Практика устной истории: повседневная жизнь рядовых колхозников в период 1945–1956 гг.
Выпуск:
ART 86428
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коптев
В.
М. Практика устной истории: повседневная жизнь рядовых колхозников в период 1945–1956 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2001–2005. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86428.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено перспективное направление современной исторической науки – изучение повседневной жизни советских граждан в послевоенный период с помощью устных источников. Автором были показаны основные задачи данного направления, а затем на основании практического материала продемонстрирован пример использования устных источников при изучении истории повседневности.
Ключевые слова:
повседневность, послевоенный период, устный источник, устная история, полевое исследование
Текст статьи
Коптев Виталий Михайлович,Студент 4 курса факультета истории и филологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»;г. Таганрогkoptev.19666@mail.ru
Практика устной истории: повседневная жизнь рядовых колхозниковв период19451956 гг.
Аннотация.В статье рассмотрено перспективное направлениесовременной исторической науки –изучение повседневной жизни советских граждан в послевоенный период, с помощью устных источников. Автором былипоказаны основные задачи данного направления, а затем на основании практического материала продемонстрирован пример использования устных источников при изучении истории повседневности. Ключевые слова: повседневность, послевоенный период, устный источник, устная история, полевое исследование.
В последнее время в научном миресложилась тенденция к разделению фундаментальных наук на более узкоспециализированные научные дисциплины. Этот процесс наблюдается как в технической, так и в гуманитарной областинаучного познания. Данный процесс оказал существенное влияние и на историческую науку. За последние десятилетие в России значительноизменилась направленность исторических исследований. Это связано не только с появлением новых трактовок и понимания тех или иных исторических фактов и событий, но и с изменением подхода к пониманию и изучению истории в целом.В современной историографии на первый план выходят те дисциплины, которые раньше были на периферии профессиональных интересов историков. Молодые специалисты все больше внимания уделяют таким направлениям в истории как локальная, гендерная, биографическая, фамильная и, конечно же, повседневная история. В результате вместо идеологически зауженного понимания истории нам открывается вся палитра жизни наших предков. Также большое внимание уделяется краеведческим исследованием. Изучения данных направлений,безусловно,не возможно без применения методов и принципов устной истории. Данная дисциплина достаточно молодая, но уже зарекомендовала себя в научных кругах с положительной стороны. Особенно широкое распространение получило изучение истории повседневности. По данной тематике всовременной российской историографии следует отметить работы Е.С. Сенявской, первой осуществившей междисциплинарное исследование «человека воюющего», на основе устных источников.[1]В монографиях Е.Ф. Кринко, Т. П. Хлыниной, И.Г. Тажидиновой получили новое звучание различные аспекты теоретикометодологического характера устной истории на фоне конкретных сюжетов советской повседневности. [2,3,] На основе различных источников официального и личного происхождения, включая записанные самим автором интервью с очевидцами и участниками событий, в монографии В.А. Агеевой раскрывается полярная реальность войны –неразрывное сочетание экстремальных условий и повседневности. [4]В интересующем нас плане заслуживают внимания ряд работВ. А. Агеевой и А. А. Волвенко, В. К. Смирновой иИ. Б. Орлова, в которых смещены акценты традиционной иерархии источников, в сторону активизации и расширения использования в исследованиях источников личного происхождения. [5, 6, 7] Ярко выраженный местный характер имеют работы Т. Н. Орешкинойи М. П. Мерзлякова, содержащие модель исторического развития конкретного населенного пункта, где исследователь может опросить всех очевидцев событий, при этом не нужно целиком полагаться на надежность одного информатора, его рассказ можно сравнить с другими. [8, 9]
