Взаимосвязь акцентуаций характера с аддиктивными формами поведения молодежи
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86141
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кутбиддинова
Р.
А.,
Нестеренко
Е.
С. Взаимосвязь акцентуаций характера с аддиктивными формами поведения молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
646–650. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86141.htm.
Аннотация. В статье изучаются факторы, влияющие на формирование у молодых людей зависимых форм поведения. Наиболее широко представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи акцентуаций характера и аддиктивных форм поведения.
Похожие статьи
Текст статьи
КутбиддиноваРиммаАнваровна,кандидатпсихологическихнаук,доценткафедрыпсихологииИнститутапсихологииипедагогикиФГБОУВПО«Сахалинскийгосударственныйуниверситет»,г.ЮжноСахалинскrimma.85@list.ru
НестеренкоЕкатеринаСергеевна,студентка4курсанаправленияподготовки«Психологопедагогическоеобразование»,профиль«Психологияобразования»,г.ЮжноСахалинск
Взаимосвязьакцентуацийхарактера
саддиктивнымиформамиповедениямолодежи
Аннотация.Статьяпосвященарезультатамэмпирическогоисследованияформзависимогоповедениясовременноймолодежи.Раскрываетсявзаимосвязьмеждуформамизависимогоповеденияихарактерологическимиособенностямимолодыхлюдей.Акцентуациихарактераявляютсяпсихологическимифакторамиформированиязависимыхформповедения.Ключевыеслова:зависимость,аддикция,акцентуацияхарактера,студенты,исследование.
Аддиктивныепроявленияявляетсяформойдевиантногоповеденияличности.Термин«аддикция»сталиспользоватьсясравнительнонедавно,вдословномпереводеозначает«рабскоеповедение»или«зависимость».Аддиктивноеповедениепредставляетсобойсерьёзнуюмногоаспектнуюпроблему,т.к.приводиткнегативнымпоследствиям:внутриличностныепроблемы,потеряработоспособности,конфликтныеотношениясокружающими,финансовыезатруднения,психосоматическиепроблемыимногоедругое.Современнуюреальностьхарактеризуетдостаточновысокийуровеньаддиктивногоповедениясредимолодогопоколения(употреблениепсихоактивныхвеществ,стимуляторов,алкоголя,курительныхсмесейидр.)Самымопаснымявляетсято,чтоаддиктивныеформыповеденияпроявляютсяужесдошкольногоимладшегошкольноговозраста.Так,кпримеру,внаркологическиедиспансерыпоступаютдетив7летнемвозрастессимптомамиалкогольного,токсикологическогоотравления.Алкогольитабакотносятсякгруппе веществ, вызывающих химическуюзависимость.Вширокомсмыслеподхимическойзависимостьюпонимаютзависимостьотупотреблениялюбыхпсихоактивныхвеществ.Сразвитиемобщества,внедрениемтехническихсредстввозникаютвсеновыеиновыеформызависимостей:гаджетаддикция,мобильнаязависимость,Интернетзависимость,смсаддикцияит.д.Сегодняникогонеудивитьналичиемуребёнкамодного,дорогоготелефонаилипланшета.БольшаячастьвзрослыхлюдейадекватновоспринимаетмногочасовыепребыванияребёнкавсетиИнтернетзаонлайниграми.Вполненормальнымявляетсяито,чтодетисоздаютсвои«собственныемиры»,пребываявнихонисоздаютиубивают«виртуальныхживотныхилюдей».Извсеговышесказанногоотметим,чтозависимостибываюткакхимические(наркотическая,алкогольнаяидр.),такинехимические(Интернетзависимость,религиознаязависимостьидр.).Большаячастьисследователейпонимаетаддиктивноеповедениекакстремлениечеловекауйтиотреальностипосредствомизменениясвоегофизическогоипсихологическогосостояния.Изучениемаддиктивныхформповедениязанималисьотечественные(ЕгоровА.Ю.,ДмитриеваН.В.,КороленкоЦ.П.,МандельБ.Р.,МенделевичВ.Д.,МехтихановаН.Н.идругие)изарубежныеучёные(БэкеландП.,СаксМ.,ТассиА.,ЯнгК.идругие).ПомнениюМехтихановойН.