Международно-правовое сотрудничество государств в области миграции в условиях евразийской интеграции: состояние и перспективы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гудкова К. А. Международно-правовое сотрудничество государств в области миграции в условиях евразийской интеграции: состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1481–1485. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86317.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества государств в области миграции в условиях евразийской интеграции. Наряду с международным рынком товаров и услуг и капиталов все большую силу набирает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гудкова Ксения Александровна,Студент второго курса, юридического факультета Ростовского филиала Российской Таможенной академии, г. РостовнаДонуgudkova.ksyu@list.ru

Международноправовое сотрудничество государств в области миграции

в условиях евразийскойинтеграции: состояние и перспективы

Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества государств в области миграции в условиях евразийской интеграции. Наряду с международным рынком товаров и услуг и капиталов все большую силу набирает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.Ключевые слова:интеграционное сотрудничество, миграционная политика, трудовая миграция, незаконная миграция, нелегальная иммиграция.

Разработка механизма правового регулирования трудовой миграции является одной из задач, сохраняющих актуальность в процессе формирования интеграционного пространства на территории СНГ, что подтверждается самим фактом образования и функционирования ЕАЭС в 2015 г1. Так, одной из основных целей ЕАЭС является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.Объективная необходимость в интеграционном сотрудничестве государств‬участников ЕАЭСв миграционной политике обусловлена рядом системообразующих факторов: общностью государств‬участников ЕАЭС, основанной на существовавших длительное время и сохранившихся в современный период исторических, экономических, культурных, социальных др. связях междупостсоветскими государствами. сотрудничество государств‬участников ЕАЭС, основу которого составляют единые цели экономического развития и проблемы демографии и занятости населения.создание и совершенствование правовых и институциональных механизмов межгосударственного сотрудничества в данной сфере. Эти факторы в целом определяют движение миграционных потоков на постсоветском пространстве, где основная доля мигрантов являются выходцами из государств СНГ и только около 10% прибывают в регион из стран так называемого ©дальнего зарубежьяª. Базовой движущей силой миграции на территориях государств‬участников Содружества Независимых Государств является социально экономическая мотивация, носящая многоплановый характер. Именно трудовая миграция, имеющая широкомасштабный характер, оказывает заметное влияние на социальноэкономическое и политическое развитие государств ‬участников СНГ и затрагивает практически все слои общества. Следует обратить внимание на то, что из государств‬участников ЕАЭС, только Россия, Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Тем не менее, миграционный процессвсегда носит 1См.: Зинченко Н.Н. О международноправовом сотрудничестве государств участников СНГ в области трудовой миграции Международное миграционное право: основы теории и практики. М.,2011обоюдоострый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но также и для страны исхода. Предприятия государств, на территорию которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы ‬научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников. И эти потери не могут быть быстро восполнены за счет переподготовки населения. Перед государствами‬участниками ЕАЭСстоит первостепенная задача завершить формирование национальных рынков труда, обеспечить свободнее пересечение внутренних границ Союза, как необходимое условие существования общего рынка труда. Одним из главных аргументов в пользу этого является отсутствие языковых барьеров в общении, что создает условия для активного перемещения граждан. Одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в процессе формирования интеграционного пространства в рамках ЕАЭС, является разработка действенного механизма правового регулирования трудовой миграции. В настоящее время в рамках ЕАЭС продолжают действовать целый ряд документов (в случае их непротиворечивости) принятых за весь период существования СНГ Советом глав государств и Советом глав правительств как в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся‬мигрантов, так,

и в области противодействия незаконной миграции, согласованной миграционной политики. Впервые условие свободного движения рабочей силы на постсоветском пространстве закрепил Устав СНГ от 22 января 1993 г., в котором провозглашено: ©Государства‬члены сотрудничают в экономических и социальных областяхпо следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы…ª (ст. 19). Цели и принципы учредительных документов о создании СНГ подтверждается другим важным документом‬Договором о создании Экономического Союзаª от 24 сентября 1993 г. За сравнительно небольшой промежуток времени в рамках СНГ создана обширная правовая база сотрудничества государств‬участников Содружества в сфере трудовой миграции. Были разработаны и приняты многосторонние соглашения, устанавливающие порядок въезда граждан государств‬участников СНГ на территорию государства трудоустройств и регулирующие правило свободы передвижения людей на территории СНГ; в области охраны труда и социального обеспечения; а также двусторонние соглашения по общим вопросам трудовой миграции, трудовой деятельности и социальной защите иностранных работников. Значительную роль в защите трудовых прав иностранных граждан на международном уровне сыграло Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции

и социальной защиты трудящихся мигрантов 15 апреля 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение от 25 ноября 2005 г. В одобренной в 2007 г. Советом глав государств Содружества Концепции дальнейшего развития СНГ вопросы миграции были включены в перечень приоритетных направлений деятельности Содружества, что предопределило принятие КонвенцииСНГ о правовом статусе трудящихсямигрантов2. В статье 4 указанной Концепции содержит положение о том, что каждая из сторон в соответствии со своим законодательством и в своих интересах может устанавливать для трудящихсямигрантов ограничения не только в отношении категорий работ и рода занятий, но и на доступ к оплачиваемой трудовой деятельности в целях 2Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2289.защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного права ©своихª граждан на замещение вакантных должностей.Этот документ, претендующий на то, чтобы стать региональным подобием КонвенцииООН 1990 г. ©О защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семейª, и предлагающий общий подход к международноправовому регулированию трудовой миграции для всех стран Содружества без исключения, был ратифицирован лишь пятью государствами из девяти (не ратифицировали Российская Федерация, Украина, Узбекистан и Таджикистан). Правда, три государства (Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), входящие в Евразийское экономическое сообщество, данную Конвенциюратифицировали3.В целом учредительные документы Содружества закрепляют важное положение о том, чтовопросы миграционной политики относятся к сфере совместной деятельности государств‬участников СНГ и реализуются на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствамичленами в рамках Содружества к числу которых относятся: Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств ‬участников СНГ (13 ноября 1992г.); Совместная комиссия государств ‬участников СНГ по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией,основной целью которой является совершенствование сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией (16апреля 2004 г.); Совет руководителей миграционных органов государств ‬участников СНГ, которому отводится основная роль в координации сотрудничествапо всему спектру миграционных проблем (5октября 2007г.) и др. Повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государств‬участников СНГ, обеспечение действенной координации в рамках Содружества провозглашено в Концепции дальнейшего развития СНГ на период до 2020 г. В Концепции также подчеркивается необходимость анализа деятельности уже существующих и целесообразность создания новых структур в целях выработки скоординированной миграционной политики, принятия совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции. Особого внимания требует совершенствование договорноправовой базы СНГ и его государств‬участников в этой сфере. Проводится работа по сближению и гармонизации национального законодательства государств членов Сообщества. В социальногуманитарной сфере определен правовой статус граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого, принимаются мерыпо созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Введение в действие Соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г. поспособствовало укреплению экономических, торговых, научнотехнических, культурных связей и максимальному упрощению условий взаимных поездок граждан. Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства. Как отмечается в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., несмотря на ряд позитивных результатов в сфере экономического сотрудничества, в рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этой связи, основные усилия в области рынкатруда и миграционных процессов как стран Содружества в целом, так и ЕАЭС в частности будут 3Давлетгильдеев Р.Ш.Международноправовое сотрудничество государств участников Содружества Независимых в области трудовой миграции на современном этапе// Российский юридический журнал, 2013, № 5направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государств‬участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания. Также следует отметить, что решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимсямигрантам равных с коренным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.Вместе с тем одной из не менее актуальных для государствучастников Содружества стала проблема незаконной миграции, которая в известном смысле представляет угрозу национальной безопасности государств‬участников СНГ. Незаконные мигранты не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и ‬что важно ‬социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, превращаются в маргиналов. Присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, расширяет ©нишиª теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности. Определение масштабов незаконной миграции в силу ее скрытости является достаточно сложной задачей.Основными средствами решения проблемы противодействия нелегальной иммиграциисегодняявляются следующие:

развитие международного сотрудничества по борьбе с нелегальной иммиграцией, в том числе в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью, расширение практики заключения договоров о реадмиссии;

ужесточение системы наказаний для работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов, а также осуществление программ легализации);

повышения организации эффективного пограничного контроля (повышение уровня технической оснащённости служб иммиграционного контроля (сканеры,средства связи, средства обработки информации), взаимодействие пограничных служб сопредельных стран в области контроля миграционного движения (создание совместных пунктов пограничного контроля, совместное патрулирование границы, обмен информацией)).Стратегической целью иммиграционной политики в СНГ является управление миграционными процессами, направленных на реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов в интересах обеспечения устойчивого роста экономик, социального и демографического развития государств Содружества на длительную перспективу, укрепления безопасности государств, обеспечения прав и свобод мигрантов.Хотелось бы надеяться, что именно в рамках ЕАЭС будет найдена желаемая модель интеграции, не только основанная на политических и экономических интересах, но и имеющая цивилизационный акцент евразийское мировоззрение, т.е. целостность, имеющую корни в вековых соприкосновениях различных народов и региональной интеграции, основанной на партнерстве и взаимодополняемости. И тогда стоит согласиться с оптимистичной позицией ряда экспертов относительно того, что развитие нормативной правовой базы стран ЕАЭС может привести к постепенной гармонизации национального законодательства государствучастников и формированию единой миграционной политики и общему регулированию.

Ссылки на источники1.Давлетгильдеев Р.Ш. Международноправовое сотрудничество государств участников Содружества Независимых в области трудовой миграции на современном этапе // Российский юридический журнал, 2013, № 52.Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2289.3.Зинченко Н.Н. О международноправовом сотрудничестве государств участников СНГ в области трудовой миграции Международное миграционное право: основы теории и практики. М., 2011