Противодействие коррупции в полиции России: социально-политический аспект
Выпуск:
ART 86391
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Григорьева
Е.
Б. Противодействие коррупции в полиции России: социально-политический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1821–1825. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86391.htm.
Аннотация. В статье представлены современные направления противодействия коррупции в полиции: формирование установки на антикоррупционное поведение и вместе с тем негативное отношение к коррупции в обществе; развитие антикоррупционного законодательства; создание привлекательных условий поступления на службу в органы внутренних дел; эффективно действующие внутриведомственный и внешний центры организации антикоррупционного контроля.
Текст статьи
Григорьева Елена Борисовна,Магистрант второго года обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление» института экономики и управления РГПУ им.А.И.Герцена, СанктПетербургegrig.duma@gmail.com
Научный руководитель–Семёнова Анастасия Алексеевна, канд. соц. наук, доцент кафедры социального управления института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, СанктПетербургSemyonovaa@mail.ru
Противодействие коррупции в полиции России: социальнополитический аспект
Аннотация.В статье представлены современные направления противодействия коррупции в полиции: формирование установки на антикоррупционное поведение и вместе с тем негативное отношение к коррупции в обществе; развитие антикоррупционного законодательства; создание привлекательных условий поступления на службу в органы внутренних дел; эффективно действующие внутриведомственный и внешний центры организации антикоррупционного контроля.Ключевые слова:полиция, коррупция, сотрудник органов внутреннихдел, противодействие коррупции
В современном обществе полиция является частью «системы поддержания образцов» (Т.Парсонс) [1] и выполняет ряд важных социальных функций, среди которых –обеспечение законности, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности. Однако современная полиция зачастую не справляется с этими функциями, выступая фактором дестабилизации общества, и российская полиция не является исключением. Подчеркнем двойственность положения органов внутренних дел: с одной стороны, полиция является одним из ключевых силовых институтов общества, с другой –несоблюдение правовых норм стражами порядка разрушает верховенство закона и правосознание граждан, что, в конечном счете, угрожает общественной безопасности государства. Неудивительно, что сложился чрезвычайно низкий уровень доверия к этому важному силовому институту со стороны населения. Данная тенденция отмечена в некоторых исследованиях, например, А.Белянина, Л.Косалса «Факторы доверия населения к полиции: опыт жителей Москвы», В.Гимпельсона, Г.Монусовой «Доверие полиции: межстрановой анализ». [2,3] Кроме того, российские социологические центры проводят регулярные замеры отношения населения к сотрудникам органов внутренних дел, к правоохранительным органам, на основании которых составляют различные индексы доверия к полиции. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2015 года представил данные опроса о том, как россияне оценивают работу полиции.
Таблица.1.Уровень доверия к полиции [4]
Доверяете ли Вы сотрудникам полиции Вашего региона? (%)
200520092010\
201220132015Определенно доверяю8633714Скорее доверяю293229323932Скорее не доверяю393537403423Определенно не доверяю1818212211123Затрудняюсь ответить51011598
Уровень доверия опрошенного населения к полиции в последние несколько лет близок к 50%, максимум за все годы проведения аналогичных опросов составляет 46%.
Таблица.2.Оценка работы полиции в регионе [4]
Как Вы в целом оцениваете работу полиции в Вашем регионе? (%)
2005200920132015Очень хорошо2132Хорошо11131823Средне 49505246Плохо 27211815Очень плохо6635Затрудняюсь ответить51069
Работу полиции четверть опрошенных граждан оценивает «очень хорошо» и «хорошо», причем за десять лет положительные оценки выросли вдвое –с 13% в 2005 году до 25% в 2015 году. Около половины опрошенных оценивают работу полиции как «средне», не видя в действиях сотрудников органов внутренних дел ни особой пользы, ни вреда длясограждан (46%). Пятая часть опрошенных (20%) дает негативные отзывы о работе полицейских.
