Использование материала о событиях России на уроках математики в процессе решения задач в 4-м классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стрелкова Л. Р. Использование материала о событиях России на уроках математики в процессе решения задач в 4-м классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 861–865. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86186.htm.
Аннотация. В статье поднимаются вопросы развития патриотического воспитания учащихся, рассматриваются возможности использования материала об исторических событиях России в процессе решения задач на каждом этапе урока математики с целью повышения исторических знаний учащихся четвёртого класса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стрелкова Лейсан Разифовна,Магистрантинститута педагогики и психологии, ФГБОУ«Вятский государственный гуманитарный университет»leysan.strelkova@mail.ru

Использование материала о событиях Россиина уроках математики в процессе решения задач в 4 классе

Аннотация.В статье поднимаются вопросы развития патриотического воспитания учащихся, рассматриваются возможности использования материала об исторических событиях России в процессе решения задач на каждом этапе урока математики с целью повышения исторических знаний учащихся четвёртого класса.Ключевые слова:патриотическое воспитание, события России, решение задачв начальной школе.

Проблема патриотического воспитания становится всё более актуальной в современном мире. В последнее время стали заметны негативные изменения в обществе: традиционные духовные идеалы меняются на идеалы западной массовой культуры, материальные ценности заменяют духовные, личные интересы становятся противоположными общественным. Происходит смещение ценностных ориентаций –патриотические идеалы постепенно утрачивают социальную значимость. Возникает необходимость в проведении дополнительной работы по патриотическому воспитанию на различных уроках в начальной школе, в том числе и на уроках математики.В методике преподавания математикиодним из важнейших вопросов является вопрос формирования умений и навыков решения арифметических задач у учащихся, поскольку обучение математике на протяжении всех лет сопровождается решением задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности, воспитании патриотизма.Такие учёные как М.А. Бантова, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.А. Столяр и др. занимаются преимущественно разработкой методов, методических приёмов и средств, посвященных эффективному формированию умения решать задачи. Но не уделяется достаточное внимание содержанию задач. В практике можно увидеть, что решение задач для одних детей может быть нетрудным и интересным, а для других детей, наоборот, трудным и неинтересным[1]. Поэтому тему необходимо сделать более понятной и разнообразной, используя различные средства обучения. Одним из таких средств является материал об исторических событиях России.

Нами было выявлено 4 группы событий, происходивших в России,которые можно включать в содержание задач: военные, культурные и образовательные, политические и географические.

Рассмотрим возможность использования данного материала об исторических событиях России на следующих этапах урока математики:1.Актуализация знаний учащихся.2.Самоопределение к деятельности (формулирование темы и цели урока).3.Работа по теме урока.4.Физкультминутка.5.Закрепление изученного материала.

1.На этапеактуализации знаний при проведении устныхупражненийв виде математического диктанта можно использовать задачи. В этом случае учитель читаеттекстовую задачу, а учащиеся записывают только результат. Примерами таких задач могут быть:Военныесобытия:Первая мировая война началась в 1914 году, а закончилась в 1918 году. Сколько лет она длилась?В 1654 году началась русскопольская война. В каком году она закончилась, если её продолжительность –13 лет?В 1774 году закончилась первая русскотурецкая война. В каком году она началась, если её продолжительность –6 лет?В 1778 году началась русскошведская война, а закончилась в 1790 году. Сколько лет продолжалась русскошведская война?В 1787 году началась вторая русскотурецкая война. Она продолжалась 5 лет. В каком году закончилась русскотурецкая война?Культурные и образовательныесобытия:Академический университет в СанктПетербурге был создан в 1724 году, а закрыт в 1766 году. Сколько лет работал университет?Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году. Картину «Иван Царевич на сером волке» он написал в 1889 году. Сколько ему было лет, когда она написал эту картину?Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году. В 53 года она написал картину «Первый снег». В каком году была написана картина?В 1876 году был основан театр драмы в городе Омске. Сколько лет ему исполняется в 2016 году?В 2012 году университет им. Н.И. Лобачевского в Нижнем Новгороде празднует свой столетний юбилей. В каком году основан университет?Политическиесобытия:Сколько лет длилось княжение на Руси княгини Ольги, если оно началось в 945 году, а закончилось в 964?Сколько веков прошло со времен правления Ярослава Мудрого, если он правил с 1019 года?Сколько лет длилось княжение на Руси князя Игоря, если оно началось в 912 году, а закончилось в 964?В каком году начал своё правление Ярополк, если княжил 6 лет, а закончил в 978 году?В каком году закончил своё княжение князь Святослав, если он правил 8 лет, начиная с 964?Географическиесобытия:РостовнаДону основан в 1749 году. Статус города он получил через 58 лет. В каком году РостовнаДону стал городом?

