Особенности представлений студентов о будущей профессии клинического психолога и отношения клинических психологов к своей профессиональной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каткаева Я. М. Особенности представлений студентов о будущей профессии клинического психолога и отношения клинических психологов к своей профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1531–1535. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86328.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования у студентов представлений о будущей профессии в процессе обучения и отношения к специфике своей работы практикующих клинических психологов. Приведены результаты, полученные в ходе изучения особенностей представлений о выбранной профессии студентов первого, четвертого и пятого курсов, а также особенностей отношения к своей профессиональной деятельности клинических психологов, работающих в учреждениях здравоохранения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Басангова Яна Мингияновна,Студентка 5 курса, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра клинической психологии и психологической помощи, СанктПетербургbasangogva@mail.ru

Особенности представлений студентов о будущей профессии клинического психолога и отношения клинических психологовк своей профессиональной деятельности

Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования у студентов представлений о будущей профессии впроцессе обучения и отношения к специфике своей работы практикующих клинических психологов. Приведены результаты, полученные в ходе изучения особенностей представлений о выбранной профессии студентов первого, четвертого и пятого курсов, а также особенностей отношения к своей профессиональной деятельности клинических психологов, работающих в учреждениях здравоохранения. Ключевые слова:представления о профессии клинического психолога, отношение к профессиональной деятельности, результат работы клинического психолога, проблемы в работе клинического психолога, необходимые для профессии психолога качества.

Во всем мире ежедневно происходят преобразования во многих сферах жизнедеятельности. Каждое новое поколение людей рождается в условиях постоянных перемен.Важно учитывать «факт влияния произошедших социокультурных изменений на процессы формирования взглядов, ценностей, ориентиров, личности в целом» [1].

Увеличение количества профессий разной направленности и сложности предполагает особые требования к подготовке специалистов. К.А. Володина отмечает, что «необходимо на начальных этапах обучения правильно и адекватно формировать образ будущей профессии, тем самым способствовать профессиональному росту и развитию студентов как будущих специалистов» [2, с. 54]. Исследование К.А. Володиной показало, что большинство студентовпсихологов не имеют четкого понимания профессии, образ психолога у студентов связан с определенным рабочим местом, обладанием определенными личностными характеристиками, имиджем, что характерно, как отмечает автор, для любой профессии типа «человекчеловек».

Е.А. Быкова отмечает, что главной задачей педагогического процесса вуза является формирование готовности у студентов к переходу от «объекта педагогических действий» к «активному субъекту научнопознавательной и практическипроизводственной деятельности» [3, с. 122]. В результате проведенного ею исследования было выяснено, что у студентов на протяжении обучения в вузе изменяются представления о профессионально важных качествах, которые необходимы психологу. Студенты 14 курсов выделили такие «важные» качества как добросовестность, честность и справедливость. Студенты пятого курса отметили, что психолог не должен обладать какимито определенными качествами, важно гармоничное сочетание различных личностных черт, положительно способствующих работе. Также испытуемые оценивали себя, обладают ли они сами такими качествами. Выявилось, что к 5 курсу происходит повышение процента совпадений по большинству качеств, что свидетельствует о понимании студентами необходимости формировать у себя профессионально важные качества.

Е.А. Семенова изучала особенности представлений о профессии у будущих психологов, обучающихся на разных курсах и формах обучения. В ходе проведенного исследования выявилось, что студенты первого курса характеризуют «компетентного психолога» как хорошего человека, обладающего такими качествами как «доброта», «открытость», «ответственность». Автор указывает на изменения образа профессионального психолога с каждым курсом: для студентовстарших курсов образы становятся «более разнообразными и вариативными» [4].

Исходя из полученных результатов исследования, проведенного Г. Ю. Любимовой, напротив, выявилось, что представления студентов о «хорошем психологе» не изменяются от курса к курсу, но являются «детализированными и осмысленными» [5].

Е.А. Портянкина изучала представления студентов о будущей професси психолога и качествах, необходимых психологу. Были получены следующие результаты: студенты, которые были заинтересованы в выбранной профессии, отметили такие необходимые качества как «эмпатия», «терпимость», «рефлексия», «честность», «справедливость», «безоценочное отношение», «проницательность», «доброта»; студенты, не заинтересованные в выбранной профессии, отметили «стрессоустойчивость» и «ответственность». Соответственно, заинтересованные в профессии студенты отмечают у себя перечисленные качества, незаинтересованные студенты считают, что не обладают отмеченными ими качествами. Исследователь замечает, что главным условием успешной профессиональной деятельности в будущем является не обладание определенными качествами, а наличие заинтересованности в выбранной профессии [6].

Актуальность исследования связана с необходимостью формировать у студентов психологических факультетов адекватных представлений о профессии психолога, так как представления и связанные с ними ожидания являются отправной точкой для реализации полученного образования на практике.

