Расширение ассортимента зернопродуктовой сферы организации АПК

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Позубенкова Э. И., Ловырева Ю. А. Расширение ассортимента зернопродуктовой сферы организации АПК // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1116–1120. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86242.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена возможность расширения товарного ассортимента продуктов переработки зерна в организации АПК, специализирующейся на зерновой отрасли. Развитие переработки, диверсификация деятельности предприятий аграрного сектора будут способствовать совершенствованию процессов импортозамещения сельскохозяйственной продукции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ловырева Юлия Александровна,магистрант ФГБОУ ВО «Пензенская ГСХА», г. Пенза

Научный руководитель –Позубенкова Эльвира Исмаиловна,

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Пензенская ГСХА», г. Пензаepozubenkova@vail.ru

Расширение ассортимента зернопродуктовой сферы организации АПК

Аннотация.В статье рассмотрена возможность расширения товарного ассортимента продуктов переработки зерна в организации АПК, специализирующейся на зерновой отрасли. Развитие переработки, диверсификация деятельности предприятий аграрного сектора будет способствовать совершенствованию процессов импортозамещения сельскохозяйственной продукции.Ключевые слова:ассортимент, диверсификация, эффективность, импортозамещение.

Зернопродуктовыйрынок есть целостная динамичная система рационального формирования и распределения зерновых ресурсов, ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей (продавцов и покупателей) по поводу установления объемов и структуры производства, а также качества и цены продукции.Важность зернопродуктовой сферыочень велика. Так, в России почти 40 % агропромышленного производства непосредственно связано с зерновыми ресурсами.Под посевы зерновых культур занято больше половины пашни. На долю зерна приходится более одной третей стоимости валовой продукции растениеводства и почти одна третья всех кормов животноводства.[1]Развитие данного сектора аграрной экономикив стране происходит в сложной и одновременно противоречивой социальноэкономической ситуации. Так, с одной стороны, в последние годы получили дальнейшее развитие крупные зернопроизводящие хозяйства и агропромышленные формирования. В зерновое производство внедрялись новые технологии и техника, увеличилось количество адаптируемых сортов и гибридов зерновых культур. Совершенствовалась и расширялась государственная поддержка производителей зерна, постепенно складывалась более четкая система регулирования зернового рынка за счет проведения закупочных и товарных интервенций. Все это способствует развитию процессов импортозамещения продуктов питания.[4]С другой стороны, кризисная обстановка в экономике страны, рост затрат, слабость финансовокредитной системыи, как следствие, снижение эффективности производства и продаж зернопродуктов негативным образом сказываются на результативных показателях всей хозяйственной деятельности организаций АПК.[2]Объектом более детального рассмотрения является ОАО «Сервис» Мокшанского района Пензенской области, показатели развития которого представлены в таблице 1.В ОАО «Сервис» наблюдается стабильная динамика ресурсного потенциала организации. Площадь сельскохозяйственных угодий за 2012–2014гг. остается неизменной, это свидетельствует о стабильности использования земель.Среднегодовая стоимость активов в 2014г. по сравнению с 2012г. снизилась незначительно на 4,7 %. Уменьшение среднегодовой стоимости активов указывает на сокращение потенциальных возможностей предприятия и оценивается отрицательно. В структуре собственного капитала преобладает добавочный капитал и нераспределенная прибыль.

За анализируемый период на предприятии наблюдается увеличение выручки от продажи продукции, работ и услуг, что свидетельствует о росте сбыта продукции, увеличении его деловой активности.Прибыль от продаж в отчетном году снизилась по сравнению с базисным годом на 43,2 %, чтосвидетельствует об увеличении издержек производства и обращения; данная тенденция является неблагоприятной, так как снижается доходность продаж. Снижение роста прибыли до налогообложения говорит о негативной тенденции в целом по предприятию, это изменение может быть вызвано увеличением отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, а также налога на прибыльРентабельность продаж снизилась на 52,6 %. На это повлияло уменьшение прибыли от продаж, которая снизилась изза роста издержек производства и обращения. Рентабельность затрат уменьшилась на 61,6 %, на это повлияло снижение себестоимости продукции.

Специализацию хозяйства можно определить на основе изучения структуры реализованной продукции, представленной на рис.1.Как показывают данные графика, в среднем за последние 3 года наибольший удельный вес в структуре выручки от продаж зерно –52 % и продукция его переработки –41 %. Исходя из вышеприведенных данных, специализацию ОАО «Сервис» можно определить как зерновую с хорошо развитой переработкой зерна.Решая задачи по расширению товарного ассортимента продуктов переработки зерна, следует обратить внимание на состояние сырьевой базы, проанализировав динамику производства, себестоимости, объемов продаж зерна.Уровень рентабельности производства и реализации зерна в среднем за три года составила 20,27 %. Это связано с тем, что темпы роста цен реализации зерновых культур опережают темпы роста их себестоимости. Затраты труда в течение анализируемого периода повысились до 0,61 чел.ч. на 1 ц зерна. Однако не все зерновые культуры показывают рост результативных показателей.Так, урожайность гречихиснизилась практически в 2 раза, возросли затраты трудав расчете на 1 ц продукции. Темп роста цен отстает от темпа роста себестоимости, поэтому резко упал объем получаемой прибыли, а рентабельность производства снизилась в 10 раз. Поэтому изыскание резервов роста производства и реализации данного продукта весьма актуально для условий хозяйства.Товарный ассортимент продуктов переработки зерна представлен производством хлеба и хлебобулочных изделий. В 2014году предприятие всего от реализации хлеба и хлебобулочных изделий получило выручку в размере 10009,49 тыс. руб. Цены реализации продукции были относительно невысоки, наибольший удельный вес в структуре выручки занимает Хлеб белый высшего сорта –59,64 %,хлеб ржанопшеничный «Мокшанский» –6,49 %.Хлеб и хлебобулочные изделия в основном реализуются в сети собственных магазинов ОАО «Сервис» –«Контакт», а также индивидуальным предпринимателям.

