Пенсия: новые принципы расчета
Выпуск:
ART 86042
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голубева
В.
С.,
Углицких
О.
Н. Пенсия: новые принципы расчета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
191–195. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86042.htm.
Аннотация. Почти год назад были опубликованы законы, ознаменовавшие собой очередную пенсионную реформу, однако суть этой реформы не стала для многих яснее. И дело не только в непредсказуемости новых правил игры, а в коренном пересмотре содержания пенсионной системы при сохранении ее внешних форм. Попытаемся разобраться, что означает для граждан и организаций очередной вариант пенсионного законодательства.
Ключевые слова:
пенсия, закон, пенсионное страхование, прожиточный минимум, пенсионный фонд рф, пенсионное накопление
Текст статьи
Углицких Ольга Николаевна,научный руководитель, канд. экономический наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», РФ, г. Ставрополь
Голубева Валерия Сергеевна,Студентка 3 курса учетнофинансового факультета, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», РФ, г. Ставрополь79624055881@yandex.ru
Пенсия: новые принципы расчета
Аннотация.Почтигодназадбылиопубликованызаконы,ознаменовавшиесобойочереднуюпенсионнуюреформу,однакосутьэтойреформынесталадлямногихяснее.Иделонетольковнепредсказуемостиновыхправилигры,авкоренномпересмотресодержанияпенсионнойсистемыприсохраненииеевнешнихформ.Попытаемсяразобраться,чтоозначаетдлягражданиорганизацийочереднойвариантпенсионногозаконодательства.Ключевые слова:пенсия, Закон, пенсионный фонд РФ, прожиточный минимум, пенсионное накопление, пенсионное страхование.
Чтобы верно рассчитать будущую пенсию и понять свои пенсионные права, нужно разобраться с небольшой библиотекой нормативных актов. Остановимся на федеральных законах, которыми регулируется формирование пенсии.
Возникновение права на пенсию урегулировано Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173ФЗ (далее Закон № 173ФЗ)). Именно он устанавливает пенсионный возраст (по общему правилу 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Этим же законом определен и минимальный необходимый для получения пенсии трудовой стаж в пять лет. Однако согласно Закону "О страховых пенсиях" (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400ФЗ (далее Закон № 400ФЗ)) с 2015 года требования к трудовому стажу ежегодно будут повышаться, а сам Закон № 173ФЗ будет применяться лишь в части "норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий".
Закон № 400ФЗ регулирует основной элемент пенсионного обеспечения, в качестве которого и позиционируются страховые пенсии. Он устанавливает формулы расчета страховой пенсии, а также размер фиксированной выплаты к ней. Этот закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
С 1 января 2015 года вступил в силу еще один закон "О накопительной пенсии" (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424ФЗ). Он регулирует факультативный элемент пенсионного обеспечения накопительную пенсию. Накопительные пенсии последнее десятилетие позиционировались как предоставленная гражданам возможность самостоятельно участвовать в определении размера своей будущей пенсии. Логично, что сейчас этот вид пенсионного обеспечения находится в стадии постепенной ликвидации, хотя формально у граждан есть еще целый год на то, чтобы сохранить за собой накопительную пенсию или отказаться от нее. Накопительных пенсий касается и Закон "Об инвестированиисредств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Федеральный закон от 24.07.2002 № 111ФЗ). Он регулирует отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.
Основными составными частями будущей пенсии являются все те же три элемента, которые многократно переименовывались на протяжении пенсионных реформ последнего десятилетия.
1. Минимальные средства к существованию призвана обеспечить бывшая "базовая часть пенсии", в новом законе названная "фиксированной выплатой к страховой пенсии". Законом № 400ФЗ эта выплата установлена на уровне 3935 рублей в месяц.
2. Прожиточный минимум пенсионера должна обеспечивать страховая пенсия, урегулированная Законом № 400ФЗ. Она рассчитывается на основе распределительных принципов, а потому напрямую зависит от того, сколько работающие граждане заплатили в очередном году пенсионных отчислений. Для предотвращения полной уравниловки система персонифицированного учета фиксирует, сколько каждый будущий пенсионер внес вэту распределительную систему средств, дабы учитывать это при расчете размера его собственной страховой пенсии. Страховая пенсия суммируется с упомянутой выше фиксированной выплатой.
