Проблемы малого предпринимательства в России
Выпуск:
ART 86353
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Разина
Н.
В. Проблемы малого предпринимательства в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1646–1650. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86353.htm.
Аннотация. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Государство предпринимает ряд мер для развития малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова:
малый бизнес, реформы, мировой рынок, малое и среднее предпринимательство (мсп), сектора экономики, налоговые каникулы
Текст статьи
Разина Наталья Владимировна,Студентка 4 курсанаправления Экономика филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г. Тихорецкеnatali.razina.94@mail.ru
Научный руководитель –Яценко И.А.,филиалФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г. Тихорецкеirina051161@mail.ru
Проблемы малого предпринимательства в России
Аннотация.Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.Основная проблема малыхпредприятий –недостаточная ресурсная база, как материальнотехническая, так и финансовая. Государство предпринимает ряд мер для развития малого и среднего бизнеса.Ключевые слова: малый бизнес, реформы сектора экономики,малое исреднее предпринимательство (МСП),мировой рынок, налоговые каникулы.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.Основная проблема малых предприятий –недостаточная ресурсная база, как материальнотехническая, так и финансовая.Следующая проблема –это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.В России деятельность субъектов малого исреднего предпринимательства регулируется Федеральным законом №209 «О развитии малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации» от 23 июня 2015.Согласно этого законодательного акта, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект: юридическое лицо, внесенное вединый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных имуниципальных предприятий; физические лица, внесенные вединый государственный реестр индивидуальных предпринимателей идействующие без образования юридического лица, атакже крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие установленным взаконе условиям[1].Данные условия (или критерии) перечислены встатье 4 федерального закона. Они гласят, что, доля внешнего участия вуставном капитале фирмыдолжна бытьменее 25%. Вовторых, средняя численность работников за календарный год для микропредприятия не должна быть больше 15 работников, для малых предприятий100 работников, для средних предприятий
250 работников [4].Часть 8 статьи 4 Закона 223ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее –СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета [3].Сейчас малое предпринимательство врыночной экономикеявляется одним из ведущих секторов. Вразвитых странах его доля внациональном продукте составляет от 60% до 70%, ав некоторых отраслях достигает 80%. Поэтому подавляющее большинство развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики [5].Малое исреднее предпринимательство (МСП) вРоссии прошло долгий ипротиворечивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем взарубежных странах. Поддержка малого бизнеса вРоссии уже давно декларируется ипринято много мер, вчисле которых следует отметить такие как, снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления всфере регистрации илицензировании деятельности. Однако, все это не привило кнеобходимым изменениям вэкономике изначительному увеличению количества малых исредних предприятий вней.Об этом свидетельствуют данные Росстата иФНС Росси.Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства публикуются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) ежегодно, по результатам обследований субъектов МСП. В 2016 году Росстат будет проводить сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании примут участие все субъекты малого и среднего предпринимательства России, включая предприятия –юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Итоги сплошного наблюдения позволят уточнить данные по сектору, которые в основном, собираются на выборочной основе. На текущий момент состояние и динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние 5 лет позволяют оценить материалы сборника Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России» по итогам 2014г., опубликованного в декабре 2015 года. Данные сборника, приведенные ниже, используют критерии оборота, установленные Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (были изменены в сторону увеличения в 2015 году). Остальные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».Государство предпринимает ряд мер по расширению возможностей для субъектов малого бизнеса.Одна из таких мер с 2014 года предусматривает льготы всфере информационных технологий для малого бизнеса, которые были существенно расширены. В частности сэтого года предприятия, численность работающих вкоторых составляет не менее 7 человек, будут иметь право на применение данных льгот. Раньше число работающих должно было быть не менее 30 человек [6].Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в России. Объем мирового рынка информационных технологий оценивается в 1,7 трлн. долларов США. По прогнозам, до 2016 года рынок продолжит расти в среднем не менее чем на 5 процентов в год. Таким образом, рынок информационных технологий входит в 25 процентов наиболее быстро растущих крупных рынков в мировой экономике. Средний темп роста российского рынка за последние 10 лет превосходитсреднемировой, при этом российская отрасль информационных технологий в ближайшие 57 лет имеет потенциал значительно более быстрого роста на 10 процентов и более в год.Рассмотрим необходимость расширения пространства для развития малого исреднего предпринимательства вРоссии. Этого можно достичь путем определения квот всистеме государственных имуниципальных закупок на покупку уних товаров иуслуг. Однако, на данный момент Правительство РФ имеет право устанавливать особенности участия СМСП взакупках, но квоты при этом не определяет [2].В этой связи, Минэкономразвития России подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого исреднего предпринимательства взакупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», вкотором прописаны данные квоты.Таким образом, в 2014 году заказчик обязан был сделать закупки усубъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) вразмере не менее 10% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками; в 2015–2016 годах не менее 18%; в 2017 году не менее 25%. Сейчас государственные имуниципальные заказчики обязаны закупать уСМСП от 10 до 20% общего объема закупок вгод, причем цена контракта не должна быть больше 15 млн. руб. Однако, согласно статье 30 ФЗ №44ФЗ «О контрактной системе всфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд» от 05.04.2013 года, доля данных закупок с 1 января 2014 года должна быть не меньше 15%, аконтрактная цена не должна быть больше 20 млн. руб. Это позволит выстроить долгосрочные взаимоотношения между крупным ималым бизнесами. При этом крупные компании будут участвовать всоздании ифинансировании сети малых исредних предприятий, путем предоставления им заказов, аони всвою очередьбудут выступать вкачестве поставщиков иобслуживать данные заказы [3].Следующей мерой расширения возможностей для СМСП являются налоговые каникулы –то есть освобождение от уплаты налогов на определенное время –планируется предоставлять впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, которые в течение двух лет после регистрации перешли на УСН или патентную систему налогообложения. Данное правило коснется и тех лиц, которые применяют данные режимы с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как при этом также подаются заявления о переходе на УСН или получение патента. Соответственно формально предусмотренный законопроектом двухлетний срок перехода на указанные системы налогообложения соблюдается. Вводить налоговые каникулы или нет, будет решать каждый регион самостоятельно. Соответствующие законы субъекты РФ смогут принимать в период с 2014 по 2018 годы. Сами же налоговые каникулы могут быть предоставлены на один или два года в течение 20152020 годов. Нулевая налоговая ставка может вводиться в рамках как патентной системы налогообложения, так и УСН. При этом минимальный налог по УСН, предусмотренныйп.6ст.346.18НКРФ, в период налоговых каникул уплачиваться не будет.На стадии рассмотрения, т.е. данная инициатива еще не воплощена взаконопроект, находится вопрос овведение налоговых каникул для новых малых предприятий. Региональные иместные органы власти должны иметь возможность предоставлять ИП двухгодовое освобождение от уплаты всех налогов истраховых взносов, которые прошли государственную регистрацию впервые, атакже для малых предприятий, прежде всего впроизводственных сферах деятельности. Однако применение таких каникул может привести кувеличению числа людей, пытающихся уйти от налогов. Но, по словампремьера министров Д.А.Медведева: «при должной системе контроля эти риски можно минимизировать» [7].Налоговым кодексом РФ предусмотрен еще ряд нововведений, касающихся деятельности малых и средних предприятий.Для обеспечения притокаширокого круга предпринимателей вэкономику, Минэкономразвития России предложил ввести специальный налоговый режим, который освободит предпринимателей от необходимости ведения бухгалтерского учета, соблюдения требований кпомещениям, кассовым аппаратам и т.д. Для этого граждане не будут регистрироваться вкачестве ИП, абудут приобретать иработать на основе патента. Это самый легкий вариант осуществления предпринимательской деятельности, который подойдет для граждан осуществляющих данный вид деятельности временно. Он позволит, максимально широко использовать трудовой потенциал наших граждан, ас другой стороны, создать для них комфортные условия не избыточного администрирования. Как известно, такая патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей действует вРоссии с 1 января 2013 года.На протяжении двух лет законодатели внесли существенные поправки в сфере патентного налогообложения. В частности в 2015 году вступилив силу важные изменения в Налоговом кодексе РФ (НК РФ), внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 №420ФЗ, в том числе изменения коснулись патента.Целью нововведений является модернизация налогообложения финансовых операций, а также стимулированиеинвестиций, что повлекло серьёзные изменения в налоговом, трудовом и гражданском законодательстве, но налоговое законодательство России в2015 году по количеству внесенных в него изменений сталорекордным[8].Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.При воплощении вжизнь выше перечисленных мер поддержки малых предприятий, которые занимаются созданием ивнедрением инновационной продукции, дальнейшее совершенствование нормативноправового регулирования, по прогнозам Минэкономразвития России приведет кувеличению числа субъектов малого исреднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза исоставит 7,7 млн. ед. [7]. Финансовокредитнаяподдержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научнотехнического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитнофинансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.Интерес предпринимателей к банковской системе основан на доступности кредитов.Однако на сегодняшний день банки ужесточили требования к выдаче кредитов. Если в 2012 –2013 годах к кредитованию малого бизнеса были упрощенные требования, низкие кредитные ставки (составляли от 15% до 17%) и действовали льготные кредитные программы, в том числе и беззалоговые, средние ставки по которым достигали до 27% годовых, то сейчас таких условий уже не найти. Процент просрочки по кредитному портфелю банков значительно ухудшился. Просроченная задолженность по индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу в 2015 году составили от 30% до 50%. С целью минимизации своих рисков банки вынуждены предлагать только залоговое кредитование[9].Краткосрочные последствия от введения экономических санкций повлекли, уход от риска со стороны инвесторов и заметном оттоке капитала. В качестве косвенных эффектов следует отметить ухудшение бизнесожиданий и рост инфляционных рисков, в ответ на которые Банк России повысил уровень ключевой ставки по банковским кредитам. Это повлекло не только удорожание кредитов, но и снижение доступа к ним: банки стали повышать требования к заемщикам, внимательнее оценивать их платежеспособность. Для населения доступ к кредитам снизился, и многие кредитные заявки остались неудовлетворенными. В наиболее сложной ситуации оказались те, кто имеет непогашенные кредиты, которые нужно рефинансировать. Стоимость обслуживания выросла, а приостановка кредитования привела к тому, чтовозникли проблемы, связанные с оплатой уже взятых кредитов. Это неминуемо привело к росту просроченной задолженности [10].По состоянию на 1 сентября 2015 год объем кредитов, выданных физическим лицам, снизился на 2,89% по сравнению с предыдущим годом и составил 10642184 млн. руб. Размер просроченной задолженности за аналогичный период увеличился на 36,18% и составил 828479 млн. руб. [11].Немаловажную роль в поиске выхода из сложившейся ситуации взяло на себя государство. На протяжении десяти лет Государственная Дума рассматривала законопроект о банкротстве, который вступил в силу с 1 октября 2015 года. Данный закон по мнению специалистов должен снизить напряженность в сфере кредитования в том числе и для субъектов малого бизнеса.Требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России.
Ссылки на источники 1.Федеральным законом №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации» от 23 июня 2015. 2.Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №222ФЗ (в ред. от 28.12.13г. №396–ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационноправовой компании].–Режимдоступа:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.3. Федеральный закон «О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд» от 5.04.2013 №44ФЗ (в ред. от 28.12.13г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационноправовой компании].–Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157037/?frame=17#p28694.Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого исреднего предпринимательства» от 09.02.2013г. №101 [Электронный ресурс]// Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационноправовой компании].–Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1419735.ДевятаеваН.В.Оценка развития малого исреднего предпринимательства / Н.В.Девятаева, Н.В.Левушкина // Молодой ученый.–2013.–№6.–С. 310–313.6.ДевятаеваН.В.Способы организации малого бизнеса [Текст] / Н.В.Девятаева, Е.В.Грызунова // Молодой ученый.–2013.–№6.–С. 306–310.6.МедведевД.А.Время простых решений прошло [Текст]/ МедведевД.А.//Ведомости.2013.27 сентября.7. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]//Минэкономразвития России.2013.http://www.garant.ru/article/588135/#ixzz3zyvc2b8I8. Яценко И.А.Новое в налоговом законодательстве 2015 гНаучнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 22462250.9.Евдокимова С.С. Проблемы сохранения и поддержания ликвидности региональных коммерческих банков // Финансы и кредит. –2013. –№10. –С. 2631.10. Испирян Л.Т.Влияние внешних факторов на доходность коммерческих банков России в условиях сложившейся экономикополитической ситуации/В сборникеЭкономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития/ Материалы Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 116121.11.Рейтинг банков на 01.08.2015 по показателю «Просроченная задолженность по кредитам, выданным физ. лицам» // Мир процентов / электронный ресурс // URL: http://mirprocentov.ru/banks/ratings/creditsdelaypartfl.html?date1=20150801&date2=20140801 (дата обращения 20.09.2015).
