Актуальные вопросы организации деятельности территориальных подразделений ГИБДД Краснодарского края в части реализации контрольно-надзорных полномочий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булавкин А. А., Махонина В. А. Актуальные вопросы организации деятельности территориальных подразделений ГИБДД Краснодарского края в части реализации контрольно-надзорных полномочий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2666–2670. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86564.htm.
Аннотация. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД, Госавтоинспекция) продолжает оставаться практически единственным государственным органом, решающим государственную задачу обеспечения безопасности личности, общества и государства от угроз, которые несет в себе дорожное движение. Разрешение этого серьезного вопроса влечет за собой активную деятельность по обучению участников дорожного движения основным направлениям обеспечения безопасности конструкций транспортных средств, поддержанию безопасных дорожных условий; обеспечению неукоснительного соблюдения всеми участниками дорожного движения установленных правил.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Махонина Валерия Алексеевна,курсант Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар

Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России, г. Краснодарbulavkin_aleksan@mail.ru

Актуальные вопросы организация деятельноститерриториальных подразделений ГИБДДКраснодарского краяв части реализацииконтрольнонадзорных полномочий

Аннотация.Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее ГИБДД, Госавтоинспекция)продолжает оставаться практически единственным государственным органом, решающим государственную задачу обеспечения безопасности личности, общества и государства от угроз, которые несет в себе дорожное движение. Разрешение этого серьезного вопроса влечет за собой активную деятельность по обучению участников дорожного движения, основным направлениям обеспечение безопасности конструкций транспортных средств, поддержанию безопасных дорожных условий; обеспечению неукоснительного соблюдения всеми участниками дорожного движения установленных правил.Ключевые слова:государственный контроль (надзор),проверка,дорожная инспекция, технический надзор, экзаменационная работа, дорожнопатрульная служба.

В соответствии снормами федеральногозаконаРФ от 15.11.1995г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения»[1]установлено, что Федеральный государственный надзорв области безопасности дорожного движения (БДД) осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.В свою очередь, Положениео федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденноеПостановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 г. № 716[2]определило, что федеральный надзорнаправлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения требований законодательстваРоссийской Федерации о БДДпосредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.Общеизвестно, что всистеме МВД России основным субъектом, отвечающим за обеспечение БДД, являетсяГосавтоинспекция, которая состоит из следующихорганови подразделений:1)Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России(ГУОБДД МВД России), являющееся основныморганом управления ГИБДД; 2)Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД Росси; 3)подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ; 4)специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ; 5)подразделения ГИБДД управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям; 6)научноисследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.В тоже время непосредственно контрольнонадзорныефункции ГИБДД возложены на подразделения дорожной инспекции, технического надзора, экзаменационной работыи дорожнопатрульной службы.Представители дорожнойинспекцииосуществляют контрольза соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения БДДпри осуществлении ответственными лицами дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог).Деятельность дорожной инспекции регламентированатребованиямиАдминистративного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области БДД в части соблюдения требований законодательства РФ о БДД, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения БДДпри строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог,утвержденного Приказом МВД РФот 30.03.2015г.№ 380[3].При этом основными задачами определено обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, выявление, предупреждение и пресечение таких нарушений с принятием мер, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях, а также получение объективной информации о соблюдении обязательных требований безопасности.К правам(компетенции)дорожной инспекции относится введение временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам; возбуждениядела об административномправонарушении; выдачатребования о прекращении противоправных действий; выдачаобязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;внесениев соответствии с КоАП РФ руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений[4];внесениев соответствии с Федеральным законом «О полиции»руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности[5];вручение(направление) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);направлениеинформации(в органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией о нарушениях объектами надзора нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции МВД России;в органы прокуратуры о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог).К направлениям работы подразделений технического надзораотносится осуществлениеконтроля за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения БДД при эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования.Деятельность сотрудников подразделений технического надзора регламентирована нормами федеральных законовот 26.12.2008 г. №294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[6]; от 15.11.1995г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения»;Положенияо федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 19.08.2013 г. № 716.Основными задачами определено предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о БДДпосредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.Необходимо заметить, что кправам (компетенции)технического надзораотнесено: запретэксплуатацииавтомототранспортныхсредств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ;запрет научастиев дорожном движении автомототранспортныхсредств и прицеповк ним,в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям БДД;возбуждениедела об административном правонарушении;выдача требования о прекращении противоправных действий;выдача обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения БДД; внесение в соответствии с КоАП РФ руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; внесениев соответствии с федеральным законом «О полиции»руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;вручение(направление) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя); направлениеинформации:а)в органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией о нарушениях объектами надзора нормативныхправовых актов РФ, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции МВД России;в) в органы прокуратуры о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований в области обеспечения БДД.Подразделения экзаменационнойработыосуществляют принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдачуводительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдачузаключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебноматериальной базы установленным требованиям.Основными нормативноправовымиактами являются федеральныйзакон от 10.12.1995 г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения»;Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»[7], требования Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности»[8], определивших задачи и права (компетенции) подразделенийэкзаменационной работы.Подразделения дорожнопатрульнойслужбы(ДПС) осуществляют оперативнопрофилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения БДД, а также участвуют в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования, руководствуясь Наставлениемпо организации деятельности ДПС ГИБДД МВД РФ, утвержденногоприказом МВД России от 02.03.2009 № 186дсп «О мерах по совершенствованию деятельности ДПС ГИБДД МВД РФ» [9]; приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»[10]; Инструкциипо осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции, утвержденнойприказом МВД России от 31.08.2007 № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции»[11].Надо сказать, что вышеперечисленными ведомственными приказами МВД России определены основные задачи подразделений ДПС–это обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта, так и права (компетенции):1)контроль на постах и маршрутах патрулирования ДПС за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения, а также в пределах предоставленных полномочий требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД; 2)оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении; осуществление распорядительнорегулировочных действий; 3)осуществление в соответствии с законодательством РФ производства по делам об административных правонарушениях; осуществление неотложных действий на месте дорожнотранспортных происшествий(ДТП); 4)осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств; разработка на основе анализа обстановки с аварийностью мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа ДТП и пострадавших в них людей;5)информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;6)проведение в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД России, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;7)участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение БДД;8)контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством уличнодорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтностроительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу БДД;9)обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в пределах зон ответственности постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений; 10)участие в пределах своей компетенции в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.