Международная академическая мобильность студентов России и Республики Крым
Выпуск:
ART 86209
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павленко
И.
Г.,
Вильчинская
Н.
В. Международная академическая мобильность студентов России и Республики Крым // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
961–965. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86209.htm.
Аннотация. В статье изучено понятие «академическая мобильность», определены препятствия развития международной мобильности студентов в Республике Крым, обоснована необходимость предоставления всех необходимых условий для активизации условий для самореализации студентов, приведены существующие примеры (мероприятия) всероссийской академической мобильности, в которых автор активно участвовал.
Ключевые слова:
непрерывное образование, международная академическая мобильность, самореализация студентов, крымский федеральный университет.
Текст статьи
Павленко Ирина Геннадьевна,к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь11irin@rambler.ru
Вильчинская Наталья Викторовна,студентка 4 курса Института экономики и управления, направление подготовки «менеджмент организаций», Крымский федеральный университет им.В.И. Вернадского, г. Симферопольvilchinskaya.nat@mail.ru
Международная академическая мобильность студентовРоссии и Республики Крым
Аннотация.В статье изучено понятие «академическая мобильность», определены препятствия развития международной мобильности студентов в Республике Крым,обоснована необходимость предоставления всех необходимых условий для активизации условий для самореализации студентов, приведены существующие примеры (мероприятия) всероссийской академической мобильности, в которых автор активно участвовал.Ключевые слова:международная академическая мобильность, самореализация студентов, непрерывное образование, Крымский федеральный университет.
Современная система образования обеспечивает не только экономический рост исоциальную стабильностьобщества, но и развитие его институтов. Именно от уровняобразования населения зависит прогресс экономики и общества.Основным направлением современногообразования является комплексная модернизация российского образования. Так, на сегодняшний день, высшее образования становитсянепрерывным, мобильным, которое создает все необходимые условия для самореализации человека. Целью российской системы образования является качественное и доступное образование, а также его соответствие требованиям инновационного экономического развития.
Сегодня виден рост значимости высшего образования, а также самообразования для конкурентоспособности человекана рынке труда. Так, задачи по предоставлению широких возможностей в образовательной сфере для студентовактуальныв образовательной, научной и социальной сферах.Человек все больше акцентирует внимание на самообразовании для самостоятельного формирования, самореализации и самосовершенствовании. Поэтому необходимо осознавать важную роль самообразования в рамках факторовобразовательного пространства.Благодаря развитию процессовсамореализации,появляется возможность получения образованияза рубежом, что с каждым годом становится всеболеепопулярным, однако стремительно набирает темпы заинтересованность студентов прохождением дистанционных onlineкурсов.В наше время на территории Республики Крым развитие высшего образования стало толчком для максимальной активизации академической мобильности, так как студенты имеют возможность ежегодно выезжатьна учебу, стажировки, конференции, а это способствует увеличениюобразовательногоопыта. Исходя из вышесказанного,можно констатировать, что данное исследование является актуальным. Таким образом, целью исследования является определение понятия «академическая мобильность»,критериев итребований, предъявляемых к студентам,которые изъявят желание бытьакадемически активными, а также рассмотрение проблеммеждународной мобильности студентов в Республике Крым. Профессор Л.Н. Коган считает, что основой для приобретения нужных для жизни знаний всегда было,есть и будет самообразование [1], которое связано с развитием целостностиличности, свободным выбором видов деятельности в процессе дальнейшей самореализации. П.Ф.Каптеревподтверждает, что «стремление людей к самообразованию лежит в их природе, ведь мыне можем передатьсвои знания, чувства и эмоции в другую голову» [2].На сегодняшний день существуют различные дефиниции к трактовке понятия академической мобильности студентов. В зарубежной литературе под мобильностью понимается перемещение студентов из одного образовательного учреждения в другой, отражающее образовательный опыт в виде пройденных учебных курсов или полученных сертификатов [3]. Подобную трактовку понятия«академическоймобильности»дает и М.В. Токмовцева,которая характеризует это понятие как перемещениекоголибо на определенный промежуток временив иное образовательное учреждение своей страны или за рубеж для обучения илипроведения исследований [4]. Проанализировав данные дефиниции, авторы считают, чтоакадемическая мобильность представляет собой процесс перемещения из одного вуза в другой для получения определенных знанийи умений, но с последующим возвратом для окончания обучения в отправляющем вузе.Следуетвыделитьследующие формыосуществления студентамимеждународной академической мобильности:обучение, преподавание в течение определённого промежутка времени собязательной проверкой знаний по изучаемымдисциплинамв вузе; участие в летних школах,конференциях, тренингах,семинарах;посещение кампусов; сбори анализ информации дляпоследующего проведенияисследовательской работы.
