Экономическое обоснование организации квест-проектов как популярного направления развития анимационного сервиса на региональном рынке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зотова М. В., Сычева В. О. Экономическое обоснование организации квест-проектов как популярного направления развития анимационного сервиса на региональном рынке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2146–2150. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86458.htm.
Аннотация. В статье представлено описание истории развития квест-проектов за рубежом и в России, а также результаты исследования спроса на посещение квест-комнат на региональном рынке (на примере Саратова). Данная работа содержит экономическое обоснование организации квест-проекта как одного из популярных на современном рынке направлений развития анимационного сервиса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зотова Марина Владимировна,Студентка 3 курса ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, г. СаратовRrishka@yandex.ru

Сычева Виктория Олеговна,Старший преподаватель Института истории и международных отношений ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратовvisicheva@mail.ru

Экономическое обоснование организации квестпроектовкак популярного направления развития анимационного сервисана региональном рынке

Аннотация.В статье представлено описание истории развития квестпроектов за рубежом и в России, а также представлены результаты исследования спроса на посещение квесткомнат на региональном рынке (на примере города Саратов). Данная работа содержит экономическое обоснование организации квестпроекта как одного из популярных на современном рынке направлений развития анимационного сервиса.Ключевые слова:анимационный сервис, квест, квестпроект, квесткомната.

В настоящее времяиндустрия развлечений играет важную роль в поддержании гармоничного развитияобщества. Традиционно к индустрии развлечений относят предприятия, организации и учреждения, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей людей в развлечениях.Организация данного вида отдыхаосуществляется силами специалистов, разрабатывающих анимационные проекты и программыи организующих весь процесс анимационной деятельности предприятия. Данный вид сервиса на предприятии называется анимационным сервисом. Основная цель любой анимационной деятельности заключается в создании особого впечатления у потребителя от работы аниматоров и всегопредприятияв целом. Анимационный сервис призван сделать отдых интересным, полноценным и незабываемым1.Примером анимационного сервиса можно назвать квестпроекты. Само слово «квест» с английского «quest» переводится как «поиск». Суть квестов состоит в решении ряда задач и успешном выходе из замкнутого пространства через поиск атрибутов в комнате и способов их применения.В наше время квестпроекты завоевываютвсе большую популярность среди людей всех возрастов. Прохождение квеста в реальности –прекрасная альтернатива логическим играм на компьютере. Однако, в квесте появляется возможность почувствовать себя внутри игры: подергать все двери, перебрать все ключи, не дать «врагам» помешать игрокам выбраться на свободу. Традиционно квеструмы (quest–с английского «поиск», room–«комната») представляют собой одну или несколько комнат, из которых игроки должны найти выход. Сюжет и сценарий квесткомнат тщательно прорабатывается организаторами, что позволяет игрокам получить массу удовольствия от их прохождения.ВЕвропе долгое время столицей квестов в реальности был Будапешт, где в 2013 году функционировало более 20 различных компаний, предлагавших свои комнаты сголоволомками2. Именно в Будапеште россиянин Богдан Кравцов впервые прошел 1Сычева В. О. Место анимационного сервиса в структуре рекреационной деятельности // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск3. –ART 85720. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85720.htm. –ISSN 2304120X.2Что такое квесты. «Запертая комната» какновое городскоеразвлечение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rustoria.ru/ Дата обращения: 07.12.15несколько квестов ипонял, чтотакой вид развлечения успешно приживется и в России.Таким образом, в России был создан первый квестпроект, получивший название «Клаустрофобия». Компания участников из 2х5ти человек, находясь в специально подготовленном помещении, за 1 час должна включить смекалку,разгадать головоломки, найти тайники ипокинуть комнату только с помощью своих интеллектуальных возможностей. К маю 2015 года «Клаустрофобией» было открыто 84 квесткомнаты в России, Европе и США, еще 97 квесткомнат находятся в разработке.У этого бизнеса есть интересная специфика –конкуренты здесь не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, пусть даже нехотя: человеку интересно сыграть в квест всего один раз, а затем он начинает, что еще интересного есть в городе. Проект «Клаустрофобия» стал примером для подражания среди организаторовквестов и квестоманов, поэтому в наши дни до сих пор открываются новые проекты квестов. Если говорить о Саратовской области, то на сегодняшний деньв Саратове функционирует 54квесткомнати еще 43находятся в разработке3. Мы думаем, что те, кто хоть раз посещал квесткомнату, задумывался о том, какоткрыть свой квест. В нашей работе мы постараемся подробно изложить, как же это сделать, а также опишем возможные риски и «точки провала». Первым шагом, конечно же, является написание сценария. Он должен быть хорошо продуман, посколькус каждым днем квестов становится все больше, а запросы потребителя растут. Чтобы узнать, какой жанр квестов является для потребителей данного продукта интересным, с27 по29 января 2016 года нами был проведен опрос среди опытных «квестоманов»(223 человека). Результаты опросы представлены ниже в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Распределение популярности среди известных в Саратове жанров квестов

