Психология в теории оперативно-разыскной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Меньшова П. Э. Психология в теории оперативно-разыскной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 771–775. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86167.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме применения аспектов психологии в оперативно-разыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Автор раскрывает сущность тактики и приёмов установления психологических контактов в ОРД ОВД для получения информации, имеющей оперативный интерес.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Меньшова Полина Эдуардовна,курсант 3 курса факультета подготовки сотрудников полиции, ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Екатеринбургmenshova.2012@inbox.ru

Научный руководитель –Ходасевич Олег Николаевич,доцент кафедры оперативноразыскной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Екатеринбургvaha_694@mail.ru

Психология в теорииоперативнорозыскнойдеятельности

Аннотация.Статья посвящена проблеме применения аспектов психологии в оперативнорозыскной деятельности сотрудников органов внутренних делРоссийской Федерации. Автор раскрывает сущность тактики и приёмов установления психологических контактов в ОРД ОВД для получения информации, имеющей оперативный интерес.Ключевые слова.Оперативнорозыскная деятельность, психология, психологический контакт, оперативная информация.

Значение психологии как науки в современном обществе очень многогранно. Основы психологии активно применяются в деятельности правоохранительных органов, а также, в частности, сотрудниками оперативных аппаратов при осуществлении оперативнорозыскной деятельности. Согласно статье 1 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности», под ОРД понимается –«вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[1].Исходя из этого, оперативнорозыскнаядеятельность сотрудников органов внутренних дел имеет ряд особенностей в области психологии, которая включает в себя психологическое состояние сотрудника ОВД, осуществляющего оперативнорозыскнуюдеятельность, его стрессоустойчивость и возможность не поддаваться профессиональнонравственной деформации, а также психология общения с гражданами различных категорий населения для получения информации, имеющей оперативный интерес.Более подробно остановимся на изучении тактики, приёмов и методов психологии общения и установления психологического контакта между сотрудниками оперативных подразделений и населением.Знание основ психологии существенно помогает оперативным сотрудникам решать задачи, возложенные на ОРД. Решение задач ОРД определяется возрастающей ролью «человеческого» фактора, под которым понимается круг социальных, психологических и психофизических свойств человека. Рассмотрим, каким образомпсихологическая наука позволяет устанавливать контактмежду уполномоченным сотрудником и гражданами как основными источниками информации. Психология общения позволяет оперативному работнику изучить и оценить человека, установить с ним психологический контакт, а также оказывать на него влияния в целях получения необходимой оперативной информации. Такая работа требует специальных моральноволевых и интеллектуальных качеств.Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативнорозыскнойдеятельности определенных психологических методов облегчаеттруд сотрудника правоохранительных органов, помогает регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными лицами, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность, правильно оценивать её и использовать результаты познанияпрактической оперативнорозыскнойдеятельности[2].