Как правило, студенческая мобильность имеет двухили многосторонний характер,то есть университет направляет своих студентов за рубеж, а также принимает у себя иностранных студентов из других университетов.Так, перед тем, как отправиться в определённую страну для обучения, студент долженизучитьрезультаты различных мировых рейтингов, например,рейтинг Universitas 21, который содержит 22 показателяи группы которого зависят отспециальноустановленного весав процентах[5]:15% возможностьполучения хорошего образования;20% уровень международного сотрудничества;25% привлекаемые частные илигосударственные инвестиции;40% научные исследования и публикации выпускников. Часто, студент выбирает страну обучения, ориентируясь на стоимость обучения и проживания, а также возможность получения визы.По даннымЮНЕСКО,большинство студентовдля получения знаний за рубежомв большинстве случаев выбирают Германию, СШАи Великобританию, реже Францию и Канаду[6].Стоит отметить, что значимым показателем,который быопределялуровень и качество подготовки учебного заведения для предоставления образовательных услуг в общем рейтинге вузов на международном рынке, является численность иностранных студентов. Государственная программа Российской Федерации«Развитие образования» на 20132020 годы [7] определяетосновные направления в системевысшего образования,которые непосредственно связаныс академической мобильностью. Так, в начале 2015 годав российскойсистемеобразованиябыло задействовано около 28,3млн. человек, и это количество увеличилось на 1,4% по сравнению с 2014 годом (28 млн. человек) [8].
Рис.1. Динамика численности населения,занятого в системе российского образования за 20132015гг., млн. чел.
Как видноиз графика,в 2015 г. численность лиц с высшим образованиемсоставила около 5,2 млн. человек, то есть наблюдается постепенное уменьшение на 1,9% по сравнению с 2014 годом 5,3 млн. человек и 2013 годом 5,6 млн. человек)Как правило, иностранные студентыобучаются в российских вузах на условиях общего приемаили по имеющейся квоте. Так, численность таких студентов в 20142015 учебном году составляет около 84,8%(таблица 1)[9].Таблица 1Информация о распределении иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, по регионам проживания%
№ п/пРегион проживания20142015 учебный год1Европа22,12Азия72,93Африка4,34Латинская и Южная Америка0,65Северная Америка0,16Австралия0,006
Из анализа этих данныхвидно, что большинство иностранных студентов приезжают в Россиюиз Европы и Азии. Так, к примеру, в Медицинской академии им. С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имениВ. И. Вернадского(КФУ)обучаютсявыше 4 тысяч студентов, из них около 1,7 тысячи иностранные граждане из 45 стран мира, а сотрудники академии сотрудничают сосвоими зарубежными коллегами по 16 международным и 13 государственным программам [10].Крымское образованиевключает в себя развитую сеть учреждений.Подготовкойвысококвалифицированных специалистов в Крымузанимаются 11 образовательных организаций высшего образования, которыев 20142015 учебном году обучили42,8 тыс. чел.Основным научнообразовательным центром на территории Республики Крым является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».Программойразвития КФУ им.В.И.Вернадского на 2015 2024 годыпредусмотреноразвитиенаучнообразовательныхцентровна всей территории Республики Крым [11].Для развитияпрофессиональныхкадров вКФУим. В.И. Вернадского необходимостимулировать мобильность студентов университета, а также привлекатьперспективных специалистов из других регионов РФ и иностранцев для работы; создаватьсистему повышенной мотивации для сотрудников.Необходимо отметить, что врамках проведения Первого общероссийского форума«Юридическое образование: перспективы развития в условиях экономической интеграции» в КФУим.В.И. Вернадского 22 июня 2015 года также неоднократнообсуждались вопросы, связанные с повышениемакадемической мобильности студентов для повышенияконкурентоспособностистудентов Республики Крым [12].Также, в015году в КФУ им. В.И. Вернадского была созданаспециальнаяСетьакадемической мобильности, которая теперь объединяет не толькоуниверситеты,но и научные центры, а также сможет ускорить интеграцию в образовательное пространство РФ [13].