Н.,наформированиеаддикцийвлияютмножествофакторов:биологические(злоупотреблениеалкоголемродителями,проблемывпериодевынашивания,травмыраннегоимладшегошкольноговозрастаидр.);социальные(атрибутыпраздникавстране,традициииобрядыидр.),атакжепсихологическиепричины.Кпсихологическимфакторамотносятличностныеособенностичеловека,предопределяющиесклонностькформированиюзависимостейвповедении.Кихчислуотносятинфантильность,котораяявляетсястержнемзависимойличности;повышенныйуровеньвнушаемости;преобладаниегедонистическоймотивации;склонностькриску;стремлениеговоритьнеправду;тревожностьит.д.Важноподчеркнуть,чтомалоизучентотфакткакиеименноличностныеособенностивлияютнаформированиеаддикций,являютсяпреморбидными,акакиесопряженысихразвитием,т.е.являютсякоморбидными[1,с.2021].Неудовлетворённостьсобой,низкаясамооценка,потерясмыслажизниинормальныхчеловеческихценностеймогутприводитькзависимомуповедениюличности.Происходитэтопутемискусственногоизменениясвоегопсихическогосостоянияпосредствомприеманекоторыхвеществилипостояннойфиксациивниманиянаопределенныхвидахдеятельностисцельюразвитияиподдержанияинтенсивныхположительныхэмоций.Можносказать,чтоосновныммотивомвформированииаддиктивногоповеденияявляетсястремлениеизменитьнеудовлетворенноепсихическоесостояниемолодых людей.Немаловажноезначениевразвитиизависимостейимеетакцентуацияхарактераличности.Характер человека всегда проявляется в деятельности, отношении к окружающей действительности, к себе и другим людям. Характер состоит из темпераментальных, врожденных рефлексов, а также приобретенных в ходе обучения и воспитания, условных рефлексов.Подакцентуациейхарактера понимают«высокуюстепеньвыраженностиотдельныхчертхарактераиихсочетаний,представляющихкрайнийвариантнормы,граничащихспсихопатией»(ЛеонгардК.,Личко.А.Е.,ГаннушкинП.Б.,РайсФ.)[2,с.26].Следует выделять следующие типы акцентуаций характера:1. Гипертимическийтип, отличающийся повышенной контактностью, живостью в выражении эмоций, подвижной мимикой и пантомимикой. Достаточно конфликтный и раздражительный тип личности, энергичный и деятельный.Как указывает Н.Н. Мехтиханова, для гипертимическихмолодых людей свойственен «полинаркотизм», они пробуют на себе действие различных веществ. Могут употреблять ингалянты, гашиш, алкоголь. Причем последнийвызывает у них эйфорию, «стимуляторы –безудержную активность» [1, с.31].У таких молодых людей длительное время не формируется психологическая зависимость к веществу.2. Дистимическийтипличности. Такой тип отличается низким уровнем контактности, интровертированностью, пессимистическим настроением.Это серьезные, добросовестные молодые люди, имеющие обостренное чувство справедливости. Аддиктивные формы поведения для них, как правило, не характерны.3. Циклотимическийтип, характеризующийся частыми сменами настроения, соединяет в себе черты гипертимическогои дистимическоготипа.Интересы отличаются неустойчивостью, высокий уровень конформности, легко меняют свои мнения, позиции и установки в соответствие с мнением группы.Циклотимические молодые люди склоны к употреблению алкоголя в периоды подъема настроения.4. Возбудимый типакцентуации характера.Конфликтные, неуживчивые личности, склонные к хамству и брани. В спокойном состоянии достаточно добросовестные и аккуратные. Однако, возбудимые молодые люди слабо контролируют свое эмоциональное возбуждение и поведение. Люди, имеющие данный тип акцентуации характера,часто выбирают то, что сильно «бьет по мозгам»: алкоголь, бензин и др. При неправильном воспитании в семье становятся асоциальными. В этом случае они легко приобщаются к психологически активным веществам: опиатам, галлюциногенам и др.