Организация контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами местного самоуправления

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дьяченко Е. Ю., Ярмонова Т. С. Организация контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами местного самоуправления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1381–1385. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86296.htm.
Аннотация. Недостаточность комплексных исследований вопросов организации финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, а также наличие ряда нерешенных проблем в этой области формируют потребность в продолжении научных разработок и приобретают важное значение в условиях экономического кризиса. В статье рассмотрен порядок организации контроля за финансовой деятельностью местных органов самоуправления, контрольные мероприятия, позволяющие установить факты неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дьяченко Елена Юрьевна,К.экон.н., ст.преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ г. ВоронежDorohova85@yandex.ru

Ярмонова Татьяна Сергеевна,Магистр 1 курса факультета бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ г. Воронежyarmonova_tanya@mail.ru

Организация контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами местного самоуправления

Аннотация.Недостаточность комплексных исследований вопросов организации финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, а также наличие ряда нерешенных проблем в этой области формируют потребность в продолжении научных разработок и приобретают важное значение в условиях экономического кризиса. В статье рассмотрен порядок организации контроля за финансовой деятельностью местных органов самоуправления, контрольные мероприятия, позволяющие установить факты неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств.Ключевые слова:финансовый контроль, органы местного самоуправления, эффективность, целевое использование средств, местный бюджет, администрации сельских поселений.

В условиях финансового кризиса важным условием построения сильного государства и обеспечения интересов граждан является организация финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. О приоритетности данного направления неоднократно заявляли первые лица страны, как и о необходимости создания прозрачности движения государственных финансовых потоков в целях обеспечения их эффективного использования.Следует отметить, что в настоящее время наиболее острой является проблема целевого и эффективного использования средствсубъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Поскольку именно органы местного самоуправления финансируют значимую часть расходов социального характера, таких как образованиеи здравоохранение. В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], можно выделить следующие сферы деятельности органов местного самоуправления, финансируемые,прежде всего за счет средств местных бюджетов:

благоустройство и ЖКХ;

здравоохранение;

образование;

физическая культура и спорт;

правопорядок и безопасность;

производство и торговля;

туризм;

культура;

дорожное хозяйство;

муниципальное управление;

