Международно-правовое сотрудничество государств в области миграции в условиях евразийской интеграции: состояние и перспективы
Выпуск:
ART 86317
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гудкова
К.
А. Международно-правовое сотрудничество государств в области миграции в условиях евразийской интеграции: состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1481–1485. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86317.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества государств в области миграции в условиях евразийской интеграции. Наряду с международным рынком товаров и услуг и капиталов все большую силу набирает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Ключевые слова:
трудовая миграция, миграционная политика, интеграционное сотрудничество, незаконная миграция, нелегальная иммиграция
Текст статьи
Гудкова Ксения Александровна,Студент второго курса, юридического факультета Ростовского филиала Российской Таможенной академии, г. РостовнаДонуgudkova.ksyu@list.ru
Международноправовое сотрудничество государств в области миграции
в условиях евразийскойинтеграции: состояние и перспективы
Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества государств в области миграции в условиях евразийской интеграции. Наряду с международным рынком товаров и услуг и капиталов все большую силу набирает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.Ключевые слова:интеграционное сотрудничество, миграционная политика, трудовая миграция, незаконная миграция, нелегальная иммиграция.
Разработка механизма правового регулирования трудовой миграции является одной из задач, сохраняющих актуальность в процессе формирования интеграционного пространства на территории СНГ, что подтверждается самим фактом образования и функционирования ЕАЭС в 2015 г1. Так, одной из основных целей ЕАЭС является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.Объективная необходимость в интеграционном сотрудничестве государствучастников ЕАЭСв миграционной политике обусловлена рядом системообразующих факторов: общностью государствучастников ЕАЭС, основанной на существовавших длительное время и сохранившихся в современный период исторических, экономических, культурных, социальных др. связях междупостсоветскими государствами. сотрудничество государствучастников ЕАЭС, основу которого составляют единые цели экономического развития и проблемы демографии и занятости населения.создание и совершенствование правовых и институциональных механизмов межгосударственного сотрудничества в данной сфере. Эти факторы в целом определяют движение миграционных потоков на постсоветском пространстве, где основная доля мигрантов являются выходцами из государств СНГ и только около 10% прибывают в регион из стран так называемого ©дальнего зарубежьяª. Базовой движущей силой миграции на территориях государствучастников Содружества Независимых Государств является социально экономическая мотивация, носящая многоплановый характер. Именно трудовая миграция, имеющая широкомасштабный характер, оказывает заметное влияние на социальноэкономическое и политическое развитие государств участников СНГ и затрагивает практически все слои общества. Следует обратить внимание на то, что из государствучастников ЕАЭС, только Россия, Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Тем не менее, миграционный процессвсегда носит 1См.: Зинченко Н.Н. О международноправовом сотрудничестве государств участников СНГ в области трудовой миграции Международное миграционное право: основы теории и практики. М.,2011обоюдоострый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но также и для страны исхода. Предприятия государств, на территорию которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников. И эти потери не могут быть быстро восполнены за счет переподготовки населения. Перед государствамиучастниками ЕАЭСстоит первостепенная задача завершить формирование национальных рынков труда, обеспечить свободнее пересечение внутренних границ Союза, как необходимое условие существования общего рынка труда. Одним из главных аргументов в пользу этого является отсутствие языковых барьеров в общении, что создает условия для активного перемещения граждан. Одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в процессе формирования интеграционного пространства в рамках ЕАЭС, является разработка действенного механизма правового регулирования трудовой миграции. В настоящее время в рамках ЕАЭС продолжают действовать целый ряд документов (в случае их непротиворечивости) принятых за весь период существования СНГ Советом глав государств и Советом глав правительств как в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихсямигрантов, так,
