Развитие современных отношений между Российской Федерацией и странами Корейского полуострова в рамках договоров о сотрудничестве
Выпуск:
ART 86089
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алеева
Д.
Р. Развитие современных отношений между Российской Федерацией и странами Корейского полуострова в рамках договоров о сотрудничестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
411–415. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86089.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимодействия Российской Федерации и стран Корейского полуострова, а также его влияние на международные отношения. Исследовано современное состояние культурного, экономического и военного взаимоотношения между Россией, Южной и Северной Кореей. На основе русско-корейских договоров и соглашений, резолюций и решений Совета Безопасности ООН в работе изучены вопросы интеграционного сотрудничества на Дальнем Востоке. В научный оборот впервые введены официальные отчеты Совета Безопасности за период 2010 – 2013 гг., что позволяет дать всестороннюю оценку современной обстановке на территории Корейского полуострова и выяснить отношение к этой проблеме стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Данные исследования могут быть использованы для оценки и характеристики современной обстановки по вопросам проблемы Корейского полуострова, а также для изучения перспективы развития Дальневосточного региона в рамках международного сотрудничества.
Ключевые слова:
международные отношения, российская федерация, северная корея, ядерная проблема, деятельность совета безопасности оон, развитие дальневосточного региона
Текст статьи
Алеева Диана Рашитовна,Студент, КомсомольскийнаАмуре государственный технический университетlovepasha2011@mail.ru
Научный руководитель –Петрунина Жанна Валерьяновна,Доктор исторических наук, КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет
Развитие современных отношений между Российской Федерацией
и странами Корейского полуострова в рамкахдоговоров о сотрудничестве
Аннотация.В статье рассматривается вопрос взаимодействия Российской Федерации и странКорейского полуострова, а также еговлияние на международные отношения. Исследовано современное состояние культурного, экономического и военного взаимоотношения между Россией, Южной и Северной Кореей. На основе русскокорейских договоров и соглашений, резолюций и решений Совета Безопасности ООН в работе изучены вопросы интеграционного сотрудничества на Дальнем Востоке. В научный оборот впервые введены официальные отчеты Совета Безопасности за период 2010 –2013 гг., что позволяет дать всестороннюю оценку современной обстановке на территории Корейского полуострова и выяснить отношение к этой проблеме стран АзиатскоТихоокеанского региона. Данные исследования могут быть использованы для оценки и характеристики современной обстановки по вопросам проблемы Корейского полуострова, а также для изучения перспективы развития Дальневосточного региона в рамках международного сотрудничества.Ключевые слова:Российская Федерация, Северная Корея, ядерная проблема, международные отношения, деятельность Совета Безопасности ООН, развитие Дальневосточного региона.
Современные отношениямежду Российской Федерацией и Республикой Корея динамично развиваются. Вслед за установлением официальных отношений между странами последовало интенсивное развитие сотрудничества по различным направлениям, поэтому к двусторонним отношениям стал применим термин «вектор сотрудничества». В ходе встречи, состоявшейся 22 сентября 2004 г.в Москве, между Президентом России В. В. Путиным и Президентом Республики Корея Но Му Хёномбыла принята Российскокорейская совместная декларация. В этом документе было зафиксировано стремление сторон развивать конструктивное взаимовыгодное сотрудничество.Наибольший интерес лидеры двух государств высказали относительно расширения контактов в политической, военнотехнической, аэрокосмической, энергетической и экономической областях [1].Декларация закрепила соглашение между Правительством РоссийскойФедерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В рамках подписанной Совместной декларации, стороны договорились развивать существующие каналы обмена мнениями, включая «РоссийскоКорейский Форум», а также способствовать дальнейшему развитию сотрудничества в области культуры, образования, обменов молодежными и спортивными делегациями, что будет способствовать сближению народов двух стран. Также стороны приветствовали стабильный рост двусторонней торговли в последние годы и условились прилагать усилия для расширения взаимных инвестиций и экономического сотрудничества [1].