Основная задачаданных исследователейзаключается в том, чтобы сквозь призму личных воспоминаний человека раскрыть мало известныефактыосудьбе человека в те года. Чем жилобычный человек?Что чувствовал?Какие были у негостимулы и мотивации? Чем занимался в свободное время? Как праздновал праздники? Чем питался? На все эти вопросы пытаются дать ответы историки, занимающиеся устной историей и историей повседневности.История повседневностипривлекает внимание специалистов по нескольким причинам:вопервых, предметная область изучения советской повседневностиХХ веканевероятно широка, связанно это в первую очередь с тем, что каждое десятилетие двадцатого столетияв плане культуры и быта граждан является весьма самобытным и характерным периодом и потому заслуживает более детальногоисследование. Вовторых,
изучение повседневности не только показывает жизнь огромного количества судеб, не вошедших в учебники истории, но и позволяет вовлечь в изучение истории значительных масс население, что,безусловно,положительно сказывается на развитие исторической памяти социума.Одной из ключевых тем при изучение советской повседневности является быт рядовых граждан СССР. Благодаря устным источники и проведённым на их базе исследованиям, удалось значительно расширить понимание и представления о механизмах выживания и приспособлениябытовых условий человека в предвоенный и в военный период. Исходя из этого,в настоящее время актуальными становятся изучениетрансформация этих умений и навыков в послевоенной жизни граждан,а также выявление их сходства и коренного различияВ России на данный момент действует несколько крупных центров устной истории
региональный цент устной истории в г. Воронеже, научнообразовательный центр устной истории при ЮжноУральском государственном университете, центр устной истории при Алтайском государственном педагогическом институте и ряд других. Их работа основывается на антропологическом подходе к изучению истории, основной сферой их исследований является изучения судьбы человека в годы военного времени, а также большое внимание уделяется региональному компоненту. Осуществляет свою деятельность и центр устной истории в Таганрогском институте имени А. П. Чехова филиал «РГЭУ (РИНХ)». На факультете истории и филологии уже несколько лет ведётся научноисследовательская деятельность студентов в рамках методологического конструкта устной истории. Основнаяидея проводимой работы заключается в стремлении показать взаимосвязь различных аспектов военногои послевоенноголихолетья и отдельных сюжетов жизни конкретного человека через призму его личных воспоминаний.В январе2016 годабыло проведено полевое исследование,направленное на выяснение особенностей сельского быта послевоенного времени. Данное исследование носило локальныйхарактерипроводилось в рамках одногонаселенного пункта, а именносела Ольшанка, Целинского района, Ростовской области.Главным критерием подбора респондентов стал возраст. В исследование приняли участие сельчане, рожденные не позже 1950года. Таким образом, средний возраст опрашиваемых составил около 70 лет. Самому старшому из респондентов, на момент проведения опросабыло 78 лет,самому молодому 66.Что касается гендерного деления респондентов, тоженщин оказалось значительно больше,из 15 опрошенных женщин 10 мужчин
5. Ещё одним основополагающим фактором при отборе респондентов сталазадача охватить все слои тогдашнегосельскогообщества, поэтому в опросе приняли участие и представители интеллектуальной элиты села (преподаватели школ),политические работникии простые рабочие (доярки, шофераи прочие).Интервьюирование проводилось по ранее приготовленному опроснику, тем не менеебольшинство бесед прошло в непринужденной обстановке. Главной целью исследования стала попытка выявления характерных черт работы и отдыха жителей села в 19451966 годах. Для достижения данной цели были поставленыследующие задачи:охарактеризоватьбыт сельских жителейв послевоенный период;выявить жилищнокоммунальныеусловияпроживания в деревни;рассмотреть трудовую деятельность колхозников и взаимоотношения в коллективе;определить направленность досуговой деятельности граждан, а также проанализировать сельский праздничный календарь. После проведения интервьюирования начался процесс обработкии структурированияполученной информации. В ходе проведенной работы было выделено ряд чёрт,определяющих жизь и развитиесела Ольшанка.Вопервых, население села в большинстве своём не местного происхождения,есть выходцы из союзных республик, в частности БССР, а также переселенцы из соседних районов и областей РСФСР. Эти данные позволилипровести ряд сравнений по жилищнобытовым условиям(Вкакихдомах жили? Чемтопили? Что кушали? Что праздновали?)и выявить сходстваи различия.Так,например,сельчане в Беларуси жили преимущественно в бревенчатых домах, а жители Ростовской области дома строили из саманного кирпича.