Уних быстро формируется как психическая, так и физическая зависимость от вещества.5. Застревающий тип, характеризуется умереннойобщительностью, занудливостью и склонностьюк нравоучениям.Застревающим молодым людям свойственно употребление психоактивных веществ, особенно в периоды переживания социальной несправедливости, обидчивости и уязвимости.6. Педантичный тип. Такие молодые люди отличаются предъявлением повышенных требований к себе и другим, они надежны в деятельности, серьезны. Для них характерны повышенная совестливость, страх несоответствияидеалам и нерешительность.Длительное время могут прибывать в ипохондрическом состоянии.7. Тревожный тип. Молодые люди отличаются робостью, неуверенностью в собственных силах, подавленностью настроения.Им не свойственно формированиеаддиктивных форм поведения.8. Эмотивный тип, отличается низкой контактностью, низкой конфликтностью,обидчивостью, доброжелательностью ичувствительностью. Могут прибегать к употреблению алкогольных напитков.9. Шизотимический тип, замкнутый, необщительный и склоненный к колебаниям эмоций. Для шизотимических молодых людей характерно употребление психоактивных веществ. Потребление производных опия приводят их в состояние покоя и уединения. Алкоголь выступает для шизоидных лиц «коммуникативным допингом».10. Демонстративный тип личности, отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такие молодые люди склоны к употреблению стимуляторов, которые помогают имказаться сильнее и увереннее, чем они есть на самом деле.Для них привлекательны алкоголь, опиаты, гашиш итранквилизаторы.11. Экзальтированный тип. Как правило, общительный, эмоциональный, внимательныйк другим людям, альтруистичный тип. Вовлечение в потребление веществ вызвано пребыванием в референтной группе, в которой молодой человек хочет найти эмоциональную поддержку. Могут употреблять летучие вещества бытовой химии, которые привлекают их эйфоризирующим эффектом.Проанализировавнаучнуюлитературуиобобщивимеющийсяпсихологопедагогическийопыт,мыпришликвыводуотом,чтокаждомутипуакцентуацийхарактераприсущисвоитипыаддикций.Выявляяианализируяособенностихарактерачеловека,мыможемпроводитьработупопрофилактикеаддиктивныхформповедения.Сцельюизучениявзаимосвязиакцентуацийхарактерасаддиктивнымиформамиповедениямолодыхлюдей,намибылопроведеноэмпирическоеисследование.Исследованиепроводилосьнабазефедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинскийгосударственныйуниверситет»состудентамиввозрастеот17до19лет.Входеисследованиянамииспользовалисьследующиеметоды:
–анкетирование(авторР.А.Кутбиддинова);–методикадиагностикиакцентуацийхарактера(авторК.Леонгард);
–диагностикаИнтернетзависимости(авторК.Янг);
–тестнаопределениеалкогольнойзависимости(MAST).Сцельюустановлениякорреляционнойсвязииспользовалсяметодматематическойобработкиданных–rxyкритерийПирсона.Результаты математическойобработкиданныхпредставленыв таблице.
Результатыкорреляционногоанализаакцентуацийхарактераиаддиктивныхформповедения
№ТипакцентуациихарактераНикотиноваязависимостьИнтернетзависимостьАлкогольнаязависимость1.
Гипертимный0,2090,1640,0902.
Застревающий0,2590,3460,2213.
Эмотивный0,0550,1110,1204.
Педантичный0,4090,527*0,0165.
Тревожный0,646**0,494*0,0256.
Циклотимный0,2360,494*0,0487.
Демонстративный0,2850,686**0,2678.
Возбудимый0,3230,2590,514*9.
Дистимный0,2820,1880,02710.
