Содержание и роль внутреннего контроля в организационно-управленческой системе организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиновьева С. С. Содержание и роль внутреннего контроля в организационно-управленческой системе организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1156–1160. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86250.htm.
Аннотация. В статье раскрыты роль и содержание грамотно организованной системы внутреннего контроля для эффективной деятельности организации и ее необходимости для высококлассного ведения бизнеса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиновьева Светлана Сергеевна,магистрант Поволжского института управления имени П.А. Столыпина –филиала ФГБОУ ВО РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации», г. Саратовswetlanazin@mail.ru

Содержание и роль внутреннего контроля в организационноуправленческой системе организации

Аннотация.В статье раскрыта роль и содержание грамотно организованной системы внутреннего контроля для эффективной деятельности организации и ее необходимости для высококлассного ведения бизнеса. Ключевые слова: внутренний контроль, эффективность, аудит.

В современных условиях экономики при постоянно растущей конкуренции очень важно показывать высокий уровень качества оказываемых услуг и многообразия совершаемых операций. Деятельность организации может характеризоваться огромным потоком совершаемых хозяйственных операций и фактов хозяйственной жизни.При этом организации, правильно ведущие бухгалтерский учет в некоторой мере контролируют результаты собственной деятельности. Однако при организации и выделении обособленной системы внутреннего контроля, которая могла бы служить дополнительным уровнем проверки, эффективность и качество было бы значительно выше.Для оперативного и непрерывного предоставления уже проанализированных и консолидированных сведений о реальном состоянии организации необходима система внутреннего контроля. Только правильно организованная система внутреннего контроля может позволить грамотное и качественное ведение бизнеса, стабильное финансовое состояние, постоянный рост эффективности функционирования. В свою очередь, все это главным образом основано на верных управленческих решениях руководства, базой для которых и служат результаты конструктивной и высококлассной работы системы внутреннего контроля.Сами понятия «внутренний контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественной экономики являются достаточно новыми. Эти термины пришли из аудиторской практики. [1] Существует огромное количество определений понятия «внутренний контроль». Первое официальное определение внутреннего контроля было размещено в 1992 году Комитетом организацийспонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO). Модель COSO определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании, созданный для обеспечения «разумной уверенности» касательно заслуги целей в последующих категориях:

эффективность и продуктивность операций;

надежность денежной отчетности;

соблюдение законов и правил. [2] В русских эталонах аудита под системой внутреннего контроля понимают процесс, который организуют собственники организации и ее управление, чтоб достигнуть определенных целей. Однако следует заметить, что такое толкование слишком узкое и не позволяет полностью раскрыть суть системы внутреннего контроля, которая в большей степени состоит в высококачественном функционировании организации с наименьшими затратами. Под внутренним аудитом понимается организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. В связи с переходом Российской Федерации на Международные эталоны аудита, более животрепещущим в текущее время является определение рассматриваемого понятия в МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного преломления информации»: «Внутренний контроль это совокупность политики и процедур, которые употребляются управлением для обеспечения сохранности активов предприятия и убежденности в точности и достоверности бухгалтерских данных». [3]Многообразие определений понятия «внутренний контроль» существует и в зарубежной литературе. Например, Гора Н., один из ведущих создателей по бухгалтерскому учету и аудиту полагает, что «внутренний контроль —это контроль за составлением и ведением бухгалтерского учета и денежной отчетности, осуществляемый своевременно силами специального отдела, создаваемого в структуре организации».А. Аренс и Дж. Лоббек в собственном труде «Аудит» считают, что «внутренний контроль обеспечивает администрацию ценной информацией для принятия решений, касающихся действенного функционирования их бизнеса». [4] Среди русских создателей, изучающих проблематику внутреннего контроля, наиболее точно главную цель внутреннего контроля определяет В.В. Бурцев обеспечение информационной прозрачностью объекта управления для принятия действенных решений. [5]Ознакомившись и проанализировав многообразие мнений отечественных и зарубежных создателей, изучающих данную проблематику, можно предположить, что внутренний контроль –это постоянный непрерывный процесс отслеживания и оценивания эффективности работы менеджмента, а также фактического состояния организации с целью поддержания либо наращивания уровня ее высококачественного функционирования, достижение поставленных целей, минимизировав собственные затраты, выявление рисковых зон и их оперативное предотвращение.Процедуры внутреннего контроля направлены на минимизацию существенных операционных рисков, рисков несоблюдения законодательстваи внутренних нормативных документов, а также рисков искажения финансовой отчетности.Немаловажной функцией проведения внутреннего контроля является не только устранение зафиксированных отклонений, но и предложения по повышению эффективности функционирования организации, а также поддержанию высокого уровня производительности сотрудников. Для этого совместно с руководителем производится постоянная работа по поиску причин низкой эффективности и роста отклонений. В связи с этим необходимо разработать график составления отчетности и ее предоставления руководству, для своевременного реагирования и принятия правильных управленческих решений. При получении регулярных, оперативных, консолидированных сведений в части зафиксированных проблемных и рисковых зон и действительного состояния объекта управления, руководители имеют возможность удостовериться в эффективном функционировании организации и достижении поставленных целей либо скорректировать деятельность для дальнейшей высококачественной и результативной работы организации.Внутренний контроль является частью системы управления организацией и необходим для поддержания долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организации, для анализа взаимодействия сотрудников, их мотивации на повышении эффективности работы организации в целом, мониторинг результатов внутреннего контроля и регулярное предоставление отчетности, выработка рекомендаций по оптимизации ведения бизнеса. От продуктивного внедрения системы внутреннего контроля зависит эффективностьработы экономического субъекта в целом. [4]Внутренний контроль организации это реализация её субъектами следующих действий:1. Определение –выбор объектов, подлежащих контролю, и их характеристик, установление рисков, а также объективного положения организации на данном этапе работ.2. Измерение и анализ –оперативный контроль качества выполненных работ; анализ результатов контрольных оценок, выявление проблемных областей, подготовка оперативных отчетов о качестве выполненных операций, сводных аналитических отчетов и выявление отклонений фактического состояния организации с планируемыми.3. Совершенствование –анализ выявленных проблемных областей, разработка рекомендаций по совершенствованию уровня качества функционирования организации, реализация корректирующих и предупреждающих мероприятий. 4. Контроль –мониторинг статуса внедрения рекомендаций, разработанных на этапе «Совершенствование».