Шиндоновина О. А. вспоминает: «Родилась я в Беларуси, в с. Христиволовичи,дом у нас бревенчатый был, срубленный, как называют,хата маленькая, на две комнаты..." УроженкаРостовской области Шубина Т. Ф. так вспоминала свое детство:«Дом саманныйбыл,крытый камышом. Мебели в доме практически не было,деревянные кровати да матрасына соломе»[10,11]Вовторых, удалось выяснить действия руководителей колхозов и совхозов Ольшанского сельского поселения, а также отношения к ним рабочих. Наиболее значимой фигурой для села в тот период оказался Волков Георгий Алексеевич. Большинство респондентов оценили его деятельность с положительной стороны. Например, Колина Е. А. так отзывалась о его деятельности: «С его приходом совсем изменилась жизньпростыхколхозников. Он был первым председателем укрупненного колхоза «Победа», образованного на основе слияние всех мелких колхозов в 1956 году. За первые 23 года его управления колхоз стал неузнаваем.Работатьпри нем было одно удовольствие».[12]Также удалось выяснить, что ВолковГ. А.развернул строительство ферм с каменными стенами и крытые шифером. В годы его управлениябыли построены мельница, маслобойня, колбасный цех и пекарня с новейшим оборудованием. Из трех саманных и деревянных хаток, школа переселилась в каменное двухэтажное здание. Построена прекрасная больница со стационарным отделением. Заложен парк отдыха с аллеями каштанов, лип и елей. Колхозники стали строить для себя кирпичные дома. Стройматериалами полностью обеспечивал колхоз. В Пермской области работали специальные экспедиторы по заготовке леса для колхоза«Победа». Прибывший лес обрабатывался на специально построенных пилорамах. Завозился песок и бутовый камень, которые выдавались бесплатно колхозникам для постройки домов, на прочном фундаменте.В третьих, в ходе опросов удалось выяснить, что условияпроживания в селе Ольшанка после войныбыли очень тяжелые. Трудности были вызваны не деятельностью оккупационного режима и не разрушениями во время войны, так как на данной территории не было боев, проблемы возникали изза недостатка коммуникаций в селе, то есть не было асфальтированных дорог, только начиналось вводиться электрои водоснабжения. Воду носили ведрами с колодцевдома, отапливали русской печью, которую топили как правило кизяком (Кизяк—высушенный или переработанный навоз —используется вкачестве топлива.)Печь была в каждом доме. Дома строились маленькие саманные, как правило на 2 комнаты. Интерьер был очень скромный. В одной комнате спали, обычно в той, где стояла печь. Кровати были деревянные, реже железные, на них стелились матрасы соломенные, зимой старались спать на печи. В другой комнате стоял обеденный стол с лавками или табуретками. В каждом доме не обходилось без большого сундука, который был весьма многофункциональный: ктото из крестьян хранилв нем продукты, также он мог использоваться и для хранения разной кухонной утвари или белья, некоторые использовали его и как еще одно спальное место. Рабочий деньв то время начинался практически от рассвета, иногда и раньше. Вставали очень рано около 5 часов. Кормили домашнее хозяйство, а затем отправлялись на работу. Работали много, вручную, однако работалось весело, с песнями. Отношения в коллективе всегда были дружескими, ссор практически не было. Данный факт отмечается всеми респондентами. После работы собирались и шли домой все вместе, иногда распевали песни. Также удалось собрать необходимое количество информации о том, какие праздники имели важноезначение в жизни села. В те годы люди отмечали, по нынешним меркам, довольно мало праздников. В основном это были всесоюзные праздничные дни, такие как 1мая –день всех трудящихся, 7 ноября
день Октябрьской революции, Новый год и некоторые другие.
В Ольшанке праздники отмечались очень торжественно.В день 1 мая образовывалась колона, шествующая по улицам деревни с песнями и транспарантами. Завершалось это шествие на школьномдворе, где проводился митинг.Традиционно праздновался праздник 19 мая –день Пионерии. На стадионе школьного двора разжигали большой костер,в виде пятиконечной звезды, вокруг которого водили хороводы и пели гимн пионеров. После этого проводилась торжественная линейка и игры. Несколько раз праздновался праздник Русской Зимы. К этому дню каждая бригада или отделение представляла тройку лошадейс санями. На этих санях восседали наряженные в русские народные костюмы женщина и мужчина баянист. После гуляний все угощались блинами с чаем и вареньем. Новый год тоже отмечали, наряжали елки, а у кого их не было, ставили сухие ветви деревьев. Елочные игрушки были самодельными из бумаги ваты и других подручных средств. Вечером выходили на улицы с факелами и ходили по село с песнями, частушками и т. д., затем шли по домам.