В 903 году основан город Псков. Сколько лет исполняется Пскову в 2016 году?В 2016 году городу Тула исполнится 870 лет. В каком году основана Тула?В 1221 году основан Нижний Новгород. В каком году ему исполнилось 120 лет?Владивосток основан в 1860 году, а Ярославль –в 1010. На сколько лет Ярославль основан раньше, чем Владивосток?Такие задания показывают уровень сформированности умения решать задачи устно. 2. На таком структурном этапе как самоопределение к деятельности (формулирование темы и цели урока) учащимся предлагается заполнить таблицу, решив задачи, предложенные учителем (учащиесязаписывают ответы в тетради).Учащимся предлагается расположить полученные числа в порядке убывания, после выполнения задания –учитель открывает таблицу, а учащиеся записывают под ответами соответствующую буквы. Далее учащиеся делают вывод, о чём пойдёт речь на уроке.

Задачи могут быть предложены такие:Военные события(тема урока «Время»):К началу Сталинградской битвы на стороне Советского Союза 386000 человек, а на стороне Германии –430000 человек. На сколько человек больше было на стороне немецкой армии?Во время Великой Отечественной войны битва за Сталинград длилась 200 дней, битва за Москву –203 дня, а Курская битва –49 дней. Сколько всего дней длились 3 битвы?В 1812 году началась Отечественная война с наполеоновской Францией. Сколько лет назад была эта война, если считать с 2016 года?Первая мировая война закончилась в 1918 году, а вторая мировая –в 1945году. Сколько лет прошло между первой и второй мировыми войнами?Первая мировая война началась в 1914 году. Сколько лет назад началась первая мировая война, если считать с 2016 года?Первая мировая война закончилась в 1918 году. Сколько лет назад началась первая мировая война, если считать с 2016 года?Вторая мировая война закончилась в 1945 году. Сколько лет назад закончилась вторая мировая война, если считать с 2016 года?1029820444000.7145227мсевлр яКультурные и образовательные события(тема урока «Век»):Василий Андреевич Тропинин написал картину «Кружевница» в 1823 году, когда ему было 47 лет. В каком году родился В.А. Тропинин?Илья Ефимович Репин родился в 1844 году. Он закончил писать картину «Бурлаки на Волге, когда ему было 29 лет. В каком году была написана картина «Бурлаки на Волге»?Валентин Александрович Серов родился в 1865. Он году написал картину «Девочка с персиками» в возрасте 22 лет. В каком году написана эта картина?Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Свою картину «Март» он написал в возрасте 35 лет. В каком году написана картина?В 1833 году А.С. Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», ему было 34 года. В каком году родилсяА.С.Пушкин?18871895187018731799евмкяПолитические события(тема урока «Сутки»:С момента основания СанктПетербурга прошло 313 лет, считая с этого (2016). В какомгоду основан СанктПетербург?Спустя 9 лет после основания СанктПетербург стал столицей Руси. В каком году он стал столицей?Петр I правил с 1689 года 36 лет. За 4 года до конца правления онпровозгласил Россию Империей. В каком году произошло это событие?Петр I правил СанктПетербургом 13 лет, начиная с 1712 года, в каком году закончилось правление Петра I?