Выяснилось, что в Саратове большей популярностью пользуются хоррорквесты, поскольку 47% опрошенных предпочли выбор данного жанра квеста. Этот жанр имеет возрастное ограничение 16+ и предполагает наличие в квестпомещении острых предметов и темных подвалов. Задача игроков не просто выбраться из комнат, а выбраться «живыми». Конечно, жизни участников квеста ничего не угрожает, однако антураж хоррорквестов соответствует фильмам ужасов.В Саратове к такому жанру можно отнести квесты «Агония», «Проклятие», «Загадочный дом», «Колыбель кошмаров» и т.д.Вторымпо популярности оказался квестовый жанр «экшн». Здесь успех зависитне только от умения игроков решать головоломки, нотакже и от их физических навыков. Всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи—все это 3Официальный сайт Sarquest [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sarquest.ru/ Дата обращения: 07.12.15Классический эскейп рум18%Перформанс11%Экшн22%Морфеус2%Хоррор47%гармонично сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи, подключая к их решению всю команду.Пока в Саратове данный вид квестов недостаточно развит. К «Экшнквестам» можноотнести всего две квесткомнаты: «Тайна перевала Дятлова» и «Лабиринт». Наименьшей популярностью у квестоманов пользуются «морфеусквесты». В этом квесте игра происходит исключительно в воображенииигрока. Всем игрокам обязательно завязывают глаза на протяжении всей игры. Здесь, также, как и в перформансе, присутствуют актеры и ведущий. Они помогают игрокам глубже вжиться в ситуацию. В этом жанре задействуются все органы чувств, кромезрения. Игрокам предстоит лишь слышать, чувствовать и осязать.В Саратове на сегодняшний день существует один «морфеусквест»с одноименным названием. В данной работе представленрасчет организациихоррорквеста в Саратове.Выбор жанра квеста обоснован его высокой популярностью среди квестоманов города Саратов. Основными затратами мы определили аренду помещения, коммунальные услуги, необходимое оборудование для строительства квеста и выплату зарплаты операторам и аниматорам в квесте. Помещение, которое мы выбрали для аренды, составляет 82 м2(ул. Кутякова/Горького). Площадь помещения считается оптимальной для организации квестпроекта.Выбор месторасположения помещения обоснован его центральным расположением. Конечно, на выезде из города аренда помещения стоила бы в разы меньше, но, находясь в центре города, мы можпосещаемость. В Таблице 1 указаны расходы, необходимые на открытие квеста. Срок строительстваквестапо нашимрасчетамзаймет 45 месяцев, поэтому в таблице указан период, в течение которогоквест не будет приносить дохода. Таблица 1Затраты на открытие квесткомнаты в Саратове (2015г.)Затраты на открытиеЦена/рублимесяц 2месяц 3месяц 4месяц 5Аренда 40 000,00 ₽ 40 000,00 ₽ 40 000,00 ₽ 40 000,00 ₽ 40 000,00 ₽ Регистрация 6 500,00 ₽ ₽ ₽ ₽ ₽ Оборудование (камеры, замки, рации, датчики и т.д.) 53 940,00 ₽ ₽ ₽ ₽ ₽ Резервная сумма (работа мастеров по наладке оборудования, возможные непредвиденные затраты) 25 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ Коммунальные расходы 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ 15 000,00 ₽ Разрешение пожарной инспекции 26 000,00 ₽ ₽ ₽ ₽ ₽ Итого 166 440,00 ₽ 70 000,00 ₽ 70 000,00 ₽ 70 000,00 ₽ 70 000,00 ₽