Экзальтированный0,466*0,2090,378*Корреляциязначиманауровнеp≤0,05**Корреляциязначиманауровнеp≤0,01
Результатыэмпирическогоисследованияпоказали,чтосклонныкпотреблениютабакалица,имеющиетревожныйиэкзальтированныйтипакцентуации.Длялюдей,имеющихтревожныйтипакцентуациихарактера,свойственнынеуверенностьвсобственныхсилах,скрытыйкомплекснеполноценности,робость,обидчивость,пониженноенастроениеиинтровертированность.Потребляятабак,молодыелюдистревожнойакцентуациейрасслабляются,получаютрелаксационныйэффектииллюзорныйкомфорт.Табачнаязависимостьпозволяетим«бытькаквсе»,поддержатькомпанию,сблизитьсястеми,скемхочетсяобщаться,самоутвердиться.Экзальтированныйтипакцентуацииотличаетсяизменчивостьюнастроения:соднойстороны,повышеннымнастроением,общительностью,эмоциональностьюврадостныеминутыжизни,сдругой–отчаяние,склонностькневротическойдепрессии,трагическоевосприятиенеудач.Табачнаязависимостьдляэтоготипапозволяетполучитьудовольствиеилегчеперенестипечальныесобытиязасчетстимуляцииникотиномгипоталамическогоцентраголовногомозга.Внаучнойлитературеописываетсявзаимосвязьугнетенногонастроенияспотреблениемникотина.Каквидноизтаблицы,убольшейчастииспытуемыхпреобладаетобратнаякорреляционнаясвязьсИнтернетзависимостью.Мысчитаем,чтоэтосвязаноснизкимуровнемпроявленияИнтернетаддикцийусахалинскихстудентов.Темнеменеезначимаяобратнаякорреляцияпрослеживаетсяупедантичных,тревожных,циклоидных(p≤0,05)идемонстративных(rxy=0,7;p≤0,01)акцентуацийхарактеров.Этоговоритотом,чтодлядемонстративноготипаИнтернетнеявляетсятойсферой,гдеможновполноймерепокрасоваться,привлечьвниманиеипроизвестивпечатление.ОтечественныйучёныйЛичкоА.Н.исотрудникиЛенинградскогонаучноисследовательскогопсихоневрологическогоинститутаим.В.М.Бехтереваустановили,чтонаиболеесклонныкалкоголизациипредставителиэпилептойдного,неустойчивого,гипертимного,возбудимого,атакжеистеройдноготипаакцентуациихарактера[3].Внашемисследованиитенденциякалкогольнойзависимостичеткопрослеживаетсяувозбудимоготипаакцентуации(p≤0,05).Возбудимаяакцентуацияхарактерапроявляетсявкрайнейнеустойчивостинастроения,низкомсамоконтроле,лживости,повышеннойобщительности иконфликтности.Яркопроявляетсяэмоциягнева,обидчивость,эгоистичность.Внушаемостьинеустойчивостьэмоциональногосостояния,слабыйсамоконтрольприводятквозникновениювлечениякалкоголю.Подвоздействиемалкоголявсечертывозбудимоготипаакцентуацииобостряются:интенсивнеепротекаютвспышкивозбуждения,агрессивностиигрубости.Ведущаярольвпрофилактикезависимыхформповеденияподростковдолжнапринадлежатьсемье, системеобразованияи средствам массовой информации.Нанашвзглядпланомернаяработассемьей,небезразличноеотношениексамочувствиюипереживаниямподросткаможетслужитьзалогомуспешнойпревентивнойработы.Важной вэтомпроцессеявляетсяпсихологическаяпомощьмолодому человеку. Установлениеиподдержаниедоброжелательныхиискреннихвзаимоотношенийпсихологасподростком,обеспечиваютличностноесамораскрытиеирешениемножествавнутриличностныхконфликтов.Следуетобращатьвниманиевзрослыхчленовобществана то, какподрастающеепоколениеможетзанятьсебя,чемуможнопосвящатьсвободноеотзанятийвремя,каксбрасыватьвнутриличностноенапряжениесоциальноодобряемымиформами,какменятьобразовательную политикуимногоедругое.Пропаганда в средствах массовой информации принципов здорового образа жизни будет способствовать формированию адекватных моделей поведения.Вобразовательномучреждениивозможноорганизоватьработупопрофилактикеупотребленияпсихоактивныхвеществвходевоспитательногопроцесса.Всегдалегчечтотопредотвратить,чемпотомисправлятьужедопущенныеошибки.К профилактическим возможностям образовательных учреждений относят: формирование навыков здорового образа жизни; планомерная работа специалистов по развитиюадекватной самооценки обучающихся; анализ семейной ситуации; комплексная психологопедагогическая, социальномедицинская работа по выявлению групп риска среди обучаемых. Нашей задачей является –планомерное взращивание психически и физически здорового гражданина.Взаключениихочетсяотметить,чтовнастоящеевремяпроблемараспространенияалкоголизма,наркоманиивсредедетейиподростков–однаизострейшихпроблемсовременногороссийскогообщества.Существует множество факторов, приводящих к формированию аддиктивных форм поведения молодых людей.Проведенноеисследованиепозволилоэмпирическимпутемустановитьвзаимосвязьтипаакцентуациихарактерасалкогольной,никотиновойиИнтернетаддикциями.Результатыисследованияпредставляютнетолькотеоретический,ноипрактическийинтересвпланепревентивныхмераддиктивныхформповедения.Родители,педагогиипсихологи,должнычуткоотноситсякформированиюличности,отслеживатьособенностихарактерассамогораннеговозраста,корректироватьнегативныепроявленияакцентуаций.