и в области противодействия незаконной миграции, согласованной миграционной политики. Впервые условие свободного движения рабочей силы на постсоветском пространстве закрепил Устав СНГ от 22 января 1993 г., в котором провозглашено: ©Государствачлены сотрудничают в экономических и социальных областяхпо следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы…ª (ст. 19). Цели и принципы учредительных документов о создании СНГ подтверждается другим важным документомДоговором о создании Экономического Союзаª от 24 сентября 1993 г. За сравнительно небольшой промежуток времени в рамках СНГ создана обширная правовая база сотрудничества государствучастников Содружества в сфере трудовой миграции. Были разработаны и приняты многосторонние соглашения, устанавливающие порядок въезда граждан государствучастников СНГ на территорию государства трудоустройств и регулирующие правило свободы передвижения людей на территории СНГ; в области охраны труда и социального обеспечения; а также двусторонние соглашения по общим вопросам трудовой миграции, трудовой деятельности и социальной защите иностранных работников. Значительную роль в защите трудовых прав иностранных граждан на международном уровне сыграло Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции
и социальной защиты трудящихся мигрантов 15 апреля 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение от 25 ноября 2005 г. В одобренной в 2007 г. Советом глав государств Содружества Концепции дальнейшего развития СНГ вопросы миграции были включены в перечень приоритетных направлений деятельности Содружества, что предопределило принятие КонвенцииСНГ о правовом статусе трудящихсямигрантов2. В статье 4 указанной Концепции содержит положение о том, что каждая из сторон в соответствии со своим законодательством и в своих интересах может устанавливать для трудящихсямигрантов ограничения не только в отношении категорий работ и рода занятий, но и на доступ к оплачиваемой трудовой деятельности в целях 2Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2289.защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного права ©своихª граждан на замещение вакантных должностей.Этот документ, претендующий на то, чтобы стать региональным подобием КонвенцииООН 1990 г. ©О защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семейª, и предлагающий общий подход к международноправовому регулированию трудовой миграции для всех стран Содружества без исключения, был ратифицирован лишь пятью государствами из девяти (не ратифицировали Российская Федерация, Украина, Узбекистан и Таджикистан). Правда, три государства (Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), входящие в Евразийское экономическое сообщество, данную Конвенциюратифицировали3.В целом учредительные документы Содружества закрепляют важное положение о том, чтовопросы миграционной политики относятся к сфере совместной деятельности государствучастников СНГ и реализуются на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствамичленами в рамках Содружества к числу которых относятся: Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств участников СНГ (13 ноября 1992г.); Совместная комиссия государств участников СНГ по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией,основной целью которой является совершенствование сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией (16апреля 2004 г.); Совет руководителей миграционных органов государств участников СНГ, которому отводится основная роль в координации сотрудничествапо всему спектру миграционных проблем (5октября 2007г.) и др. Повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государствучастников СНГ, обеспечение действенной координации в рамках Содружества провозглашено в Концепции дальнейшего развития СНГ на период до 2020 г. В Концепции также подчеркивается необходимость анализа деятельности уже существующих и целесообразность создания новых структур в целях выработки скоординированной миграционной политики, принятия совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции. Особого внимания требует совершенствование договорноправовой базы СНГ и его государствучастников в этой сфере. Проводится работа по сближению и гармонизации национального законодательства государств членов Сообщества. В социальногуманитарной сфере определен правовой статус граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого, принимаются мерыпо созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Введение в действие Соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г. поспособствовало укреплению экономических, торговых, научнотехнических, культурных связей и максимальному упрощению условий взаимных поездок граждан. Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства. Как отмечается в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., несмотря на ряд позитивных результатов в сфере экономического сотрудничества, в рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этой связи, основные усилия в области рынкатруда и миграционных процессов как стран Содружества в целом, так и ЕАЭС в частности будут 3Давлетгильдеев Р.Ш.Международноправовое сотрудничество государств участников Содружества Независимых в области трудовой миграции на современном этапе// Российский юридический журнал, 2013, № 5направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государствучастников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания. Также следует отметить, что решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимсямигрантам равных с коренным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.