В сельском доме культуры по праздничным дням проводились торжественные собрания,на которых награждали почетными грамотами особо отличившихся колхозников. Также в ДК была организована художественная самодеятельность.Досугв деревне до сих пор остается специфическим понятием, связанно это в первую очередь с личным подсобным хозяйством, которое есть в каждом дворе. Свободного времени, в том смысле,в котором оно понимается сейчас, практически не было. Конечно, важно отметить, что даже в условиях социалистической системы устройства общества, материальное положение граждан было не равным.В связи с чем у подавляющего большинства все свободное время уходило на огород и домашний скот. Только некоторые изкрестьян моглипозволить себечтение и прослушивание музыки. В данной статье подведены лишь первоначальные итоги проведенного исследования. Более детальное рассмотрение полученной информации будет оформляться в последующих публикациях.
Таким образом, повседневный мир советского человека постепенно приоткрывается перед исследователями, что позволяет лучше представить себе то, каким образом складывались обстоятельства жизни отдельных людей и каковы характерные особенности существования советского социума в целом. Однако на этом пути остается еще много недосказанного. Всвязи с этим стоит отметить, чтоданное направление исторической науки обладает огромным потенциалом к дальнейшему изучению и расширению как источниковой базы, так и в целом знаний о том или ином историческом событии.
Ссылки на источники1.Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: Исторический опыт России. / Е.С. Сенявская. –М.: РОССПЭН, 1999. –383 с.2. Кринко Е.Ф. Частная жизнь советского человека в условиях военного времени: пространство, границы и механизмы реализации (1941–1945) / Е.Ф. Кринко, И.Г. Тажидинова, Т.П. Хлынина. –РостовнаДону: Издво ЮНЦ РАН, 2013. –362c3.Кринко Е.Ф. Повседневный мир советского человека 1920–1040х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций / Е.Ф. Кринко, И.Г. Тажидинова, Т.П. Хлынина. –РостовнаДону: Издво ЮНЦ РАН, 2011. –360 с.4.Агеева В.А. Человек тыла: историкопсихологический аспект (на примере жизнедеятельности коллективов учебных заведений Юга России в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.) / В.А. Агеева. –Таганрог: ТГПИ, 2009. –80 с.5.Агеева В.А., Волвенко А.А. Исторический источник и перспективы изучения повседневного мира учащейся молодежи в годы Великой Отечественной войны//Материалы VМеждународной научнопрактической конференции «XXIcentury: fundamentalscienceandtechnologyV» 1011 ноября 2014 NorthCharleston. USA, 2014.6.Смирнова В.К. Повседневность как проблема современной исторической науки (на примере историографии Великой Отечественной войны на Юге России)// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки., № 2. –Таганрог: Издательство ТГПИ им. А.П. Чехова, 2015. –с. 377–3857.Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. –М.: ГУ ВШЭ, 2009. –317 с.8.Орешкина Т. Н. Восстановление и развитие учреждений культуры в Сталинградской области: 1943 начало 1950х гг. /Т. Н. Орешкина. –Дисс… канд. ист. наук. Волгоград, 2009. –199 с.9.Мерзляков М.П. «Новое аграрное распоряжение –подарок для крестьян»: государственные имения в немецкофашистской оккупационной политики на Дону.//Материалы VIМеждународной научнопрактической конференции «FundamentalscienceandtechnologypromisingdevelopmentsVI» 34 августа 2015 NorthCharleston. USA, 2015.10.Респондент: Шиндоновина Ольга Александровна 1940 г.р. Интервьюер: В. М. Коптев. Место проведения: ростовская область, Целинский район, С. Ольшанка, квартира респондента, 2016 год. Продолжительность 37 минут// Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».11.Респондент: Шубина Т. Ф. 1936 г.р. Интервьюер: В. М. Коптев. Место проведения: ростовская область, Целинский район, С. Ольшанка, квартира респондента, 2016 год. Продолжительность 42 минут// Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
12. Респондент: Колина Е. А. 1938 г.р. Интервьюер: В. М. Коптев. Место проведения: ростовская область, Целинский район, С. Ольшанка, квартира респондента, 2016 год. Продолжительность 38 минут// Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
Практика устной истории: повседневная жизнь рядовых колхозниковв период19451956 гг.