Научный руководитель –Яценко И.А.,филиалФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г. Тихорецкеirina051161@mail.ru
Проблемы малого предпринимательства в России
Аннотация.Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.Основная проблема малыхпредприятий –недостаточная ресурсная база, как материальнотехническая, так и финансовая. Государство предпринимает ряд мер для развития малого и среднего бизнеса.Ключевые слова: малый бизнес, реформы сектора экономики,малое исреднее предпринимательство (МСП),мировой рынок, налоговые каникулы.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.Основная проблема малых предприятий –недостаточная ресурсная база, как материальнотехническая, так и финансовая.Следующая проблема –это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.В России деятельность субъектов малого исреднего предпринимательства регулируется Федеральным законом №209 «О развитии малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации» от 23 июня 2015.Согласно этого законодательного акта, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект: юридическое лицо, внесенное вединый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных имуниципальных предприятий; физические лица, внесенные вединый государственный реестр индивидуальных предпринимателей идействующие без образования юридического лица, атакже крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие установленным взаконе условиям[1].Данные условия (или критерии) перечислены встатье 4 федерального закона. Они гласят, что, доля внешнего участия вуставном капитале фирмыдолжна бытьменее 25%. Вовторых, средняя численность работников за календарный год для микропредприятия не должна быть больше 15 работников, для малых предприятий100 работников, для средних предприятий
250 работников [4].Часть 8 статьи 4 Закона 223ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее –СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета [3].Сейчас малое предпринимательство врыночной экономикеявляется одним из ведущих секторов. Вразвитых странах его доля внациональном продукте составляет от 60% до 70%, ав некоторых отраслях достигает 80%. Поэтому подавляющее большинство развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики [5].Малое исреднее предпринимательство (МСП) вРоссии прошло долгий ипротиворечивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем взарубежных странах. Поддержка малого бизнеса вРоссии уже давно декларируется ипринято много мер, вчисле которых следует отметить такие как, снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления всфере регистрации илицензировании деятельности. Однако, все это не привило кнеобходимым изменениям вэкономике изначительному увеличению количества малых исредних предприятий вней.Об этом свидетельствуют данные Росстата иФНС Росси.Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства публикуются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) ежегодно, по результатам обследований субъектов МСП. В 2016 году Росстат будет проводить сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании примут участие все субъекты малого и среднего предпринимательства России, включая предприятия –юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Итоги сплошного наблюдения позволят уточнить данные по сектору, которые в основном, собираются на выборочной основе. На текущий момент состояние и динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние 5 лет позволяют оценить материалы сборника Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России» по итогам 2014г., опубликованного в декабре 2015 года. Данные сборника, приведенные ниже, используют критерии оборота, установленные Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (были изменены в сторону увеличения в 2015 году). Остальные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».Государство предпринимает ряд мер по расширению возможностей для субъектов малого бизнеса.Одна из таких мер с 2014 года предусматривает льготы всфере информационных технологий для малого бизнеса, которые были существенно расширены. В частности сэтого года предприятия, численность работающих вкоторых составляет не менее 7 человек, будут иметь право на применение данных льгот. Раньше число работающих должно было быть не менее 30 человек [6].Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в России. Объем мирового рынка информационных технологий оценивается в 1,7 трлн. долларов США. По прогнозам, до 2016 года рынок продолжит расти в среднем не менее чем на 5 процентов в год. Таким образом, рынок информационных технологий входит в 25 процентов наиболее быстро растущих крупных рынков в мировой экономике. Средний темп роста российского рынка за последние 10 лет превосходитсреднемировой, при этом российская отрасль информационных технологий в ближайшие 57 лет имеет потенциал значительно более быстрого роста на 10 процентов и более в год.