Управление рисками как бизнес-процесс
Выпуск:
ART 86015
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Величко
Н.
Ю.,
Лаврова
Е.
М.,
Кравченко
К.
А. Управление рисками как бизнес-процесс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86015.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации управления рисками как составляющей части бизнес-процесса различных организаций.
Текст статьи
Величко Наталья Юрьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г.Сочиmiu.sochi1997@yandex.ru
Лаврова Екатерина Максимовна,Студентка 2 курса очного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru
Кравченко Кристина Александровна,Студентка 2 курса очного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru
Управление рисками как бизнеспроцесс
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации управления рисками как составляющей части бизнеспроцессаразличных организаций.Ключевые слова: риск, управление рисками, категории риска, бизнеспроцесс.
Сложность такого феномена как «риск» проявляется в том, что он обладает множеством совпадающих и нередко противоречивых основ. Проявляясь во всех сферах и отраслях народного хозяйства, риск специфичен и характеризуется многообразием видов. Все это обуславливает актуальность исследований в сфере управления рисками и популяризует внедрение практики риск –менеджмента. Риск –это совокупность взаимодействий субъектов хозяйствования в условиях неопределенности и постоянного развития социальноэкономических отношений. Они влекут отрицательные или положительные последствия при принятии решений в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Взгляд на управление рисками как на бизнеспроцесс позволяет систематизировать как сами риски, так и мероприятия по минимизации их возможных негативных последствий. При разработке концепции управления рисками следует придерживаться следующих принципов [1, с.17]: системность, комплексность, планомерность при управлении рисками; целенаправленность и соответствие миссии и стратегии компании; моделируемость, адаптивность и гибкость в управлении рисками; результативность системы управления рисками. Многие авторы подчеркивают в категории риска не только отрицательную составляющую. Превентивное (предупреждающее) управление рисками дополняет представленный перечень принципов [2, с.54]: стабилизация товарных, сырьевых и денежных потоков; использование новых открывающихся возможностей. Внедрение бизнес –процесса«риск –менеджмент» должно осуществляться с учетом четырех групп факторов:
–масштаб деятельности субъекта хозяйствования, –специфика его деятельности, –стадий жизненного цикла предприятия, –структуры субъекта предпринимательства. Бизнес –процесс «управление рисками», на наш взгляд, можно представить в виде следующих компонентов: 1) мониторинг; 2) информационноаналитическая работа; 3) разработка методики, выбор инструментария, апробация; 4) принятие управленческих решений, оценка результатов. Рассмотрим их подробнее. Мониторинг представляет собой процесс исследований –отрасли, рынка, географического положения, конкурентов, потребителей. Уровень хозяйственного риска во многом определяется отраслевым положением субъекта хозяйствования [3, c.98]. Необходимость анализа рынка и конкурентов есть позитивное следствие бенчмаркинга. Анализ потребителей востребован аутентичностью бизнеса. Информационно–аналитическая работа состоит из сбора и систематизации теоретической и методологической литературы: понятия, сущность, классификации рисков, методов их оценки и управления рисками[4, с.72]. Одним из важных моментов работы данного компонента является анализ бухгалтерской и управленческой документации, так как именно здесь отражаются события, индикаторы, позволяющие выделить факторы риска[2, с.55]. Здесь также представляются программные решения как в виде схем методических наработок (проекты положений, стандартов, регламентов), так и в виде средств информационных технологий (Microsoft Enterprise Project, АльтИнвест, Risk Professional, Project Expert и т.д.). Следующий компонент бизнес –процесса заключается в выборе и доработке представленныхпредыдущим звеном методик, в обеспечении их применимости на данном предприятии как с позиции достаточности компетенций, так и материальной обеспеченности[3, с.102]. Как инструменты могут быть выделены: матрица БКГ, SWOT–анализ, имитационное моделирование, дерево решений и т.д. В завершение работы данного компонента должны быть определены: план мероприятий к внедрению, сроки внедрения, количественно выраженный эффект от принимаемых мер, источники финансирования по внедряемому проекту[4, с.70]. Последнийкомпонент в данном процессе не требует подробных комментариев. Предприятие функционирует в рамках внедренной системы управления рисками –принятые управленческие решения должны максимально следовать миссии и стратегии компании[5, с.61].Потери, в виде прямых убытков или упущенных выгод, как опыт для дальнейшего недопущения –тоже часть управления рисками. Анализ потерь и ошибок в процессе реализации бизнеспроцесса позволяет в дальнейшем более качественно построить работу в данном направлении, с учетом новых полученных знаний о риске. Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс и начинается он с анализа риска. Анализ риска подразумевает оценку вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятности возможных потерь и на основанииполученных данных определение стоимости таких потерь. Для этого можно использовать статистические данные, какиелибо показатели независимых источников по аналогичным объектам или отраслям. То есть анализ риска будет содержать в себе выявление и оценку этого риска[6, с.102].Как уже было отмечено, для того, чтобы уметь избежать таких рисков или уменьшить их последствия, нужно уметь управлять ими, а именно оптимизировать, то есть добиться того, чтобы риски уменьшились, не вызвав негативных и отрицательных последствий [7, с.52].Из всего вышесказанного хотелось бы сделать вывод о том, что любая деятельность человека подвержена какимлибо рискам. Каждое предприятие также имеет свои определенные риски и заинтересовано в снижении таких рисков. Для оптимизации рисков существуют определенные методы, которые являются частью управления рисками.Таким образом, управление рисками как бизнес –процесс требует комплексную функциональную структуру с однонаправленным и динамичным информационнымпотоком. При этом если интеллектуальный ресурс в виде системы риск –менеджмента способствует росту капитализации компании, он может быть рассмотрен как нематериальный актив.
Ссылки на источники1.Каточков Е.В. Развитие системы управления хозяйственным риском в условиях нестабильной предпринимательской среды: автореф. дисс. канд. экон. наук / СанктПетербург, 2012. с. 12 –22. 2.Величко Н.Ю., Подурец А.С. Тенденции развития стратегического инвестирования в России // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: сборник статей по материалам I Международной научнопрактической студенческой конференции: в 4 томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2015. С. 5457.3.Современная модель эффективного бизнеса: монография /Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др. /Под общ. ред. С.С.Чернова. –Книга 10. –Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. –С. 94107.4.Современные теории менеджмента: научная коллективная монография/Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. . Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. С.6985.5.Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред. М.М. Скорева. –Ставрополь: Логос, 2014. –С.2761.6.Величко Н.Ю., Осадчая Н.Н. К вопросу об управлении рисками в страховании// Science Time. 2015. №4(16). С.102 1097.Величко, Н.Ю., Осадчая, Н.М.Методы оптимизации рисков в страховании // Управление и экономика в XXI веке, 2014. №2. С.4953
Лаврова Екатерина Максимовна,Студентка 2 курса очного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru
Кравченко Кристина Александровна,Студентка 2 курса очного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru
Управление рисками как бизнеспроцесс
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации управления рисками как составляющей части бизнеспроцессаразличных организаций.Ключевые слова: риск, управление рисками, категории риска, бизнеспроцесс.
Сложность такого феномена как «риск» проявляется в том, что он обладает множеством совпадающих и нередко противоречивых основ. Проявляясь во всех сферах и отраслях народного хозяйства, риск специфичен и характеризуется многообразием видов. Все это обуславливает актуальность исследований в сфере управления рисками и популяризует внедрение практики риск –менеджмента. Риск –это совокупность взаимодействий субъектов хозяйствования в условиях неопределенности и постоянного развития социальноэкономических отношений. Они влекут отрицательные или положительные последствия при принятии решений в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Взгляд на управление рисками как на бизнеспроцесс позволяет систематизировать как сами риски, так и мероприятия по минимизации их возможных негативных последствий. При разработке концепции управления рисками следует придерживаться следующих принципов [1, с.17]: системность, комплексность, планомерность при управлении рисками; целенаправленность и соответствие миссии и стратегии компании; моделируемость, адаптивность и гибкость в управлении рисками; результативность системы управления рисками. Многие авторы подчеркивают в категории риска не только отрицательную составляющую. Превентивное (предупреждающее) управление рисками дополняет представленный перечень принципов [2, с.54]: стабилизация товарных, сырьевых и денежных потоков; использование новых открывающихся возможностей. Внедрение бизнес –процесса«риск –менеджмент» должно осуществляться с учетом четырех групп факторов:
–масштаб деятельности субъекта хозяйствования, –специфика его деятельности, –стадий жизненного цикла предприятия, –структуры субъекта предпринимательства. Бизнес –процесс «управление рисками», на наш взгляд, можно представить в виде следующих компонентов: 1) мониторинг; 2) информационноаналитическая работа; 3) разработка методики, выбор инструментария, апробация; 4) принятие управленческих решений, оценка результатов. Рассмотрим их подробнее. Мониторинг представляет собой процесс исследований –отрасли, рынка, географического положения, конкурентов, потребителей. Уровень хозяйственного риска во многом определяется отраслевым положением субъекта хозяйствования [3, c.98]. Необходимость анализа рынка и конкурентов есть позитивное следствие бенчмаркинга. Анализ потребителей востребован аутентичностью бизнеса. Информационно–аналитическая работа состоит из сбора и систематизации теоретической и методологической литературы: понятия, сущность, классификации рисков, методов их оценки и управления рисками[4, с.72]. Одним из важных моментов работы данного компонента является анализ бухгалтерской и управленческой документации, так как именно здесь отражаются события, индикаторы, позволяющие выделить факторы риска[2, с.55]. Здесь также представляются программные решения как в виде схем методических наработок (проекты положений, стандартов, регламентов), так и в виде средств информационных технологий (Microsoft Enterprise Project, АльтИнвест, Risk Professional, Project Expert и т.д.). Следующий компонент бизнес –процесса заключается в выборе и доработке представленныхпредыдущим звеном методик, в обеспечении их применимости на данном предприятии как с позиции достаточности компетенций, так и материальной обеспеченности[3, с.102]. Как инструменты могут быть выделены: матрица БКГ, SWOT–анализ, имитационное моделирование, дерево решений и т.д. В завершение работы данного компонента должны быть определены: план мероприятий к внедрению, сроки внедрения, количественно выраженный эффект от принимаемых мер, источники финансирования по внедряемому проекту[4, с.70]. Последнийкомпонент в данном процессе не требует подробных комментариев. Предприятие функционирует в рамках внедренной системы управления рисками –принятые управленческие решения должны максимально следовать миссии и стратегии компании[5, с.61].Потери, в виде прямых убытков или упущенных выгод, как опыт для дальнейшего недопущения –тоже часть управления рисками. Анализ потерь и ошибок в процессе реализации бизнеспроцесса позволяет в дальнейшем более качественно построить работу в данном направлении, с учетом новых полученных знаний о риске. Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс и начинается он с анализа риска. Анализ риска подразумевает оценку вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятности возможных потерь и на основанииполученных данных определение стоимости таких потерь. Для этого можно использовать статистические данные, какиелибо показатели независимых источников по аналогичным объектам или отраслям. То есть анализ риска будет содержать в себе выявление и оценку этого риска[6, с.102].Как уже было отмечено, для того, чтобы уметь избежать таких рисков или уменьшить их последствия, нужно уметь управлять ими, а именно оптимизировать, то есть добиться того, чтобы риски уменьшились, не вызвав негативных и отрицательных последствий [7, с.52].Из всего вышесказанного хотелось бы сделать вывод о том, что любая деятельность человека подвержена какимлибо рискам. Каждое предприятие также имеет свои определенные риски и заинтересовано в снижении таких рисков. Для оптимизации рисков существуют определенные методы, которые являются частью управления рисками.Таким образом, управление рисками как бизнес –процесс требует комплексную функциональную структуру с однонаправленным и динамичным информационнымпотоком. При этом если интеллектуальный ресурс в виде системы риск –менеджмента способствует росту капитализации компании, он может быть рассмотрен как нематериальный актив.
Ссылки на источники1.Каточков Е.В. Развитие системы управления хозяйственным риском в условиях нестабильной предпринимательской среды: автореф. дисс. канд. экон. наук / СанктПетербург, 2012. с. 12 –22. 2.Величко Н.Ю., Подурец А.С. Тенденции развития стратегического инвестирования в России // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: сборник статей по материалам I Международной научнопрактической студенческой конференции: в 4 томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2015. С. 5457.3.Современная модель эффективного бизнеса: монография /Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др. /Под общ. ред. С.С.Чернова. –Книга 10. –Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. –С. 94107.4.Современные теории менеджмента: научная коллективная монография/Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. . Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. С.6985.5.Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред. М.М. Скорева. –Ставрополь: Логос, 2014. –С.2761.6.Величко Н.Ю., Осадчая Н.Н. К вопросу об управлении рисками в страховании// Science Time. 2015. №4(16). С.102 1097.Величко, Н.Ю., Осадчая, Н.М.Методы оптимизации рисков в страховании // Управление и экономика в XXI веке, 2014. №2. С.4953