Стоит отметить, что в состав ДПС ГИБДД МВД России входят такие строевые подразделения, как полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области БДД, проведения специальныхмероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы. При этомфункции строевых подразделений, как нам кажется,можно объединить в единую для всех группу, а именно:а)распорядительнорегулировочные действия, оказание помощи участникам дорожного движения, содействие гражданам в реализации их законных прав и интересов;б)контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, других нормативов и стандартов;в)выезд на места ДТП для выполнения неотложных действий, документирование в установленном порядке фактов и событий на месте ДТП;г)проведение доследственной проверки материалов ДТП с пострадавшими;д)осуществление в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях;е)участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места ДТП;ж)осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;з)выявление недостатков в состоянии уличнодорожной сети и технических средств организации дорожного движения, нарушений установленного порядка производства ремонтных и строительных работ на дорогах, принятие неотложных мер при возникновении экстремальных дорожных ситуаций;и)участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств установленных норм и правил в сфере перевозочной, транспортноэкспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.Необходимо учитывать, что для решения задач соблюдения законодательства в области обеспечения БДДГосавтоинспекция наделена широким кругомполномочий,которые по своей целевой направленности могут быть разделенына следующие группы:1)административнопредупредительные, выступающие в качестве ограничений административноправового характера, административно

побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица;2)административнообеспечительные;3)административного пресечения,перечень которых весьма широк и разнообразен(от требований прекратить совершение правонарушения до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исходя из федерального закона «О полиции»и иных нормативных правовых актов).Вполне очевидно, что сущность организации дорожного движения и обеспечения ее безопасности заключаетсяв оперативном реагировании на аварийность, а также применении таких мер административного воздействия, как убеждение и принуждение в отношении должностных лиц и граждан для четкого и неукоснительного соблюдения ими требований правовых норм в области дорожного движения, о чем говорят в своих трудах авторы, внесшие значительный вклад в теорию обеспечения безопасности дорожного движения: И.И. Веремеенко, В.В. Головко, С.А. Гусейнов, А.Т. Дмитриев, И.Ш. Килясханов, А.С. Ловинюков, Ю.П. Луконин, B.И. Майоров, А.Л. Прозоров, Б.В. Россинский, С.А. Сергеев, Ю.Н. Туник, С.Н. Чмырев, А.П. Шергин, X.А. Юсупов и др.Если обратить внимание на итогинадзорной деятельности подразделений ГИБДД Краснодарскогокрая, то необходимо отметить, что по итогам девяти месяцев 2015 года[12]в рамках осуществления территориальными подразделениями ГИБДД на муниципальном уровне и строевыми подразделениями ДПС ГИБДДКраснодарского края государственного контроля (надзора) за соблюдением нормативных требований по обеспечению БДДпри осуществлении дорожной деятельности выдано 4.787 предписаний (представлений) дорожного надзора на устранение нарушений нормативных требований, из которых 1.875 юридическим лицам. За неисполнение в срок выданных предписаний (представлений) составлено 526 административных материалов по ч. 1 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, из которых 370 в отношении юридических лиц.По фактам повреждения дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а также умышленного создания помех в дорожном движении по ст. 12.33 КоАП Российской Федерации составлено 3.230 административных протоколов, из которых 15 в отношении юридических лиц.За несоблюдение требований по обеспечению БДДпри ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений по ст. 12.34 КоАП Российской Федерации возбуждено 1.925 дел об административном правонарушении, из которых 302 в отношении ответственных юридических лиц.Обращает на себя внимание и организованноевзаимодействие с органами прокуратуры в решении вопросов обеспечения БДД: так,за указанный период времени в органы прокуратуры направлено 209 информаций о нарушениях законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.С начала 2015 года за нарушение правил использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, в том числе выразившихся в строительстве, реконструкции объектов дорожного сервиса, установке рекламных конструкций без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением требований технических регламентов по статье 11.21 КоАП Российской Федерации составлено 134 административных материала, из них 2 в отношении юридических лиц.За нарушение нормативных требований при размещении рекламных средств на участках дорог, проходящих в границах населенных пунктов, и размещение рекламы без разрешений по статье 14.37 КоАП Российской Федерации составлено 97 административных протоколов, из них 6 в отношении юридических лиц.