Ссылкинаисточники1.МехтихановаН.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие. –Ярославль: ЯрГУ, 2005. –122 с.2.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. –СПб.: ПраймЕврознак, 2004. –672 с.3.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. –СПб.: Речь, 2011. –950 с.
НестеренкоЕкатеринаСергеевна,студентка4курсанаправленияподготовки«Психологопедагогическоеобразование»,профиль«Психологияобразования»,г.ЮжноСахалинск
Взаимосвязьакцентуацийхарактера
саддиктивнымиформамиповедениямолодежи
Аннотация.Статьяпосвященарезультатамэмпирическогоисследованияформзависимогоповедениясовременноймолодежи.Раскрываетсявзаимосвязьмеждуформамизависимогоповеденияихарактерологическимиособенностямимолодыхлюдей.Акцентуациихарактераявляютсяпсихологическимифакторамиформированиязависимыхформповедения.Ключевыеслова:зависимость,аддикция,акцентуацияхарактера,студенты,исследование.
Аддиктивныепроявленияявляетсяформойдевиантногоповеденияличности.Термин«аддикция»сталиспользоватьсясравнительнонедавно,вдословномпереводеозначает«рабскоеповедение»или«зависимость».Аддиктивноеповедениепредставляетсобойсерьёзнуюмногоаспектнуюпроблему,т.к.приводиткнегативнымпоследствиям:внутриличностныепроблемы,потеряработоспособности,конфликтныеотношениясокружающими,финансовыезатруднения,психосоматическиепроблемыимногоедругое.Современнуюреальностьхарактеризуетдостаточновысокийуровеньаддиктивногоповедениясредимолодогопоколения(употреблениепсихоактивныхвеществ,стимуляторов,алкоголя,курительныхсмесейидр.)Самымопаснымявляетсято,чтоаддиктивныеформыповеденияпроявляютсяужесдошкольногоимладшегошкольноговозраста.Так,кпримеру,внаркологическиедиспансерыпоступаютдетив7летнемвозрастессимптомамиалкогольного,токсикологическогоотравления.Алкогольитабакотносятсякгруппе веществ, вызывающих химическуюзависимость.Вширокомсмыслеподхимическойзависимостьюпонимаютзависимостьотупотреблениялюбыхпсихоактивныхвеществ.Сразвитиемобщества,внедрениемтехническихсредстввозникаютвсеновыеиновыеформызависимостей:гаджетаддикция,мобильнаязависимость,Интернетзависимость,смсаддикцияит.д.Сегодняникогонеудивитьналичиемуребёнкамодного,дорогоготелефонаилипланшета.БольшаячастьвзрослыхлюдейадекватновоспринимаетмногочасовыепребыванияребёнкавсетиИнтернетзаонлайниграми.Вполненормальнымявляетсяито,чтодетисоздаютсвои«собственныемиры»,пребываявнихонисоздаютиубивают«виртуальныхживотныхилюдей».Извсеговышесказанногоотметим,чтозависимостибываюткакхимические(наркотическая,алкогольнаяидр.),такинехимические(Интернетзависимость,религиознаязависимостьидр.).Большаячастьисследователейпонимаетаддиктивноеповедениекакстремлениечеловекауйтиотреальностипосредствомизменениясвоегофизическогоипсихологическогосостояния.Изучениемаддиктивныхформповедениязанималисьотечественные(ЕгоровА.Ю.,ДмитриеваН.В.,КороленкоЦ.П.,МандельБ.Р.,МенделевичВ.Д.,МехтихановаН.Н.идругие)изарубежныеучёные(БэкеландП.,СаксМ.,ТассиА.,ЯнгК.идругие).ПомнениюМехтихановойН.Н.,наформированиеаддикцийвлияютмножествофакторов:биологические(злоупотреблениеалкоголемродителями,проблемывпериодевынашивания,травмыраннегоимладшегошкольноговозрастаидр.);социальные(атрибутыпраздникавстране,традициииобрядыидр.),атакжепсихологическиепричины.Кпсихологическимфакторамотносятличностныеособенностичеловека,предопределяющиесклонностькформированиюзависимостейвповедении.Кихчислуотносятинфантильность,котораяявляетсястержнемзависимойличности;повышенныйуровеньвнушаемости;преобладаниегедонистическоймотивации;склонностькриску;стремлениеговоритьнеправду;тревожностьит.д.Важноподчеркнуть,чтомалоизучентотфакткакиеименноличностныеособенностивлияютнаформированиеаддикций,являютсяпреморбидными,акакиесопряженысихразвитием,т.е.являютсякоморбидными[1,с.2021].