Физика в произведениях Анны Ахматовой

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова Е. В., Курносова А. А. Физика в произведениях Анны Ахматовой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2361–2365. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86502.htm.
Аннотация. В работе предлагается обзор отрывков стихотворений А. Ахматовой, в которых описаны физические явления. Данные отрывки могут быть использованы на занятиях по физике, литературе при реализации межпредметных связей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физикоматематических дисциплин и профессиональнотехнологического образования ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»,Филиал в г. Ишиме ErmakowaEl@mail.ru

Курносова АнастасияАндреевна, студенткафакультета математики, информатики и естественных наук «Тюменский государственный университет»,Филиал в г. Ишиме

Физика в творчестве АнныАхматовой

Аннотация.В работе предлагается обзор отрывков стихотворений А. Ахматовой, в которых описаны физические явления. Данные отрывки могут быть использованы на занятиях по физике, литературе при реализации межпредметных связей.Ключевые слова:творчество А.Ахматовой, использование литературных произведений на уроках физики.Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда,Как желтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда.

(А. Ахматова)

Человеку нашего века необходимо многое: поэзия А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, произведения Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, Л. Толстого,М. Шолоховачарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена. Развивать в детях чувство прекрасного, побуждать философски осмысливать окружающую жизнь можно не только на уроках искусства. Речь должна идти о гуманизации предметов, о дифференциации дисциплинестественноматематического цикла, в частности физики.

Отступленияв историю развития той или иной науки, привлечение на уроках математики, физики или химии поэзии, живописи, музыки позволяет ребятам увидеть разные грани изучаемого предмета и понять его роль в окружающем нас мире. Демонстрация картин, в которых художники запечатлели разные мгновения жизни, прослушивание музыки на любых уроках помогут педагогам формировать душу подростков. С помощью произведений литературы ребята тоньше почувствуют научныйаспект любой проблемы, так как поэтические и литературные образы вбирают сущность действительности.Нужно отметить, что знание литературных произведений у подрастающего поколения не очень высокое. Нами было проведено исследование среди учащихся1011 классов(50 человек). Предлагалось 12 отрывков из известных произведений русской литературы. Например, отрывок стихотворения А. Ахматовой (эпиграф статьи), отрывок "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, отрывок из "Вечера на хуторе, близ Диканьки"Н.В. Гоголяи др.). В результате выяснили, что никто из опрошенных не узнал отрывок из стихотворения А. Ахматовой. Учащиеся в большинстве своем не узнают литературные произведения, даже известные. Кроме того, затрудняются объяснять физические явления, описанные в произведениях. Таким образом, желательно в процессе изучения цикла естетсвеннонаучных дисциплин использовать отрывки из литературных произведений.Использование художественной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, развивает у них потребность в чтении. Кроме того, учитель получает возможность представить на уроках богатый иллюстративный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создает для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоциональный момент, этот материал легко воспринимается школьниками.Отрывки из известных произведений художественной литературы, в частности поэзии, могут использоваться на уроках физики с различными целями. Если отрывок содержит описание физического явления, то его целесообразно зачитать как иллюстрацию. Литературные тексты можно использовать для создания проблемной ситуации, анализа физической сути изучаемого явления. Более эффективны приемы «активные», например, решение физических задач, составленных на основе отрывков из литературных произведений; беседа, в ходе которой рассматривается с точки зрения физики содержание фрагмента. Время работы с фрагментами не превышает обычно 35 мин.Предлагаемые задания к текстам из произведений художественной литературы можно разделять по сложности, что позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к обучению.Для активного включения учащихся в урок можно дать им задание при чтении книг выписывать примеры физических явлений, проявления физических законов. Затем на уроке можно провести игрусоревнование, в которой активно проявляют себя учащиеся. В такой игре одинаково важным должно быть и узнавание в художественном произведении физических явлений, и их объяснение.Поэзия –это мир красоты, образов и чувств, который помогает ученым развивать творческую мысль в области точных наук.Уже больше века творчество Анны Ахматовой продолжает будоражить умы человечества, не утихают всевозможные споры о ее мотивах и художественном образе.