Например, установление психологического контакта потребуется сотруднику ОВД для привлечения граждан к негласному сотрудничеству либо для формирования агентурного аппарата, а также в случаях проведения оперативнорозыскных мероприятий, требующих общения с людьми: опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативное внедрение.В настоящее время невозможно представить высококвалифицированное расследование дела без знания психологии и особенностей психики человека. Актуальным является необходимость совершенствования практической оперативнорозыскной психологии, которая будет способна диагностировать психологические качества людей, прогнозировать их поведение. Помимо этого, знание психологии позволит сотрудникам правоохранительных органов управлять поведением людей в случае противоправных действий с их стороны.Существует общая задача оперативнорозыскной психологии, которая представляет собой борьбу с преступностью путем применения психологических приемов и методов. К специальным задачам следует отнести:1)изучение закономерностей влияния психических явлений субъектов оперативной работы на степень эффективности их деятельности;2)изучение влияния оперативной работы на психику, осуществляющих ее субъектов;3)исследование личности объектов ОРД и создание их психологической типологии;4)выявление психологических взаимосвязей при общении сотрудников, осуществляющих ОРД между собой и с другими спецслужбами;5)разработка методик и программ отбора и подбора кандидатов в негласные сотрудники;6)установление системы тактических приемов общения в процессе оперативнорозыскной деятельности.Указанный перечень специальных задач оперативнорозыскной психологии не является исчерпывающим, и может быть расширен каждым из подразделений правоохранительных органов самостоятельно.Согласно мнению Самовичева Е.Г., «стержневым психическим процессом,обеспечивающим эффективное функционирование людей в системе ОРД, как показывают исследования, выступает оперативное мышление. Существует определенная специфика в характере психического моделирования складывающихся ситуаций на уровне принятия стратегических решений по борьбе с преступностью и ее отдельными видами, на уровне построения оперативнотактических и организационнотактических моделей»[3].Существует тактика применения психологических инструментов для получения интересующей информации. Для начала оперативному сотруднику необходимо изучить личность человека, с которым предстоит провести беседу, узнать его род деятельности, мировоззрение, сильные и слабые стороны. В ходе встречи сотрудника и человека, от которого требуется получить информацию происходит знакомство и устанавливается психологический контакт. В ходе проведения разговора между сотрудником оперативного подразделения и гражданином формируется интерес и активность участвующих лиц.Со стороны оперативного сотрудника должны быть учтены все требования, влияющие на положительное первое впечатление –это внешний вид (может применятся «оперативный гардероб»), грамотная и спокойная речь, невербальные знаки общения, умение поддержать разговор или «разговорить» собеседника, а также наличие широкого кругозора.Когда произойдёт знакомство, сформируются мнения и интерес между собеседниками, доверие и доброжелательность со стороны сотрудника оперативного аппаратаявляется ключевым моментом для установления последующего психологического контакта.В процессе беседы оперативный сотрудник не должен проявлять прямой заинтересованности к сведениям, имеющим оперативное значение, он должен управлять ходом разговора для того, чтобы постепенно установить истинность получаемой информации.