На период подписания документа, Республика Корея поддерживала Российскую Федерацию по вопросу вступления последней во Всемирную торговую организацию. Корейская сторона отмечалаособую важность этого события. Следуетподчеркнуть, что вступление Российской Федерации в ВТО произошло лишь 22 августа 2012 года. Нона протяжении 8 лет ЮжнаяКорея не разоказывала поддержку России в ее последовательной интеграции в международную экономическую систему. Кроме того, стороны договорились продолжить взаимодействие в разработке космической системы запусков гражданского назначения, а также в области программ по пилотируемой тематике. Помимо выше указанных аспектов, в декларации отмечены и торговые позиции. Так, например, стороны призваны предотвратить незаконный экспорт, в частности морского промысла. Декларация закрепила взаимодействие в реализации крупномасштабных двусторонних проектов, связанных с освоением и транспортировкой нефти и газа углеводородных месторождений Дальневосточного и Сибирского регионов России.В 5 пункте Совместной декларации затрагивается вопрос о денуклеаризации и объединения Корейского полуострова. Стороны договорились продолжить совместные усилия для снижения напряженности и укрепления мира на Корейском полуострове. В данной сфере Президент Республики Корея Но Му Хён отметил конструктивную роль России в обеспечении стабильности, безопасности и сотрудничества на Корейскомполуострове и в СевероВосточной Азии. Также стороны подтвердили взаимнуюрешимость выступать за безъядерный статус Корейского полуострова и подчеркнули необходимость сотрудничества в рамках шестисторонних переговоров. Пункт 6 данной декларации закрепляет решение координировать усилия по обеспечению мира, стабильности, безопасности и процветания в АзиатскоТихоокеанском регионев рамках Асеановского Регионального Форума, АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничестваи других региональных организаций [1]. В пункте 8 Совместной Декларации отмечаются одни из ключевых моментов по вопросу решения ядерной проблемы Корейского полуострова. Стороны договорились укреплять многосторонние договоры, такие как Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсичного оружия [1]. Также они подтвердили значение резолюции СоветаБезопасности ООН № 1540 для предотвращения распространения оружия массового уничтожения [2].В целом, на основании исследования данного источника, можно сделать вывод, что Республика Корея на период 2004 годабыла настроена положительнона шестисторонние переговоры, на разоружение, на нераспространение ядерного оружия, на признание безъядерного статуса, а также экономического, торгового и культурного сотрудничества. Активизацияконтактов между Россией и Республикой Кореяв последние годыпридаладополнительный импульс развитию двусторонних отношений. Яркой иллюстрацией этого стало принятое 29 сентября 2008 годалидерами стран Д. А. Медведевым и Ли Мён БакомСовместное заявление [3]. Отношения между государствами с 2008 г. выведены на уровень стратегического партнёрства, принципы которого определяются, вопервых, наличием для обеих сторон стратегических выгод и целей, достижение которых в формате обычного сотрудничества невозможно и может быть осуществлено путем выведения отношений на уровень стратегического партнерства. К таким целям относятся: обеспечение хозяйственного комплекса жизненно важными ресурсами (энергетическими, товарными, финансовыми); обеспечение надежного и безопасного доступа к жизненно важным пространствам; совместное решение проблем безопасности (противодействие организованной преступности, нелегальной миграции, контрабанде оружия и наркотиков,агрессивному сепаратизму, терроризму). Вовторых, общиевзглядыи подходык основным проблемам международных отношений, глобального и регионального развития. Стратегическое партнерство предполагает углубленное развитие межгосударственных контактов, как правило, не в одной, а в нескольких жизненно важных для стран сферах одновременно [4].Установившиеся межгосударственные отношения были продолжены и при смене лидера РК в 2012 г., когда Президентом Южной Кореи стала Пак Кын Хе. В поздравительной телеграмме В.В. Путин подтвердил готовность России продолжать работу по дальнейшему наращиванию двустороннего сотрудничества во всех сферах. На церемонии инаугурации Президента Республики Корея 25 февраля 2013 года российская сторона была представлена официальной делегацией во главе с Полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе, Министром развития Дальнего Востока В.И.Ишаевым[5].Первой очной встречей действующих глав государств стали переговоры в рамках саммита «Группы двадцати» в СанктПетербурге в сентябре 2013 года. Следующей вехой в развитии двусторонних отношений стал государственный визит В.В.Путина в Республику Кореяв ноябре 2013 года. Лидеры стран обсудили широкий круг вопросов в разных областях существующего и потенциального сотрудничества. Встречи В.В. Путина и Пак Кын Хе в 2014 г. состоялись и в ходе двух других крупных международных мероприятий в Пекине и Брисбене.Выступая на традиционной новогодней прессконференции в январе 2015 г., Президент Республики Кореяподтвердила приверженностьсвоей страныукреплять отношениядоверия с Россией в интересах ослабления напряженности, обеспечения мира, безопасности и сотрудничества в АзиатскоТихоокеанском регионе[5].
В целом, за прошедший период, по официальным данным,президенты двух стран встречались 27 раз.
Значимой вехой в двустороннем диалоге визит в Республику Корея заместителя Председателя Правительства России, Полномочного представителя Президента в ДВФО Ю.П.Трутнева, прибывшего в страну 89 декабря 2014 года в сопровождении руководящих работников Дальнего Востока России. Стороны активно обсуждали развитие торговоэкономических отношений между дальневосточным регионом Россиии Республикой Корея. Инвесторы Южной Кореи были приглашены к участию в ТОСЭРах, условия развития которых рассматривались на разных уровнях. С этой целью Ю.П. Трутнев провел переговоры с вицепремьером, Министром планирования и финансов Республики КореяЦой Гён Хваном, встретился с главами ведущих южнокорейских корпораций принял участие в работе форума «Инвестируйте в Дальний Восток!». Накануне этого состоялась поездка в РК Министра по развитию Дальнего Востока А.С.Галушки (2730 ноября 2014 года).