Неудовлетворённостьсобой,низкаясамооценка,потерясмыслажизниинормальныхчеловеческихценностеймогутприводитькзависимомуповедениюличности.Происходитэтопутемискусственногоизменениясвоегопсихическогосостоянияпосредствомприеманекоторыхвеществилипостояннойфиксациивниманиянаопределенныхвидахдеятельностисцельюразвитияиподдержанияинтенсивныхположительныхэмоций.Можносказать,чтоосновныммотивомвформированииаддиктивногоповеденияявляетсястремлениеизменитьнеудовлетворенноепсихическоесостояниемолодых людей.Немаловажноезначениевразвитиизависимостейимеетакцентуацияхарактераличности.Характер человека всегда проявляется в деятельности, отношении к окружающей действительности, к себе и другим людям. Характер состоит из темпераментальных, врожденных рефлексов, а также приобретенных в ходе обучения и воспитания, условных рефлексов.Подакцентуациейхарактера понимают«высокуюстепеньвыраженностиотдельныхчертхарактераиихсочетаний,представляющихкрайнийвариантнормы,граничащихспсихопатией»(ЛеонгардК.,Личко.А.Е.,ГаннушкинП.Б.,РайсФ.)[2,с.26].Следует выделять следующие типы акцентуаций характера:1. Гипертимическийтип, отличающийся повышенной контактностью, живостью в выражении эмоций, подвижной мимикой и пантомимикой. Достаточно конфликтный и раздражительный тип личности, энергичный и деятельный.Как указывает Н.Н. Мехтиханова, для гипертимическихмолодых людей свойственен «полинаркотизм», они пробуют на себе действие различных веществ. Могут употреблять ингалянты, гашиш, алкоголь. Причем последнийвызывает у них эйфорию, «стимуляторы –безудержную активность» [1, с.31].У таких молодых людей длительное время не формируется психологическая зависимость к веществу.2. Дистимическийтипличности. Такой тип отличается низким уровнем контактности, интровертированностью, пессимистическим настроением.Это серьезные, добросовестные молодые люди, имеющие обостренное чувство справедливости. Аддиктивные формы поведения для них, как правило, не характерны.3. Циклотимическийтип, характеризующийся частыми сменами настроения, соединяет в себе черты гипертимическогои дистимическоготипа.Интересы отличаются неустойчивостью, высокий уровень конформности, легко меняют свои мнения, позиции и установки в соответствие с мнением группы.Циклотимические молодые люди склоны к употреблению алкоголя в периоды подъема настроения.4. Возбудимый типакцентуации характера.Конфликтные, неуживчивые личности, склонные к хамству и брани. В спокойном состоянии достаточно добросовестные и аккуратные. Однако, возбудимые молодые люди слабо контролируют свое эмоциональное возбуждение и поведение. Люди, имеющие данный тип акцентуации характера,часто выбирают то, что сильно «бьет по мозгам»: алкоголь, бензин и др. При неправильном воспитании в семье становятся асоциальными. В этом случае они легко приобщаются к психологически активным веществам: опиатам, галлюциногенам и др.Уних быстро формируется как психическая, так и физическая зависимость от вещества.5. Застревающий тип, характеризуется умереннойобщительностью, занудливостью и склонностьюк нравоучениям.Застревающим молодым людям свойственно употребление психоактивных веществ, особенно в периоды переживания социальной несправедливости, обидчивости и уязвимости.6. Педантичный тип. Такие молодые люди отличаются предъявлением повышенных требований к себе и другим, они надежны в деятельности, серьезны. Для них характерны повышенная совестливость, страх несоответствияидеалам и нерешительность.Длительное время могут прибывать в ипохондрическом состоянии.7. Тревожный тип. Молодые люди отличаются робостью, неуверенностью в собственных силах, подавленностью настроения.