На сегодняшний день важно развивать межвузовское сотрудничество, в рамках которого будут создаватьсяобщеобразовательные стандарты и учебные программы. В Южном федеральном университете(ЮФУ)прошла встреча руководителей,на которойподписано соглашение о сетевом взаимодействииЮФУ, Северокавказского и Крымского им. В.И. Вернадского федеральных университетов для реализации совместных междисциплинарных программ по приоритетным направлениям подготовки студентов [14].Как уже отмечалось ранее, студенческая мобильность –этоодно из главных требований современного образовательного процесса,однакосуществуют некоторые существенные препятствия на пути решения данноговопроса. Так, всоответствии с Бухарестским коммюнике, к основнымпрепятствиямдля развития международной мобильностистудентовотносятся [4]: • признание иностранных дипломов; • недостаточность финансовой поддержки студентов; • закрытость систем высшего образования;• расхождения в образовательных программах разных стран; • низкий уровень экспертной оценки для реализации Болонского процесса.Конечно же, реализацияпроцесса академической мобильности –это сложная задача, поэтому для большего понимания сути этой проблемы можно выделить такие основныегруппыпроблем: академические и культурноэтнические.Самой главной экономической проблемой является финансовая, которая предусматривает получение визы, проезд и проживание студентов.Для крымских студентов в данное время произошло резкое сокращение возможностей для стажировок студентов и преподавателей. Проблемой стало получениевизы в г. Киев, с учетом ограниченноготранспортного сообщения.К академической проблеме можно отнести непризнание квалификациии сроков обучения, а именно признание в Россииобразовательных квалификацийдругого государства и признаниеза рубежом российских дипломов о высшем образовании.Однако,в Индии согласились признаватьдипломы Медицинской академии КФУ им. В.И. Вернадского. К важной культурноэтническойпроблемеотносится уровень владения языком академической мобильности, хотя обучение чаще всего происходит на английском языке,некоторые зарубежные вузы поощряют изучение языка страны пребывания.Для многих крымских студентов недостаточное знание иностранных языковограничиваетсвободное общение и понимание лекций.Необходимо отметить, что именно различные системы оценивания учебных достижений студентов в разных вузахтакже усложняют академическую мобильность. Для решения данной проблемы необходимо создать единую систему оценивания знаний, закрепляемуюв стандартах общего и высшегообразования.В настоящее время показатели студенческой мобильности в Республике Крым незначительны.Главным фактором этого является неготовностьбольшинствавузов выступать равнозначным партнером в подобных программах, ведь студентпосле окончания обучения в зарубежном вузе, неможет в своей стране применить полученные знания и найти достойную работу. Напротив, такие страны, как Великобритания и Австралия, а также другиестраны вводятспециальные визовые режимы длявыпускников магистратуры и молодых кандидатов наук, для того, чтобы они с легкостью смогли найти высокооплачиваемую работув соответствии с их профессиональным уровнем компетентности[9].Можно с уверенностью сказать, что в нашей стране накоплен достаточный опыт для организации различных форм международной академической мобильности студентов: стажировки, конференции, семинары, летние и зимние школы, исследовательские работы, мастерклассы, практикумы, лекции. Также, на сегодняшний день существует многочисленное техническое обеспечение организации академической мобильности студентов: мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, электронные материалы, электронные тесты, доступ к глобальным сетевым образовательным ресурсам.В рамках данного исследования автор делится собственными впечатлениями об участии в процессе академической мобильности. Так, в 2014 году представиласьвозможностьпобывать в Летнем кампусе при Президентской академии «Образование будущего», проходившем в г. Казань. Заняв командное первое место в конкурсена лучший образовательный проект, получили в качестве приза скидкунаобучение по магистерскойпрограмме RANEPA в университете РАНХИГС.