Рассмотрим необходимость расширения пространства для развития малого исреднего предпринимательства вРоссии. Этого можно достичь путем определения квот всистеме государственных имуниципальных закупок на покупку уних товаров иуслуг. Однако, на данный момент Правительство РФ имеет право устанавливать особенности участия СМСП взакупках, но квоты при этом не определяет [2].В этой связи, Минэкономразвития России подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого исреднего предпринимательства взакупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», вкотором прописаны данные квоты.Таким образом, в 2014 году заказчик обязан был сделать закупки усубъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) вразмере не менее 10% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками; в 2015–2016 годах не менее 18%; в 2017 году не менее 25%. Сейчас государственные имуниципальные заказчики обязаны закупать уСМСП от 10 до 20% общего объема закупок вгод, причем цена контракта не должна быть больше 15 млн. руб. Однако, согласно статье 30 ФЗ №44ФЗ «О контрактной системе всфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд» от 05.04.2013 года, доля данных закупок с 1 января 2014 года должна быть не меньше 15%, аконтрактная цена не должна быть больше 20 млн. руб. Это позволит выстроить долгосрочные взаимоотношения между крупным ималым бизнесами. При этом крупные компании будут участвовать всоздании ифинансировании сети малых исредних предприятий, путем предоставления им заказов, аони всвою очередьбудут выступать вкачестве поставщиков иобслуживать данные заказы [3].Следующей мерой расширения возможностей для СМСП являются налоговые каникулы –то есть освобождение от уплаты налогов на определенное время –планируется предоставлять впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, которые в течение двух лет после регистрации перешли на УСН или патентную систему налогообложения. Данное правило коснется и тех лиц, которые применяют данные режимы с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как при этом также подаются заявления о переходе на УСН или получение патента. Соответственно формально предусмотренный законопроектом двухлетний срок перехода на указанные системы налогообложения соблюдается. Вводить налоговые каникулы или нет, будет решать каждый регион самостоятельно. Соответствующие законы субъекты РФ смогут принимать в период с 2014 по 2018 годы. Сами же налоговые каникулы могут быть предоставлены на один или два года в течение 20152020 годов. Нулевая налоговая ставка может вводиться в рамках как патентной системы налогообложения, так и УСН. При этом минимальный налог по УСН, предусмотренныйп.6ст.346.18НКРФ, в период налоговых каникул уплачиваться не будет.На стадии рассмотрения, т.е. данная инициатива еще не воплощена взаконопроект, находится вопрос овведение налоговых каникул для новых малых предприятий. Региональные иместные органы власти должны иметь возможность предоставлять ИП двухгодовое освобождение от уплаты всех налогов истраховых взносов, которые прошли государственную регистрацию впервые, атакже для малых предприятий, прежде всего впроизводственных сферах деятельности. Однако применение таких каникул может привести кувеличению числа людей, пытающихся уйти от налогов. Но, по словампремьера министров Д.А.Медведева: «при должной системе контроля эти риски можно минимизировать» [7].Налоговым кодексом РФ предусмотрен еще ряд нововведений, касающихся деятельности малых и средних предприятий.Для обеспечения притокаширокого круга предпринимателей вэкономику, Минэкономразвития России предложил ввести специальный налоговый режим, который освободит предпринимателей от необходимости ведения бухгалтерского учета, соблюдения требований кпомещениям, кассовым аппаратам и т.д. Для этого граждане не будут регистрироваться вкачестве ИП, абудут приобретать иработать на основе патента. Это самый легкий вариант осуществления предпринимательской деятельности, который подойдет для граждан осуществляющих данный вид деятельности временно. Он позволит, максимально широко использовать трудовой потенциал наших граждан, ас другой стороны, создать для них комфортные условия не избыточного администрирования. Как известно, такая патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей действует вРоссии с 1 января 2013 года.На протяжении двух лет законодатели внесли существенные поправки в сфере патентного налогообложения. В частности в 2015 году вступилив силу важные изменения в Налоговом кодексе РФ (НК РФ), внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 №420ФЗ, в том числе изменения коснулись патента.Целью нововведений является модернизация налогообложения финансовых операций, а также стимулированиеинвестиций, что повлекло серьёзные изменения в налоговом, трудовом и гражданском законодательстве, но налоговое законодательство России в2015 году по количеству внесенных в него изменений сталорекордным[8].Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.