А. Ахматова обрела бессмертие, всецело отдавшись своему главному предназначению поэта. И признание ею своей роли после краха личной жизни означало, что впоследствии, когда она подвергалась нападкам, ей уже не нужно было спрашивать себя о мотивах своего творчества и открывать для себя истину, что поэзия была для нее единственным верным источником силы. В этом и ее слабость, ведь поэзия была для нее единственной дорогой жизни, но одновременно и сила, потому что она нашла свое истинное воплощение [2].В произведенияхА. Ахматовой можно выделить большое количество отрывков, в которых тем или иным образом описаны физические явления. И это дает возможность использовать творчество поэтессы на занятиях по физике.Рассмотрим ряд отрывков, для которых составлены вопросы и задачи по физике [см. также 3, 4, 5]. Звенела музыка в садуТаким невыразимым горем.Свежо и остро пахли моремНа блюде устрицы во льду. (Вечером,1913)Благодаря какому явлению "остро пахнут морем" устрицы на льду?***Да, я любила их, те сборища ночные,На маленьком столе стаканы ледяные,Над черным кофеем пахучий, зимний пар,Камина красного тяжелый, зимний жар,Веселость едкую литературной шуткиИ друга первый взгляд, беспомощный и жуткий. (А.Л.)Почему зимой более заметно выделение пара, чем летом?***Изумрудною стала вода замутненных каналов,И крапива запахла, как розы, но только сильней,Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,Их запомнили все мы до конца наших дней. (Небывалая осень построила купол высокий,…)Почему крапива запахла сильнее? Почему заря алая?***И в День Победы, нежный и туманный,Когда заря, как зарево, красна,Вдовою у могилы безымяннойХлопочет запоздалая весна.Она с колен подняться не спешит,Дохнет на почку, и траву погладит,И бабочку с плеча на землю ссадит,И первый одуванчик распушит. (Памяти друга)Почему заря "как зарево красна"? Почему цвет зари красный, а не желтого например, цвета?***На стеклах нарастает лед,Часы твердят: «Не трусь!»Услышать, чтоко мне идет,И мертвой я боюсь. (На стеклах нарастает лед,…)Почему возникает лед на стеклах? Как возникают морозные узоры на оконном стекле? С какой стороны они образуются –с внутренней или с внешней?***Я на солнечном восходеПро любовь пою,На коленях в огородеЛебеду полю.Вырываю и бросаю Пусть простит меня. (Песенка)За счет каких сил удерживаются растения (например, лебеда) в земле? Почему растение надо тянуть медленно?***То в инее ярком блеснет,Почудится в дреме левкоя...Но верно и тайно ведетОт радости и от покоя. (Любовь)Иней –это одно из состояний воды. Какое? Как образуется иней? При каком условии появляется иней?***На грома дальнего раскатОн, правда, был похож, как брат,Но в громе влажность естьВысоких свежих облаковИ вожделение лугов Веселых ливней весть.(Первый дальнобойный в Ленинграде)Что является источником грома? Как изменяется абсолютная и относительная влажность воздуха при его нагревании?В какое время суток летом больше относительная влажность воздуха при одной и той же абсолютной влажности?Днем при 200С относительная влажность воздуха была 60%. Сколько воды в виде росы выделится из каждого кубического метра воздуха, если температура ночью понизится до80С? Плотность насыщенных паров воды при 200С составляет 17,3г/м3, при 80С –8,3г/м3. (Ответ: 2 г)Вечером при температуре 140С относительная влажность воздуха равна 80%. Обещают понижение температуры ночью до 90С. Выпадет ли роса? Давление насыщенного водяного пара при 140С равна 1,6 кПа, при 90 С –1,15 кПа. (Ответ: роса выпадет)***Солнце комнату наполнилоПылью желтой и сквозной.Я проснулась и припомнила:Милый, нынче праздник твой.(8 ноября 1913)Какое явление описано в данных строках?При каких условиях можно наблюдать солнечные лучи в земной атмосфере?***Ах, дверь не запирала я,Не зажигала свеч,Не знаешь, как, усталая,Я не решалась лечь.Смотреть, как гаснут полосыВ закатном мраке хвой,Пьянея звуком голоса,Похожего на твой.(Белой ночью)Какие физические явления нашли отражение в этих строках?***Я говорю сейчас словами теми,Что только раз рождаются в душе.Жужжит пчела на белой хризантеме,Так душно пахнет старое саше.(Вечерняя комната,1912)Почему запахи распространяются в воздухе?***Поздней осенью свежий и колкийБродит ветер, безлюдию рад.В белом инее черные елкиНа подтаявшем снеге стоят.(Н.В.Н.)Почему "в белом инее черные елки"?***Днем дыханьями веет вишневымиНебывалый под городом лес,Ночьюблещет созвездьями новымиГлубь прозрачных июльских небес,(Наталье Рыковой)Почему днем не видно звезд? ***Пар валит изпод царских конюшен,Погружается Мойка во тьму,Свет луны как нарочно притушен,И куда мы идем —не пойму. (Годовщину последнюю празднуй…)Почему валит пар из конюшен?Почему свет луны "притушен"? ***Слегка хрустел апрельский тонкий лед,И над толпою голос колокольный,Как утешенье вещее, звучал,И черный ветер огоньки качал. (Ждала его напрасно много лет…)Почему хрустел лед?***А на закат наложенБыл белый траур черемух,Что осыпался мелкимДушистым, сухим дождем...(Из цикла "Юность")Почему на закате одни облака розовые, а другие –синие?***Я сегодня тебя одарюНебывалыми в мире дарами:Отраженьем моим на водеВ час, как речке вечерней не спится. (Не стращай меня грозной судьбой…)