Таблица.3.Взаимодействие населения с участковым инспектором полиции [4]
Знаете ли Вы или нет, кто ваш участковый инспектор полиции? (%)
1990*2015Нет, не знаю5362Знаю, но лично не знаком2519Знаком с участковым лично2018Затрудняюсь ответить21*в 1990 году вопрос задавался об инспекторе милиции
Те опрошенные граждане, кто знает участкового инспектора полиции и даже лично с ним знаком (37%) чаще дают положительные ответы в вопросах о доверии и оценке качества работы сотрудников полиции, нежели остальные.В целом, население не доверяет полиции, для граждан важным моментом является не количество полицейских в городе и не объективные цифры преступности, а ответственность в действиях полицейских, отсутствие коррупции и безнаказанности в органах полиции. Неэффективная и неуважаемая населением полиция снижает доверие к государству, формирует в обществе атмосферу недоверия, незащищенности, снижает общественную и гражданскую активность населения. И, напротив, полиция, которую уважают и которой доверяют, является основным фактором эффективного и сильного государства, социального благополучия граждан.Результаты социологического исследования, проведенного ВЦИОМ,свидетельствуют об улучшении имиджа полицейского. Значительно чаще граждане отмечают опрятный внешний вид, физическую силу, вежливость полицейских. Меньше всего, по мнению опрошенных россиян, сотрудникам полиции присущи черты –честность и справедливость. [5] Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [6]. Рис.1.Правила поведения, рекомендованныеполицейским этическим кодексом
Ряд исследователей отмечает, что подобная ситуация является типичной для многих стран с переходной экономикой, переживающих процессы демократизации, политической трансформации. Проблематика процессов демократизации обозначила вопрос о соотношении ценностей, политических институтов и правовой культуры, включающей политическое и гражданское поведение. В трансформирующихся обществах, в отличие от стран с уже сложившимися и эффективно функционирующими институтами, не работает один из важнейших социальных институтов гражданского общества –система социального гражданского контроля. Потребности и запросы общества в социальном гражданском контроле над деятельностью полиции сталкиваются с низким уровнем его практической реализации, обусловленным слабой развитостью гражданского и правового общества в России. В свою очередь действенный социальный гражданский контроль способствует повышению эффективности деятельности полиции. Именно общественный контроль выступает важным внешним противовесом неэффективной работе полиции, в частности, проявлению коррупции в полиции. Несмотря на наличие антикоррупционного законодательства, регулирующего деятельность сотрудников полиции, сегодня эта деятельность стала уже привычной. Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ свидетельствует о том, что практических ежедневно в новостных лентах появляются 23 сообщения о новых фактах коррупционных проявлений в полиции. В ряде исследований отмечается влияние исторического наследия, которое досталось сегодняшней полиции. [3]В начале переходного периода к рыночной экономике в 1990е гг. наряду с институциональными и социокультурными, статусными изменениями происходило и разложение советской милицейской системы. Сотрудники органов внутренних дел работали в неэффективных формальных рамках (закон «О милиции» был практически идентичен закону «О советской милиции»), в атмосфере идеологической неопределенности и экономической финансовой незащищенности, в целом потеряли свое прежнее социальное положение и государственные социальные гарантии. [7]Низкие зарплаты и нехватка материальнотехнического оснащения способствовали тому, что из милиции в 1990х уходили квалифицированные сотрудники и становились участниками рынка охранносиловых структур.[8]Подобная ситуация, политическая и социальноэкономическая конъюнктура привели к эрозии существовавшей системы норм и ценностей в правоохранительной деятельности –к профессиональной аномии (Э.Дюргейм) [9] –что, в конечном счете, способствовало возникновению массового отклоняющегося поведения полицейских–коррупционным правонарушениям сотрудников органов внутренних дел. Под последним будем понимать совершение сотрудником полиции действий, включающих в себя злоупотребление властью и направленных на извлечение личной выгоды для себя или иных лиц. При этом «личная выгода» не сводится к получению только денежныхсредств, она может быть выражена в виде оказываемых полицейскому услуг, утверждения его престижа или политического влияния, продвижения по службе и другие. В широком смысле полицейская коррупция охватывает достаточно большой круг деяний –взяточничество, превышение должностных полномочий, грубость и насилие, подтасовка и уничтожение вещественных доказательств, защита интересов конкретных социальных групп и другое.Однако попрежнему остаются открытыми вопросы о факторах среды, толкающих отдельных сотрудников полиции злоупотреблять своим положением, о механизме норм, правил и ценностей воспроизводящих, поддерживающих и регулирующих коррупционную деятельность внутри полиции. Ответы на эти вопросы позволятлучше понять, почему не срабатывают предпринимаемые меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел. В настоящее время можно выделить следующие направления противодействия коррупции в полиции. Вопервых, установка на антикоррупционное поведение и негативное отношениек коррупции в обществе. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273ФЗ «О противодействии коррупции»[10]основной мерой по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания –формирование высокого правосознания и правовой культуры граждан. Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к нормам права и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе, о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.Правовое антикоррупционное воспитание должно включать:
антикоррупционное образование, формирующее нетерпимость к коррупционному поведению в рамках образовательных программ;
антикоррупционную пропаганду, реализуемую через СМИ, направленную на формирование антикоррупционного мировоззрения;