Цель исследования –выявить особенности представлений о профессии у будущих клинических психологов и отношения к специфике своей работы практикующих клинических психологов.

Исследование проводилось на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Институт педагогики и психологии, кафедра клинической психологии и психологической помощи); выборкусоставили 19 студентов, обучающихся на первом курсе, 12 студентов, обучающихся на четвертом курсе кафедры, и 13 студентов пятого курса, то есть находящихся на пути к окончанию университета. Также в выборку вошли 25клинических психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, стаж работы от 10 до 15 лет, базой для проведения исследования стала Высшая школа методологии (г. СанктПетербург).

Исследование было проведено с помощью анкетирования. Методы: для студентов –анкета, разработанная с помощью Тестанезаконченных предложенийСакса (тест является проективной методикой и отражает значимые установки) и содержащая предложения, касающиеся представлений о будущей профессии и получаемом образовании; для практикующих клинических психологов –анкета, включающая вопросы, которые отражают отношение к своей профессии и специфике своей работы.

Результаты

Таким образом, мы проанализировали данные, полученные по результатам заполнения анкет и выявили следующее.

Как студенты первого курса, так и студенты четвертого курса главным в работе клинического психолога считают «помощь пациенту» и «умение выявить проблему и решать ее» (89,5 % и 83 % соответственно). Из опрошенных студентов пятого курса 61,5 % обозначают такиеосновные задачи в работе клинического психолога как «психопрофилактика» и «помощь пациенту в формировании приверженности к лечению».60 % опрошенных клинических психологов считают главными задачами в своей работе «психодиагностику», «психокоррекцию», «психопрофилактику», «специализированную помощь в решении социальных проблем пациента», а также «помощь в лечении соматических заболеваний». Также были названы такие задачи как «психотерапевтическое взаимодействие» (16%) и «психологическое сопровождение» (24 %).

Интересно, как изменяется отношение студентов к «результату работы клинического психолога». Студенты первого курса называют такие желаемые итоги работы с пациентом как «выздоровление пациента», «освобождение от дискомфорта», «улучшение жизни пациента», «постановка правильного диагноза и дальнейшее лечение», «пациент становится здоровым человеком», «ликвидация патологии», «полное психологическое выздоровление». Студенты четвертого курса используют следующие формулировки: «облегчение переживаний больного», «написание психологического заключения и рекомендаций», «сделать пациента немного счастливее», «достижение положительного результата, а не ухудшение симптоматики», «долгосрочная ремиссия», «адаптация пациента». Студенты, обучающиеся на пятом курсе, видят результат работы клинического психолога в следующем: «улучшение состояния пациента», «жизнь пациента изменилась в лучшую сторону», «адаптация пациента», «достижение цели, поставленной клиническим психологом после первичного обследования пациента», «разрешение проблемы».Исходя из представленных данных, мы заключаем, что студенты первого курса используют формулировки общего, «глобального» характера, в отличие от студентов старших курсов, видящих результат работы клинического психолога в адаптации больного и облегчении его состояния. Представленные данные свидетельствуют о правильном формировании в процессе обучения у студентов понимания специфики работы клинического психолога. Это подтверждают ответы практикующих клинических психологов, видящих основную роль клинического психолога в «повышении адаптационных возможностей пациента» и «улучшении качества жизни больного».

Важно отметить, что, обозначая вероятные проблемы в работе клинического психолога, студенты первого и четвертого курсов называют проблемы, связанные с невозможностью установления контакта с пациентом, личными страхами перед обследованием пациента и после его обследования. Студенты пятого курса, помимо обозначаемых «внутренних проблем» («определенные личные установки», «внутриличностные конфликты, не дающие адекватно взаимодействовать с пациентом или клиентом», «сопротивление клиента»), отмечают также такие возможные проблемы в работе как «непонимание со стороны администрации, неадекватность требований», «разногласия с другими специалистами», «отсутствие рабочего кабинета» и «отсутствие методического оснащения». 56 % опрошенных клинических психологов основной проблемой в своей работе считают «отсутствие отдельного кабинета»; «отсутствие методического оснащения» является основной проблемой для 28 % опрошенных. 16 % называют такие проблемы как «отсутствие взаимопонимания между медицинским психологом и врачами» и «нехватка времени на оформление необходимой документации».

Таким образом, мы видим, что обозначаемые студентами первого и четвертого курсов вероятные проблемы в работе психолога носят внутренний характер по типу «психологпациент», в отличие от проблем, обозначенных студентами пятого курса и практикующими психологами. Названные студентами пятого курса проблемы связаны как с невозможностью нормального взаимодействия с пациентом (клиентом) ввиду определенных личностных установок и сопротивления пациента (клиента), так и с внешними условиями. Отмеченные практикующими клиническими психологами действительные проблемы связаны с отсутствием необходимых условий для более качественного выполнения работы и с отсутствием поддержки со стороны коллектива и руководства.