Екатерина I родилась в 1684 году. Она прожила 43 года. В каком году она умерла?Император Николай IIродился в 1868 году и прожил 50 лет. В каком году умер император?Император Николай IIправил 23 года и закончил своё правление в 1917 году. В каком году началось правление Николая II?1721170319181725189417271712тируаскГеографические события(тема урока «Тонна»):Городу Архангельску в 2016 году исполнится 432 года. В каком году основан Архангельск?В 2008 году город Астрахань праздновал свой 450 день рождения. В каком году была основана Астрахань?Вологде в 2016 году исполниться 869 лет. В каком году основана Вологда?В 2016 году Иркутску исполнится 355 лет. В каком году был основан город Иркутск?Калуге в 2016 году будет 645 лет. Калуга старше Мурманска на 545 лет. В каком году основан город Мурманск?Город Ярославль основан в 1010 году. Сколько лет исполнится городу в 2016 году?Город Астрахань основан в 1558 году. В каком году ему исполнится 458 лет?1147191610062016155816611584атренон3. На этапе работы по теме урока учащимся так же можно предложить задачи с использованием материала о событиях России. Так, при изучении темы «решение задач на определение начала, продолжительности иконца события» учитель может вводить следующие задачи:Военныесобытия:Куликовская битва произошла 636 лет назад, считая с 2016 года. В каком году была Куликовская битва?К началу Сталинградской битвы на счету советской армии было 547.000 человек, а немецкой –270.000 человек.На сколько человек больше на счету советской армии, чем немецкой?Продолжительность первой мировой войны –1564 дня, а продолжительность второй мировой войны 2195 дней.На сколько дней продолжительность второй мировой войны больше? Сколько сего дней продолжались обе войны?Во время Великой Отечественной войны 19411945 года у русской армии было 90.000 танков и 120.000 самолётов, а у немецкой армии –65.100 танков и 104.000 самолётов. На сколько больше единиц техники было у русской армии?Куликовская битва состоялась в 1380 году, а Ледовое побоище на 138 лет раньше. В каком году было Ледовое побоище?Культурные и образовательныесобытия:Московский Государственный Университет по предложению М.В. Ломоносова был основан в 1755 году. Сколько лет МГУ исполнилось в этом году? В каком году МГУ будет отмечать свой трёхсотлетний юбилей?Виктор Михайлович Васнецов написал картину Снегурочка» в 1899 году, когда ему был 51 год. Сколько лет назад была написана картина? Сколько лет исполнится картине в 2020 году?

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году. Картину «Рожь» он написал, когда ему было 46 лет. В каком году была написана картина?Александр Сергеевич Пушкин родился в 199 году, а умер в 1837 году? Сколько лет жил А.С.Пушкин?Михаил ЮрьевичЛермонтов родился в 1814 году. Стихотворение «Утёс» он написал в 1841 году. Сколько лет ему было, когда он написал это стихотворение?Политическиесобытия:Иван III правил в Москве с 1462 по 1505 год, а Иван IV –с 1533 по 1584. Сколько лет правил каждый из них? На сколько лет Иван IV правил больше, чем Иван III?Пётр Iпровозгласил Россию империей в 1721 году. А в 1917года Россия была провозглашена республикой. Сколько лет Россия была империей?Император Николай Iправил с 1825 года по 1855 год, а император Николай IIс 1894 по 1917 год. Какой император и на сколько больше правил Россией? Император АлександрIправил Россией с 1801 года по 1825 год. Александр II

правил до 1881 года на 2 года дольше, чем Александр I. Сколько лет правили оба императора? Вкаком году началось правление Александра II?Александр IIправил с 1855 года по 1881 год, а Александр IIIправил в 2 раза меньше, чем Александр II.Сколько лет правил Александр III?Географическиесобытия:Город Волгоград называется так уже 55 лет(считаяс 2016года), до этого 36 лет он назывался Сталинград, а еще раньше 336 лет он назывался Царицын. В каком году он стал называться Царицын?Москва –историческая столица нашей Родины, но с 1712 года по 1918 год столицей являлся СанктПетербург. Сколько летСанктПетербург был столицей? Сколько лет назад СанктПетербург стал столицей?В 1851 году была открыта железная дорога из Москвы в СанктПетербург. Сколько лет этой железной дороге на сегодняшний день?В 2016 году городу Пермь исполнится 293 года. В каком году основана Пермь? В каком году город Пермь отпразднует свой 300 летний юбилей?Город Киров Кировской области основан в 1181 году, а город Киров Калужской областина 564 года моложе. В каком году основан Киров Калужской области?На этапе работы по темеурока возможно применение задач с использованием материала исторических событий России, при этом учитель может применять различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая), целесообразно использовать иллюстрации(репродукции картин).4.На этапе урока «физкультминутка» учащиеся могут поупражняться в определении исторических событий. Задание может быть сформулировано так:я буду называть факт, а вы должны определить, является ли он историческим событием России, если является –то вы –приседаете, если не является –то вы –поднимаете руки вверх. Крещение Руси; строительство Софийского собора в Киеве; гражданская война в США; русскотурецкая война; восстание самураев в Японии; открытие Америки, рождение художника Шишкина; открытие Московского Государственного Университета; основание Берлина; правление Николая IIи т.п.Задания направлены на формирование умения выделять из группы событий именно исторические события России.5.Наэтапе закрепления изученного материала можно использовать усложнения. Усложнением для задач может быть постановка учащимися вопроса самостоятельно.Могут быть предложены следующие задачи:

Военные события:В битве под Курской дугой участвовало 3444 советских танка, а германских на 711 меньше. Поставьте вопрос к задаче так, чтобы онарешалась двумя действиями.Во время Бородинского сражения у русской армии было 103000 человек в войске, а у французской –138000.При сражении под Бородино Франция использовала 587 орудий, а Россия–на 37 орудий больше. Поставите вопрос к задаче так, чтобы она решалась двумя действиями, и последним было сложение.Культурные и образовательные события:В 1563 году появилась первая печатная книга на Руси, а первая газета –в 1702 году. Александр Степанович Попов изобрёл радио в 1895 году, а первый телевизор появился в России в 1976 году. Первое балетное выступление в мире произошло в 1489 году (в Италии), а в России только в 1672 году. Политические события:Николай Iправил Российской империей с 1825 года по 1855 год, а НиколайIIс 1894 года по 1917. Поставь вопрос к задаче так, чтобы она решалась в 3 действия, и последним было сложение.Екатерина Iродилась в 1684 году, а своё правление начала в 1725 году.Екатерина IIродилась в 1729 году и прожила 67 лет.Географические события:Город Пенза основан в 1663 году, а Псков на 760 лет раньше.В городе Рязань в 1975 году открыт памятник Сергею Есенину. С момента возникновения города прошло 880 лет.Город Тюмень основан в 1586 году. А через 200 лет был построен Кафедральный собор.Следующим усложнением может быть задание вида –соотнеси событие и вопрос.Военные события:Во время первой революции в России погибло 9000 человек, а 8000 человек пострадало. Всего в революции участвовало 2000000 человек.Сколько единиц артиллерии осталось после войны 1812 года?В войне 1812 года участвовало 1372 единицы артиллерии. Из них потери составляют 1222 единицы.Сколько всего человек составили потери наполеоновской армии?В войне 1812 года русскими войсками было убито 6569 человек, ранено 21517 человек, попало в плен 1176 человек.Сколько человек не пострадали?Культурные и образовательные события:В Москве в 1895 году открыт первый музыкальный техникум, а через 41 год он получил статус училища.Сколько лет исполнится музыкальному педагогическому институту в 2016 году?Первый музыкальный педагогический институт был открыт в 1944 году.Сколько лет прошло с момента открытия первой школы в России?Первая школа в России открыта в 1700 году. В каком году музыкальный техникум стал музыкальным училищем?Политические события:Князь Иван III правил в Москве с 1462 года по 1505 год, а князь Иван IV –с 1533 года по 1584 год.В каком году началось правление Екатерины II?Екатерина IIправила до 1796 года в течение 34 лет.Сколько лет правили императрицы вместе? На сколько лет и какая императрица правила дольше?Екатерина Iправила с 1725 года до 1727 года, а Екатерина IIс 1762 года по 1796 год. Какой князь правил в Москве дольше и на сколько лет?Географические события:Первый царский театр просуществовал в России с 1672 года до 1676 года.Сколько лет ему исполнится в 2016 году?Александрийский театр в СанктПетербурге был основан в 1756 году.В каком году музей отпраздновал свой 300 летний юбилей?Музей Кунсткамера основан в 1714 году. Сколько лет работал первый царский театр. Сколько ему было бы лет, если бы он просуществовал до 2016 года?Таким образом, нами предложены заданияпо использованию материала об исторических событиях России на каждом этапе урока математики в 4 классе при формировании у учащихся умения решатьзадачи. Включение подобного материала, на наш взгляд, позволяет повысить интерес к урокам математики, расширяет кругозор, способствует патриотическому воспитанию.

Ссылки на источники:1.ШевкинА.В.Текстовые задачи вшкольном. –М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. –[Дата обращения 16.01.2016].