Аннотация.В статье рассмотрено перспективное направлениесовременной исторической науки –изучение повседневной жизни советских граждан в послевоенный период, с помощью устных источников. Автором былипоказаны основные задачи данного направления, а затем на основании практического материала продемонстрирован пример использования устных источников при изучении истории повседневности. Ключевые слова: повседневность, послевоенный период, устный источник, устная история, полевое исследование.
В последнее время в научном миресложилась тенденция к разделению фундаментальных наук на более узкоспециализированные научные дисциплины. Этот процесс наблюдается как в технической, так и в гуманитарной областинаучного познания. Данный процесс оказал существенное влияние и на историческую науку. За последние десятилетие в России значительноизменилась направленность исторических исследований. Это связано не только с появлением новых трактовок и понимания тех или иных исторических фактов и событий, но и с изменением подхода к пониманию и изучению истории в целом.В современной историографии на первый план выходят те дисциплины, которые раньше были на периферии профессиональных интересов историков. Молодые специалисты все больше внимания уделяют таким направлениям в истории как локальная, гендерная, биографическая, фамильная и, конечно же, повседневная история. В результате вместо идеологически зауженного понимания истории нам открывается вся палитра жизни наших предков. Также большое внимание уделяется краеведческим исследованием. Изучения данных направлений,безусловно,не возможно без применения методов и принципов устной истории. Данная дисциплина достаточно молодая, но уже зарекомендовала себя в научных кругах с положительной стороны. Особенно широкое распространение получило изучение истории повседневности. По данной тематике всовременной российской историографии следует отметить работы Е.С. Сенявской, первой осуществившей междисциплинарное исследование «человека воюющего», на основе устных источников.[1]В монографиях Е.Ф. Кринко, Т. П. Хлыниной, И.Г. Тажидиновой получили новое звучание различные аспекты теоретикометодологического характера устной истории на фоне конкретных сюжетов советской повседневности. [2,3,] На основе различных источников официального и личного происхождения, включая записанные самим автором интервью с очевидцами и участниками событий, в монографии В.А. Агеевой раскрывается полярная реальность войны –неразрывное сочетание экстремальных условий и повседневности. [4]В интересующем нас плане заслуживают внимания ряд работВ. А. Агеевой и А. А. Волвенко, В. К. Смирновой иИ. Б. Орлова, в которых смещены акценты традиционной иерархии источников, в сторону активизации и расширения использования в исследованиях источников личного происхождения. [5, 6, 7] Ярко выраженный местный характер имеют работы Т. Н. Орешкинойи М. П. Мерзлякова, содержащие модель исторического развития конкретного населенного пункта, где исследователь может опросить всех очевидцев событий, при этом не нужно целиком полагаться на надежность одного информатора, его рассказ можно сравнить с другими. [8, 9]
Основная задачаданных исследователейзаключается в том, чтобы сквозь призму личных воспоминаний человека раскрыть мало известныефактыосудьбе человека в те года. Чем жилобычный человек?Что чувствовал?Какие были у негостимулы и мотивации? Чем занимался в свободное время? Как праздновал праздники? Чем питался? На все эти вопросы пытаются дать ответы историки, занимающиеся устной историей и историей повседневности.История повседневностипривлекает внимание специалистов по нескольким причинам:вопервых, предметная область изучения советской повседневностиХХ веканевероятно широка, связанно это в первую очередь с тем, что каждое десятилетие двадцатого столетияв плане культуры и быта граждан является весьма самобытным и характерным периодом и потому заслуживает более детальногоисследование. Вовторых,