Внутренний контроль с точки зрения руководителя может осуществляться по таким основным критериям, как соотношение выгод и потерь для предприятия в целом, соответствие предусмотренных законом действий устоявшимся принципам и традициям, соблюдение конфиденциальности и уважения к работникам бухгалтерии, работа которых будет подвергаться дополнительной проверке на предмет соблюдения бухгалтерского законодательства.По результатам проведенного внутреннего контроля формируется отчет для руководителя организации с детальной (либо более укрупненной) информацией о качестве и количестве выявленных отклонений в рамках текущей деятельности организации, определением проблемных областей и зон риска, возможным комментарием и анализом причин возникновения ошибок и разработанными предложениями по снижению вероятности их возникновения в будущем. На основании проведенного анализа и консолидации результатов проверки формулируются и реализуются корректирующие и предупреждающие мероприятия по устранению выявленных отклонений. Подкорректирующим мероприятием понимается действие, направленное на устранение выявленного несоответствия, ошибки или другой проблемной ситуации с целью предотвращения ее повторного возникновения. Предупреждающее же мероприятие это действие, направленное на предотвращение потенциального возникновения несоответствия, ошибки или другой проблемной ситуации. Цель данных мероприятий заключается в постоянном поддержании уровня оптимального функционирования организации в соответствии с установленными требованиями.Правильно внедренная система внутреннего контроля дает возможность существенным образом уменьшить количество финансовых ошибок, повысить продуктивность и эффективность сотрудников, минимизировать размеры штрафов и пеней, что соответственно приводит к снижению финансовых потерь. Недоверие и/или пренебрежение данной системой приводит к ухудшению финансовых показателей организации, вследствие уплаты штрафных санкций по результатам проверок со стороны финансовых органов. Система внутреннего контроля организации должна включать совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансовохозяйственной деятельности и для своевременного и правильного принятия управленческих решений.Правильно организованный внутренний контроль позволяет:

осуществить качественное и эффективное ведение бизнеса;

обеспечивать выполнение планов;

разрабатывать и внедрять новые способы защиты и сохранности активов;

формировать бюджеты;

прогнозировать экономические показатели деятельности организации.Процедуры внутреннего контроля должны быть основаны на принципах регулярности и системности, то есть охватывать все текущие финансовые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами предприятия. Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки эффективности системы управления, служить основой для принятия управленческих решений заинтересованными пользователями. [6]Немаловажную роль играют и сами специалисты группы внутреннего контроля. Здесь можно говорить о достаточно высоком уровне квалификации, для овладения способами изучения фактов хозяйственной жизни, способности к обобщению, анализу, оцениванию и консолидации сведений. Ведь от того насколько точным и оперативным будет анализ, насколько объективными будут прогнозы и будет зависеть компетентность предоставленной отчетности, поскольку в некоторой степени и от ее надежности руководство будет видеть реальное положение дел в организации. К инструментам внутреннего контроля можно отнести:

матрица рисков и процедур внутреннего контроля;

листы проведенных процедур внутреннего контроля, аналитический отчет по результату проверки, а также рекомендации и план устранения выявленных недостатков;

внутренние регламенты (положения), структурирующие процедуры внутреннего контроля организации;

должностные инструкции сотрудников и регламент их взаимодействияс другими структурными подразделениями и руководством организации;

автоматизированные программы бухгалтерского (финансового и управленческого) учета, другое программное обеспечение;

правовые базы данных и профессиональные сведения, позволяющие выявитьи проанализировать изменения налогового законодательства (постоянный мониторинг нормативноправовой базы). Важным аспектом функционирования внутреннего контроля является поддержание в актуальном состоянии и постоянное совершенствование контрольной среды вследствие изменений деятельности, вызванными внешними факторами (изменения в методологии учета), а также доработка существующих контрольных процедур и оценок с целью повышения их эффективности и обеспечения снижения трудоемкости их выполнения (возможная автоматизация).Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело говорить о большом значении правильно организованной системы внутреннего контроля для эффективного и качественного функционирования организации.Ссылки на источники1. РизвановаМ.В. Система внутреннего контроля в организации // Аудитор. –2014. №7. С.3338. 2. Нагоев А.Б., Сижажева С.С., Аппоева Ж.А. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 910. –С. 22832287.3. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. М.: Юрайт, 2010. 640 с. 4. Чхутиашвили Л.В. Роль внутреннего контроля организации в эффективном ведении финансовохозяйственной деятельности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. –2014. №11.С.3747.5. Кириченко М. Системы внутреннего контроля. Организационные нюансы построения / Финансовая газета. –2013. С. 89. 6. Максимов К.В. Учетноаналитическое обеспечение внутреннего контроля в системе управления предприятием URL:disserCat .