Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Величко Н. Ю., Березниченко Е. И. Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 281–285. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86062.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения сущности и содержания понятия «конкурентоспособность» применительно к действующей практике функционирования коммерческих банков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Величко Наталья Юрьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г.Сочиmiu.sochi1997@yandex.ru

Березниченко Елена Ивановна,Магистрант2 курса заочного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru

Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка

Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения сущности и содержания понятия конкурентоспособность применительно к действующей практике функционирования коммерческих банков.Ключевые слова: банковская система,конкурентоспособность, оценка конкурентоспособности.

Исследование проблем стабильности банковской системы на сегодняшний день приобретает актуальность еще изза влияния внешних и внутренних факторов, методики надзора и регулирования банковской деятельности, а также эффективности управления в кредитных организациях, что представляет собой трудоемкую и сложную для решения задачу[1, с.44]. Говоря более конкретно, в условиях бурного развития рынка финансовых услуг, развития банковского сектора, в т.ч. и в России, особое значение обретает проблема оценки соотношений между основными показателями, характеризующими деятельность коммерческих банков. Для кредитной организации этот вопрос встает следующим образом: как наилучшим образом распределить ресурсы, чтобы в целом банк оставался стабильным и развивающимся бизнесом? Каковы критерии наиболее рационального соотношения между показателями устойчивости, ликвидности, рентабельности и др.?[2, с.97]Для ответа на данные вопросы банкам необходимо иметь оценку важнейших показателей финансовой деятельности, а также иметь представление о взаимосвязях между ними, чтобы с их помощью добиться успешного функционирования, формирования стратегий развития и сохранения своей стабильности. Особое внимание данному направлению следует уделить в текущей рыночной ситуации, когда изза политического давления на Россию, введения санкций и закрытия каналов финансирования российских банков экономика страны подвергается сильному стрессу. Оценка конкурентоспособности кредитной организации направлена на выявление критериев, способствующих ее устойчивости и укреплению в системе рыночных отношений на короткую и длительную перспективу с учетом качественных и количественных показателей[3, с.49].Отечественные ученые, в основном, проводят исследования касательно унификации деятельности кредитных организаций, мало при этом изучая процессы специализации деятельности банков, их выраженность через все существующие сферы общества. Теоретические проблемы и их практическое преодоление при исследовании эффективности и конкурентоспособности банков рассматривались не всегда детально, что предопределяет необходимость дополнительной разработки исследуемого вопроса –комплексное изучение влияния отдельных факторов на данные показатели[4].В условиях социальноэкономического развития России одной из наиболее важных стратегических задач является становление и обеспечение конкурентоспособности банков и банковской системы в целом, которая служит вкачестве финансового базиса, с одной стороны, и показателя экономической эффективности с другой. Как обобщенная экономическая категория конкурентоспособность присуща всем элементам системы и характеризует различные аспекты экономической деятельности, однако «проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка» [5,с.28.].Любое явление в нашей жизни имеет собственную природу и свои способы возникновения. Прежде чем приступить к детальному изучению такой сложной характеристики хозяйствующего субъекта как конкурентоспособность, следует начать с конкуренции, как важнейшего механизма рыночного хозяйства. Вид и способы ее ведения, а также число конкурентов во многом обусловливают то, какими методами ведут конкурентнуюборьбу участники этого процесса, на какие конкурентные преимущества они обращают особое внимание, какими способами увеличивают свою конкурентоспособность, чтобы повысить эффективность деятельности [6, с.99].Эксперты экономики единогласно отмечают фундаментальную, системообразующую значимость конкуренции для функционирования рыночной экономики. Теория конкуренции имеет собственную историю развития и наиболее широко трактуется в трудах ученых классической школы политической экономии: А. Смита, А. Курно, Дж.Милля, А. Маршалла и Л. Вальраса.Одной из разновидностей рыночной конкуренции является банковская конкуренция, которая формируется по мере осуществления банками денежнокредитной, инвестиционной, расчетноплатежной и иной политики и нацелена на создание и продажу своих продуктов на банковском рынке. Каждый банк стремится вовлечь как можно больше клиентов, чтобы получить максимум прибыли вследствие реализации им своих банковских услуг[7, с.39].В современной экономической науке нет единой общепринятой трактовки термина «конкурентоспособность». Рассматривая сущность данного термина, для начала изучим определения, предложенные международными организациями: Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейским форумом по проблемам управления (ЕМР). ОЭСР определяет конкурентоспособность как «способность компаний, отраслей, регионов и стран обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь при этом открытыми для международной конкуренции» [8]. EMPсвязывает конкурентоспособность фирмы напрямую с конкурентоспособностью производимого товара или оказываемой услуги, предлагая следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы –это реальная и потенциальная способность компании проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов» [9,с.123]По нашему мнению, наиболее точным определением из представленных можно считать определение Д. Воронова[10], которое выделяет три основных концепции сущности конкурентоспособности основывается на понятиях эффективности деятельности организации и ограниченности экономических ресурсов: 1)конкурентоспособность предприятия является конкурентоспособностью его продукции; 2)конкурентоспособность предприятия является способностью конкурировать;3)