Каквозникает отражение? Различаются ли отражение в воде и отражение в зеркале?***Стоит на небе месяц, чуть живой,Средь облаков струящихся и мелких,И у дворца угрюмый часовойГлядит, сердясь,на башенные стрелки.(Ночью)Как появляется месяц?***Весенним солнцем это утро пьяно,И на террасе запах роз слышней,А небо ярче синего фаянса.(Обман)Почему небо ярче "синего фаянса"? Как передаются запахи?***Пруд лениво серебрится,Жизнь поновомулегка...Кто сегодня мне приснитсяВ пестрой сетке гамака? (Обман)Почему пруд "серебрится"? Почему на воде образуется лунная дорожка?***Смолк отдаленный рожок,В сердце все те же загадки,Легкий осенний снежокЛег на крокетной площадке.(Обман)Как можно объяснить эхо?***Он длится без конца —янтарный, тяжкий день!О, как невыразима грусть, как тщетно ожиданье!И снова голосом серебряным оленьВ зверинце говорит о северном сиянье.(М.Лозинскому)Как возникает северное сияние?***Пoтвердому гребню сугробаВ твой белый, таинственний домТакие притихшие обаВ молчание нежном идем.(Пo твердому гребню сугроба)Почему сугроб "твердый"?***В узких каналах уже не струится Стынет вода,Здесь никогда ничего не случится.О, никогда!(Память о солнце в сердце слабеет,…)Как изменяется энергия льдав канале,на реке в мороз? Почему водав каналах замерзает сначала у берегов?***На землю саван тягостный возложен,Торжественно гудят колокола,И снова дух смятен и потревоженИстомной скукой Царского Села.(Первое возвращение)Можно ли колокол назвать источником колебаний?***Перед весной бывают дни такие:Под плотным снегом отдыхает луг,Шумят деревья веселосухие,И теплый ветер нежен и упруг. (Перед весной бывают дни такие..)Почему снегвесной плотнее?***Паровозик идет до Скорбящей,И гудочек его щемящийОткликается над Невой.(Петербург в 1913 году)Мы услышали эхо через 1,5 с.На каком расстоянии оказался паровозик? Скорость звука принять 340 м/с.***Алмазами казались солнца блики,Волшебный ветерок перелеталИ то лесною веял земляникой,То соснами столетними дышал.Под яркоголубыми небесамиОгромный парк был полон голосами,И даже эхо стало молодым...(Послесловие)Какие физические являния описаны в данном отрывке? Почему алмаз блестит?Какое свойство отличает алмаз от других веществ? Каково строение алмаза?Почему небеса "яркоголубые"?***Привольем пахнет дикий мед,Пыль солнечным лучом,Фиалкою девичий рот,А золото ничем.Водою пахнет резеда,И яблоком любовь.Но мы узнали навсегда,Что кровью пахнет только кровь... (Привольем пахнет дикий мед,..)Почему чувствуется запах меда? Почему золото не пахнет?***И вот сегодня —это светлый сад,Привольный, ясный, под огромным небом:Курчавятся и зацветают ветки,Жужжат шмели, ибабочки порхают,И соком наливаются дубки,А лиственницы нежные и липыВ спокойных водах тихого канала,Как в зеркале, любуются собой...(Приморский пар Победы)Как возникает отражение в зеркале?***На сотни верст, на сотни миль,На сотни километровЛежала соль, шумел ковыль,Чернели рощи кедров.(С самолета)Почему "чернели рощи кедров"?***Он весь сверкает и хрустит,Обледенелый сад.Ушедший от меня грустит,Но нет пути назад.(Сад)Почему хрустит обледенелый сад?Почему обледенелый сад сверкает?***Склонился тусклый мертвый ликК немому сну полей,И замирает острый крикОтсталых журавлей.(Сад)Какую роль в восприятии звука играет расстояние?***Сегодня мне письмане принесли:Забыл он написать или уехал;Весна, как трель серебряного смеха,Качаются взаливе корабли.Сегодня мне письма не принесли...(Сегодня мне письмане принесли…)Какое движение совершают корабли? Что является причиной этого движения?***Ушла к другим бессонницасиделка,Я не томлюсь над серою золой,И башенных часов кривая стрелкаСмертельной мне не кажется стрелой. (Слаб голос мой, но воля не слабеет,..)Во сколько раз отличается частота вращения концов минутной и часовой стрелки? Какими свойствами обладает время?