труд и занятость.Согласност.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)[2].При этом уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой качества бюджетной системы.Принцип целевого или адресного использования средств, также является основойдля построения и функционирования бюджетной системы. Адресность представляет собойуказание конкретного получателя бюджетных средств, цели их использования, которые обозначаются соответствующими кодами бюджетной классификации.Контроль за соблюдением целевого характера, а также за эффективностью использования бюджетных средств возложен на Федеральную службу финансовобюджетного надзора. В муниципальных районах данную функцию выполняют Контрольносчетные палаты, в обязанности которых входит проверка экономного, результативного и продуктивного расходования бюджетных средств учреждениями здравоохранения, образования, культуры, администрациями сельских поселений и другими бюджетными учреждениями района.Для проведения проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений, в том числе, администраций сельских поселений,руководителем контрольносчетной палаты формируется комиссия, в составе председателя и нескольких инспекторов, определяются сроки проведения проверки (как правило, 1,52 мес.), объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий. Председатель ревизионной группы распределяет вопросы программы ревизии между участниками ревизионной группы.Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации [3].Вместе с тем, контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период.Исследования показывают, что при проведении проверки финансовой деятельности администраций сельского поселения осуществляетсякомплекс контрольных действий по изучению:1. Правильности ведения кассовых операций;2. Правомерности осуществления банковских операций;3. Состояния расчетов с подотчетными лицами;4. Достоверности учета расходов ГСМ;5. Состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками;6. Правильности расчетов по договорам подряда;7. Состояния расчетов по оплате труда;8. Учета основных средств и материальныхзапасов;9. Состояния бухгалтерского учета и отчетности и соответствия требованиям законодательства.Отметим, что в ходе проверки работниками контрольносчетной палаты анализируетсяисполнениесмет расходовбюджетного учреждения.В качестве объекта исследования были выбраны администрации сельского поселения нескольких районов Воронежской области. Нами было установлено, что при проведении ревизии, в первую очередь, устанавливаются лица, осуществляющие руководство учреждением за проверяемый период(2015 год)и ответственные за ведение учета, составление отчетности, а также определяются права собственности на имеющиеся у администрации объекты недвижимости.Проверка правильности ведения кассовых операций показала, что учет кассовых операций ведется на основании «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 22.09.1993 г. № 40 с последующими изменениями и дополнениями[4]. Ведение операций по кассе возлагается, как правило, на кассира, в исключительных случаях на бухгалтера, с которыми заключены договора о полной материальной ответственности. В ходе ревизии кассы было установлено, что остатки наличных денежных средств в кассе соответствуют учетным данным кассовой книги. Излишки и недостачи наличных денег не выявлены. Изза немногочисленности операций по кассе проверка проводится сплошным арифметическим подсчетом всех итоговых сумм в кассовых отчетах, также проверяется правильность выведения остатков наличных денежных средств на конец каждого дня.Для осуществления финансовой деятельности администрациям сельских поселений открыты лицевые счета в Управлении Федерального Казначейства по Воронежской области. Банковские операции были проверены выборочным способом, в ходе чего установлено, что остатки на счете по выпискам органов федерального казначейства соответствуют данным бухгалтерского учета. Списание денежных средств в расход подтверждается оправдательными документами. Однако установлены случаи отсутствия подписи главного бухгалтера в нескольких платежных поручениях, что является нарушением требований законодательства в области бухгалтерского учета.В части расчетов с подотчетными лицами было установлено, что аналитический учет ведется по каждому материальноответственному лицу в Журнале операций № 3 «Учет расчетов с подотчетными лицами». За проверяемый период остатки по данным главной книги соответствуют данным бухгалтерского учета по счету 0208 00000 «Расчеты с подотчетными лицами».Одним из наиболее важных разделов проверки является расход ГСМ. Ревизия показала, что нормы расхода ГСМ, применяемые администрациями сельских поселений, утверждены Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 г. № 23р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»[5]. Путевые листы выписываются каждый день и регистрируются в Журнале регистрации путевых листов. При этом маршрут следования практически во всех путевых листах отсутствует.В ходе проверки было установлено, что топливо, в основном, расходуется на поездки работников по поручению руководства в командировки. При этом выявлены случаи нарушения норм Трудового кодекса[6]. Так, согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного задания вне места постоянной работыоформляется командировкой. Однако Распоряжение при направлениив командировку по форме Т9 и Командировочное удостоверение по форме Т10, а также Отчет о выполненной работе,в некоторых администрациях не составляются. Одновременно были установлены случаи использования служебного транспорта в выходные и праздничные дни для поездки в областной центр. Всего в ходе проверки расхода ГСМ было выявлено нарушений на сумму 458268,05 руб. Данныенарушения свидетельствуют о нецелевомрасходовании бюджетных средств. Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками показала, что учет расчетных операций с данными контрагентами ведется на счете 0302 00000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При просмотре выставленных администрациям счетов и Актов выполненных работ установлено, что в большинстве случаев документы не содержат информацииоб объемах выполненных работ. Так, при перевозке мусора от школ или с улиц на полигон ТБО отражено количество часов работы транспорта, выполненных рейсов и не указан объем перевезенного мусора. Акты приемки выполненных работ отсутствуют или не содержат всех необходимых реквизитов.Вместе с тем, согласно п.2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»[7]установлено, что первичные документы принимаются для отражения имеющихся в них данных в бухгалтерском учете, если они содержат реквизиты, дающие полную информацию о хозяйственной операции. К обязательным для первичных бухгалтерских документов относятся: денежные и натуральные измерители хозяйственной операции, наименование должностей ответственных лиц и их подписи, заверенные печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги, выполнившей работы. При отсутствии первичных оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, либо при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и, следовательно, эти суммы организация не имеет право включить в состав расходов. Также, в ходе ревизиибыло установлено, что во всех Товарнотранспортных накладных товарный раздел не заполнен. Данный факт свидетельствует о списании полученных материальных ценностей в расход без принятия к учету. Зачастую отсутствуют Акты списания на полученные материалы.