3. Накопительная пенсия является факультативным элементом пенсии. Этот элемент суммируется с фиксированной выплатой и страховой пенсией но при этом необходимо помнить, что средства, перечисленные на накопительную пенсию, уменьшают сумму, уплаченную на страховую пенсию. Следовательно, при начислении пенсии в системе персонифицированного учета пенсионер, формировавший накопительную пенсию, будет иметь меньше баллов, от которых зависит размер его страховой пенсии. Эту разницу призвано компенсировать эффективное инвестирование пенсионных накоплений, поскольку накопительная пенсия не зависит от распределительной системы и определяется лишь тем, какова сумма пенсионных накоплений на личном счету пенсионера в пенсионном фонде (в негосударственном (НПФ) или Пенсионном фонде РФ), и тем, какие проценты "набежали" на эту сумму к моментуего выхода на пенсию. Проблема лишь в том, что эти проценты зависят не от самого человека, а от усилий управляющей компании, выбранной Пенсионным фондом РФ.Существуют и дополнительные, добровольно формируемые элементы будущей пенсии, но в рамках этой статьи мы постараемся разобраться по крайней мере с обязательными. Обязательность их заключается в том, что в течение всей своей трудовой деятельности, независимо от желания работника, на их финансирование уходит определенная сумма, зависящая от доходов человека. Отправлять все эти деньги на страховую пенсию или собирать примерно треть на накопительном счете этот выбор работающие граждане 1967 года рождения и моложе должны сделать до конца 2015 года. У граждан, рожденных до 1967 года, автоматически отчисления идут только на страховую часть пенсии.
Тарифы страховых взносов на финансирование пенсий, которые уплачивает работодатель в зависимости от размера зарплаты работника, пока остаются неизменными. По общему правилу в Пенсионный фонд РФ перечисляется сумма,равная 22 процентам от заработной платы работника (ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ (далее Закон № 212ФЗ)).
Взносы на пенсионное страхование по ставке 22 процента уплачиваются лишь с заработной платы, не превышающей определенную предельную величину. На 2015 год этот порог составит 711 000 рублей в год нарастающим итогом. Часть зарплаты, превышающая эту величину, тоже облагается пенсионными взносами, но уже по ставке 10 процентов.
Для ряда компаний, перечень которых приведен в Законе № 212ФЗ, установлены пониженные (льготные) ставки пенсионных взносов.
Для работников, долгое время трудившихся во вредных условиях, предусмотрены дополнительные взносы (ст. 58.3 Закона № 212ФЗ, ст. 27 Закона № 173ФЗ), которые суммируются с основными. Так, например, за мужчин, достигших возраста 50 лет, и за женщин по достижении ими возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно, а также имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно, с 2015 года на пенсионное страхование дополнительно уплачивается сумма в размере 9 процентов от их зарплаты.
Существуют и пониженные тарифы страховых взносов. Перечень лиц, которые имеют право их применять, приведен в статье 58 Закона № 212ФЗ.
Большая часть описанных выше взносов направляется по распределительной схеме на финансирование страховой пенсии. Сегодняшние выплаты идут на финансирование текущих пенсий, а будущие пенсионеры "зарабатывают" себе своими выплатами пенсионные баллы, исходя из количества которых будет рассчитываться их будущая пенсия.
Баллы учитываются индивидуально так же, как до этого учитывались суммы, перечисленные в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. За каждый такой балл, полученный ныне работающим человеком за то, что он имеет белую облагаемую взносами зарплату, в будущем ему будет начислена определенная сумма к пенсии. Из совокупности этих сумм и будет складываться страховая пенсия. Впрочем, в какую именно сумму будут оценены баллы гражданина, именуемые пенсионными коэффициентами, он узнает в начале каждого года получения своей пенсии. Ведь ежегодно эти коэффициенты будут переоцениваться.