организацию и проведение органами власти федерального, регионального и муниципального уровней различных мероприятий антикоррупционной направленности таких, как слушания, совещания, семинары, круглые столы, брифинги, конференции.Антикоррупционное воспитание нацелено на воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у населения гражданской позиции в отношении коррупции, формирование негативного отношения к коррупционным проявлениям. Необходимо знакомить население с сутью, причинами, последствиями коррупции, поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции, демонстрировать возможности борьбы с коррупционными проявлениями.В итоге, основной результат антикоррупционного воспитания и пропаганды видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями власти на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий. Следует отметить, что граждане зачастую сами предлагают взятку сотруднику полиции за «быстрое»решение вопроса, не желая осознавать, что сами становятся инициаторами коррупционной среды. А,в конечном итоге, могут предъявить претензии в адрес полицейского, что якобы он сам просил денег за решение вопроса. Также основной мерой по профилактике коррупции является развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.Активность, приоритеты и успехи в воспитании антикоррупционной ментальности существенно зависят от страны, от эффективности ее государственных институтов, экономической системы, уровня политической и гражданской культуры. В России, где основной установкой у граждан является государственный патернализм, низкий уровень гражданского участия, непонимание гражданами таких демократических институтов как: оппозиция и выборы, действия по формированию антикоррупционной ментальности приобретают формальный характер, не дающие реального результата. А такие ситуации как попытки отдельных полицейских публично заявить о распространенности коррупции в полиции (громкое дело майора полиции А.А.Дымовского из УВД г.Новороссийск), и напротив, беспредел в отделении полиции «Дальний» в г. Казани (громкое дело майора полиции Д.Евсюкова) существенной общественной реакции –одобрительной или порицающей –не получают. Вторым направлением противодействия коррупции в полиции следует считать развитие антикоррупционного законодательства. В международных документах зафиксированы основополагающие принципы и стандарты полицейской деятельности, служащие предупреждению, выявлению и пресечению коррупции в полиции. 17 декабря 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН принят резолюцией 34/169 «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка». Статья 7 указанного кодекса гласит: «Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какиелибо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними».[11] Понятие коррупции в указанном кодексе определяется широко: «охватывает совершение или несовершение какоголибо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».[11]19 сентября в 2001 году принят Комитетом министров Европейский кодекс полицейской этики [12]. Не ратифицирован Российской Федерацией, для сотрудников органов внутренних дел в нашей стране имеет рекомендательный характер. Содержит 7 глав, состоящих из 66 пунктов, в которых закреплены принципы, нормы профессиональной моралисотрудников полиции, указаны их права и обязанности, а также необходимые для службы в полиции моральнопсихологические качества. Пункт 21 указанного кодекса гласит: «На всех уровнях полицейских служб должны действовать эффективные меры по предотвращению коррупции и борьбе с ней». [12] В кодексе подчеркивается, насколько важно принятие государством эффективных внутренних мер по борьбе с коррупцией в полиции. Для этого необходимо принять точное определение действий, которые можно квалифицировать как коррупцию, изучить причины коррупции внутри полиции и создать организационные структуры и контрольные механизмы для борьбы с этим явлением. Особо отмечается, что коррупция представляет настоящую угрозу для демократии, верховенства права и защиты прав человека.В 2002 году на Генеральной ассамблее Интерпола были утверждены «Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах». [13]. В принятом документе указаны цель принятия настоящих стандартов, дано определение коррупции, указаны меры по выявлению, предупреждению и противодействию коррупции.9 декабря 2003 года была открыта к подписанию Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [14], вступившая в силу 14 декабря 2005 года в качестве международноправового документа, обязательного для исполнения ее сторонами. На сегодняшний день Конвенцию подписали около 140 государств и ратифицировали около 80, среди которых и Россия. Кроме международных принципов, правил и установок, во многих государствах имеются специальные законы о предотвращении коррупции. Одними из первых законы о предотвращении коррупции приняли Великобритания, США, Франция, Италия, Канада. В интересах борьбы с коррупцией разрабатываются как законодательные нормы предупредительного характера, направленные на ее предотвращение, так и меры уголовноправового воздействия на лиц, нарушивших соответствующие запреты. [15]Ряд исследователей подробно описали зарубежный опыт противодействия коррупции в полиции в таких странах, как США, Германия, Франция, Голландия, Испания, Китай, Австралия, Италия, Великобритания. [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22] Безусловно, невозможно скопировать чейто опыт, уважение полиция будет заслуживать у населения разных стран различными способами, не по одним и тем же параметрам. Заслуживает особого внимания статья социолога К.Титаева о преимуществах советской модели управления правоохранительными органами.[23]Исследователи однозначно отмечают, что формализация антикоррупционных правил будет более эффективна в странах с развитым гражданским обществом,сильным и ответственным государством, активным населением, развитым правовым обществом, где закон воспринимается как обязательный императив и нарушение его строго карается. Однако в России существует устойчивая традиция корректировать формальные правовые нормы неформальными правилами при их исполнении. Следующим направлением противодействия коррупции в полиции считаем необходимым создание привлекательных условий поступления на службу в органы внутренних дел. Такие социальные меры как достойная заработнаяплата, социальные гарантии и льготы, качественное медицинское обслуживание, дополнительное образование и повышение квалификации, гарантированный карьерный рост, высокое пенсионное обеспечение, будут направлены на развитие престижности и стабильности службы в полиции. Слабое финансирование органов полиции и низкое материальное обеспечение сотрудников полиции –одни из основных факторов, который питал и будет питать коррупцию, и, наоборот, достойные материальные условия полицейской деятельности заставят полицейских дорожить службой и собственной репутацией. Безусловно, повышение материальной привлекательности и социальные гарантии службы в полиции не станут абсолютной панацеей от коррупционных проявлений, а скорее коррупция от низшего звена перейдет на уровень руководства полиции, где выгода от коррупции очень велика. Высок соблазн взять взятку представителю высшего звена в полиции от членов организованной преступности, представителей государственной администрации. К тому же выявлять коррупцию руководителей полиции намного труднее, чем рядовых полицейских. Также к основным направлениям по противодействию коррупции в полиции мы относим эффективно действующие внутриведомственный и внешний центры организации антикоррупционного контроля. В различных странах в полиции функционируют спецподразделения, предназначенные для расследования коррупционных правонарушений и иных нарушений законности в сфере правоохранительной службы.