Особым достижением автора является участие в IV Всероссийскомконкурсенаучноисследовательских и проектных работ студентов и аспирантов «Молодые профессионалы устойчивого будущего России»,который проходил в г.Москва под патронатом «Гайдаровского форума». За защиту проекта было присуждено 2 место ивручен сертификат на образовательную программу в сумме 100 тыс. руб.Не менее важным и познавательным было участие во Всероссийском молодёжномобразовательном форуме «Территория Смысловна Клязьме», август 2015 г.Благодаря академической мобильности студенты из Республики Крым имеют возможностьпополнить свои знания, прослушав курс лекций, поучаствовав в тренингах, могут защитить свои проекты и получить гранты на реализацию своих идей иисследований, обменяться опытом со студентами из других вузов и стран, а также найти друзей и единомышленников.Таким образом, внастоящее время в Республике Крым появиласьвозможность улучшить академическую мобильность наших студентов с помощью сглаживанияконтраста между образованиемв России и за ее пределами; улучшения социальных условий, а также предоставления талантливой молодежи грантовна реализацию своих идей,различныхстажировок.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что академическая мобильность студентов –это образовательная практика,обеспечивающаяконкурентоспособность молодёжи на международнойарене, несмотря на ряд серьезных проблем, влекущих за собой опасность как для высшего образования и науки, так и длягосударства и общества вцелом.
Ссылки на источники1.Коган Л.Н. Социология культуры [Учеб.пособие] / Л. Н. Коган. —Екатеринбург: Издво Урал.унта, 1992. —120 с.2.Каптерев П.Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся? / П.Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. –М., 1982. –С. 7590.3.Белякин А.М. Из колледжа –в вуз: академическая мобильность студентов в США. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://www.portalspo.ru/Journals/2009/20095/SPO_5_2009.html. –[Дата обращения 04.02.2016].4.Токмовцева М.В. Проблемы академической мобильности в свете принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / М.В. Токмовцева. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/65030/35_Tokmovceva.PDF. –[Дата обращения04.02.2016].5.Росстат. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditureoneducation/info. –[Дата обращения 04.02.2016].6.Стерлигов И. Железов: Мобильность российских студентов ограничена языковым барьером / И. Стерлигов. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://ria.ru/edu_crisis/20091001/187078301.html. –[Дата обращения 04.02.2016].7.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 2020 годы". –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz3sxeGw34J. –[Дата обращения 04.02.2016].8.Росстат. Счетчик населения России. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation. –[Дата обращения 04.02.2016].9.Данные форм федерального статистического наблюдения № ВПО1.–Электрон.текстовые дан. –Режим доступа:http://www.npitu.ru/index.php?id=3339. –[Дата обращения 04.02.2016].10.Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» . –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:http://www.csmu.edu.ua/site/page/show/docid/5230. –[Дата обращения 04.02.2016].11.Дорожная карта Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на 20152024 годы. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа:http://www.cfuv.ru/wpcontent/uploads/2015/03/p02.pdf. –[Дата обращения 04.02.2016].12.В рамках повышения уровня юридического образования в Крыму. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://www.cfuv.ru/news/vramkakhpovysheniyaurovnyayuridicheskogoobrazovaniyavkrymu. –[Дата обращения 13.01.2013].–[Дата обращения 04.02.2016].13.Сети академической мобильности КФУ им. В.И. Вернадского 2015 года. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://www.cfuv.ru/organiupravleniya/departamentupravleniyakachestvomip/upravleniemenedzhmentakachestva/otdelsetevogovzaimodejjstviyaiakademicheskojjmobilnosti/setevoevzaimodejjstvie/setiakademicheskojjmobilnostikfuimvivernadskogo2015goda. –[Дата обращения 04.02.2016].14.В ЮФУ обсудили перспективы сетевого взаимодействия федеральных университетов.–Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_nws_id=51044. –[Дата обращения 04.02.2016].