Говоря о результатах работы подразделений технического надзора, то стоит учесть, что за 9 месяцев 2015годасотрудниками технического надзора ГИБДД края проведено 2.370плановыхивнеплановых проверок по ранее выданным предписаниям, выдано 1.331 предписание, составлено 4.697административных материалов на должностных и юридических лиц. За невыполнение автоперевозчиками ранее выданных предписаний в суды направлен 401 административный материал.На водителей, управлявших транспортными средствами(ТС)с нанесенным пленочным покрытием на передних и передних боковых стеклах автомобилей, светопропускание которых не соответствует установленным требованиям, составлено 72.447 административных материалов по ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ (за управление ТС, светопропускание стекол которых не соответствует требованиям Технического регламента) и 6.311 административных материалов по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ (за управление ТС, с установленными на передних стеклах а/м предметов ограничивающих обзорность с места водителя), 7.816 водителям, не устранившим нарушение на месте выдано требование об устранении обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения, за невыполнение законного требования сотрудника полиции по удалению пленочного покрытия со стекол автомобиля, были привлечены судом к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ 356 водителей, 62.931 нарушение устранено на месте.Если рассмотреть организациюнадзораза движением транспортных средств и пешеходов,то необходимо отметить, что в 2014 году для повышения уровня контрольнонадзорной деятельности, эффективности использования сил и средств подразделений Госавтоинспекции края в строевых подразделениях ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю и подразделениях ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России на районном уровне были разработаны и утверждены (согласованы) дислокациипостов и маршрутов патрулирования нарядов дорожнопатрульной службы на период 20142015 г.г., в соответствии с которыми организовано и проконтролировано обеспечение БДД на дорогах края при проведении 530 мероприятий культурномассового, спортивного и общественного характера, в т.ч. празднования Нового года, Рождества Христова и Крещение Господне и Эстафеты Олимпийского и Паралимпийского огня, «Чемпионата мира по автогонкам «Формуле 1» на которых было задействовано более 6.000 сотрудников Госавтоинспекции Краснодарского края.В 2014 году подразделениями Госавтоинспекции Краснодарского края было организовано и проведено 1.839 мероприятий по сопровождению транспортных средств автомобилями Госавтоинспекции,в которых задействовалось 3.939 автомобилей и 7.878 сотрудников Госавтоинспекции края. Основную долю 888 (48 % от общего количества) составили мероприятия по сопровождению транспортных средств,осуществляющих перевозку детей к местамотдыха (оздоровления), а также к местам проведения массовых мероприятий. Кроме того, в связи с проведением в городе Сочи «Олимпийских зимних игр 2014» и «Чемпионата мира по автогонкам «Формуле 1» организовано и проведено 828 (45 % от общего количества) мероприятий по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.Особое внимание уделялось организации профилактических мероприятий, разработанных на основе анализа обстановки с аварийностью, выработки мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа ДТП и пострадавших в них людей.В целом за 2014 год на территории Краснодарского края проведено 1.268 специальных мероприятий по массовой отработке, в том числе 47 мероприятий проведено в краевом центре.В ходе данных мероприятий было сформировано более 1.900 (1.903) групп нарядов ДПС ГИБДД, в результате профилактической деятельности сотрудниками Госавтоинспекции выявлен 2.761 водитель, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения. Кроме того,в 2014 году сотрудниками Госавтоинспекции ГУ МВД России по Краснодарскому краю проведено более 160 кампаний и акций, направленных на сокращение количества ДТП, совершенных нетрезвыми водителями. Руководителями подразделений ГИБДД в средствах массовой информации (СМИ) организовано 102 выступления по указанной тематике, проведено 38 брифингов, прессконференций, «круглых столов». Всего для СМИ подготовлено 504 материала о целях проводимых профилактических мероприятий и их результатах, номерах «телефонов доверия», из них для печатных изданий 66 материалов, радиоканалов 219, для телевидения 125, информационных агентствах и Интернет изданиях 94.За 9 месяцев 2015 года, с целью снижения количества ДТП с участием отдельных категорий участников дорожного движения на территориях обслуживания строевых подразделений ДПС Госавтоинспекции Краснодарского края проведено 229 оперативнопрофилактических мероприятий («Пешеход», «Автокресло детям», «Скорость», «Встречная полоса», «Безопасная улица», «Нетрезвый водитель», «Бахус», «Осторожно