Немаловажным для внутриведомственного антикоррупционного контроля является мониторинг уровняи образа жизни сотрудников полиции на предмет выявления крупных расходов, несоразмерных получаемой заработной плате, или проявления склонности к дорогостоящим увлечениям. Принцип коллегиальной ответственности также будет способствовать эффективности внутриведомственного контроля. При выдвижении обвинений в коррупции против сотрудника полиции обязательной проверке должны подлежать его коллеги, руководители, подчиненные, что в любом случае несет серьезные репутационные риски. Однако сильная внутрикорпоративная солидарность может быть серьезным препятствием внутриведомственному контролю за антикоррупционным поведением полицейских. В качестве внешнего антикоррупционного контроля могут выступать средства массовой информации, способствующие до некоторой степени гласности и открытости полицейской деятельности. Посредством СМИ объективно освещать коррупционные происшествия, публиковать результаты коррупционных дел. Однако результаты исследования «Доверие полиции: межстрановой анализ» [3]свидетельствуют о том, что информированность населения посредством СМИ о происшествиях и преступлениях оказывает сильный отрицательный эффект: возрастает вероятность негативной оценки работы полиции, снижается уровень доверия к полиции. Такие случаи воспринимаются гражданами как провал в действиях правоохранителей, возмущение в связи с неэффективной работой. Внешний контроль за деятельностью полиции должен осуществляться со стороны гражданского общества. Подобный контроль рассматривается как общественный институт в форме гражданской самоорганизации для контроля за законностью и эффективностью реализации полномочий органами власти и недопущения произвола с их стороны в отношении граждан. Исследователи на основе обобщения опыта общественных кампаний наблюдения за деятельностью полиции представили методические рекомендации по организации и проведению проверок работы полиции в различных подразделениях.[24]
Взаимодействие полиции с гражданским обществом проявляется посредством активизации гражданской инициативы, привлечения к работе групп и отдельных граждан, включение населения в повседневную работу полицейских. Чем ближе полиция к обычным гражданам, тем выше будет ее оценка в глазах общественного мнения. Формирование и расширение партнерских отношений между полицией и гражданами, в ходе тесного взаимодействия, будут способствовать восприятию населением полиции в качестве партнера и защитника, а не коррумпируемой карающей руки, защищающей интересы определенных социальных групп. Представленные направления противодействия коррупции в органах внутренних дел показывают, что нет универсального метода борьбы и искоренения коррупции, необходимым комплексный подход, включающий институциональные, политикокультурные и социальноэкономические изменения. Несомненным является тот факт, что качество государственных институтов –открытость власти, производство общественных благ, подотчетность населению, торжество закона –прямо и косвенно влияют на отношение населения к полиции. Ведь трудно представить некоррумпированную и эффективную полицию в слабом и коррумпированном государстве. Кроме того, полиция как один из государственных институтов получает положительные оценки деятельности, когда население в целом удовлетворенно функционированием государственных политических институтов. В этом смысле отношение к органам внутренних дел является синонимом отношения к государству в целом.Без доверия и сотрудничества со стороны граждан полиция оказывается во многих случаях бессильна в решении поставленных перед обществом задач, что,в свою очередь,подрывает ее авторитет и функциональную эффективность. Положительное отношение к полиции появляется когда есть общественный гражданский контроль, прозрачность и ответственность в действиях полицейских.
Ссылки на источники1.Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А.Белановского. М.: Академический проспект, 2002. –832 с.2.А.Белянина, Л.Косалса «Факторы доверия населения к полиции: опыт жителей Москвы» http://www.opec.ru/1440065.html[Дата обращения 17.02.2016]3.Гимпельсон В.Е.,Монусова Г.А.Доверие к полиции: межстрановой анализ / Г.А. Монусова, В.Е. Гимпельсон // Вопросы экономики. –2012. –№ 11. –С. 24–47.4.Прессвыпуск №2969 «Полиция вчера и сегодня». 09.11.2015. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115453[Дата обращения 17.02.2016]5.Прессвыпуск №2147«Работа полиции: общественная оценка» 24.10.2012. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113269[Дата обращения 17.02.2016]6.Кодекс профессиональной этикисотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://17.mvd.ru/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Kodeks_professionalnoj_jetiki_sotrudnika[Дата обращения 17.02.2016]7.Коленникова О. Трансформация правоохранительных органов в России: социальнополитические последствия // Социологические исследования. 2006. –2. –С.6976.8.Волков В.Силовое предпринимательство: экономикосоциологический анализ. М.: ГУВШЭ, 2005. –350 с.9.Дюргейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1993. –576с.10.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции»11.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 17.12.1979 на Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml[Дата обращения 17.02.2016]12.Европейский кодекс полицейской этики, принятый 19.09.1971 Комитетом министров на Совете Европы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polis.osce.org/library/f/2687/1492/CoE [Дата обращения 17.02.2016]13.Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901945335 [Дата обращения 17.02.2016]14.Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая 31.10.2003 на Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml[Дата обращения 17.02.2016]15.Колонтаевский Д.В.Противодействие коррупции в полиции за рубежом. Альманах современной науки и образования. 2010. –1 (32). –Ч.2. –С.5356. 16.Николайчик В. М. Профилактика коррупции в полиции США // США и Канада: экономика, политика, культура. 1999. –10. –С.9399.17.Сулейманов Т.М. Уголовноправовое обеспечение противодействия должностным преступлениям в Германии // Евразийский юридический журнал. 2012. 8 (51). С.121122.18.Латов Ю.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции в полиции // Terra Economicus. 2013. –Т. 11. –
