных кредитных учреждений и институтов электронных денег. Структура определена двумя директивами: Директивой 2000/46/EC Европейского парламента и Совета о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью учреждений всфере электронных денег и Директивой 2000/28/EC Европейского парламента и Совета, вносящей поправки в Директиву 2000/12/EC о занятии и осуществлении предпринимательской деятельности кредитных учреждений. Директива 2000/46/EC о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью учреждений в сфере электронных денег. Европейский паспорт предоставляет учреждениям в сфере электронных денег преимущества при осуществлении деятельности в Европейском союзе.Интерес Евросистемы к платежам, совершаемым с использованием мобильных средств связи и Интернета. Основной проблемой, усложняющей введение новых платежных услуг, является их зависимость от наличия достаточно развитой платежной инфраструктуры. Стоимость платежных инструментов зависит от количества пунктов приема платежей, в которых они могут использоваться, поэтому они также называются сетевыми продуктами. Например, чем больше терминалов, принимающих определенный тип платежной карты, тем большей ценностью она будет обладать для пользователя и тембольшим стимулом для других пользователей будет присоединение к этой сети. Основная трудность внедрения новых сетевых продуктов или систем —это необходимость создания критической массы перед привлечением других пользователей. Клиенты присоединятся к сетитолько тогда, когда будет достаточное количество пунктов приема платежей, а организации торговли будут обеспечены пунктами приема платежей в случае, если достаточное количество клиентов будет их использовать. Эта проблема создает высокие стартовые затратыдля всех типов новых платежных инструментов и услуг. Кроме того, существуют препятствия на пути успешного совершения электронных платежей, касающиеся некоторых аспектов, связанных со стандартизацией, а также с безопасностью этих инструментов и платежных средств. Только путем использования общих стандартов можно воспользоваться всеми выгодами от использования электронных процессов в платежном цикле. Безопасность услуг также чрезвычайно важна как с точки зрения провайдера платежных услуг, так и с точки зрения общества. В этих областях выгоды от укрепления сотрудничества между участвующими сторонами были бы наиболее очевидными.За последние годы появилось большое количество новых платежных услуг. В настоящее время в большинстве стран ЕС программы в области электронных денег остаются недостаточно востребованными. Развитие электронных денег привело к увеличению их количества и объема в 2001—2003 гг., особенно после введения банкнот и монет в евро. Новые услуги по совершению платежей с использованием мобильной связи и Интернета главным образом состояли из традиционных платежных инструментов, приспособленных к электронному использованию. Евросистема выступает в этой области в роли катализатора и органа надзора. Обе эти функции нацелены на обеспечение безопасности и эффективности электронных платежных систем и платежных инструментов. Усилия Евросистемы направлены на улучшение координации на рынке, регулярное предоставление статистических данных с целью поддержания процесса принятия деловых решений и разработки политики соответствующими органами, проведение анализа стандартов, которые позволили бы полностью автоматизировать платежный цикл и поддерживать правовую среду.

Ссылки на источники1.Никонец О.Е. Инновационный тип развития банковской системы//Вестник Брянского государственного университета. 2012.№3(2). С. 293295.2. Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка//Перспективы науки. 2011.№6(21). С. 142144.3.Nikonetc O.E., Vassilieva M.V. PROSPECTS OF BANKS AND THEIR INTERACTIONS ON THE MARKET CREDIT PRODUCTS BASED ON A CUSTOMERORIENTED APPROACH//TheFourth International Conference on Economic SciencesVienna, 2014. С. 123127.4. Якимкин В.Н., Качалуба И.А. Среднесрочные перспективы европейской валюты. Банковское дело, № 06, 20145.Сайт Банка России httr://www.cbr.ru6.Офицальный сайт Европейского банка httr://www.ecb.int/