Вильчинская Наталья Викторовна,студентка 4 курса Института экономики и управления, направление подготовки «менеджмент организаций», Крымский федеральный университет им.В.И. Вернадского, г. Симферопольvilchinskaya.nat@mail.ru
Международная академическая мобильность студентовРоссии и Республики Крым
Аннотация.В статье изучено понятие «академическая мобильность», определены препятствия развития международной мобильности студентов в Республике Крым,обоснована необходимость предоставления всех необходимых условий для активизации условий для самореализации студентов, приведены существующие примеры (мероприятия) всероссийской академической мобильности, в которых автор активно участвовал.Ключевые слова:международная академическая мобильность, самореализация студентов, непрерывное образование, Крымский федеральный университет.
Современная система образования обеспечивает не только экономический рост исоциальную стабильностьобщества, но и развитие его институтов. Именно от уровняобразования населения зависит прогресс экономики и общества.Основным направлением современногообразования является комплексная модернизация российского образования. Так, на сегодняшний день, высшее образования становитсянепрерывным, мобильным, которое создает все необходимые условия для самореализации человека. Целью российской системы образования является качественное и доступное образование, а также его соответствие требованиям инновационного экономического развития.
Сегодня виден рост значимости высшего образования, а также самообразования для конкурентоспособности человекана рынке труда. Так, задачи по предоставлению широких возможностей в образовательной сфере для студентовактуальныв образовательной, научной и социальной сферах.Человек все больше акцентирует внимание на самообразовании для самостоятельного формирования, самореализации и самосовершенствовании. Поэтому необходимо осознавать важную роль самообразования в рамках факторовобразовательного пространства.Благодаря развитию процессовсамореализации,появляется возможность получения образованияза рубежом, что с каждым годом становится всеболеепопулярным, однако стремительно набирает темпы заинтересованность студентов прохождением дистанционных onlineкурсов.В наше время на территории Республики Крым развитие высшего образования стало толчком для максимальной активизации академической мобильности, так как студенты имеют возможность ежегодно выезжатьна учебу, стажировки, конференции, а это способствует увеличениюобразовательногоопыта. Исходя из вышесказанного,можно констатировать, что данное исследование является актуальным. Таким образом, целью исследования является определение понятия «академическая мобильность»,критериев итребований, предъявляемых к студентам,которые изъявят желание бытьакадемически активными, а также рассмотрение проблеммеждународной мобильности студентов в Республике Крым. Профессор Л.Н. Коган считает, что основой для приобретения нужных для жизни знаний всегда было,есть и будет самообразование [1], которое связано с развитием целостностиличности, свободным выбором видов деятельности в процессе дальнейшей самореализации. П.Ф.Каптеревподтверждает, что «стремление людей к самообразованию лежит в их природе, ведь мыне можем передатьсвои знания, чувства и эмоции в другую голову» [2].На сегодняшний день существуют различные дефиниции к трактовке понятия академической мобильности студентов. В зарубежной литературе под мобильностью понимается перемещение студентов из одного образовательного учреждения в другой, отражающее образовательный опыт в виде пройденных учебных курсов или полученных сертификатов [3]. Подобную трактовку понятия«академическоймобильности»дает и М.В. Токмовцева,которая характеризует это понятие как перемещениекоголибо на определенный промежуток временив иное образовательное учреждение своей страны или за рубеж для обучения илипроведения исследований [4]. Проанализировав данные дефиниции, авторы считают, чтоакадемическая мобильность представляет собой процесс перемещения из одного вуза в другой для получения определенных знанийи умений, но с последующим возвратом для окончания обучения в отправляющем вузе.Следуетвыделитьследующие формыосуществления студентамимеждународной академической мобильности:обучение, преподавание в течение определённого промежутка времени собязательной проверкой знаний по изучаемымдисциплинамв вузе; участие в летних школах,конференциях, тренингах,семинарах;посещение кампусов; сбори анализ информации дляпоследующего проведенияисследовательской работы.