Вместе с тем одной из не менее актуальных для государствучастников Содружества стала проблема незаконной миграции, которая в известном смысле представляет угрозу национальной безопасности государствучастников СНГ. Незаконные мигранты не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и что важно социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, превращаются в маргиналов. Присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, расширяет ©нишиª теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности. Определение масштабов незаконной миграции в силу ее скрытости является достаточно сложной задачей.Основными средствами решения проблемы противодействия нелегальной иммиграциисегодняявляются следующие:
развитие международного сотрудничества по борьбе с нелегальной иммиграцией, в том числе в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью, расширение практики заключения договоров о реадмиссии;
ужесточение системы наказаний для работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов, а также осуществление программ легализации);
повышения организации эффективного пограничного контроля (повышение уровня технической оснащённости служб иммиграционного контроля (сканеры,средства связи, средства обработки информации), взаимодействие пограничных служб сопредельных стран в области контроля миграционного движения (создание совместных пунктов пограничного контроля, совместное патрулирование границы, обмен информацией)).Стратегической целью иммиграционной политики в СНГ является управление миграционными процессами, направленных на реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов в интересах обеспечения устойчивого роста экономик, социального и демографического развития государств Содружества на длительную перспективу, укрепления безопасности государств, обеспечения прав и свобод мигрантов.Хотелось бы надеяться, что именно в рамках ЕАЭС будет найдена желаемая модель интеграции, не только основанная на политических и экономических интересах, но и имеющая цивилизационный акцент евразийское мировоззрение, т.е. целостность, имеющую корни в вековых соприкосновениях различных народов и региональной интеграции, основанной на партнерстве и взаимодополняемости. И тогда стоит согласиться с оптимистичной позицией ряда экспертов относительно того, что развитие нормативной правовой базы стран ЕАЭС может привести к постепенной гармонизации национального законодательства государствучастников и формированию единой миграционной политики и общему регулированию.
Ссылки на источники1.Давлетгильдеев Р.Ш. Международноправовое сотрудничество государств участников Содружества Независимых в области трудовой миграции на современном этапе // Российский юридический журнал, 2013, № 52.Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2289.3.Зинченко Н.Н. О международноправовом сотрудничестве государств участников СНГ в области трудовой миграции Международное миграционное право: основы теории и практики. М., 2011
Международноправовое сотрудничество государств в области миграции
в условиях евразийскойинтеграции: состояние и перспективы
Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества государств в области миграции в условиях евразийской интеграции. Наряду с международным рынком товаров и услуг и капиталов все большую силу набирает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.Ключевые слова:интеграционное сотрудничество, миграционная политика, трудовая миграция, незаконная миграция, нелегальная иммиграция.
Разработка механизма правового регулирования трудовой миграции является одной из задач, сохраняющих актуальность в процессе формирования интеграционного пространства на территории СНГ, что подтверждается самим фактом образования и функционирования ЕАЭС в 2015 г1. Так, одной из основных целей ЕАЭС является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.Объективная необходимость в интеграционном сотрудничестве государствучастников ЕАЭСв миграционной политике обусловлена рядом системообразующих факторов: общностью государствучастников ЕАЭС, основанной на существовавших длительное время и сохранившихся в современный период исторических, экономических, культурных, социальных др. связях междупостсоветскими государствами. сотрудничество государствучастников ЕАЭС, основу которого составляют единые цели экономического развития и проблемы демографии и занятости населения.создание и совершенствование правовых и институциональных механизмов межгосударственного сотрудничества в данной сфере. Эти факторы в целом определяют движение миграционных потоков на постсоветском пространстве, где основная доля мигрантов являются выходцами из государств СНГ и только около 10% прибывают в регион из стран так называемого ©дальнего зарубежьяª. Базовой движущей силой миграции на территориях государствучастников Содружества Независимых Государств является социально экономическая мотивация, носящая многоплановый характер. Именно трудовая миграция, имеющая широкомасштабный характер, оказывает заметное влияние на социальноэкономическое и политическое развитие государств участников СНГ и затрагивает практически все слои общества. Следует обратить внимание на то, что из государствучастников ЕАЭС, только Россия, Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Тем не менее, миграционный процессвсегда носит 1См.: Зинченко Н.