Им не свойственно формированиеаддиктивных форм поведения.8. Эмотивный тип, отличается низкой контактностью, низкой конфликтностью,обидчивостью, доброжелательностью ичувствительностью. Могут прибегать к употреблению алкогольных напитков.9. Шизотимический тип, замкнутый, необщительный и склоненный к колебаниям эмоций. Для шизотимических молодых людей характерно употребление психоактивных веществ. Потребление производных опия приводят их в состояние покоя и уединения. Алкоголь выступает для шизоидных лиц «коммуникативным допингом».10. Демонстративный тип личности, отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такие молодые люди склоны к употреблению стимуляторов, которые помогают имказаться сильнее и увереннее, чем они есть на самом деле.Для них привлекательны алкоголь, опиаты, гашиш итранквилизаторы.11. Экзальтированный тип. Как правило, общительный, эмоциональный, внимательныйк другим людям, альтруистичный тип. Вовлечение в потребление веществ вызвано пребыванием в референтной группе, в которой молодой человек хочет найти эмоциональную поддержку. Могут употреблять летучие вещества бытовой химии, которые привлекают их эйфоризирующим эффектом.Проанализировавнаучнуюлитературуиобобщивимеющийсяпсихологопедагогическийопыт,мыпришликвыводуотом,чтокаждомутипуакцентуацийхарактераприсущисвоитипыаддикций.Выявляяианализируяособенностихарактерачеловека,мыможемпроводитьработупопрофилактикеаддиктивныхформповедения.Сцельюизучениявзаимосвязиакцентуацийхарактерасаддиктивнымиформамиповедениямолодыхлюдей,намибылопроведеноэмпирическоеисследование.Исследованиепроводилосьнабазефедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинскийгосударственныйуниверситет»состудентамиввозрастеот17до19лет.Входеисследованиянамииспользовалисьследующиеметоды:
–анкетирование(авторР.А.Кутбиддинова);–методикадиагностикиакцентуацийхарактера(авторК.Леонгард);
–диагностикаИнтернетзависимости(авторК.Янг);
–тестнаопределениеалкогольнойзависимости(MAST).Сцельюустановлениякорреляционнойсвязииспользовалсяметодматематическойобработкиданных–rxyкритерийПирсона.Результаты математическойобработкиданныхпредставленыв таблице.
Результатыкорреляционногоанализаакцентуацийхарактераиаддиктивныхформповедения
№ТипакцентуациихарактераНикотиноваязависимостьИнтернетзависимостьАлкогольнаязависимость1.
Гипертимный0,2090,1640,0902.
Застревающий0,2590,3460,2213.
Эмотивный0,0550,1110,1204.
Педантичный0,4090,527*0,0165.
Тревожный0,646**0,494*0,0256.
Циклотимный0,2360,494*0,0487.
Демонстративный0,2850,686**0,2678.
Возбудимый0,3230,2590,514*9.
Дистимный0,2820,1880,02710.
Экзальтированный0,466*0,2090,378*Корреляциязначиманауровнеp≤0,05**Корреляциязначиманауровнеp≤0,01
Результатыэмпирическогоисследованияпоказали,чтосклонныкпотреблениютабакалица,имеющиетревожныйиэкзальтированныйтипакцентуации.Длялюдей,имеющихтревожныйтипакцентуациихарактера,свойственнынеуверенностьвсобственныхсилах,скрытыйкомплекснеполноценности,робость,обидчивость,пониженноенастроениеиинтровертированность.Потребляятабак,молодыелюдистревожнойакцентуациейрасслабляются,получаютрелаксационныйэффектииллюзорныйкомфорт.Табачнаязависимостьпозволяетим«бытькаквсе»,поддержатькомпанию,сблизитьсястеми,скемхочетсяобщаться,самоутвердиться.Экзальтированныйтипакцентуацииотличаетсяизменчивостьюнастроения:соднойстороны,повышеннымнастроением,общительностью,эмоциональностьюврадостныеминутыжизни,сдругой–отчаяние,склонностькневротическойдепрессии,трагическоевосприятиенеудач.Табачнаязависимостьдляэтоготипапозволяетполучитьудовольствиеилегчеперенестипечальныесобытиязасчетстимуляцииникотиномгипоталамическогоцентраголовногомозга.Внаучнойлитературеописываетсявзаимосвязьугнетенногонастроенияспотреблениемникотина.Каквидноизтаблицы,убольшейчастииспытуемыхпреобладаетобратнаякорреляционнаясвязьсИнтернетзависимостью.