конкурентоспособность предприятия является мерой эффективности его деятельностиВ разрезе проводимого нами исследования мыбудем придерживаться этой трактовки понятия «конкурентоспособность», поскольку отталкиваемся от гипотезы, утверждающей, что конкурентоспособность напрямую связана с эффективностью и попытаемся доказать ее в практической части нашего исследования применительно к банковскому сектору России.Перейдем непосредственно к понятию конкурентоспособности банка. Некоторые эксперты, изучающие вопросы конкурентоспособности банка, отождествляют данный термин с конкурентоспособностью банковской услуги/продукта. Но так как на конкурентоспособность влияет еще множество факторов, например маркетинг, финансовую политику, менеджмент и др., такая трактовка термина недостаточно корректна. Банк может иметь высокий уровень развития направлений деятельности, но предлагать продукты с низкой конкурентоспособностью по сравнению с другими представителями отрасли. Поэтому сведение конкурентоспособности банка лишь к конкурентоспособности продукции или услуг является неправомерным [11, с.72].Исследование российской банковской системы с точки зрения эффективности деятельности ее элементов на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных задач специалистов данного направления. Рассматривая деятельность коммерческих банков в целом и отношения между участниками банковской системы, нельзя обойти стороной понятие «конкурентоспособностьбанка», которая, в свою очередь, определяется рядом показателей, формирующихся вследствие работы каждой конкретной кредитной организации. Наиболее важными характеристиками, которые могут быть в определенной степени представлены в количественной оценке, являются надежность, прибыльностьи ликвидность коммерческого банка. В ходе исследования проблемы нами также была определеназначимость таких показателей как размер банковской сети, темпы роста, имидж банка и его представленность в интернете[12, с.29]. Нахождение оптимального соотношения между данными показателями позволит не только оценить конкурентоспособность отдельных банков, но также выявить критерии, оказывающие наибольшее или наименьшее влияние на банковские риски, устойчивость, платежеспособность и др. Полученные результаты можно интерпретировать в качестве отправной точки для развития банковского сектора в целом и отдельных банков,в частности,в соответствии с тенденциями отдельных конкурентных преимуществ.

Ссылки на источники1.Лященко Н.А. Совершенствование банковской системы на современном этапе // Управление и экономика в XXI веке. 2015. №2. –с.43482.Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие/ под общ. ред. Ю.М.Скляровой; Ставропольский государственный аграрный университет. –5е изд., перераб.и доп. –М.: Финансы и статистика, Ставрополь: АГРУС, 2011. –352с. –(Серия «Я менеджер»)3.Величко Н.Ю., Бердышев О.К. Приоритетные направления и пути совершенствования ресурсной политики банка// Science Time. 2015.№10(22). С. 4854.4.Величко Н.Ю., Калинушкин В.С. Проблемы и основные направления совершенствования деятельности ПАО «Сбербанк России» // «Наука и образование: новое время» № 5, 2015. http://articulusinfo.ru/wpcontent/uploads/2015/11/5_2015_VelichkoKalinushkin.pdf5.Ахматова М. В., Попов Е. В. Теоретические модели конкурентоспособности //Маркетинг. –2003. –№. 4. –С. 2538.6.Современная модель эффективного бизнеса: монография / Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др. / Под общ. ред. С.С.Чернова. –Книга 10. –Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. –С. 94107.7.Филонова Э.А., Березниченко Е.И. К вопросу о необходимости совершенствования комплексного банковского обслуживания в современных условиях // Управление и экономика в XXI веке. 2015. №2. –с.36438.МоисееваИ.В.Теоретическиеподходыизученияконкурентоспособностивуза/электронныйресурс,доступвинтернете:http://sisupr.mrsu.ru/20081/pdf/19moiseeva.pdf9.Соломенникова Е.А., Проблемы исследования конкурентоспособности предприятия, Новосибириск, 2010 г., С.11612310.Воронов, Д.С. Методика оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] /Д.С. Воронов. –Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/columns/1067. Дата обращения 19.12.201511.Современные теории менеджмента: научная коллективная монография / Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. . Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. С.6985.12.Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред. М.М. Скорева. –Ставрополь: Логос, 2014. –С.2761.