гололед», «Автобус», «Пешеходный переход» и т.д.).Организовано и проконтролировано обеспечение БДД на дорогах края при проведении 833 мероприятия культурномассового, общественного и спортивного характера, в т.ч. празднования Нового года, Рождества Христова и Крещение Господне, Дня Победы, «Дня знаний», «Спортаккорд», Чемпионат мира по автогонкам «Гранпри России Формула 1» и др.За указанный период времени подразделениями Госавтоинспекции Краснодарского края было организовано ипроведено 2.130 мероприятий по сопровождению транспортных средств автомобилями Госавтоинспекции, что составляет 58% от общего числа проведенных мероприятий на территории ЮФО РФ и 5,5% от числа проведенных на территории Российской Федерации. Основную долю 803 (38 % от общего количества) составили мероприятия по сопровождению транспортных средств,осуществляющих перевозку детей к местам отдыха (оздоровления), а также к местам проведения массовых мероприятий.В 2015 году особое внимание уделялось предупреждению правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами водителями с признаками опьянения, снижению числа автоаварий с их участием на автомобильных дорогах и уличнодорожной сети населенных пунктов Краснодарского края.За девять месяцев 2015 года на территории нашего региона проведено 1.435 массовых отработок, в том числе 41 мероприятие проведено в краевом центре. В ходе данных мероприятий было сформировано более 2.500 (2.580) групп нарядов ДПС ГИБДД, в результате профилактической деятельностисотрудниками Госавтоинспекции выявлено 3.082 водителя, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения. Для достижения дополнительного профилактического эффекта обеспечено информирование населения через СМИ о целях и задачах планируемых мероприятий, с привлечением представителей СМИ проведено 746 массовых отработок.В целом при выполнении контрольнонадзорных функций на территории Краснодарского края за девять месяцев 2015 года сотрудниками Госавтоинспекции выявлено и пресечено 17.532 (+2.431 или +13,8%) правонарушения, связанных с управлением водителями транспортных средств в состоянии опьянения, либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ). По состоянию на 05.10.2015 г. сотрудниками Госавтоинспекции Краснодарского края было зарегистрировано в книге учета сообщений о происшествиях 406 фактов преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, по которым в настоящее время возбуждено 288 уголовных дел, 136 из которых направлено в суд. Обвинительные приговоры уже вынесены в отношении 23 лиц. Реальный срок лишения свободы зафиксирован только в одном случае. В остальных случаях по данной категории дел судами применяется санкция в виде обязательных работ и лишения права управления транспортными средствами.Если рассмотреть работус учебными организациями, то необходимо отметить, что впериод с августа 2014г. по октябрь 2015г. в УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю обратилось 215 образовательных организаций Краснодарского края, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий по вопросу согласования программ подготовки (переподготовки) водителей, проведения обследований учебноматериальной базы и выдаче заключения. В настоящее время УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю согласованы программы подготовки (переподготовки) водителей

217 организациям, заключения о соответствии учебноматериальной базы выданы 205 организациям. Остальным организациям в выдаче заключения отказано по причине не соответствия учебноматериальной базы.По данным УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю по итогам 12и месяцев 2014 года на территории Краснодарского края водителями транспортных средств, чей стаж не превышает 3х лет («молодыми водителями») совершено 746 ДТП, в которых 134 человека погибло и 979 человек получили ранения.Из общего количества ДТП, произошедших на территории края по вине «молодых» водителей, 578 ДТП совершено водителями, прошедшими подготовку и получивших водительские удостоверения на территории Краснодарского края, в которых 100 человека погибло и 747 человека получили ранения. Еще 29 виновников ДТП указанной категории водителей прошли подготовку за пределами субъекта, однако квалификационные экзамены сдавали в подразделениях МРЭО Краснодарского края.Таким образом, рассматривая вопросы организациидеятельности территориальных подразделений ГИБДД Краснодарского края в части реализации контрольнонадзорных полномочий необходимо отметить следующее.Мы считаем, что эффективность ответственности должна определяться не строгостью, а неотвратимостью наказания за совершенное правонарушение, в связи с чем контрольнонадзорная деятельность Госавтоинспекциипродолжает оставаться весьма актуальной, так как в ходе нее происходит предупреждение, пресечение правонарушений в области дорожного движения, создаются и обеспечиваются условия для неотвратимости наказания к виновным в их совершении.В тоже время, на наш взгляд, контрольнонадзорная деятельность Госавтоинспекции, остается в настоящее время без должных правовых основ.Так, к примеру, Приказом МВД России от 22.12.2014 г. № 1123 признан утратившим силу Приказ МВД России от07.12.2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД РФ по техническому надзору» в связи с чем, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Госавтоинспекции по линии технического надзора.Следствием этого, как мы считаем, становится отставание организационноправовых основ контрольнонадзорной деятельности ГИБДД, в частности, и деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в целом от современных условий.