Мысчитаем,чтоэтосвязаноснизкимуровнемпроявленияИнтернетаддикцийусахалинскихстудентов.Темнеменеезначимаяобратнаякорреляцияпрослеживаетсяупедантичных,тревожных,циклоидных(p≤0,05)идемонстративных(rxy=0,7;p≤0,01)акцентуацийхарактеров.Этоговоритотом,чтодлядемонстративноготипаИнтернетнеявляетсятойсферой,гдеможновполноймерепокрасоваться,привлечьвниманиеипроизвестивпечатление.ОтечественныйучёныйЛичкоА.Н.исотрудникиЛенинградскогонаучноисследовательскогопсихоневрологическогоинститутаим.В.М.Бехтереваустановили,чтонаиболеесклонныкалкоголизациипредставителиэпилептойдного,неустойчивого,гипертимного,возбудимого,атакжеистеройдноготипаакцентуациихарактера[3].Внашемисследованиитенденциякалкогольнойзависимостичеткопрослеживаетсяувозбудимоготипаакцентуации(p≤0,05).Возбудимаяакцентуацияхарактерапроявляетсявкрайнейнеустойчивостинастроения,низкомсамоконтроле,лживости,повышеннойобщительности иконфликтности.Яркопроявляетсяэмоциягнева,обидчивость,эгоистичность.Внушаемостьинеустойчивостьэмоциональногосостояния,слабыйсамоконтрольприводятквозникновениювлечениякалкоголю.Подвоздействиемалкоголявсечертывозбудимоготипаакцентуацииобостряются:интенсивнеепротекаютвспышкивозбуждения,агрессивностиигрубости.Ведущаярольвпрофилактикезависимыхформповеденияподростковдолжнапринадлежатьсемье, системеобразованияи средствам массовой информации.Нанашвзглядпланомернаяработассемьей,небезразличноеотношениексамочувствиюипереживаниямподросткаможетслужитьзалогомуспешнойпревентивнойработы.Важной вэтомпроцессеявляетсяпсихологическаяпомощьмолодому человеку. Установлениеиподдержаниедоброжелательныхиискреннихвзаимоотношенийпсихологасподростком,обеспечиваютличностноесамораскрытиеирешениемножествавнутриличностныхконфликтов.Следуетобращатьвниманиевзрослыхчленовобществана то, какподрастающеепоколениеможетзанятьсебя,чемуможнопосвящатьсвободноеотзанятийвремя,каксбрасыватьвнутриличностноенапряжениесоциальноодобряемымиформами,какменятьобразовательную политикуимногоедругое.Пропаганда в средствах массовой информации принципов здорового образа жизни будет способствовать формированию адекватных моделей поведения.Вобразовательномучреждениивозможноорганизоватьработупопрофилактикеупотребленияпсихоактивныхвеществвходевоспитательногопроцесса.Всегдалегчечтотопредотвратить,чемпотомисправлятьужедопущенныеошибки.К профилактическим возможностям образовательных учреждений относят: формирование навыков здорового образа жизни; планомерная работа специалистов по развитиюадекватной самооценки обучающихся; анализ семейной ситуации; комплексная психологопедагогическая, социальномедицинская работа по выявлению групп риска среди обучаемых. Нашей задачей является –планомерное взращивание психически и физически здорового гражданина.Взаключениихочетсяотметить,чтовнастоящеевремяпроблемараспространенияалкоголизма,наркоманиивсредедетейиподростков–однаизострейшихпроблемсовременногороссийскогообщества.Существует множество факторов, приводящих к формированию аддиктивных форм поведения молодых людей.Проведенноеисследованиепозволилоэмпирическимпутемустановитьвзаимосвязьтипаакцентуациихарактерасалкогольной,никотиновойиИнтернетаддикциями.Результатыисследованияпредставляютнетолькотеоретический,ноипрактическийинтересвпланепревентивныхмераддиктивныхформповедения.Родители,педагогиипсихологи,должнычуткоотноситсякформированиюличности,отслеживатьособенностихарактерассамогораннеговозраста,корректироватьнегативныепроявленияакцентуаций.
Ссылкинаисточники1.МехтихановаН.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие. –Ярославль: ЯрГУ, 2005. –122 с.2.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. –СПб.: ПраймЕврознак, 2004. –672 с.3.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. –СПб.: Речь, 2011. –950 с.