№2. –С.1624. 19.Трощинский П.В. Борьба с коррупцией в Китае: политикоправовой аспект // Азия и Африка сегодня. 2015.–№10(699). –С. 1724.20.Макаров А.А., Чупров В.М. Административноправовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/viewarticle.php?art=1076&id=25[Дата обращения 17.02.2016]21.Гаджиев С.Н. Коррупция в органах внутренних дел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?SID&stt=227[Дата обращения 17.02.2016]22.Кисилев А.К. Трансформироваться, а не реформироваться (чему российскую милицию может научить зарубежный опыт) // Полицейское право. –2006. –№ 3. –С.2225.23.Титаев К. Наша милиция нас берегла // Ведомости. №3939. 15.10.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/10/15/612904nashamilitsiyanasberegla[Дата обращения 17.02.2016]24.Практики общественного контроля за деятельностью полиции: методич. пособие / [Сост. Д. Мещеряков], Москва: Моск. Хельсинк. Группа. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mhgmain.org/sites/default/files/files/policiyabroshyura.pdf[Дата обращения 17.02.2016]
Научный руководитель–Семёнова Анастасия Алексеевна, канд. соц. наук, доцент кафедры социального управления института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, СанктПетербургSemyonovaa@mail.ru
Противодействие коррупции в полиции России: социальнополитический аспект
Аннотация.В статье представлены современные направления противодействия коррупции в полиции: формирование установки на антикоррупционное поведение и вместе с тем негативное отношение к коррупции в обществе; развитие антикоррупционного законодательства; создание привлекательных условий поступления на службу в органы внутренних дел; эффективно действующие внутриведомственный и внешний центры организации антикоррупционного контроля.Ключевые слова:полиция, коррупция, сотрудник органов внутреннихдел, противодействие коррупции
В современном обществе полиция является частью «системы поддержания образцов» (Т.Парсонс) [1] и выполняет ряд важных социальных функций, среди которых –обеспечение законности, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности. Однако современная полиция зачастую не справляется с этими функциями, выступая фактором дестабилизации общества, и российская полиция не является исключением. Подчеркнем двойственность положения органов внутренних дел: с одной стороны, полиция является одним из ключевых силовых институтов общества, с другой –несоблюдение правовых норм стражами порядка разрушает верховенство закона и правосознание граждан, что, в конечном счете, угрожает общественной безопасности государства. Неудивительно, что сложился чрезвычайно низкий уровень доверия к этому важному силовому институту со стороны населения. Данная тенденция отмечена в некоторых исследованиях, например, А.Белянина, Л.Косалса «Факторы доверия населения к полиции: опыт жителей Москвы», В.Гимпельсона, Г.Монусовой «Доверие полиции: межстрановой анализ». [2,3] Кроме того, российские социологические центры проводят регулярные замеры отношения населения к сотрудникам органов внутренних дел, к правоохранительным органам, на основании которых составляют различные индексы доверия к полиции. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2015 года представил данные опроса о том, как россияне оценивают работу полиции.
Таблица.1.Уровень доверия к полиции [4]
Доверяете ли Вы сотрудникам полиции Вашего региона? (%)
200520092010\
201220132015Определенно доверяю8633714Скорее доверяю293229323932Скорее не доверяю393537403423Определенно не доверяю1818212211123Затрудняюсь ответить51011598
Уровень доверия опрошенного населения к полиции в последние несколько лет близок к 50%, максимум за все годы проведения аналогичных опросов составляет 46%.
Таблица.2.Оценка работы полиции в регионе [4]
Как Вы в целом оцениваете работу полиции в Вашем регионе? (%)
2005200920132015Очень хорошо2132Хорошо11131823Средне 49505246Плохо 27211815Очень плохо6635Затрудняюсь ответить51069
Работу полиции четверть опрошенных граждан оценивает «очень хорошо» и «хорошо», причем за десять лет положительные оценки выросли вдвое –с 13% в 2005 году до 25% в 2015 году. Около половины опрошенных оценивают работу полиции как «средне», не видя в действиях сотрудников органов внутренних дел ни особой пользы, ни вреда длясограждан (46%). Пятая часть опрошенных (20%) дает негативные отзывы о работе полицейских.
Таблица.3.Взаимодействие населения с участковым инспектором полиции [4]
Знаете ли Вы или нет, кто ваш участковый инспектор полиции? (%)
1990*2015Нет, не знаю5362Знаю, но лично не знаком2519Знаком с участковым лично2018Затрудняюсь ответить21*в 1990 году вопрос задавался об инспекторе милиции
Те опрошенные граждане, кто знает участкового инспектора полиции и даже лично с ним знаком (37%) чаще дают положительные ответы в вопросах о доверии и оценке качества работы сотрудников полиции, нежели остальные.В целом, население не доверяет полиции, для граждан важным моментом является не количество полицейских в городе и не объективные цифры преступности, а ответственность в действиях полицейских, отсутствие коррупции и безнаказанности в органах полиции. Неэффективная и неуважаемая населением полиция снижает доверие к государству, формирует в обществе атмосферу недоверия, незащищенности, снижает общественную и гражданскую активность населения. И, напротив, полиция, которую уважают и которой доверяют, является основным фактором эффективного и сильного государства, социального благополучия граждан.Результаты социологического исследования, проведенного ВЦИОМ,свидетельствуют об улучшении имиджа полицейского. Значительно чаще граждане отмечают опрятный внешний вид, физическую силу, вежливость полицейских. Меньше всего, по мнению опрошенных россиян, сотрудникам полиции присущи черты –честность и справедливость. [5] Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [6]. Рис.1.Правила поведения, рекомендованныеполицейским этическим кодексом