Как правило, студенческая мобильность имеет двухили многосторонний характер,то есть университет направляет своих студентов за рубеж, а также принимает у себя иностранных студентов из других университетов.Так, перед тем, как отправиться в определённую страну для обучения, студент долженизучитьрезультаты различных мировых рейтингов, например,рейтинг Universitas 21, который содержит 22 показателяи группы которого зависят отспециальноустановленного весав процентах[5]:15% возможностьполучения хорошего образования;20% уровень международного сотрудничества;25% привлекаемые частные илигосударственные инвестиции;40% научные исследования и публикации выпускников. Часто, студент выбирает страну обучения, ориентируясь на стоимость обучения и проживания, а также возможность получения визы.По даннымЮНЕСКО,большинство студентовдля получения знаний за рубежомв большинстве случаев выбирают Германию, СШАи Великобританию, реже Францию и Канаду[6].Стоит отметить, что значимым показателем,который быопределялуровень и качество подготовки учебного заведения для предоставления образовательных услуг в общем рейтинге вузов на международном рынке, является численность иностранных студентов. Государственная программа Российской Федерации«Развитие образования» на 20132020 годы [7] определяетосновные направления в системевысшего образования,которые непосредственно связаныс академической мобильностью. Так, в начале 2015 годав российскойсистемеобразованиябыло задействовано около 28,3млн. человек, и это количество увеличилось на 1,4% по сравнению с 2014 годом (28 млн. человек) [8].
Рис.1. Динамика численности населения,занятого в системе российского образования за 20132015гг., млн. чел.
Как видноиз графика,в 2015 г. численность лиц с высшим образованиемсоставила около 5,2 млн. человек, то есть наблюдается постепенное уменьшение на 1,9% по сравнению с 2014 годом 5,3 млн. человек и 2013 годом 5,6 млн. человек)Как правило, иностранные студентыобучаются в российских вузах на условиях общего приемаили по имеющейся квоте. Так, численность таких студентов в 20142015 учебном году составляет около 84,8%(таблица 1)[9].Таблица 1Информация о распределении иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, по регионам проживания%
№ п/пРегион проживания20142015 учебный год1Европа22,12Азия72,93Африка4,34Латинская и Южная Америка0,65Северная Америка0,16Австралия0,006
Из анализа этих данныхвидно, что большинство иностранных студентов приезжают в Россиюиз Европы и Азии. Так, к примеру, в Медицинской академии им. С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имениВ. И. Вернадского(КФУ)обучаютсявыше 4 тысяч студентов, из них около 1,7 тысячи иностранные граждане из 45 стран мира, а сотрудники академии сотрудничают сосвоими зарубежными коллегами по 16 международным и 13 государственным программам [10].Крымское образованиевключает в себя развитую сеть учреждений.Подготовкойвысококвалифицированных специалистов в Крымузанимаются 11 образовательных организаций высшего образования, которыев 20142015 учебном году обучили42,8 тыс. чел.Основным научнообразовательным центром на территории Республики Крым является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».Программойразвития КФУ им.В.И.Вернадского на 2015 2024 годыпредусмотреноразвитиенаучнообразовательныхцентровна всей территории Республики Крым [11].Для развитияпрофессиональныхкадров вКФУим. В.И. Вернадского необходимостимулировать мобильность студентов университета, а также привлекатьперспективных специалистов из других регионов РФ и иностранцев для работы; создаватьсистему повышенной мотивации для сотрудников.Необходимо отметить, что врамках проведения Первого общероссийского форума«Юридическое образование: перспективы развития в условиях экономической интеграции» в КФУим.В.И. Вернадского 22 июня 2015 года также неоднократнообсуждались вопросы, связанные с повышениемакадемической мобильности студентов для повышенияконкурентоспособностистудентов Республики Крым [12].Также, в015году в КФУ им. В.И. Вернадского была созданаспециальнаяСетьакадемической мобильности, которая теперь объединяет не толькоуниверситеты,но и научные центры, а также сможет ускорить интеграцию в образовательное пространство РФ [13].