Диалог на как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровнях позволил увеличить объемы двусторонней торговли. В2014 г. объем двусторонней торговли составил 25,6 млрд. долл. США. При этом российский экспорт увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 8,2 % и составил 5,7 млрд. долл. США, а импорт из Республики Корея вырос на 1,8% и достиг 5,6 млрд. долл. США.Знакомство с российскими регионами, информирование потенциальных инвесторов об их особенностях, стало возможным после внедрения презентаций о российских регионах в Сеуле. В 2014 г. прошлипрезентации Республики Татарстан, Самарской, Ульяновской, Калужской, Тверской и Челябинской областей. Успешный опыт подобных мероприятий активно перенимают и
другие российские регионы[5].В последние годы укрепились контакты на уровне внешнеполитических ведомств РФ и РК. Одним из актуальных вопросов обсуждения стала ядерная проблема Корейского полуострова. Лидеры России стремятся наладить конструктивный диалог с КНДР. Следует помнить, что страны связывает почти полувековой опыт самых тесных контактов в политической, экономической, а также военнойсферах. Нынешнее состояние военных связей между Россией и КНДР весьма скромное, что во многом связано с позицией российского руководства 1990х гг.Российская Федерациястрого придерживается резолюции Совета Безопасности ООН № 1718 о введении запрета на поставку в КНДР различных типов вооружения [2]. А также резолюции №1874 о введении запрета на поставку в КНДР боевой техники [3]. Расширение дружественных, взаимовыгодных связей между двумя государствами на Дальнем Востоке соответствует этим целям, отвечает интересам укрепления мира и добрососедства в СевероВосточной Азии. Однако реализация этого вектора развития во многом зависит от позиции северокорейского руководства, от решения ядерной проблемы КНДР [6].Одним из предложений России по ядерной проблеме является "пакетное решение", провозглашающее безъядерныйстатус Корейского полуострова; строгое соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия; неукоснительное выполнениеРамочногосоглашения1994 годаи других обязательств; установление диалога между заинтересованными сторонами; обеспечение гарантий безопасности КНДР. Решением ядерного вопроса Корейского полуострова озадачены и лидеры РК и стран АСЕАН, готовых выступить в качестве посредников в корейском диалоге[6].
В урегулировании отношений она Корейском полуострове Россия преследует две задачи. Вопервых, добиться предоставления Северной Корее гарантий безопасности одновременно с решением с Пхеньяном беспокоящих мировое сообщество проблем по части корейских ракетных, ядерных и иных военных программ. Это должно включать подписание соответствующих соглашений. Россия и Китайиграют роль гарантов, которые выступили бы на многосторонней основе.
Во –вторых, Россия стремится не допустить дальнейшего экономического падения КНДР, намерена обеспечить ей помощь продовольствием и энергоносителями. Основными отраслями, нуждающимися в ближайшей экономической поддержке, определены сельское хозяйство, энергетика и транспорт. Участие России и Китая вместе со странами Запада и Республикой Корея могло бы стать важным инструментом создания мер доверия для Пхеньяна.В первой половине 2014 года состоялся ряд визитов и встреч, придавших новый импульс торговоэкономическому и инвестиционному сотрудничеству двух стран[7].В марте с рабочей поездкой КНДР посетил Президент Татарстана Р.Н.Миннихановво главе представительной делегации деловых кругов. Обсуждались вопросы налаживания сотрудничества в различных отраслях, прежде всего в нефтехимии, строительстве, сельском хозяйстве и образовании. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Торговопромышленной палатой Республики Татарстан и Торговой палатой КНДР[7].В конце марта 2014 года в КНДР побывал Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, председатель российской части Межправительственной комиссии по торговоэкономическому и научнотехническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР (Межправкомиссии) А.С.Галушка. В ходе визита стороны обсудили широкий круг вопросов, включая перевод расчетов по экспортноимпортным операциям между Россией и КНДР на рубли и увеличение взаимного товарооборота до 1 млрд. долларов США к 2020 году[7].В апреле 2014 года состоялся визит в КНДР Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации –Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева. В поездке его сопровождали губернаторы Хабаровского края В.И.Шпорт, Приморского края В.В.Миклушевский, Амурской области О.Н.Кожемяко, представители российских министерств и коммерческих компаний. В ходе визита подписано Соглашение между Министерством внешней торговли КНДР и Правительством Амурской области о торговоэкономическом сотрудничестве, состоялась церемония передачи корейской стороне в качестве гуманитарной помощи 50 единиц пожарной спецтехники.Достигнутые на вышеуказанных встречах договоренности были закреплены в итоговом протоколе Межправкомиссии, 6е заседание которой было проведено 25 июня 2014 года во Владивостоке. Сопредседатели МПК А.С.Галушка и ЛиРёнНам обсудили широкий круг вопросов, связанных с новыми направлениями развития двусторонних торговоэкономических связей. В рамках заседания прошла презентация особых экономических зон КНДР[7]. Намечены приоритетные задачи по расширению сотрудничества двух стран в области торговли, энергетики, природных ресурсов.Важным моментом в двусторонних отношениях, способствующим активизации экономического сотрудничества, стало вступление в силу 22 мая 2014 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНДР об урегулировании задолженности Корейской НародноДемократической Республики перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным бывшим СССР[7].В сентябре 2013 г. состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию специалистами России («РЖД») и КНДР железнодорожной линии на участке ХасанРаджин и в марте 2014 г. –грузового терминала на пирсе №3 порта Раджин. Этот пилотный проект должен стать первым шагом к воссоединению межкорейской железной дороги и соединению ее с Транссибом[7].