изучение повседневности не только показывает жизнь огромного количества судеб, не вошедших в учебники истории, но и позволяет вовлечь в изучение истории значительных масс население, что,безусловно,положительно сказывается на развитие исторической памяти социума.Одной из ключевых тем при изучение советской повседневности является быт рядовых граждан СССР. Благодаря устным источники и проведённым на их базе исследованиям, удалось значительно расширить понимание и представления о механизмах выживания и приспособлениябытовых условий человека в предвоенный и в военный период. Исходя из этого,в настоящее время актуальными становятся изучениетрансформация этих умений и навыков в послевоенной жизни граждан,а также выявление их сходства и коренного различияВ России на данный момент действует несколько крупных центров устной истории
региональный цент устной истории в г. Воронеже, научнообразовательный центр устной истории при ЮжноУральском государственном университете, центр устной истории при Алтайском государственном педагогическом институте и ряд других. Их работа основывается на антропологическом подходе к изучению истории, основной сферой их исследований является изучения судьбы человека в годы военного времени, а также большое внимание уделяется региональному компоненту. Осуществляет свою деятельность и центр устной истории в Таганрогском институте имени А. П. Чехова филиал «РГЭУ (РИНХ)». На факультете истории и филологии уже несколько лет ведётся научноисследовательская деятельность студентов в рамках методологического конструкта устной истории. Основнаяидея проводимой работы заключается в стремлении показать взаимосвязь различных аспектов военногои послевоенноголихолетья и отдельных сюжетов жизни конкретного человека через призму его личных воспоминаний.В январе2016 годабыло проведено полевое исследование,направленное на выяснение особенностей сельского быта послевоенного времени. Данное исследование носило локальныйхарактерипроводилось в рамках одногонаселенного пункта, а именносела Ольшанка, Целинского района, Ростовской области.Главным критерием подбора респондентов стал возраст. В исследование приняли участие сельчане, рожденные не позже 1950года. Таким образом, средний возраст опрашиваемых составил около 70 лет. Самому старшому из респондентов, на момент проведения опросабыло 78 лет,самому молодому 66.Что касается гендерного деления респондентов, тоженщин оказалось значительно больше,из 15 опрошенных женщин 10 мужчин
5. Ещё одним основополагающим фактором при отборе респондентов сталазадача охватить все слои тогдашнегосельскогообщества, поэтому в опросе приняли участие и представители интеллектуальной элиты села (преподаватели школ),политические работникии простые рабочие (доярки, шофераи прочие).Интервьюирование проводилось по ранее приготовленному опроснику, тем не менеебольшинство бесед прошло в непринужденной обстановке. Главной целью исследования стала попытка выявления характерных черт работы и отдыха жителей села в 19451966 годах. Для достижения данной цели были поставленыследующие задачи:охарактеризоватьбыт сельских жителейв послевоенный период;выявить жилищнокоммунальныеусловияпроживания в деревни;рассмотреть трудовую деятельность колхозников и взаимоотношения в коллективе;определить направленность досуговой деятельности граждан, а также проанализировать сельский праздничный календарь. После проведения интервьюирования начался процесс обработкии структурированияполученной информации. В ходе проведенной работы было выделено ряд чёрт,определяющих жизь и развитиесела Ольшанка.Вопервых, население села в большинстве своём не местного происхождения,есть выходцы из союзных республик, в частности БССР, а также переселенцы из соседних районов и областей РСФСР. Эти данные позволилипровести ряд сравнений по жилищнобытовым условиям(Вкакихдомах жили? Чемтопили? Что кушали? Что праздновали?)и выявить сходстваи различия.Так,например,сельчане в Беларуси жили преимущественно в бревенчатых домах, а жители Ростовской области дома строили из саманного кирпича.Шиндоновина О. А. вспоминает: «Родилась я в Беларуси, в с. Христиволовичи,дом у нас бревенчатый был, срубленный, как называют,хата маленькая, на две комнаты..." УроженкаРостовской области Шубина Т. Ф. так вспоминала свое детство:«Дом саманныйбыл,крытый камышом. Мебели в доме практически не было,деревянные кровати да матрасына соломе»[10,11]Вовторых, удалось выяснить действия руководителей колхозов и совхозов Ольшанского сельского поселения, а также отношения к ним рабочих. Наиболее значимой фигурой для села в тот период оказался Волков Георгий Алексеевич. Большинство респондентов оценили его деятельность с положительной стороны. Например, Колина Е. А. так отзывалась о его деятельности: «С его приходом совсем изменилась жизньпростыхколхозников. Он был первым председателем укрупненного колхоза «Победа», образованного на основе слияние всех мелких колхозов в 1956 году. За первые 23 года его управления колхоз стал неузнаваем.