Принцип расчета стоимости пенсионных коэффициентов не лишен социальной справедливости. Чем больше сумма взносов, заплаченных работодателем, тем больше денег получит сотрудник, когда выйдет на пенсию. При этом сумма всех пенсионных коэффициентов всех пенсионеров должна вкаждый конкретный год равняться сумме всех взносов, уплаченных работникам. Это базовый принцип распределительной системы. Такой подход тоже логичен вот только и сумма уплаченных взносов, и точное число пенсионеров, и тем более суммарный объем их коэффициентов остается закрытой информацией. Это означает, что размер пенсии каждый год будет сюрпризом. В законе закреплен принцип, в соответствии с которым стоимость пенсионных коэффициентов должна ежегодно увеличиваться.
Предусмотрены и повышенные коэффициенты. Например для лиц, "проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин", а также для тех, кто даже после наступления пенсионного возраста продолжает работать,отчислять страховые взносы и при этом не обращается за пенсией.
Таким образом, максимальную пенсию в этой системе должен получить тот, кто отказался от финансирования накопительной пенсии и отчисляет все свои взносы в страховой "общий котел", получает большую белую зарплату и выходит на пенсию позже положенного срока. Нельзя не признать, что несколько повышенные пенсии предусмотрены и для матерей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, особенно для тех, кто уходил в такой отпуск неоднократно.
Чтобыполучить страховую пенсию по новым правилам, необходимо одновременное соблюдение следующих требований:
достижение пенсионного возраста;
наличие по крайней мере минимального трудового стажа;
наличие по крайней мере минимального количества пенсионных баллов.
Пенсионный возраст давно определен Законом № 173ФЗ на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, причем для некоторых категорий работников предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию.
Минимальный общий стаж для получения права напенсию сегодня составляет пять лет, но с каждым годом он будут увеличиваться. К 2024 году он должен достичь 15 лет.
В стаж для получения страховой пенсии будет засчитываться не только собственно время работы, но и некоторые другие периоды:
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
период нахождения на больничном;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более шести лет в общей сложности);
период получения пособия по безработице;
период участия в оплачиваемых общественных работах;
период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы или ребенкоминвалидом;
период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет;
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Такой перечень установлен статьей 12 Закона № 400ФЗ.
Наконец, уже с 2015 года страховая пенсия будет назначаться при количестве баллов пенсионера не менее 6,6. Этот коэффициент ежегодно будет увеличиваться на 2,4 до достижения значения в 30 баллов.
Для получения накопительной пенсии достаточно достижения пенсионного возраста и наличия средств на соответствующем счете в пенсионном фонде.
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424ФЗ;2.ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ;3.ст. 58.3 Закона № 212ФЗ, ст. 27 Закона № 173ФЗ;4.ст. 12 Закона № 400ФЗ.
5.http://www.auditit.ru/articles/account/tax/a39/812818.html
Голубева Валерия Сергеевна,Студентка 3 курса учетнофинансового факультета, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», РФ, г. Ставрополь79624055881@yandex.ru
Пенсия: новые принципы расчета
Аннотация.Почтигодназадбылиопубликованызаконы,ознаменовавшиесобойочереднуюпенсионнуюреформу,однакосутьэтойреформынесталадлямногихяснее.Иделонетольковнепредсказуемостиновыхправилигры,авкоренномпересмотресодержанияпенсионнойсистемыприсохраненииеевнешнихформ.Попытаемсяразобраться,чтоозначаетдлягражданиорганизацийочереднойвариантпенсионногозаконодательства.Ключевые слова:пенсия, Закон, пенсионный фонд РФ, прожиточный минимум, пенсионное накопление, пенсионное страхование.
Чтобы верно рассчитать будущую пенсию и понять свои пенсионные права, нужно разобраться с небольшой библиотекой нормативных актов. Остановимся на федеральных законах, которыми регулируется формирование пенсии.
Возникновение права на пенсию урегулировано Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173ФЗ (далее Закон № 173ФЗ)). Именно он устанавливает пенсионный возраст (по общему правилу 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Этим же законом определен и минимальный необходимый для получения пенсии трудовой стаж в пять лет. Однако согласно Закону "О страховых пенсиях" (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400ФЗ (далее Закон № 400ФЗ)) с 2015 года требования к трудовому стажу ежегодно будут повышаться, а сам Закон № 173ФЗ будет применяться лишь в части "норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий".