Российский частный бизнес также проявляет в последнее время интерес к выходу на пока неосвоенный рынок КНДР. Корейские компании, со своей стороны, ведут активный поиск российских партнеров, заинтересованных в совместной инвестиционной деятельности на территории КНДР[7].Таким образом, между Россией и государствами Корейского полуострова налаживается взаимовыгодное сотрудничество, которое оказывает положительное влияние на международную обстановку в целом. С Южной Кореей экономическое взаимодействие имеет положительные тенденции, например, падение товарообмена, вызванное кризисом в 2008 г. практически, преодолено. Стороны осознали важность установления и развития отношений в многостороннем и двустороннем форматах, основанного на принципах доверительного партнерства. Странам удалось создать широкую договорноправовую базу двустороннего взаимодействия, включая соглашения по торговле, инвестициям, рыболовству, в вопросах предотвращения двойного налогообложения, расширения сотрудничества в военной сфере, области использования мирного атома, научном и культурном обмене. С 1 января 2014 года вступило в силу Соглашение о безвизовом пребывании граждан одного государства на территории другого в течение 60 дней для владельцев всех типов загранпаспортов. Продолжается работа над межправительственнымии межведомственнымисоглашениями в разных областях взаимодействия. Приоритетными направлениями взаимовыгодного экономического сотрудничества России с Республикой Корея являются крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с освоением природных ресурсов российских регионов и созданием новых производств на востоке России. Эти проекты органично вписываются в стратегию создания на Дальнем Востоке территорий опережающего развития. Прорабатываются проекты, предусматривающие масштабный экспорт в Южную Корею российского сжиженного газа, нефти и электроэнергии, взаимодействиев автомобилеи судостроении, мирном использовании ядерной энергии, в областях информационных технологий и связи, в финансовой сфере, в строительстве объектов инфраструктуры, освоении космоса. Что касается взаимодействия России с Северной Кореей, то здесь ситуация сложнее, были периоды, так называемых «холодных» отношений, то есть несотрудничества. Отношения стали налаживаться только с 2000 г., но для продолжения позитивной тенденции необходимо решить ядерную проблему КНДР, на это, прежде всего, и направлен вектор развития в данном регионе.Развитие связей субъектов Российской Федерации с КНДР традиционно занимает важное место в российскокорейских отношениях. В настоящее время более 40 регионов России осуществляют экономическое сотрудничество с КНДР в разных сферах, в том числе в строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве, рыбной отрасли, здравоохранении и швейной промышленности. Ведущая роль в этом процессе закрепилась за регионами российского Дальнего Востока, среди которых наиболее активныАмурская область, Приморский край и Хабаровский край.Важным направлением межрегионального взаимодействия является привлечение корейской рабочей силы. В процессе реализации федеральных и региональных программ развития Дальнего Востока России обозначилась тенденция к заметному увеличению численности рабочих из КНДР[7].Координирующую роль в развитии региональных связей играет Подкомиссия по региональному сотрудничеству Межправительственной комиссии по торговоэкономическому и научнотехническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР. 3 июня во Владивостоке состоялось ее третье заседание, на котором были обсуждены основные направления развития сотрудничества регионов России и КНДР[7].В частности, речь шла о возможном участии российских предприятий в создании Технопарка высоких технологий «Ынчжон» и экспортноориентированной зоны с льготным налоговым режимом в городе Нампхо. Корейская сторона выразила заинтересованность в установлении деловых контактов с рядом субъектов Российской Федерации –Камчатским и Пермским краями, Иркутской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областями. Обсуждалось также участие Орловской и Новосибирской областей –в организации и проведении фестивалей национальных культур, выставок и ярмарок, научных конференций, молодежных и спортивных мероприятий, Чувашской Республики –в налаживании поставок сельскохозяйственной и тракторной техники, электротехнической продукции и оборудования для легкой промышленности КНДР, Республики Саха (Якутия) –в развитии торговли и продвижении якутских товаров на рынок КНДР[7].В апреле 2014 года в Пхеньяне прошло седьмое заседание Совместной рабочей группы по торговоэкономическому сотрудничеству между Правительством Сахалинской области и Комитетом по содействию международной торговле КНДР, на котором была выражена готовность обеих сторон развивать связи в области строительства, рыбной промышленности и внешней торговли[7].
Корейские спортсмены регулярно выступают на международных соревнованиях в регионах Сибири и Дальнего Востока России. На состоявшемся в Хабаровске в мае 2014 года международном турнире северокорейский боксер ЛиЧхунИр завоевал золотую медаль в весовой категории до 52 килограмм.
К настоящему времени установлены побратимские связи между городами Москвой и Пхеньяном, Находкой и Расоном, СанктПетербургом и Нампхо, Владивостоком и Вонсаном, Хабаровском и Чондином, а также между Амурской областью и провинцией Южная Пхёнан[7].
В сентябре 2013 года в рамках обменов по линии городовпобратимов состоялся визит в СанктПетербург делегации администрации г.Нампхо во главе с заместителем Председателя городского Народного комитета КимЧхунИром. В конце мая –начале июня 2013 года руководитель администрации г.Чондин ЛиИрСу принял участие в праздновании 155ой годовщины со дня основания Хабаровска[7].Таким образом, между Россией и государствами Корейского полуострова налаживается взаимовыгодное сотрудничество, которое оказывает положительное влияние на международную обстановку в целом, и способствует безопасности и развитию российского Дальнего Востока.