Производство и реализация гречихи вчистомвиде выгодна предприятию, но оно смогло бы иметь еще больший объем прибыли, расширив товарный ассортимент путем внедрения производства гречишных диетических хлебцев.Это вызвано:1) наличием собственной сырьевой базы;2) наличием рынка сбыта вблизи от места производства продукции;3) позволяет выйти на новые каналы реализации и на новых потребителей продукции.Хлебцы можно производить по экструзионнойтехнологии. Влажное зерно попадает в камеру с высочайшим давлением и температурой. Жидкость становится паром, зерна взрываются изнутри, получившаяся масса спекается в лепешки. И так как процесс происходит очень быстро, готовые экструдеры (в отличие от классического хлеба) сохраняют фактически все полезные характеристики сырья, то есть зерна. В них остаются в достаточном объеме витамины группы В, РР, А, Е (ответственныеза состояние кожи и волос), микроэлементы К, Са, Mg, P, Fe. Не считая того, в таковых хлебцах совсем много клетчатки пищевых волокон, которые облагораживают углеводный обмен в организме, помогают выведению токсинов, делают лучше работу кишечного тракта, понижают уровень холестерина и за счет всего перечисленного помогают контролировать вес.[3]Суть технологического процесса производства «взорванных» хлебцев можно кратко изложить в виде следующей схемы:а) зерно из бункера посредством питателя, дозированное по объему, подается в прессформу. б) прессформа закрывается, зерно сжимается и нагревается на короткое время, после чего создается небольшой сброс давления, позволяющий зерну вспушиться и сформировать форму брикета.ПЗХБ10"КОЛОС3" –перерабатывает культуры, гречку целиком. К этим базовым видам зерна могут быть добавлены, в количестве до2530%, другие виды гречка, просо, рожь, овес, ячмень, соя, при этом некоторые виды до 50%. Можно использовать даже дробленое зерно, получая хорошие брикеты, трудно отличимые от произведенных из стандартной гречки. Не требуется продолжительная предварительная обработка зерна, за исключением несложной регулировки его влажности.Упаковочный столтермонож ТПЦ450Н служит для ручного формирования упаковки из термоусадочной и термосвариваемой пленки. Для производства диетических хлебцев будет использоватьсясырье организации. Закупка другой необходимой для производства продукции производится на оптовых базах Пензы. Реализация планируется производиться в специализированные магазины ОАО «Сервис» –«Контакт», а также индивидуальным предпринимателям в р. п. Мокшан и Мокшанском районе.Для осуществления данного проекта организации необходимо закупить недостающее для производства оборудование и сырье, необходимое для первого производственного цикла. Потребность в инвестициях составят 236,625тыс. руб. В первый год реализации проекта планируется производство 40 тыс. упаковок гречневых хлебцев и 20 тыс. упаковок гречневых соленых хлебцев.Полная себестоимость 1 упаковки диетических гречневых хлебцев –10,53 руб.Показатели экономической эффективности производства и реализации диетических гречневых хлебцев приведены в таблице 2.



Оценивая данные таблицы, видно, что внедрение производства гречневых диетических хлебцеввыгодно. Хозяйство обладает необходимым потенциалом для того, чтобы внедрить данный проект в производство. Это принесет организации прибыль, которая возрастет к 3му году реализации проекта до 615 тыс. руб. Рентабельность продаж достигнет уровня 38,5 %.Порог рентабельности 460 тыс. руб. Пороговое количество почти 34600 шт. Срок окупаемости 0,66 год, т.е. около 7 месяцев.Таким образом совершенствование товарного ассортимента продуктов переработки зерна и управление данным процессом будет способствовать росту экономической эффективности зернопродуктовой подсистемы организации.

Ссылки на источники1.Бондаренко, В.А.Теоретические вопросы формирования товарного ассортимента/ В.А. Бондаренко //Актуальные проблемы развития современной науки и образования:Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 5 частях.:ООО "АРКонсалт".2015. С.162163.2.Губарь,А.Н.Подходы к формированию оптимального товарного ассортимента предприятия. / А.Н. Губарь // Современные научные исследования и инновации.2015.№54(49). С. 2229.3.Репичев, А.И., Зверева, Г.П.Исследование товарного ассортимента предприятия АПК/А.И. Реличев, Г.П. Зверева // Экономика и предпринимательство. 2015.№2(55). С. 483485.4.Фаринюк, Ю.Т., Лебедев, А.Ю. Менеджмент категории инновационный подход к диверсификации товарного ассортимента/ Фаринюк, Ю.Т., Лебедев, А.Ю.// Проблемы товароснабжения населения: товароведение и экспертиза, технологии производства и безопасность сельскохозяйственной продукцииТверская государственная сельскохозяйственная академия. 2014.С. 2630.