Обнаружены были различия в описании качеств, которыми должен обладать «хороший психолог». Так, например, студенты первого курса называют такие качества как «гуманность», «альтруизм», «пунктуальность», «чувство юмора», «доброта», «терпеливость», «спокойствие», «приемлемый внешний вид», «толерантность». В данном случае студентыпервокурсники описывают качества «хорошего человека», не выделяя при этом качества, необходимые и специфичные именно для профессии психолога.

Студенты четвертого курса, напротив, называют «профессиональные» качества хорошего психолога —такие как «стрессоустойчивость», «умение внушать доверие», «компетентность», «профессионализм», «сдержанность», «образованность», «гибкость мышления».

Студенты пятого курса так же, как и работающие клинические психологи, считают, что «хороший психолог» помимо профессионально важных качеств должен также обладать общечеловеческими, положительными чертами (так считают 92 % опрошенных клинических психологов и 77 % студентов пятого курса).

Выводы

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1.Радикально изменяется у студентов кафедры клинической психологии и психологической помощи представления о результате работы клинического психолога в процессе обучения. Студенты первого курса используют такие формулировки как «ликвидация патологии» и «полное психологическое выздоровление», что может свидетельствовать о пока еще недостаточном понимании профессии и недостаточном количестве и качестве знаний и опыта. Студенты старших курсов видят результат работы клинического психолога в адаптации больного и облегчении его состояния, что приближает их к действительному пониманию получаемой профессии и специфики будущей работы. (Практикующие клинические психологи видят основную роль клинического психолога в «повышении адаптационных возможностей пациента» и «улучшении качества жизни больного»). Сделанный вывод свидетельствует о правильном формировании представлений у студентов о профессии психолога в процессе обучения.

2.Обозначаемые студентами первого и четвертого курсов вероятные проблемы в работе клинического психолога носят внутренний характер по типу «психологпациент». Отмеченные студентами пятого курса проблемы связаны как с невозможностью нормального взаимодействия с пациентом (клиентом) ввиду определенных личностных установок и сопротивления пациента (клиента) —то есть также носят внутренний характер по типу «психологпациент», так и с внешними условиями. Названные клиническими психологами основные проблемы в своей работе связаны с отсутствием необходимых условий для выполнения работы и с отсутствием поддержки со стороны коллектива и руководства. Данный вывод может свидетельствовать о необходимости формирования у студентов готовности к проблемам, с которыми они могут столкнуться непосредственно в практической деятельности. Ответы студентов пятого курса, в целом, соответствуют обозначаемым клиническими психологами проблемам, вероятно, вследствие интенсивного прохождения студентами пятого курса производственной и научноисследовательской практики в учреждениях здравоохранения, таким образом студентыпятикурсники сталкиваются с действительными проблемами. Однако обозначенные студентами пятого курса проблемы«внутреннего характера» могут свидетельствовать, с одной стороны, о пока еще недостаточном опыте. С другой стороны, невозможно утверждать, что в работе клинического психолога существуют проблемы, только связанные с внешними условиями.

3.В процессе обученияу студентов изменяются представления о качествах, которыми должен обладать «хороший психолог». Студенты первого курса выделили общечеловеческие положительные качества, студенты четвертого курса выделили исключительно «профессионально важные» качества, тогда как студенты пятого курса и практикующие клинические психологи отметили, что «хороший психолог» должен обладать как профессионально важными, так и общечеловеческими положительными качествами. Таким образом, данный результат исследования может свидетельствовать о том, что в процессе обучения в вузе у студентов происходит личная переоценка отношения к выбранной профессии и они находятся на пути к правильному пониманию специфики будущей профессиональной деятельности.

4.В целом, студенты кафедры клинической психологии и психологической помощи понимают главные задачи в работе клинического психолога, что соответствует ответам практикующих клинических психологов.

Ссылки на источники1.Осташева Е.И. Социокультурные особенности отношения современной молодежи к профессиональной самореализации // материалы VII Международной научнопрактической конференции. Часть I /под ред. Проф. Ю.П. Поваренкова. –Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. С. 252254.2.Володина К.В. Изучение представлений студентовпсихологов об образе будущей профессии на начальных этапах обучения в вузе // Альманах современной науки и образования. –2014. № 10 (88). –С. 5356.3.Быкова Е.А. Формирование представлений о профессионально важных качествах психолога у студентов психологического факультета // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 1. С. 122125.4.Семенова Е.А. Представления о профессии психолога у студентов заочной формы обучения // Альманах современной науки и образования. –2010. № 3 (34). –С. 181183.5.Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентовпсихологов // Вестник Моск. Унта. Сер. 14, “Психология”. 2000. № 1. С. 4856.6.Портянкина Е.А. Личность психолога глазами студентов, обучающихся на факультетах психологии // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 131133.