Закон № 400ФЗ регулирует основной элемент пенсионного обеспечения, в качестве которого и позиционируются страховые пенсии. Он устанавливает формулы расчета страховой пенсии, а также размер фиксированной выплаты к ней. Этот закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
С 1 января 2015 года вступил в силу еще один закон "О накопительной пенсии" (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424ФЗ). Он регулирует факультативный элемент пенсионного обеспечения накопительную пенсию. Накопительные пенсии последнее десятилетие позиционировались как предоставленная гражданам возможность самостоятельно участвовать в определении размера своей будущей пенсии. Логично, что сейчас этот вид пенсионного обеспечения находится в стадии постепенной ликвидации, хотя формально у граждан есть еще целый год на то, чтобы сохранить за собой накопительную пенсию или отказаться от нее. Накопительных пенсий касается и Закон "Об инвестированиисредств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Федеральный закон от 24.07.2002 № 111ФЗ). Он регулирует отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.
Основными составными частями будущей пенсии являются все те же три элемента, которые многократно переименовывались на протяжении пенсионных реформ последнего десятилетия.
1. Минимальные средства к существованию призвана обеспечить бывшая "базовая часть пенсии", в новом законе названная "фиксированной выплатой к страховой пенсии". Законом № 400ФЗ эта выплата установлена на уровне 3935 рублей в месяц.
2. Прожиточный минимум пенсионера должна обеспечивать страховая пенсия, урегулированная Законом № 400ФЗ. Она рассчитывается на основе распределительных принципов, а потому напрямую зависит от того, сколько работающие граждане заплатили в очередном году пенсионных отчислений. Для предотвращения полной уравниловки система персонифицированного учета фиксирует, сколько каждый будущий пенсионер внес вэту распределительную систему средств, дабы учитывать это при расчете размера его собственной страховой пенсии. Страховая пенсия суммируется с упомянутой выше фиксированной выплатой.
3. Накопительная пенсия является факультативным элементом пенсии. Этот элемент суммируется с фиксированной выплатой и страховой пенсией но при этом необходимо помнить, что средства, перечисленные на накопительную пенсию, уменьшают сумму, уплаченную на страховую пенсию. Следовательно, при начислении пенсии в системе персонифицированного учета пенсионер, формировавший накопительную пенсию, будет иметь меньше баллов, от которых зависит размер его страховой пенсии. Эту разницу призвано компенсировать эффективное инвестирование пенсионных накоплений, поскольку накопительная пенсия не зависит от распределительной системы и определяется лишь тем, какова сумма пенсионных накоплений на личном счету пенсионера в пенсионном фонде (в негосударственном (НПФ) или Пенсионном фонде РФ), и тем, какие проценты "набежали" на эту сумму к моментуего выхода на пенсию. Проблема лишь в том, что эти проценты зависят не от самого человека, а от усилий управляющей компании, выбранной Пенсионным фондом РФ.Существуют и дополнительные, добровольно формируемые элементы будущей пенсии, но в рамках этой статьи мы постараемся разобраться по крайней мере с обязательными. Обязательность их заключается в том, что в течение всей своей трудовой деятельности, независимо от желания работника, на их финансирование уходит определенная сумма, зависящая от доходов человека. Отправлять все эти деньги на страховую пенсию или собирать примерно треть на накопительном счете этот выбор работающие граждане 1967 года рождения и моложе должны сделать до конца 2015 года. У граждан, рожденных до 1967 года, автоматически отчисления идут только на страховую часть пенсии.
Тарифы страховых взносов на финансирование пенсий, которые уплачивает работодатель в зависимости от размера зарплаты работника, пока остаются неизменными. По общему правилу в Пенсионный фонд РФ перечисляется сумма,равная 22 процентам от заработной платы работника (ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ (далее Закон № 212ФЗ)).
Взносы на пенсионное страхование по ставке 22 процента уплачиваются лишь с заработной платы, не превышающей определенную предельную величину. На 2015 год этот порог составит 711 000 рублей в год нарастающим итогом. Часть зарплаты, превышающая эту величину, тоже облагается пенсионными взносами, но уже по ставке 10 процентов.
Для ряда компаний, перечень которых приведен в Законе № 212ФЗ, установлены пониженные (льготные) ставки пенсионных взносов.