На сегодняшний день важно развивать межвузовское сотрудничество, в рамках которого будут создаватьсяобщеобразовательные стандарты и учебные программы. В Южном федеральном университете(ЮФУ)прошла встреча руководителей,на которойподписано соглашение о сетевом взаимодействииЮФУ, Северокавказского и Крымского им. В.И. Вернадского федеральных университетов для реализации совместных междисциплинарных программ по приоритетным направлениям подготовки студентов [14].Как уже отмечалось ранее, студенческая мобильность –этоодно из главных требований современного образовательного процесса,однакосуществуют некоторые существенные препятствия на пути решения данноговопроса. Так, всоответствии с Бухарестским коммюнике, к основнымпрепятствиямдля развития международной мобильностистудентовотносятся [4]: • признание иностранных дипломов; • недостаточность финансовой поддержки студентов; • закрытость систем высшего образования;• расхождения в образовательных программах разных стран; • низкий уровень экспертной оценки для реализации Болонского процесса.Конечно же, реализацияпроцесса академической мобильности –это сложная задача, поэтому для большего понимания сути этой проблемы можно выделить такие основныегруппыпроблем: академические и культурноэтнические.Самой главной экономической проблемой является финансовая, которая предусматривает получение визы, проезд и проживание студентов.Для крымских студентов в данное время произошло резкое сокращение возможностей для стажировок студентов и преподавателей. Проблемой стало получениевизы в г. Киев, с учетом ограниченноготранспортного сообщения.К академической проблеме можно отнести непризнание квалификациии сроков обучения, а именно признание в Россииобразовательных квалификацийдругого государства и признаниеза рубежом российских дипломов о высшем образовании.Однако,в Индии согласились признаватьдипломы Медицинской академии КФУ им. В.И. Вернадского. К важной культурноэтническойпроблемеотносится уровень владения языком академической мобильности, хотя обучение чаще всего происходит на английском языке,некоторые зарубежные вузы поощряют изучение языка страны пребывания.Для многих крымских студентов недостаточное знание иностранных языковограничиваетсвободное общение и понимание лекций.Необходимо отметить, что именно различные системы оценивания учебных достижений студентов в разных вузахтакже усложняют академическую мобильность. Для решения данной проблемы необходимо создать единую систему оценивания знаний, закрепляемуюв стандартах общего и высшегообразования.В настоящее время показатели студенческой мобильности в Республике Крым незначительны.Главным фактором этого является неготовностьбольшинствавузов выступать равнозначным партнером в подобных программах, ведь студентпосле окончания обучения в зарубежном вузе, неможет в своей стране применить полученные знания и найти достойную работу. Напротив, такие страны, как Великобритания и Австралия, а также другиестраны вводятспециальные визовые режимы длявыпускников магистратуры и молодых кандидатов наук, для того, чтобы они с легкостью смогли найти высокооплачиваемую работув соответствии с их профессиональным уровнем компетентности[9].Можно с уверенностью сказать, что в нашей стране накоплен достаточный опыт для организации различных форм международной академической мобильности студентов: стажировки, конференции, семинары, летние и зимние школы, исследовательские работы, мастерклассы, практикумы, лекции. Также, на сегодняшний день существует многочисленное техническое обеспечение организации академической мобильности студентов: мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, электронные материалы, электронные тесты, доступ к глобальным сетевым образовательным ресурсам.В рамках данного исследования автор делится собственными впечатлениями об участии в процессе академической мобильности. Так, в 2014 году представиласьвозможностьпобывать в Летнем кампусе при Президентской академии «Образование будущего», проходившем в г. Казань. Заняв командное первое место в конкурсена лучший образовательный проект, получили в качестве приза скидкунаобучение по магистерскойпрограмме RANEPA в университете РАНХИГС.