Как видно из Таблицы 1,единоразовыми затратами являются: покупка и установка оборудования, получение разрешения от пожарной инспекции, а также регистрация деятельности ИП.Остальные указанные затраты являются ежемесячными. Половинуежемесячных затрат составляет аренда помещения. В Таблицу 1 не включены затраты на продвижение проекта. Однако, необходимо отметить, что поскольку основным каналом распространения информации среди квестоманов является Интернет, в частности группы в социальных сетях, то размещение объявления об открытии квеста будет осуществленона сайте Sarquest.ruбесплатно.Продвижение квеста возможно также путемпроведениятестовых игр, после которых игроки оставляют свои отзывы на сайтах квестов или же в группах ВКонтакте(например, группа ВКонтакте «Подслушано Саратов | Квесты», которая имеет более 1300 подписчиков). Для «запуска» рекламы квеста необходимо 57 тестовых игр.Счастливчики, которым удастся попасть на тестовые игры, выбираются с помощью Генератора случайных чисел. Таким образом, за 5 бесплатных игр можно получить 1720 отзывов. Другим каналом продвиженияявляется «сарафанное радио»: посколькуадминистраторы квестов так или иначе знакомы друг с другом,слухи о запуске новогоквестараспространяются с огромной скоростью. Таким образом, для запуска нашего проекта необходима сумма 486.440 рублей. Рассчитаем спрос на участие в новом квесте.Стоимость прохождения нашего квеста будет составлять 3000 рублей (или 2500 руб.при наличии дисконтной картыSarquest), что является средней суммой за подобный квест. Квест рассчитан на команду от 3 до 5 человек. Нами также было проведено исследование частоты посещаемости квесткомнат города. С этой целью нами было опрошено 5 администраторов разных квесткомнат.

Диаграмма 2. Частота посещения квесткомнат в г. Саратов в 2015г.

Из Диаграммы 2 видно, что в выходные дни квесткомнаты посещают в 2 раза больше команд. Учитывая цену за прохождение нашего квеста, мы можем рассчитать, что квест выйдет на самоокупаемость уже в первыедватримесяцаработы, поскольку выручкаквесткомнаты в неделюсоставит:(2500*5)*5+(2500*12)*2=122500 рублей, где:

2500 р. –стоимость квеста с учетом скидки (т.к. у большинства посетителей квестовесть скидка);

5–среднее количество команд в будние дни(в неделю);

5–количество будних дней(в неделю);

12 –среднее количество команд в выходные дни(в неделю);

2 –количество выходных дней(в неделю),а выручка за месяц составит 122500*4=490000 рублей. 051015"Проклятье" от ВНЕДРЕНИЯ"Тайны закулисья" от Клаустрафоби"Лабиринт" от Lockation"Пока не сыграл в ящик" от Выйти из комнаты"Лихие 90е" от Выход естьКоличество человекВыходные дниБудние дниУчитывая расходы на аренду (40000 рублей), коммунальные услуги (15000 рублей), ФОТ (13000 рублей) и налоги (7350 рублей (6% по УСН)), чистая прибыль составит 414650 рублей.В заключение нашей работы хотелось отметить, что такой вид анимационного сервиса, как квест –явление в нашей стране новое, однако завоевывающее с каждым годом все большее количество поклонников. В настоящее времяквестпроектынаходятся на пике своей популярности. Заходя на официальный сайт4квесткомнат и проектов Саратовской области, мы видим, что каждый месяц открываются 35 новых квеста. «Комнатный» формат еще не полностью освоен на региональном рынке, а поэтому, на наш взгляд, имеетбольшие шансы на успех.

Ссылки на источники1.Официальный сайт Sarquest [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sarquest.ru/ Дата обращения: 07.12.152.Сычева В. О. Место анимационного сервиса в структуре рекреационной деятельности // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск3. –ART 85720. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85720.htm. –ISSN 2304120X.3.Что такое квесты. «Запертая комната» какновое городское развлечение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rustoria.ru/ Дата обращения: 07.12.15 4Официальный сайт Sarquest [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarquest.ru/ Дата обращения: 07.12.15