Оперативный сотрудник должен уметь «подстраиваться» под оппонента и занимать его социальную позицию в обществе, при этом преследуя цель узнать определённые сведения, которые никому не хотел сообщать собеседник.Рассмотрим два основных способа получения необходимой информации (табл.1).Таблица 1Способы получения необходимой информации сотрудником, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность

Название способаХарактеристикаПобуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудника1) демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям;2) использование смежной темы разговора;3) использование чувства значимости конкретной личности;4) обращение к чувству собственного достоинства;5) проявление равнодушия;6) использование эмоционального стресса;7) постановка неожиданного вопроса;8) неточное или ложное заявление;9) подбрасывание ложных доказательств;10) использование сведений, изменяющих настроение человека;11) создание образа «простака» (принижение собственных умственных способностей)Побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию1) демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта;2) создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций

Таким образом, интересующая информация, добываемая с помощью психологических способов носит в основном ориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность[4].К сожалению, не всегда удаётся установить психологический контакт с оппонентом, который в последующем при общении с оперативным сотрудником «выставит» психологический барьер или барьер непонимания[5].Барьеры непонимания могут возникнуть по следующим причинам: фонетическое невосприятие (непонимание диалектики, темпа и тембра голоса), семантическое отторжение (различия в оборотах речи, жаргоне и профессионализмах), стилистический барьер (отличия в стилистике речи, применение выражений, не соответствующих объективной ситуации), логическое непонимание (разница в логике рассуждения), культурные различия, и, наконец, чувства безразличия, недоверия и неприязни.Рассмотрим на практическом примере алгоритм подготовки и непосредственное проведение беседы, установление психологического контакта, а также получение от интересующего субъекта значимых для оперативнорозыскной деятельности сведений. Допустим, в ходе опроса субъекта, нам как сотрудникам, осуществляющим ОРД необходимо установить личности соучастников в преступлениипри помощи психологических аспектов воздействия.I. Подготовка к опросубудет состоять в следующем:1)проанализируем известные данные и определим какие именно обстоятельства важно получить в ходе опроса;2) собрать сведения, характеризующие личность опрашиваемого, узнать о его моральных, психологических и профессиональных качествах (с помощью оперативных документов);3) подготовить объекты или предметы, которые понадобятся при демонстрации на опросе;4) сформулировать конкретные вопросы для предъявления опрашиваемому лицу;5) составить письменный план проведения опроса.Для достижения поставленной цели, оперативный сотрудник на подготовительном этапе создает непринуждённую и спокойную обстановку, способствующую проведению опроса.II. Непосредственно проведение опроса.1)приветствуем собеседника и просим его начать со свободного рассказа об известных фактах без постановки конкретных целей. Если лицо затрудняется говорить о какихлибо фактах либо не желает разговаривать, допустимо перейти на отвлечённую тему, в ходе которой можно получить общее представление об опрашиваемом (биографические данные, круг интересов, увлечения и хобби, образ жизни, личные связи);2) выясняем мотивы, по которым лицо не желает давать объяснение и по возможности преодолеть их;3) используем положительные качества собеседника;4) разъясняем значение чистосердечного признания, перечисляем обстоятельства, способствующие смягчить наказание;5) обращаем внимание собеседника на необходимость установления объективной истины по делу;6) предъявляем достоверные доказательства по делу;7) в случае лжи со стороны опрашиваемого, выявляем противоречия между его объяснениями и показаниями других лиц, указываем опрашиваемому на данный факт. Необходимо выяснить все имеющиеся причины дачи ложных показаний, в случае необходимости побороть чувство боязни за месть со стороны соучастников в преступлении;8) в ходе беседы для полного выяснения обстоятельств задаём конкретные интересующие вопросыв логической последовательности, а также уточняющие вопросы;9) предоставляем предметы (вещественные доказательства), которые помогут припомнить лицу какиелибо факты или вызовут ассоциативные связи;10) после получения необходимой информации, имеющей оперативный интерес, обращаем внимание опрашиваемого на его помощь в установлении истины по делу;11) предлагаем опрашиваемому обращаться за помощью, сообщаем при необходимости номер служебного телефона.III. Заключительный этаппосле проведения опроса.1)анализируем полученную информацию, документируем её;2) детализируем показания и устанавливаем источники их получения;3) при недостаточности полученных данных составляем план последующих действий либо повторной беседы с этим лицом.Данный систематизированный перечень действий не является исчерпывающим, и в зависимости от ситуации сотруднику, осуществляющему ОРД необходимо изменять алгоритм и план своих действий.Безусловно, применение психологии в оперативнорозыскной деятельности позволяет оперативному сотруднику мобильно использовать те или иные техники и методики получения необходимых сведений.Подводя итог, следует отметить, что психология необходима для решения задач оперативнорозыскной деятельности. Психология является инструментом взаимодействия субъектов ОРД, в ходе которого возможно более эффективное получение интересующих сведений, имеющих оперативное значение для раскрытия и расследования преступлений.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности»: научнопрактический комментарий / под ред. дра юрид. наук, проф. А.С. Бахты.–2е изд., перераб. и доп. –М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 9.2.Малыгин С.С., Чечётин А.Е. Основы оперативнорозыскной деятельности: курс лекций / С.С. Малыгин, А.Е. Чечётин. –Екатеринбург: издательство Уральского юридического института МВД России, 2011. С.60.3.Самовичев Е.Г. Психология оперативнорозыскной деятельности // Энциклопедия современной юридической психологии. / под ред. А.М. Столяренко. –М., 2012. С. 138.4.Чуфаровский Ю.В. Психология оперативнорозыскной и следственной деятельности: учебное пособие. –М.: Издательство Проспект, ТК Велби, 2006. С. 43.5.Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. –М.: ЦОКР МВД России, 2006. С.95.