Ряд исследователей отмечает, что подобная ситуация является типичной для многих стран с переходной экономикой, переживающих процессы демократизации, политической трансформации. Проблематика процессов демократизации обозначила вопрос о соотношении ценностей, политических институтов и правовой культуры, включающей политическое и гражданское поведение. В трансформирующихся обществах, в отличие от стран с уже сложившимися и эффективно функционирующими институтами, не работает один из важнейших социальных институтов гражданского общества –система социального гражданского контроля. Потребности и запросы общества в социальном гражданском контроле над деятельностью полиции сталкиваются с низким уровнем его практической реализации, обусловленным слабой развитостью гражданского и правового общества в России. В свою очередь действенный социальный гражданский контроль способствует повышению эффективности деятельности полиции. Именно общественный контроль выступает важным внешним противовесом неэффективной работе полиции, в частности, проявлению коррупции в полиции. Несмотря на наличие антикоррупционного законодательства, регулирующего деятельность сотрудников полиции, сегодня эта деятельность стала уже привычной. Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ свидетельствует о том, что практических ежедневно в новостных лентах появляются 23 сообщения о новых фактах коррупционных проявлений в полиции. В ряде исследований отмечается влияние исторического наследия, которое досталось сегодняшней полиции. [3]В начале переходного периода к рыночной экономике в 1990е гг. наряду с институциональными и социокультурными, статусными изменениями происходило и разложение советской милицейской системы. Сотрудники органов внутренних дел работали в неэффективных формальных рамках (закон «О милиции» был практически идентичен закону «О советской милиции»), в атмосфере идеологической неопределенности и экономической финансовой незащищенности, в целом потеряли свое прежнее социальное положение и государственные социальные гарантии. [7]Низкие зарплаты и нехватка материальнотехнического оснащения способствовали тому, что из милиции в 1990х уходили квалифицированные сотрудники и становились участниками рынка охранносиловых структур.[8]Подобная ситуация, политическая и социальноэкономическая конъюнктура привели к эрозии существовавшей системы норм и ценностей в правоохранительной деятельности –к профессиональной аномии (Э.Дюргейм) [9] –что, в конечном счете, способствовало возникновению массового отклоняющегося поведения полицейских–коррупционным правонарушениям сотрудников органов внутренних дел. Под последним будем понимать совершение сотрудником полиции действий, включающих в себя злоупотребление властью и направленных на извлечение личной выгоды для себя или иных лиц. При этом «личная выгода» не сводится к получению только денежныхсредств, она может быть выражена в виде оказываемых полицейскому услуг, утверждения его престижа или политического влияния, продвижения по службе и другие. В широком смысле полицейская коррупция охватывает достаточно большой круг деяний –взяточничество, превышение должностных полномочий, грубость и насилие, подтасовка и уничтожение вещественных доказательств, защита интересов конкретных социальных групп и другое.Однако попрежнему остаются открытыми вопросы о факторах среды, толкающих отдельных сотрудников полиции злоупотреблять своим положением, о механизме норм, правил и ценностей воспроизводящих, поддерживающих и регулирующих коррупционную деятельность внутри полиции. Ответы на эти вопросы позволятлучше понять, почему не срабатывают предпринимаемые меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел. В настоящее время можно выделить следующие направления противодействия коррупции в полиции. Вопервых, установка на антикоррупционное поведение и негативное отношениек коррупции в обществе. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273ФЗ «О противодействии коррупции»[10]основной мерой по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания –формирование высокого правосознания и правовой культуры граждан. Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к нормам права и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе, о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.Правовое антикоррупционное воспитание должно включать:
антикоррупционное образование, формирующее нетерпимость к коррупционному поведению в рамках образовательных программ;
антикоррупционную пропаганду, реализуемую через СМИ, направленную на формирование антикоррупционного мировоззрения;
организацию и проведение органами власти федерального, регионального и муниципального уровней различных мероприятий антикоррупционной направленности таких, как слушания, совещания, семинары, круглые столы, брифинги, конференции.Антикоррупционное воспитание нацелено на воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у населения гражданской позиции в отношении коррупции, формирование негативного отношения к коррупционным проявлениям. Необходимо знакомить население с сутью, причинами, последствиями коррупции, поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции, демонстрировать возможности борьбы с коррупционными проявлениями.В итоге, основной результат антикоррупционного воспитания и пропаганды видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями власти на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий. Следует отметить, что граждане зачастую сами предлагают взятку сотруднику полиции за «быстрое»решение вопроса, не желая осознавать, что сами становятся инициаторами коррупционной среды. А,в конечном итоге, могут предъявить претензии в адрес полицейского, что якобы он сам просил денег за решение вопроса. Также основной мерой по профилактике коррупции является развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.Активность, приоритеты и успехи в воспитании антикоррупционной ментальности существенно зависят от страны, от эффективности ее государственных институтов, экономической системы, уровня политической и гражданской культуры. В России, где основной установкой у граждан является государственный патернализм, низкий уровень гражданского участия, непонимание гражданами таких демократических институтов как: оппозиция и выборы, действия по формированию антикоррупционной ментальности приобретают формальный характер, не дающие реального результата. А такие ситуации как попытки отдельных полицейских публично заявить о распространенности коррупции в полиции (громкое дело майора полиции А.А.Дымовского из УВД г.Новороссийск), и напротив, беспредел в отделении полиции «Дальний» в г. Казани (громкое дело майора полиции Д.