Ссылки на источники1.Российскокорейская Совместная декларация от 21 сентября 2004 г. // Сборник договоров по международным отношениям. –2010. –№ 1897 URL: http: // archive.kremlin.ru/text/docs/2004/09/77080.shtml (дата обращения: 27.11.2015).2.Резолюция Совета Безопасности ООН от 27 августа 2003 г. // Официальные отчеты Совета Безопасности ООН. –2013. –S / INF / 68 URL: http: // www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/INF/68 (дата обращения: 22.11.2015).3.Корейские новости о международной и внутригосударственной обстановке [Электронный ресурс]. URL:http://koreannews.org/index.php?id=84(дата обращения: 22.11.2015).4.Кулагин, В. М. Международная безопасность / В. М. Кулагин. –М. : Аспект Пресс, 2006. –318 с. 5.Посольство Российской Федерации в Республике Корея [Электронный ресурс]. URL: http://russianembassy.org/ru(дата обращения: 26.11.2015).6.Болятко, А. В. Дальний Восток: в поисках стратегической стабильности / А. В. Болятко. –М. :Институт Дальнего Востока РАН, 2003. –385 с.7.Посольство Российской Федерации в КНДР [Электронный ресурс].URL:http://www.rusembdprk.ru (Дата обращения:27.11.2015).
Научный руководитель –Петрунина Жанна Валерьяновна,Доктор исторических наук, КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет
Развитие современных отношений между Российской Федерацией
и странами Корейского полуострова в рамкахдоговоров о сотрудничестве
Аннотация.В статье рассматривается вопрос взаимодействия Российской Федерации и странКорейского полуострова, а также еговлияние на международные отношения. Исследовано современное состояние культурного, экономического и военного взаимоотношения между Россией, Южной и Северной Кореей. На основе русскокорейских договоров и соглашений, резолюций и решений Совета Безопасности ООН в работе изучены вопросы интеграционного сотрудничества на Дальнем Востоке. В научный оборот впервые введены официальные отчеты Совета Безопасности за период 2010 –2013 гг., что позволяет дать всестороннюю оценку современной обстановке на территории Корейского полуострова и выяснить отношение к этой проблеме стран АзиатскоТихоокеанского региона. Данные исследования могут быть использованы для оценки и характеристики современной обстановки по вопросам проблемы Корейского полуострова, а также для изучения перспективы развития Дальневосточного региона в рамках международного сотрудничества.Ключевые слова:Российская Федерация, Северная Корея, ядерная проблема, международные отношения, деятельность Совета Безопасности ООН, развитие Дальневосточного региона.
Современные отношениямежду Российской Федерацией и Республикой Корея динамично развиваются. Вслед за установлением официальных отношений между странами последовало интенсивное развитие сотрудничества по различным направлениям, поэтому к двусторонним отношениям стал применим термин «вектор сотрудничества». В ходе встречи, состоявшейся 22 сентября 2004 г.в Москве, между Президентом России В. В. Путиным и Президентом Республики Корея Но Му Хёномбыла принята Российскокорейская совместная декларация. В этом документе было зафиксировано стремление сторон развивать конструктивное взаимовыгодное сотрудничество.Наибольший интерес лидеры двух государств высказали относительно расширения контактов в политической, военнотехнической, аэрокосмической, энергетической и экономической областях [1].Декларация закрепила соглашение между Правительством РоссийскойФедерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В рамках подписанной Совместной декларации, стороны договорились развивать существующие каналы обмена мнениями, включая «РоссийскоКорейский Форум», а также способствовать дальнейшему развитию сотрудничества в области культуры, образования, обменов молодежными и спортивными делегациями, что будет способствовать сближению народов двух стран. Также стороны приветствовали стабильный рост двусторонней торговли в последние годы и условились прилагать усилия для расширения взаимных инвестиций и экономического сотрудничества [1].
На период подписания документа, Республика Корея поддерживала Российскую Федерацию по вопросу вступления последней во Всемирную торговую организацию. Корейская сторона отмечалаособую важность этого события. Следуетподчеркнуть, что вступление Российской Федерации в ВТО произошло лишь 22 августа 2012 года. Нона протяжении 8 лет ЮжнаяКорея не разоказывала поддержку России в ее последовательной интеграции в международную экономическую систему. Кроме того, стороны договорились продолжить взаимодействие в разработке космической системы запусков гражданского назначения, а также в области программ по пилотируемой тематике. Помимо выше указанных аспектов, в декларации отмечены и торговые позиции. Так, например, стороны призваны предотвратить незаконный экспорт, в частности морского промысла. Декларация закрепила взаимодействие в реализации крупномасштабных двусторонних проектов, связанных с освоением и транспортировкой нефти и газа углеводородных месторождений Дальневосточного и Сибирского регионов России.В 5 пункте Совместной декларации затрагивается вопрос о денуклеаризации и объединения Корейского полуострова. Стороны договорились продолжить совместные усилия для снижения напряженности и укрепления мира на Корейском полуострове. В данной сфере Президент Республики Корея Но Му Хён отметил конструктивную роль России в обеспечении стабильности, безопасности и сотрудничества на Корейскомполуострове и в СевероВосточной Азии. Также стороны подтвердили взаимнуюрешимость выступать за безъядерный статус Корейского полуострова и подчеркнули необходимость сотрудничества в рамках шестисторонних переговоров. Пункт 6 данной декларации закрепляет решение координировать усилия по обеспечению мира, стабильности, безопасности и процветания в АзиатскоТихоокеанском регионев рамках Асеановского Регионального Форума, АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничестваи других региональных организаций [1]. В пункте 8 Совместной Декларации отмечаются одни из ключевых моментов по вопросу решения ядерной проблемы Корейского полуострова. Стороны договорились укреплять многосторонние договоры, такие как Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсичного оружия [1]. Также они подтвердили значение резолюции СоветаБезопасности ООН № 1540 для предотвращения распространения оружия массового уничтожения [2].