Работатьпри нем было одно удовольствие».[12]Также удалось выяснить, что ВолковГ. А.развернул строительство ферм с каменными стенами и крытые шифером. В годы его управлениябыли построены мельница, маслобойня, колбасный цех и пекарня с новейшим оборудованием. Из трех саманных и деревянных хаток, школа переселилась в каменное двухэтажное здание. Построена прекрасная больница со стационарным отделением. Заложен парк отдыха с аллеями каштанов, лип и елей. Колхозники стали строить для себя кирпичные дома. Стройматериалами полностью обеспечивал колхоз. В Пермской области работали специальные экспедиторы по заготовке леса для колхоза«Победа». Прибывший лес обрабатывался на специально построенных пилорамах. Завозился песок и бутовый камень, которые выдавались бесплатно колхозникам для постройки домов, на прочном фундаменте.В третьих, в ходе опросов удалось выяснить, что условияпроживания в селе Ольшанка после войныбыли очень тяжелые. Трудности были вызваны не деятельностью оккупационного режима и не разрушениями во время войны, так как на данной территории не было боев, проблемы возникали изза недостатка коммуникаций в селе, то есть не было асфальтированных дорог, только начиналось вводиться электрои водоснабжения. Воду носили ведрами с колодцевдома, отапливали русской печью, которую топили как правило кизяком (Кизяк—высушенный или переработанный навоз —используется вкачестве топлива.)Печь была в каждом доме. Дома строились маленькие саманные, как правило на 2 комнаты. Интерьер был очень скромный. В одной комнате спали, обычно в той, где стояла печь. Кровати были деревянные, реже железные, на них стелились матрасы соломенные, зимой старались спать на печи. В другой комнате стоял обеденный стол с лавками или табуретками. В каждом доме не обходилось без большого сундука, который был весьма многофункциональный: ктото из крестьян хранилв нем продукты, также он мог использоваться и для хранения разной кухонной утвари или белья, некоторые использовали его и как еще одно спальное место. Рабочий деньв то время начинался практически от рассвета, иногда и раньше. Вставали очень рано около 5 часов. Кормили домашнее хозяйство, а затем отправлялись на работу. Работали много, вручную, однако работалось весело, с песнями. Отношения в коллективе всегда были дружескими, ссор практически не было. Данный факт отмечается всеми респондентами. После работы собирались и шли домой все вместе, иногда распевали песни. Также удалось собрать необходимое количество информации о том, какие праздники имели важноезначение в жизни села. В те годы люди отмечали, по нынешним меркам, довольно мало праздников. В основном это были всесоюзные праздничные дни, такие как 1мая –день всех трудящихся, 7 ноября
день Октябрьской революции, Новый год и некоторые другие.
В Ольшанке праздники отмечались очень торжественно.В день 1 мая образовывалась колона, шествующая по улицам деревни с песнями и транспарантами. Завершалось это шествие на школьномдворе, где проводился митинг.Традиционно праздновался праздник 19 мая –день Пионерии. На стадионе школьного двора разжигали большой костер,в виде пятиконечной звезды, вокруг которого водили хороводы и пели гимн пионеров. После этого проводилась торжественная линейка и игры. Несколько раз праздновался праздник Русской Зимы. К этому дню каждая бригада или отделение представляла тройку лошадейс санями. На этих санях восседали наряженные в русские народные костюмы женщина и мужчина баянист. После гуляний все угощались блинами с чаем и вареньем. Новый год тоже отмечали, наряжали елки, а у кого их не было, ставили сухие ветви деревьев. Елочные игрушки были самодельными из бумаги ваты и других подручных средств. Вечером выходили на улицы с факелами и ходили по село с песнями, частушками и т. д., затем шли по домам.