В ходе исследования былиустановлены случаи неправильного определения кодов бюджетной классификации, чтопривелок нецелевому расходованию средств.При проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками выявлены случаи неэффективного использования средств местного бюджета. Так, администрациями приобретались материалы, которые по документам в их деятельности не использовались (строительный фен).Анализ расчетов по договорам подряда, также позволил установить факты неэффективного использования бюджетных средств. Проверка документов показала, что в некоторых администрациях подрядчик дважды получал оплату за одну и ту же работу и за один и тот же период без указания объемов выполненных работ, оказанных услуг. Выявлены случаи расхождения сметной стоимости работ с фактически оплаченной. Ревизиярасчетов по оплате труда показала, что начисление и выплата заработной платы производится на основании штатного расписания и положения по оплате труда. При этом в некоторых исследуемых учреждениях штатное расписание не соответствует положению об оплате труда, что приводит к ошибкам в начислении заработной платы, завышению расходов по данной статье и неэффективному использованию средств бюджета. Начисление заработной платы по видам, суммы удержаний ежемесячно отражаются в расчетноплатежных ведомостях. Исследования показали, что зачастую допускаются ошибки в расчете отпускных. Так, бухгалтер округлял коэффициенты, в расчетный период не включал суммы материальной помощи. При увольнении сотрудника в расчетном периоде также не учитывались суммы материальной помощи и единовременной выплаты.Таким образом, лимитбюджетных обязательств по оплате труда, утвержденный Департаментом финансовобюджетной политики Воронежской области, был значительно превышен.Проверка правильности ведения учета основных средств показала, что аналитический учет данных объектов ведется в инвентарных карточках. При этом выявлены случаи, когда основные средства принимаются к учету без указания наименования, объекты, состоящие из нескольких предметов, в инвентарной карточке числятся за одним инвентарным номером.Для учета основных средств ведутся Оборотные ведомости. Суммы амортизации ежемесячно отражаются в Журнале операций № 7.Установлены случаи, когда администрация сельского поселения располагается в арендованном здании, но договор аренды не заключен. Вместе с тем счета за коммунальные услуги оплачиваются исключительно за счет средств бюджета.В ходе исследования также было установлено, что учет материальных запасов ведется в соответствии с Приказом Министерства финансов № 157 н от 01.12.2010 г.[8].Аналитический учет ведется по их наименованиям, группам и количеству в разрезе материальноответственных лиц. При этом выявлены нарушения в оформлении операций по списанию материальных запасов. Так, при отпуске материалов Ведомость на выдачу материальных ценностей по форме 0504210 не составляется. Акт списания материальных ценностей подписывается только под отчетным лицом и утверждается главой администрации, дата составления отсутствует, что свидетельствует о нарушении норм бухгалтерского учета.Анализ исполнения смет расходов показал, что доходы сельских поселений варьируются от 20000000,00 руб. до 40000000,00 руб., в том числе собственные доходы составляют 1015 млн. руб. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до администраций сельских поселений в 2015 году равны 2030 млн.руб. Данные ассигнования были израсходованы на следующие цели:

расходы по оплате труда с начислениями(210);

приобретение работ, услуг(220);в том числе:услуги связи (221);коммунальные услуги(223);услуги по содержанию имущества (225);прочие услуги (226).

социальное обеспечение;

увеличение стоимости материальных запасов (340);

увеличение стоимости основных средств(310);

прочие расходы (290);

субсидии накапитальный ремонт домов (242).Как показывают исследования,наибольшую долю расходов местных бюджетов составляют затраты на оплату труда с начислениямии оплата работ, услуг.При ведении учета выявлены нарушения воформлении Журналов операций. В некоторых администрациях данные регистры не заполнены или составленыс нарушением требований инструкции по бюджетному учету. Не все документы отмечены бухгалтерскими проводками, соответственно записями в Главной книге.Для устранения выявленных нарушений нами было предложено:

принимать к учету только операции, оформленные в соответствии с требованиями нормативныхактов по бухгалтерскому учету;

бухгалтерский учет вести по нормам Инструкции по бюджетному учету, утверждённой приказом Минфина Российской Федерации от 01.12.2010г № 157 н.;

в целях исключения нецелевого и неэффективного использования денежных средств учредить отдел внутреннего финансового контроля. В его состав могут войти представитель администрации, бухгалтерии, юридической службы.Для эффективного выполнения функций, возложенных на отдел внутреннего контроля, должно быть разработано методическое обеспечение его деятельности[9]. Следует определить План контрольных мероприятий, периодичность их проведения, программы контрольных процедур по отдельным объектам учета, методику оценки существенности выявленных искажений, состав рабочей документации внутренних контролеров, формат отчета по результатам внутренних проверок.Внутренний финансовый контроль позволит предотвращать мошенничество и обнаруживать фальсификацию финансовой отчетности, а также предоставлять информацию для контроллеров, осуществляющих внешние проверки с целью обеспечить разумное соотношение между качеством и затратами на проведение проверки.

Ссылки на источники1.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации :Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. : ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145ФЗ (ред. от 07.05.2013) / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. : ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.3. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансовобюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности : Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 № 75 н / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. : ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.4. О порядкеведения кассовых операций в Российской Федерации : Положение № 40от 22.09.1993 г. / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. :ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.5. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»: Распоряжение Минтранса от 14.03.2008 г. № 23р / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. : ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197ФЗ / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. : ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.7. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 402 ФЗ / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М. :ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению:Приказ Минфина России от 01 декабря 2010 г.№ 157 н / [Электронный ресурс] : Справочноправовая система Консультант Плюс. М.: ЗАО «Консультант Плюс». Режим доступа : http: // www. сonsultant. ru.9. Дьяченко, Е.Ю. Особенности финансового контроля в бюджетных образовательных организациях высшего образования / Е.Ю. Дьяченко // Теория и практика общественного развития. –2013. № 10. С. 373 –377.