В целом, на основании исследования данного источника, можно сделать вывод, что Республика Корея на период 2004 годабыла настроена положительнона шестисторонние переговоры, на разоружение, на нераспространение ядерного оружия, на признание безъядерного статуса, а также экономического, торгового и культурного сотрудничества. Активизацияконтактов между Россией и Республикой Кореяв последние годыпридаладополнительный импульс развитию двусторонних отношений. Яркой иллюстрацией этого стало принятое 29 сентября 2008 годалидерами стран Д. А. Медведевым и Ли Мён БакомСовместное заявление [3]. Отношения между государствами с 2008 г. выведены на уровень стратегического партнёрства, принципы которого определяются, вопервых, наличием для обеих сторон стратегических выгод и целей, достижение которых в формате обычного сотрудничества невозможно и может быть осуществлено путем выведения отношений на уровень стратегического партнерства. К таким целям относятся: обеспечение хозяйственного комплекса жизненно важными ресурсами (энергетическими, товарными, финансовыми); обеспечение надежного и безопасного доступа к жизненно важным пространствам; совместное решение проблем безопасности (противодействие организованной преступности, нелегальной миграции, контрабанде оружия и наркотиков,агрессивному сепаратизму, терроризму). Вовторых, общиевзглядыи подходык основным проблемам международных отношений, глобального и регионального развития. Стратегическое партнерство предполагает углубленное развитие межгосударственных контактов, как правило, не в одной, а в нескольких жизненно важных для стран сферах одновременно [4].Установившиеся межгосударственные отношения были продолжены и при смене лидера РК в 2012 г., когда Президентом Южной Кореи стала Пак Кын Хе. В поздравительной телеграмме В.В. Путин подтвердил готовность России продолжать работу по дальнейшему наращиванию двустороннего сотрудничества во всех сферах. На церемонии инаугурации Президента Республики Корея 25 февраля 2013 года российская сторона была представлена официальной делегацией во главе с Полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе, Министром развития Дальнего Востока В.И.Ишаевым[5].Первой очной встречей действующих глав государств стали переговоры в рамках саммита «Группы двадцати» в СанктПетербурге в сентябре 2013 года. Следующей вехой в развитии двусторонних отношений стал государственный визит В.В.Путина в Республику Кореяв ноябре 2013 года. Лидеры стран обсудили широкий круг вопросов в разных областях существующего и потенциального сотрудничества. Встречи В.В. Путина и Пак Кын Хе в 2014 г. состоялись и в ходе двух других крупных международных мероприятий в Пекине и Брисбене.Выступая на традиционной новогодней прессконференции в январе 2015 г., Президент Республики Кореяподтвердила приверженностьсвоей страныукреплять отношениядоверия с Россией в интересах ослабления напряженности, обеспечения мира, безопасности и сотрудничества в АзиатскоТихоокеанском регионе[5].
В целом, за прошедший период, по официальным данным,президенты двух стран встречались 27 раз.
Значимой вехой в двустороннем диалоге визит в Республику Корея заместителя Председателя Правительства России, Полномочного представителя Президента в ДВФО Ю.П.Трутнева, прибывшего в страну 89 декабря 2014 года в сопровождении руководящих работников Дальнего Востока России. Стороны активно обсуждали развитие торговоэкономических отношений между дальневосточным регионом Россиии Республикой Корея. Инвесторы Южной Кореи были приглашены к участию в ТОСЭРах, условия развития которых рассматривались на разных уровнях. С этой целью Ю.П. Трутнев провел переговоры с вицепремьером, Министром планирования и финансов Республики КореяЦой Гён Хваном, встретился с главами ведущих южнокорейских корпораций принял участие в работе форума «Инвестируйте в Дальний Восток!». Накануне этого состоялась поездка в РК Министра по развитию Дальнего Востока А.С.Галушки (2730 ноября 2014 года).
Диалог на как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровнях позволил увеличить объемы двусторонней торговли. В2014 г. объем двусторонней торговли составил 25,6 млрд. долл. США. При этом российский экспорт увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 8,2 % и составил 5,7 млрд. долл. США, а импорт из Республики Корея вырос на 1,8% и достиг 5,6 млрд. долл. США.Знакомство с российскими регионами, информирование потенциальных инвесторов об их особенностях, стало возможным после внедрения презентаций о российских регионах в Сеуле. В 2014 г. прошлипрезентации Республики Татарстан, Самарской, Ульяновской, Калужской, Тверской и Челябинской областей. Успешный опыт подобных мероприятий активно перенимают и
другие российские регионы[5].В последние годы укрепились контакты на уровне внешнеполитических ведомств РФ и РК. Одним из актуальных вопросов обсуждения стала ядерная проблема Корейского полуострова. Лидеры России стремятся наладить конструктивный диалог с КНДР. Следует помнить, что страны связывает почти полувековой опыт самых тесных контактов в политической, экономической, а также военнойсферах. Нынешнее состояние военных связей между Россией и КНДР весьма скромное, что во многом связано с позицией российского руководства 1990х гг.Российская Федерациястрого придерживается резолюции Совета Безопасности ООН № 1718 о введении запрета на поставку в КНДР различных типов вооружения [2]. А также резолюции №1874 о введении запрета на поставку в КНДР боевой техники [3]. Расширение дружественных, взаимовыгодных связей между двумя государствами на Дальнем Востоке соответствует этим целям, отвечает интересам укрепления мира и добрососедства в СевероВосточной Азии. Однако реализация этого вектора развития во многом зависит от позиции северокорейского руководства, от решения ядерной проблемы КНДР [6].Одним из предложений России по ядерной проблеме является "пакетное решение", провозглашающее безъядерныйстатус Корейского полуострова; строгое соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия; неукоснительное выполнениеРамочногосоглашения1994 годаи других обязательств; установление диалога между заинтересованными сторонами; обеспечение гарантий безопасности КНДР. Решением ядерного вопроса Корейского полуострова озадачены и лидеры РК и стран АСЕАН, готовых выступить в качестве посредников в корейском диалоге[6].