Евсюкова) существенной общественной реакции –одобрительной или порицающей –не получают. Вторым направлением противодействия коррупции в полиции следует считать развитие антикоррупционного законодательства. В международных документах зафиксированы основополагающие принципы и стандарты полицейской деятельности, служащие предупреждению, выявлению и пресечению коррупции в полиции. 17 декабря 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН принят резолюцией 34/169 «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка». Статья 7 указанного кодекса гласит: «Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какиелибо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними».[11] Понятие коррупции в указанном кодексе определяется широко: «охватывает совершение или несовершение какоголибо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».[11]19 сентября в 2001 году принят Комитетом министров Европейский кодекс полицейской этики [12]. Не ратифицирован Российской Федерацией, для сотрудников органов внутренних дел в нашей стране имеет рекомендательный характер. Содержит 7 глав, состоящих из 66 пунктов, в которых закреплены принципы, нормы профессиональной моралисотрудников полиции, указаны их права и обязанности, а также необходимые для службы в полиции моральнопсихологические качества. Пункт 21 указанного кодекса гласит: «На всех уровнях полицейских служб должны действовать эффективные меры по предотвращению коррупции и борьбе с ней». [12] В кодексе подчеркивается, насколько важно принятие государством эффективных внутренних мер по борьбе с коррупцией в полиции. Для этого необходимо принять точное определение действий, которые можно квалифицировать как коррупцию, изучить причины коррупции внутри полиции и создать организационные структуры и контрольные механизмы для борьбы с этим явлением. Особо отмечается, что коррупция представляет настоящую угрозу для демократии, верховенства права и защиты прав человека.В 2002 году на Генеральной ассамблее Интерпола были утверждены «Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах». [13]. В принятом документе указаны цель принятия настоящих стандартов, дано определение коррупции, указаны меры по выявлению, предупреждению и противодействию коррупции.9 декабря 2003 года была открыта к подписанию Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [14], вступившая в силу 14 декабря 2005 года в качестве международноправового документа, обязательного для исполнения ее сторонами. На сегодняшний день Конвенцию подписали около 140 государств и ратифицировали около 80, среди которых и Россия. Кроме международных принципов, правил и установок, во многих государствах имеются специальные законы о предотвращении коррупции. Одними из первых законы о предотвращении коррупции приняли Великобритания, США, Франция, Италия, Канада. В интересах борьбы с коррупцией разрабатываются как законодательные нормы предупредительного характера, направленные на ее предотвращение, так и меры уголовноправового воздействия на лиц, нарушивших соответствующие запреты. [15]Ряд исследователей подробно описали зарубежный опыт противодействия коррупции в полиции в таких странах, как США, Германия, Франция, Голландия, Испания, Китай, Австралия, Италия, Великобритания. [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22] Безусловно, невозможно скопировать чейто опыт, уважение полиция будет заслуживать у населения разных стран различными способами, не по одним и тем же параметрам. Заслуживает особого внимания статья социолога К.Титаева о преимуществах советской модели управления правоохранительными органами.[23]Исследователи однозначно отмечают, что формализация антикоррупционных правил будет более эффективна в странах с развитым гражданским обществом,сильным и ответственным государством, активным населением, развитым правовым обществом, где закон воспринимается как обязательный императив и нарушение его строго карается. Однако в России существует устойчивая традиция корректировать формальные правовые нормы неформальными правилами при их исполнении. Следующим направлением противодействия коррупции в полиции считаем необходимым создание привлекательных условий поступления на службу в органы внутренних дел. Такие социальные меры как достойная заработнаяплата, социальные гарантии и льготы, качественное медицинское обслуживание, дополнительное образование и повышение квалификации, гарантированный карьерный рост, высокое пенсионное обеспечение, будут направлены на развитие престижности и стабильности службы в полиции. Слабое финансирование органов полиции и низкое материальное обеспечение сотрудников полиции –одни из основных факторов, который питал и будет питать коррупцию, и, наоборот, достойные материальные условия полицейской деятельности заставят полицейских дорожить службой и собственной репутацией. Безусловно, повышение материальной привлекательности и социальные гарантии службы в полиции не станут абсолютной панацеей от коррупционных проявлений, а скорее коррупция от низшего звена перейдет на уровень руководства полиции, где выгода от коррупции очень велика. Высок соблазн взять взятку представителю высшего звена в полиции от членов организованной преступности, представителей государственной администрации. К тому же выявлять коррупцию руководителей полиции намного труднее, чем рядовых полицейских. Также к основным направлениям по противодействию коррупции в полиции мы относим эффективно действующие внутриведомственный и внешний центры организации антикоррупционного контроля. В различных странах в полиции функционируют спецподразделения, предназначенные для расследования коррупционных правонарушений и иных нарушений законности в сфере правоохранительной службы.