Для работников, долгое время трудившихся во вредных условиях, предусмотрены дополнительные взносы (ст. 58.3 Закона № 212ФЗ, ст. 27 Закона № 173ФЗ), которые суммируются с основными. Так, например, за мужчин, достигших возраста 50 лет, и за женщин по достижении ими возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно, а также имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно, с 2015 года на пенсионное страхование дополнительно уплачивается сумма в размере 9 процентов от их зарплаты.
Существуют и пониженные тарифы страховых взносов. Перечень лиц, которые имеют право их применять, приведен в статье 58 Закона № 212ФЗ.
Большая часть описанных выше взносов направляется по распределительной схеме на финансирование страховой пенсии. Сегодняшние выплаты идут на финансирование текущих пенсий, а будущие пенсионеры "зарабатывают" себе своими выплатами пенсионные баллы, исходя из количества которых будет рассчитываться их будущая пенсия.
Баллы учитываются индивидуально так же, как до этого учитывались суммы, перечисленные в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. За каждый такой балл, полученный ныне работающим человеком за то, что он имеет белую облагаемую взносами зарплату, в будущем ему будет начислена определенная сумма к пенсии. Из совокупности этих сумм и будет складываться страховая пенсия. Впрочем, в какую именно сумму будут оценены баллы гражданина, именуемые пенсионными коэффициентами, он узнает в начале каждого года получения своей пенсии. Ведь ежегодно эти коэффициенты будут переоцениваться.
Принцип расчета стоимости пенсионных коэффициентов не лишен социальной справедливости. Чем больше сумма взносов, заплаченных работодателем, тем больше денег получит сотрудник, когда выйдет на пенсию. При этом сумма всех пенсионных коэффициентов всех пенсионеров должна вкаждый конкретный год равняться сумме всех взносов, уплаченных работникам. Это базовый принцип распределительной системы. Такой подход тоже логичен вот только и сумма уплаченных взносов, и точное число пенсионеров, и тем более суммарный объем их коэффициентов остается закрытой информацией. Это означает, что размер пенсии каждый год будет сюрпризом. В законе закреплен принцип, в соответствии с которым стоимость пенсионных коэффициентов должна ежегодно увеличиваться.
Предусмотрены и повышенные коэффициенты. Например для лиц, "проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин", а также для тех, кто даже после наступления пенсионного возраста продолжает работать,отчислять страховые взносы и при этом не обращается за пенсией.
Таким образом, максимальную пенсию в этой системе должен получить тот, кто отказался от финансирования накопительной пенсии и отчисляет все свои взносы в страховой "общий котел", получает большую белую зарплату и выходит на пенсию позже положенного срока. Нельзя не признать, что несколько повышенные пенсии предусмотрены и для матерей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, особенно для тех, кто уходил в такой отпуск неоднократно.
Чтобыполучить страховую пенсию по новым правилам, необходимо одновременное соблюдение следующих требований:
достижение пенсионного возраста;
наличие по крайней мере минимального трудового стажа;
наличие по крайней мере минимального количества пенсионных баллов.
Пенсионный возраст давно определен Законом № 173ФЗ на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, причем для некоторых категорий работников предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию.
Минимальный общий стаж для получения права напенсию сегодня составляет пять лет, но с каждым годом он будут увеличиваться. К 2024 году он должен достичь 15 лет.
В стаж для получения страховой пенсии будет засчитываться не только собственно время работы, но и некоторые другие периоды:
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
период нахождения на больничном;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более шести лет в общей сложности);
период получения пособия по безработице;
период участия в оплачиваемых общественных работах;
период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы или ребенкоминвалидом;
период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет;
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Такой перечень установлен статьей 12 Закона № 400ФЗ.
Наконец, уже с 2015 года страховая пенсия будет назначаться при количестве баллов пенсионера не менее 6,6. Этот коэффициент ежегодно будет увеличиваться на 2,4 до достижения значения в 30 баллов.
Для получения накопительной пенсии достаточно достижения пенсионного возраста и наличия средств на соответствующем счете в пенсионном фонде.
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424ФЗ;2.ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ;3.ст. 58.3 Закона № 212ФЗ, ст. 27 Закона № 173ФЗ;4.ст. 12 Закона № 400ФЗ.
5.http://www.auditit.ru/articles/account/tax/a39/812818.html