В урегулировании отношений она Корейском полуострове Россия преследует две задачи. Вопервых, добиться предоставления Северной Корее гарантий безопасности одновременно с решением с Пхеньяном беспокоящих мировое сообщество проблем по части корейских ракетных, ядерных и иных военных программ. Это должно включать подписание соответствующих соглашений. Россия и Китайиграют роль гарантов, которые выступили бы на многосторонней основе.
Во –вторых, Россия стремится не допустить дальнейшего экономического падения КНДР, намерена обеспечить ей помощь продовольствием и энергоносителями. Основными отраслями, нуждающимися в ближайшей экономической поддержке, определены сельское хозяйство, энергетика и транспорт. Участие России и Китая вместе со странами Запада и Республикой Корея могло бы стать важным инструментом создания мер доверия для Пхеньяна.В первой половине 2014 года состоялся ряд визитов и встреч, придавших новый импульс торговоэкономическому и инвестиционному сотрудничеству двух стран[7].В марте с рабочей поездкой КНДР посетил Президент Татарстана Р.Н.Миннихановво главе представительной делегации деловых кругов. Обсуждались вопросы налаживания сотрудничества в различных отраслях, прежде всего в нефтехимии, строительстве, сельском хозяйстве и образовании. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Торговопромышленной палатой Республики Татарстан и Торговой палатой КНДР[7].В конце марта 2014 года в КНДР побывал Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, председатель российской части Межправительственной комиссии по торговоэкономическому и научнотехническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР (Межправкомиссии) А.С.Галушка. В ходе визита стороны обсудили широкий круг вопросов, включая перевод расчетов по экспортноимпортным операциям между Россией и КНДР на рубли и увеличение взаимного товарооборота до 1 млрд. долларов США к 2020 году[7].В апреле 2014 года состоялся визит в КНДР Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации –Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева. В поездке его сопровождали губернаторы Хабаровского края В.И.Шпорт, Приморского края В.В.Миклушевский, Амурской области О.Н.Кожемяко, представители российских министерств и коммерческих компаний. В ходе визита подписано Соглашение между Министерством внешней торговли КНДР и Правительством Амурской области о торговоэкономическом сотрудничестве, состоялась церемония передачи корейской стороне в качестве гуманитарной помощи 50 единиц пожарной спецтехники.Достигнутые на вышеуказанных встречах договоренности были закреплены в итоговом протоколе Межправкомиссии, 6е заседание которой было проведено 25 июня 2014 года во Владивостоке. Сопредседатели МПК А.С.Галушка и ЛиРёнНам обсудили широкий круг вопросов, связанных с новыми направлениями развития двусторонних торговоэкономических связей. В рамках заседания прошла презентация особых экономических зон КНДР[7]. Намечены приоритетные задачи по расширению сотрудничества двух стран в области торговли, энергетики, природных ресурсов.Важным моментом в двусторонних отношениях, способствующим активизации экономического сотрудничества, стало вступление в силу 22 мая 2014 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНДР об урегулировании задолженности Корейской НародноДемократической Республики перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным бывшим СССР[7].В сентябре 2013 г. состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию специалистами России («РЖД») и КНДР железнодорожной линии на участке ХасанРаджин и в марте 2014 г. –грузового терминала на пирсе №3 порта Раджин. Этот пилотный проект должен стать первым шагом к воссоединению межкорейской железной дороги и соединению ее с Транссибом[7].Российский частный бизнес также проявляет в последнее время интерес к выходу на пока неосвоенный рынок КНДР. Корейские компании, со своей стороны, ведут активный поиск российских партнеров, заинтересованных в совместной инвестиционной деятельности на территории КНДР[7].Таким образом, между Россией и государствами Корейского полуострова налаживается взаимовыгодное сотрудничество, которое оказывает положительное влияние на международную обстановку в целом. С Южной Кореей экономическое взаимодействие имеет положительные тенденции, например, падение товарообмена, вызванное кризисом в 2008 г. практически, преодолено. Стороны осознали важность установления и развития отношений в многостороннем и двустороннем форматах, основанного на принципах доверительного партнерства. Странам удалось создать широкую договорноправовую базу двустороннего взаимодействия, включая соглашения по торговле, инвестициям, рыболовству, в вопросах предотвращения двойного налогообложения, расширения сотрудничества в военной сфере, области использования мирного атома, научном и культурном обмене. С 1 января 2014 года вступило в силу Соглашение о безвизовом пребывании граждан одного государства на территории другого в течение 60 дней для владельцев всех типов загранпаспортов. Продолжается работа над межправительственнымии межведомственнымисоглашениями в разных областях взаимодействия. Приоритетными направлениями взаимовыгодного экономического сотрудничества России с Республикой Корея являются крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с освоением природных ресурсов российских регионов и созданием новых производств на востоке России. Эти проекты органично вписываются в стратегию создания на Дальнем Востоке территорий опережающего развития. Прорабатываются проекты, предусматривающие масштабный экспорт в Южную Корею российского сжиженного газа, нефти и электроэнергии, взаимодействиев автомобилеи судостроении, мирном использовании ядерной энергии, в областях информационных технологий и связи, в финансовой сфере, в строительстве объектов инфраструктуры, освоении космоса. Что касается взаимодействия России с Северной Кореей, то здесь ситуация сложнее, были периоды, так называемых «холодных» отношений, то есть несотрудничества. Отношения стали налаживаться только с 2000 г., но для продолжения позитивной тенденции необходимо решить ядерную проблему КНДР, на это, прежде всего, и направлен вектор развития в данном регионе.