Н. О международноправовом сотрудничестве государств участников СНГ в области трудовой миграции Международное миграционное право: основы теории и практики. М.,2011обоюдоострый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но также и для страны исхода. Предприятия государств, на территорию которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников. И эти потери не могут быть быстро восполнены за счет переподготовки населения. Перед государствамиучастниками ЕАЭСстоит первостепенная задача завершить формирование национальных рынков труда, обеспечить свободнее пересечение внутренних границ Союза, как необходимое условие существования общего рынка труда. Одним из главных аргументов в пользу этого является отсутствие языковых барьеров в общении, что создает условия для активного перемещения граждан. Одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в процессе формирования интеграционного пространства в рамках ЕАЭС, является разработка действенного механизма правового регулирования трудовой миграции. В настоящее время в рамках ЕАЭС продолжают действовать целый ряд документов (в случае их непротиворечивости) принятых за весь период существования СНГ Советом глав государств и Советом глав правительств как в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихсямигрантов, так,
и в области противодействия незаконной миграции, согласованной миграционной политики. Впервые условие свободного движения рабочей силы на постсоветском пространстве закрепил Устав СНГ от 22 января 1993 г., в котором провозглашено: ©Государствачлены сотрудничают в экономических и социальных областяхпо следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы…ª (ст. 19). Цели и принципы учредительных документов о создании СНГ подтверждается другим важным документомДоговором о создании Экономического Союзаª от 24 сентября 1993 г. За сравнительно небольшой промежуток времени в рамках СНГ создана обширная правовая база сотрудничества государствучастников Содружества в сфере трудовой миграции. Были разработаны и приняты многосторонние соглашения, устанавливающие порядок въезда граждан государствучастников СНГ на территорию государства трудоустройств и регулирующие правило свободы передвижения людей на территории СНГ; в области охраны труда и социального обеспечения; а также двусторонние соглашения по общим вопросам трудовой миграции, трудовой деятельности и социальной защите иностранных работников. Значительную роль в защите трудовых прав иностранных граждан на международном уровне сыграло Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции
и социальной защиты трудящихся мигрантов 15 апреля 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение от 25 ноября 2005 г. В одобренной в 2007 г. Советом глав государств Содружества Концепции дальнейшего развития СНГ вопросы миграции были включены в перечень приоритетных направлений деятельности Содружества, что предопределило принятие КонвенцииСНГ о правовом статусе трудящихсямигрантов2. В статье 4 указанной Концепции содержит положение о том, что каждая из сторон в соответствии со своим законодательством и в своих интересах может устанавливать для трудящихсямигрантов ограничения не только в отношении категорий работ и рода занятий, но и на доступ к оплачиваемой трудовой деятельности в целях 2Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2289.защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного права ©своихª граждан на замещение вакантных должностей.Этот документ, претендующий на то, чтобы стать региональным подобием КонвенцииООН 1990 г. ©О защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семейª, и предлагающий общий подход к международноправовому регулированию трудовой миграции для всех стран Содружества без исключения, был ратифицирован лишь пятью государствами из девяти (не ратифицировали Российская Федерация, Украина, Узбекистан и Таджикистан). Правда, три государства (Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), входящие в Евразийское экономическое сообщество, данную Конвенциюратифицировали3.