***Между ягод сетипаутинки,Гибких лоз стволы еще тонки,Облака плывут, как льдинки, льдинкиВ ярких водах голубой реки.( Сладок запах синих виноградин...)В каком состоянии находится вода в облаке? Почему плывут облака?***Столько просьб у любимой всегда!У разлюбленной просьб не бывает.Как я рада, что нынче водаПод бесцветным ледком замирает.(Столько просьб у любимой всегда!)Почему вода "замирает"?При замерзании реки на поверхности образуется лед, а подо льдом вода. Как это согласуется с тем, что в жидкостях холодные потоки опускаются вниз, а теплые поднимаютсянаверх?***Бывает так: какаято истома;В ушах не умолкает бой часов;Вдали раскат стихающего грома.Неузнанных и пленных голосовМне чудятся и жалобы и стоны,Сужается какойто тайный круг,… (Тайны ремесла)Как возникают раскаты грома?Что сначала: мы слышим гром или видим свет от молнии? Что происходит при взаимодействии молнии с водой? Почему не нагревается вода?***И сколько там сумрака ночи, И тени, и сколько прохлад, Там те незнакомые очи До света со мной говорят,…(Тайны ремесла)Как образуется тень?***Течет река неспешно по долине,Многооконный на пригорке дом.А мы живем, как при Екатерине:Молебны служим, урожая ждем. (Течет река неспешно по долине,…)Отличается ли скорость течения воды в реке и ручье? Почему?***У берегасеребряная иваКасается сентябрьских ярких вод.Из прошлого восставши, молчаливоКо мне навстречу тень моя идет. (Царскосельские строки)Можно ли по этому эпизоду судить о том, в какое время суток происходили описываемые события?Как образуется тень?***Ты, росой окропляющий травы,Вестью душу мою оживи,Не для страсти, не для забавы,Для великой земной любви.(Эта встреча никем не воспета)Объясните образование росы. Может ли одновременно появиться роса и иней?Всегда ли при понижении температуры выпадает роса?***Или эхо, что еще не можетЗамолчать, хотя я так прошу...С этим эхом приключилось то же,Что и с тем, что в сердце я ношу.(Эхо)Как возникает эхо?***Затянулся ржавой тиноюПруд широкий, обмелел,Над трепещущей осиноюЛегкий месяц заблестел.(Я пришла сюда, бездельница, …)Почему месяц блестит?***Я слышу иволги всегда печальный голосИ лета пышного приветствую ущерб,А к колосу прижатый тесно колосС змеиным свистом срезывает серп.(Я слышу иволги всегда печальный голос…)Почему серп издает звук?***Я улыбаться перестала,Морозный ветер губы студит,Одной надеждой меньше стало,Одною песней больше будет.И эту песню я невольноОтдам на смех и поруганье,Затем, что нестерпимо больноДуше любовное молчанье.Какие тепловые явления описаны в этом отрывке?Когда человеку холоднее: в безветренную погоду, или при ветре при одной и той же температуре?

Ахматова прожила жизнь, полную самых разнообразных и неоднозначных событий, многогранных произведений, которые и до сих пор занимают умы и души очень многих. И мы может изучать эти произведения бесконечно.На уроке благодаря использованию литературных текстов устанавливается обычно хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выразить свои мысли, переживания.Разумеется, использование литературных текстов не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогая усвоению физики, и предоставляя возможности для воспитательной работы.

Ссылки на источники1.http://rupoem.ru/axmatova/all.2.http://ahmatova.niv.ru/3.Ермакова Е.В., Власкин Р.И. Задачи с астрономическим содержанием в процессе обучения/ Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014. №6(18). С. 7275. 4.Ермакова Е. В., Плотников Е. П. Составление физических задач на основе материалов о Великой Отечественной войне // Концепт. –2015. –№ 07 (июль). –ART 15234. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15234.htm. –ISSN 2304120X.5.Ермакова Е.В. Составление задач по результатам лабораторных работ по молекулярной физике/Проблемы и перспективы физикоматематического и технического образования: сб. материалов Всероссийской науч.практтич. Конф. (1920 ноября 2015)/отв. ред. Т.С .Мамонтова.Ишим: Издво Ипи им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2015.232 с. С. 7578