При воплощении вжизнь выше перечисленных мер поддержки малых предприятий, которые занимаются созданием ивнедрением инновационной продукции, дальнейшее совершенствование нормативноправового регулирования, по прогнозам Минэкономразвития России приведет кувеличению числа субъектов малого исреднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза исоставит 7,7 млн. ед. [7]. Финансовокредитнаяподдержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научнотехнического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитнофинансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.Интерес предпринимателей к банковской системе основан на доступности кредитов.Однако на сегодняшний день банки ужесточили требования к выдаче кредитов. Если в 2012 –2013 годах к кредитованию малого бизнеса были упрощенные требования, низкие кредитные ставки (составляли от 15% до 17%) и действовали льготные кредитные программы, в том числе и беззалоговые, средние ставки по которым достигали до 27% годовых, то сейчас таких условий уже не найти. Процент просрочки по кредитному портфелю банков значительно ухудшился. Просроченная задолженность по индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу в 2015 году составили от 30% до 50%. С целью минимизации своих рисков банки вынуждены предлагать только залоговое кредитование[9].Краткосрочные последствия от введения экономических санкций повлекли, уход от риска со стороны инвесторов и заметном оттоке капитала. В качестве косвенных эффектов следует отметить ухудшение бизнесожиданий и рост инфляционных рисков, в ответ на которые Банк России повысил уровень ключевой ставки по банковским кредитам. Это повлекло не только удорожание кредитов, но и снижение доступа к ним: банки стали повышать требования к заемщикам, внимательнее оценивать их платежеспособность. Для населения доступ к кредитам снизился, и многие кредитные заявки остались неудовлетворенными. В наиболее сложной ситуации оказались те, кто имеет непогашенные кредиты, которые нужно рефинансировать. Стоимость обслуживания выросла, а приостановка кредитования привела к тому, чтовозникли проблемы, связанные с оплатой уже взятых кредитов. Это неминуемо привело к росту просроченной задолженности [10].По состоянию на 1 сентября 2015 год объем кредитов, выданных физическим лицам, снизился на 2,89% по сравнению с предыдущим годом и составил 10642184 млн. руб. Размер просроченной задолженности за аналогичный период увеличился на 36,18% и составил 828479 млн. руб. [11].Немаловажную роль в поиске выхода из сложившейся ситуации взяло на себя государство. На протяжении десяти лет Государственная Дума рассматривала законопроект о банкротстве, который вступил в силу с 1 октября 2015 года. Данный закон по мнению специалистов должен снизить напряженность в сфере кредитования в том числе и для субъектов малого бизнеса.Требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России.
Ссылки на источники 1.Федеральным законом №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации» от 23 июня 2015. 2.Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №222ФЗ (в ред. от 28.12.13г. №396–ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационноправовой компании].–Режимдоступа:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.3. Федеральный закон «О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд» от 5.04.2013 №44ФЗ (в ред. от 28.12.13г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационноправовой компании].–Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157037/?frame=17#p28694.Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого исреднего предпринимательства» от 09.02.2013г. №101 [Электронный ресурс]// Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационноправовой компании].–Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1419735.ДевятаеваН.В.Оценка развития малого исреднего предпринимательства / Н.В.Девятаева, Н.В.Левушкина // Молодой ученый.–2013.–№6.–С. 310–313.6.ДевятаеваН.В.Способы организации малого бизнеса [Текст] / Н.В.Девятаева, Е.В.Грызунова // Молодой ученый.–2013.–№6.–С. 306–310.6.МедведевД.А.Время простых решений прошло [Текст]/ МедведевД.А.//Ведомости.2013.27 сентября.7. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]//Минэкономразвития России.2013.http://www.garant.ru/article/588135/#ixzz3zyvc2b8I8. Яценко И.А.Новое в налоговом законодательстве 2015 гНаучнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 22462250.9.Евдокимова С.С. Проблемы сохранения и поддержания ликвидности региональных коммерческих банков // Финансы и кредит. –2013. –№10. –С. 2631.10. Испирян Л.Т.Влияние внешних факторов на доходность коммерческих банков России в условиях сложившейся экономикополитической ситуации/В сборникеЭкономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития/ Материалы Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 116121.11.Рейтинг банков на 01.08.2015 по показателю «Просроченная задолженность по кредитам, выданным физ. лицам» // Мир процентов / электронный ресурс // URL: http://mirprocentov.ru/banks/ratings/creditsdelaypartfl.html?date1=20150801&date2=20140801 (дата обращения 20.09.2015).