Особым достижением автора является участие в IV Всероссийскомконкурсенаучноисследовательских и проектных работ студентов и аспирантов «Молодые профессионалы устойчивого будущего России»,который проходил в г.Москва под патронатом «Гайдаровского форума». За защиту проекта было присуждено 2 место ивручен сертификат на образовательную программу в сумме 100 тыс. руб.Не менее важным и познавательным было участие во Всероссийском молодёжномобразовательном форуме «Территория Смысловна Клязьме», август 2015 г.Благодаря академической мобильности студенты из Республики Крым имеют возможностьпополнить свои знания, прослушав курс лекций, поучаствовав в тренингах, могут защитить свои проекты и получить гранты на реализацию своих идей иисследований, обменяться опытом со студентами из других вузов и стран, а также найти друзей и единомышленников.Таким образом, внастоящее время в Республике Крым появиласьвозможность улучшить академическую мобильность наших студентов с помощью сглаживанияконтраста между образованиемв России и за ее пределами; улучшения социальных условий, а также предоставления талантливой молодежи грантовна реализацию своих идей,различныхстажировок.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что академическая мобильность студентов –это образовательная практика,обеспечивающаяконкурентоспособность молодёжи на международнойарене, несмотря на ряд серьезных проблем, влекущих за собой опасность как для высшего образования и науки, так и длягосударства и общества вцелом.
Ссылки на источники1.Коган Л.Н. Социология культуры [Учеб.пособие] / Л. Н. Коган. —Екатеринбург: Издво Урал.унта, 1992. —120 с.2.Каптерев П.Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся? / П.Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. –М., 1982. –С. 7590.3.Белякин А.М. Из колледжа –в вуз: академическая мобильность студентов в США. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://www.portalspo.ru/Journals/2009/20095/SPO_5_2009.html. –[Дата обращения 04.02.2016].4.Токмовцева М.В. Проблемы академической мобильности в свете принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / М.В. Токмовцева. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/65030/35_Tokmovceva.PDF. –[Дата обращения04.02.2016].5.Росстат. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditureoneducation/info. –[Дата обращения 04.02.2016].6.Стерлигов И. Железов: Мобильность российских студентов ограничена языковым барьером / И. Стерлигов. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://ria.ru/edu_crisis/20091001/187078301.html. –[Дата обращения 04.02.2016].7.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 2020 годы". –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz3sxeGw34J. –[Дата обращения 04.02.2016].8.Росстат. Счетчик населения России. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation. –[Дата обращения 04.02.2016].9.Данные форм федерального статистического наблюдения № ВПО1.–Электрон.текстовые дан. –Режим доступа:http://www.npitu.ru/index.php?id=3339. –[Дата обращения 04.02.2016].10.Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» . –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:http://www.csmu.edu.ua/site/page/show/docid/5230. –[Дата обращения 04.02.2016].11.Дорожная карта Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" на 20152024 годы. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа:http://www.cfuv.ru/wpcontent/uploads/2015/03/p02.pdf. –[Дата обращения 04.02.2016].12.В рамках повышения уровня юридического образования в Крыму. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://www.cfuv.ru/news/vramkakhpovysheniyaurovnyayuridicheskogoobrazovaniyavkrymu. –[Дата обращения 13.01.2013].–[Дата обращения 04.02.2016].13.Сети академической мобильности КФУ им. В.И. Вернадского 2015 года. –Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://www.cfuv.ru/organiupravleniya/departamentupravleniyakachestvomip/upravleniemenedzhmentakachestva/otdelsetevogovzaimodejjstviyaiakademicheskojjmobilnosti/setevoevzaimodejjstvie/setiakademicheskojjmobilnostikfuimvivernadskogo2015goda. –[Дата обращения 04.02.2016].14.В ЮФУ обсудили перспективы сетевого взаимодействия федеральных университетов.–Электрон.текстовые дан. –Режим доступа: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_nws_id=51044. –[Дата обращения 04.02.2016].