Немаловажным для внутриведомственного антикоррупционного контроля является мониторинг уровняи образа жизни сотрудников полиции на предмет выявления крупных расходов, несоразмерных получаемой заработной плате, или проявления склонности к дорогостоящим увлечениям. Принцип коллегиальной ответственности также будет способствовать эффективности внутриведомственного контроля. При выдвижении обвинений в коррупции против сотрудника полиции обязательной проверке должны подлежать его коллеги, руководители, подчиненные, что в любом случае несет серьезные репутационные риски. Однако сильная внутрикорпоративная солидарность может быть серьезным препятствием внутриведомственному контролю за антикоррупционным поведением полицейских. В качестве внешнего антикоррупционного контроля могут выступать средства массовой информации, способствующие до некоторой степени гласности и открытости полицейской деятельности. Посредством СМИ объективно освещать коррупционные происшествия, публиковать результаты коррупционных дел. Однако результаты исследования «Доверие полиции: межстрановой анализ» [3]свидетельствуют о том, что информированность населения посредством СМИ о происшествиях и преступлениях оказывает сильный отрицательный эффект: возрастает вероятность негативной оценки работы полиции, снижается уровень доверия к полиции. Такие случаи воспринимаются гражданами как провал в действиях правоохранителей, возмущение в связи с неэффективной работой. Внешний контроль за деятельностью полиции должен осуществляться со стороны гражданского общества. Подобный контроль рассматривается как общественный институт в форме гражданской самоорганизации для контроля за законностью и эффективностью реализации полномочий органами власти и недопущения произвола с их стороны в отношении граждан. Исследователи на основе обобщения опыта общественных кампаний наблюдения за деятельностью полиции представили методические рекомендации по организации и проведению проверок работы полиции в различных подразделениях.[24]
Взаимодействие полиции с гражданским обществом проявляется посредством активизации гражданской инициативы, привлечения к работе групп и отдельных граждан, включение населения в повседневную работу полицейских. Чем ближе полиция к обычным гражданам, тем выше будет ее оценка в глазах общественного мнения. Формирование и расширение партнерских отношений между полицией и гражданами, в ходе тесного взаимодействия, будут способствовать восприятию населением полиции в качестве партнера и защитника, а не коррумпируемой карающей руки, защищающей интересы определенных социальных групп. Представленные направления противодействия коррупции в органах внутренних дел показывают, что нет универсального метода борьбы и искоренения коррупции, необходимым комплексный подход, включающий институциональные, политикокультурные и социальноэкономические изменения. Несомненным является тот факт, что качество государственных институтов –открытость власти, производство общественных благ, подотчетность населению, торжество закона –прямо и косвенно влияют на отношение населения к полиции. Ведь трудно представить некоррумпированную и эффективную полицию в слабом и коррумпированном государстве. Кроме того, полиция как один из государственных институтов получает положительные оценки деятельности, когда население в целом удовлетворенно функционированием государственных политических институтов. В этом смысле отношение к органам внутренних дел является синонимом отношения к государству в целом.Без доверия и сотрудничества со стороны граждан полиция оказывается во многих случаях бессильна в решении поставленных перед обществом задач, что,в свою очередь,подрывает ее авторитет и функциональную эффективность. Положительное отношение к полиции появляется когда есть общественный гражданский контроль, прозрачность и ответственность в действиях полицейских.
Ссылки на источники1.Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А.Белановского. М.: Академический проспект, 2002. –832 с.2.А.Белянина, Л.Косалса «Факторы доверия населения к полиции: опыт жителей Москвы» http://www.opec.ru/1440065.html[Дата обращения 17.02.2016]3.Гимпельсон В.Е.,Монусова Г.А.Доверие к полиции: межстрановой анализ / Г.А. Монусова, В.Е. Гимпельсон // Вопросы экономики. –2012. –№ 11. –С. 24–47.4.Прессвыпуск №2969 «Полиция вчера и сегодня». 09.11.2015. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115453[Дата обращения 17.02.2016]5.Прессвыпуск №2147«Работа полиции: общественная оценка» 24.10.2012. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113269[Дата обращения 17.02.2016]6.Кодекс профессиональной этикисотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://17.mvd.ru/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Kodeks_professionalnoj_jetiki_sotrudnika[Дата обращения 17.02.2016]7.Коленникова О. Трансформация правоохранительных органов в России: социальнополитические последствия // Социологические исследования. 2006. –2. –С.6976.8.Волков В.Силовое предпринимательство: экономикосоциологический анализ. М.: ГУВШЭ, 2005. –350 с.9.Дюргейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1993. –576с.10.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции»11.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 17.12.1979 на Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml[Дата обращения 17.02.2016]12.Европейский кодекс полицейской этики, принятый 19.09.1971 Комитетом министров на Совете Европы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polis.osce.org/library/f/2687/1492/CoE [Дата обращения 17.02.2016]13.Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901945335 [Дата обращения 17.02.2016]14.Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая 31.10.2003 на Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml[Дата обращения 17.02.2016]15.Колонтаевский Д.В.Противодействие коррупции в полиции за рубежом. Альманах современной науки и образования. 2010. –1 (32). –Ч.2. –С.5356. 16.Николайчик В. М. Профилактика коррупции в полиции США // США и Канада: экономика, политика, культура. 1999. –10. –С.9399.17.Сулейманов Т.М. Уголовноправовое обеспечение противодействия должностным преступлениям в Германии // Евразийский юридический журнал. 2012. 8 (51). С.121122.18.Латов Ю.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции в полиции // Terra Economicus. 2013. –Т. 11. –
№2. –С.1624. 19.Трощинский П.В. Борьба с коррупцией в Китае: политикоправовой аспект // Азия и Африка сегодня. 2015.–№10(699). –С. 1724.20.Макаров А.А., Чупров В.М. Административноправовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/viewarticle.php?art=1076&id=25[Дата обращения 17.02.2016]21.Гаджиев С.Н. Коррупция в органах внутренних дел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?SID&stt=227[Дата обращения 17.02.2016]22.Кисилев А.К. Трансформироваться, а не реформироваться (чему российскую милицию может научить зарубежный опыт) // Полицейское право. –2006. –№ 3. –С.2225.23.Титаев К. Наша милиция нас берегла // Ведомости. №3939. 15.10.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/10/15/612904nashamilitsiyanasberegla[Дата обращения 17.02.2016]24.Практики общественного контроля за деятельностью полиции: методич. пособие / [Сост. Д. Мещеряков], Москва: Моск. Хельсинк. Группа. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mhgmain.org/sites/default/files/files/policiyabroshyura.pdf[Дата обращения 17.02.2016]