В сельском доме культуры по праздничным дням проводились торжественные собрания,на которых награждали почетными грамотами особо отличившихся колхозников. Также в ДК была организована художественная самодеятельность.Досугв деревне до сих пор остается специфическим понятием, связанно это в первую очередь с личным подсобным хозяйством, которое есть в каждом дворе. Свободного времени, в том смысле,в котором оно понимается сейчас, практически не было. Конечно, важно отметить, что даже в условиях социалистической системы устройства общества, материальное положение граждан было не равным.В связи с чем у подавляющего большинства все свободное время уходило на огород и домашний скот. Только некоторые изкрестьян моглипозволить себечтение и прослушивание музыки. В данной статье подведены лишь первоначальные итоги проведенного исследования. Более детальное рассмотрение полученной информации будет оформляться в последующих публикациях.
Таким образом, повседневный мир советского человека постепенно приоткрывается перед исследователями, что позволяет лучше представить себе то, каким образом складывались обстоятельства жизни отдельных людей и каковы характерные особенности существования советского социума в целом. Однако на этом пути остается еще много недосказанного. Всвязи с этим стоит отметить, чтоданное направление исторической науки обладает огромным потенциалом к дальнейшему изучению и расширению как источниковой базы, так и в целом знаний о том или ином историческом событии.
Ссылки на источники1.Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: Исторический опыт России. / Е.С. Сенявская. –М.: РОССПЭН, 1999. –383 с.2. Кринко Е.Ф. Частная жизнь советского человека в условиях военного времени: пространство, границы и механизмы реализации (1941–1945) / Е.Ф. Кринко, И.Г. Тажидинова, Т.П. Хлынина. –РостовнаДону: Издво ЮНЦ РАН, 2013. –362c3.Кринко Е.Ф. Повседневный мир советского человека 1920–1040х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций / Е.Ф. Кринко, И.Г. Тажидинова, Т.П. Хлынина. –РостовнаДону: Издво ЮНЦ РАН, 2011. –360 с.4.Агеева В.А. Человек тыла: историкопсихологический аспект (на примере жизнедеятельности коллективов учебных заведений Юга России в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.) / В.А. Агеева. –Таганрог: ТГПИ, 2009. –80 с.5.Агеева В.А., Волвенко А.А. Исторический источник и перспективы изучения повседневного мира учащейся молодежи в годы Великой Отечественной войны//Материалы VМеждународной научнопрактической конференции «XXIcentury: fundamentalscienceandtechnologyV» 1011 ноября 2014 NorthCharleston. USA, 2014.6.Смирнова В.К. Повседневность как проблема современной исторической науки (на примере историографии Великой Отечественной войны на Юге России)// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки., № 2. –Таганрог: Издательство ТГПИ им. А.П. Чехова, 2015. –с. 377–3857.Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. –М.: ГУ ВШЭ, 2009. –317 с.8.Орешкина Т. Н. Восстановление и развитие учреждений культуры в Сталинградской области: 1943 начало 1950х гг. /Т. Н. Орешкина. –Дисс… канд. ист. наук. Волгоград, 2009. –199 с.9.Мерзляков М.П. «Новое аграрное распоряжение –подарок для крестьян»: государственные имения в немецкофашистской оккупационной политики на Дону.//Материалы VIМеждународной научнопрактической конференции «FundamentalscienceandtechnologypromisingdevelopmentsVI» 34 августа 2015 NorthCharleston. USA, 2015.10.Респондент: Шиндоновина Ольга Александровна 1940 г.р. Интервьюер: В. М. Коптев. Место проведения: ростовская область, Целинский район, С. Ольшанка, квартира респондента, 2016 год. Продолжительность 37 минут// Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».11.Респондент: Шубина Т. Ф. 1936 г.р. Интервьюер: В. М. Коптев. Место проведения: ростовская область, Целинский район, С. Ольшанка, квартира респондента, 2016 год. Продолжительность 42 минут// Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
12. Респондент: Колина Е. А. 1938 г.р. Интервьюер: В. М. Коптев. Место проведения: ростовская область, Целинский район, С. Ольшанка, квартира респондента, 2016 год. Продолжительность 38 минут// Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».