В целом учредительные документы Содружества закрепляют важное положение о том, чтовопросы миграционной политики относятся к сфере совместной деятельности государствучастников СНГ и реализуются на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствамичленами в рамках Содружества к числу которых относятся: Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств участников СНГ (13 ноября 1992г.); Совместная комиссия государств участников СНГ по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией,основной целью которой является совершенствование сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией (16апреля 2004 г.); Совет руководителей миграционных органов государств участников СНГ, которому отводится основная роль в координации сотрудничествапо всему спектру миграционных проблем (5октября 2007г.) и др. Повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государствучастников СНГ, обеспечение действенной координации в рамках Содружества провозглашено в Концепции дальнейшего развития СНГ на период до 2020 г. В Концепции также подчеркивается необходимость анализа деятельности уже существующих и целесообразность создания новых структур в целях выработки скоординированной миграционной политики, принятия совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции. Особого внимания требует совершенствование договорноправовой базы СНГ и его государствучастников в этой сфере. Проводится работа по сближению и гармонизации национального законодательства государств членов Сообщества. В социальногуманитарной сфере определен правовой статус граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого, принимаются мерыпо созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Введение в действие Соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г. поспособствовало укреплению экономических, торговых, научнотехнических, культурных связей и максимальному упрощению условий взаимных поездок граждан. Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства. Как отмечается в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., несмотря на ряд позитивных результатов в сфере экономического сотрудничества, в рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этой связи, основные усилия в области рынкатруда и миграционных процессов как стран Содружества в целом, так и ЕАЭС в частности будут 3Давлетгильдеев Р.Ш.Международноправовое сотрудничество государств участников Содружества Независимых в области трудовой миграции на современном этапе// Российский юридический журнал, 2013, № 5направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государствучастников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания. Также следует отметить, что решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимсямигрантам равных с коренным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.Вместе с тем одной из не менее актуальных для государствучастников Содружества стала проблема незаконной миграции, которая в известном смысле представляет угрозу национальной безопасности государствучастников СНГ. Незаконные мигранты не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и что важно социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, превращаются в маргиналов. Присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, расширяет ©нишиª теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности. Определение масштабов незаконной миграции в силу ее скрытости является достаточно сложной задачей.Основными средствами решения проблемы противодействия нелегальной иммиграциисегодняявляются следующие:
развитие международного сотрудничества по борьбе с нелегальной иммиграцией, в том числе в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью, расширение практики заключения договоров о реадмиссии;
ужесточение системы наказаний для работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов, а также осуществление программ легализации);
повышения организации эффективного пограничного контроля (повышение уровня технической оснащённости служб иммиграционного контроля (сканеры,средства связи, средства обработки информации), взаимодействие пограничных служб сопредельных стран в области контроля миграционного движения (создание совместных пунктов пограничного контроля, совместное патрулирование границы, обмен информацией)).Стратегической целью иммиграционной политики в СНГ является управление миграционными процессами, направленных на реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов в интересах обеспечения устойчивого роста экономик, социального и демографического развития государств Содружества на длительную перспективу, укрепления безопасности государств, обеспечения прав и свобод мигрантов.Хотелось бы надеяться, что именно в рамках ЕАЭС будет найдена желаемая модель интеграции, не только основанная на политических и экономических интересах, но и имеющая цивилизационный акцент евразийское мировоззрение, т.е. целостность, имеющую корни в вековых соприкосновениях различных народов и региональной интеграции, основанной на партнерстве и взаимодополняемости. И тогда стоит согласиться с оптимистичной позицией ряда экспертов относительно того, что развитие нормативной правовой базы стран ЕАЭС может привести к постепенной гармонизации национального законодательства государствучастников и формированию единой миграционной политики и общему регулированию.
Ссылки на источники1.Давлетгильдеев Р.Ш. Международноправовое сотрудничество государств участников Содружества Независимых в области трудовой миграции на современном этапе // Российский юридический журнал, 2013, № 52.Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2289.3.Зинченко Н.Н. О международноправовом сотрудничестве государств участников СНГ в области трудовой миграции Международное миграционное право: основы теории и практики. М., 2011