Развитие связей субъектов Российской Федерации с КНДР традиционно занимает важное место в российскокорейских отношениях. В настоящее время более 40 регионов России осуществляют экономическое сотрудничество с КНДР в разных сферах, в том числе в строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве, рыбной отрасли, здравоохранении и швейной промышленности. Ведущая роль в этом процессе закрепилась за регионами российского Дальнего Востока, среди которых наиболее активныАмурская область, Приморский край и Хабаровский край.Важным направлением межрегионального взаимодействия является привлечение корейской рабочей силы. В процессе реализации федеральных и региональных программ развития Дальнего Востока России обозначилась тенденция к заметному увеличению численности рабочих из КНДР[7].Координирующую роль в развитии региональных связей играет Подкомиссия по региональному сотрудничеству Межправительственной комиссии по торговоэкономическому и научнотехническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР. 3 июня во Владивостоке состоялось ее третье заседание, на котором были обсуждены основные направления развития сотрудничества регионов России и КНДР[7].В частности, речь шла о возможном участии российских предприятий в создании Технопарка высоких технологий «Ынчжон» и экспортноориентированной зоны с льготным налоговым режимом в городе Нампхо. Корейская сторона выразила заинтересованность в установлении деловых контактов с рядом субъектов Российской Федерации –Камчатским и Пермским краями, Иркутской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областями. Обсуждалось также участие Орловской и Новосибирской областей –в организации и проведении фестивалей национальных культур, выставок и ярмарок, научных конференций, молодежных и спортивных мероприятий, Чувашской Республики –в налаживании поставок сельскохозяйственной и тракторной техники, электротехнической продукции и оборудования для легкой промышленности КНДР, Республики Саха (Якутия) –в развитии торговли и продвижении якутских товаров на рынок КНДР[7].В апреле 2014 года в Пхеньяне прошло седьмое заседание Совместной рабочей группы по торговоэкономическому сотрудничеству между Правительством Сахалинской области и Комитетом по содействию международной торговле КНДР, на котором была выражена готовность обеих сторон развивать связи в области строительства, рыбной промышленности и внешней торговли[7].
Корейские спортсмены регулярно выступают на международных соревнованиях в регионах Сибири и Дальнего Востока России. На состоявшемся в Хабаровске в мае 2014 года международном турнире северокорейский боксер ЛиЧхунИр завоевал золотую медаль в весовой категории до 52 килограмм.
К настоящему времени установлены побратимские связи между городами Москвой и Пхеньяном, Находкой и Расоном, СанктПетербургом и Нампхо, Владивостоком и Вонсаном, Хабаровском и Чондином, а также между Амурской областью и провинцией Южная Пхёнан[7].
В сентябре 2013 года в рамках обменов по линии городовпобратимов состоялся визит в СанктПетербург делегации администрации г.Нампхо во главе с заместителем Председателя городского Народного комитета КимЧхунИром. В конце мая –начале июня 2013 года руководитель администрации г.Чондин ЛиИрСу принял участие в праздновании 155ой годовщины со дня основания Хабаровска[7].Таким образом, между Россией и государствами Корейского полуострова налаживается взаимовыгодное сотрудничество, которое оказывает положительное влияние на международную обстановку в целом, и способствует безопасности и развитию российского Дальнего Востока.
Ссылки на источники1.Российскокорейская Совместная декларация от 21 сентября 2004 г. // Сборник договоров по международным отношениям. –2010. –№ 1897 URL: http: // archive.kremlin.ru/text/docs/2004/09/77080.shtml (дата обращения: 27.11.2015).2.Резолюция Совета Безопасности ООН от 27 августа 2003 г. // Официальные отчеты Совета Безопасности ООН. –2013. –S / INF / 68 URL: http: // www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/INF/68 (дата обращения: 22.11.2015).3.Корейские новости о международной и внутригосударственной обстановке [Электронный ресурс]. URL:http://koreannews.org/index.php?id=84(дата обращения: 22.11.2015).4.Кулагин, В. М. Международная безопасность / В. М. Кулагин. –М. : Аспект Пресс, 2006. –318 с. 5.Посольство Российской Федерации в Республике Корея [Электронный ресурс]. URL: http://russianembassy.org/ru(дата обращения: 26.11.2015).6.Болятко, А. В. Дальний Восток: в поисках стратегической стабильности / А. В. Болятко. –М. :Институт Дальнего Востока РАН, 2003. –385 с.7.Посольство Российской Федерации в КНДР [Электронный ресурс].URL:http://www.rusembdprk.ru (Дата обращения:27.11.2015).