В соответствии с Нормами положенности оперативнослужебных транспортных средств органов внутренних дел РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 13.12.2012г. №1100 «О некоторых вопросах обеспечения оперативнослужебными транспортными средствами органов внутренних дел Российской Федерации», каждый территориальный орган МВД России на районном уровне (управление, отдел) должен быть обеспечен одним автомобилем передвижным пунктом технического контроля (ППТК), кроме того, один автомобиль ППТК вводится дополнительно при наличии на учете более 10.000 единиц автомототранспортных средств. В настоящее время из 44 подразделений ГИБДД О(У)МВД России по муниципальным образованиям Краснодарского края ППТК имеется только в 8.На сегодняшний день процент оснащенности подразделений ДПС как входящих в состав территориальных органов внутренних дел, так и подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю остается крайне низким. Оснащенность подразделений ГИБДД Краснодарского края основными техническими средствами, составляет:приборы измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе при положенности 644 комплекта, в наличии имеется 579 комплектов;доступ к оперативносправочным учетам ГИБДД осуществляется с применением систем удаленного доступа по GPRS/3Gканалам связи, положенность которых составляет 914 комплектов, в наличии всего 461 комплект;мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в подразделениях ГИБДД края положено 735 комплектов, а в наличии только 324 комплекта.В тоже время необходимо учесть, что в связи с тем, что технические средства в рамках Государственного оборонного заказа выделяются в недостаточном количестве, Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, совместно с администрацией Краснодарского края, ежегодно проводится работа по доукомплектованию подразделений ГИБДД края современными техническими средствами. Так, в 2014 году, в рамках подпрограммы «Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2014 2016 годы» администрацией Краснодарского края было приобретено 200 приборов измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе и 200 планшетных компьютеров с доступом в базы данных ГИБДД, на общую сумму 22 миллиона рублей.На эффективную организацию деятельности функционирующих трех стационарных поста ДПС ГИБДД «Магри», «Кущевский» и «Успенский» существенное влияние оказывает недостаточная укомплектованность специальными оперативнотехническими средствами, в соответствии с нормами положенностии, утвержденными Министерством внутренних дел Российской Федерации.Следует отметить и критическое положение, связанное с обеспечением ДПС края горючесмазочными материалами (ГСМ). В связи с сокращением лимитов ГСМ, выделяемых ДПС (на 50 %) обеспечение БДД при организации мероприятий по сопровождению организованных групп детей затруднено. Особо остро указанная проблематика влияет на реализацию указанных мероприятий в период летнего оздоровительного сезона, когда количество заявок, подаваемых из муниципальных образований Краснодарского края на организацию сопровождений детей, увеличивается на 25 %, а из других субъектов Российской Федерации на 40 %.Хотя необходимо отметить, что вусловиях ограниченного снабжения ГСМ УГИБДД принимаются меры по сокращению количества автопатрулей и увеличению пеших постов и маршрутов, однако применение таких «крайних» мер негативно сказывается на выполнение возложенных на службу задач и функций.Итак, с учетом вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:1. Компетенция ГИБДД изменяется под влиянием внешних условий. В настоящее время главной задачей ГИБДД является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения обязательных требований, установленных Правилами дорожного движения РФ, в связи с чем основными функциями Госавтоинспекции следует признать государственный контроль и административный надзор.2. Источники государственного контроля и административного надзорапредставляют собой два независимых института, нацеленных на решение различных задач: для контроля это обеспечение законности и целесообразности деятельности субъектов обеспечения БДД; для административного надзора обеспечение законности в поведении участников дорожного движения.3. Вопросы и характер полномочий ГИБДД в области обеспечения БДДстоит признать объективно сложившимися подлежащимисохранению. ГИБДД МВД России представляет собой уполномоченный национальный орган в области обеспечения БДД, не только решающий весь комплекс задач внутри страны, но и представляющий Россию на международной арене.

Ссылки на источники[1]Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения», опубликован в «Российской газете» от 26.12.1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11.12.1995 г., № 50, ст. 4873.[2]Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 г. № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», текст постановления опубликован на «Официальном интернетпортале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 21.08.2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 34 ст. 4446.[3]Приказ МВД России от 30.03.2015 г. № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог», зарегистрирован в Минюсте РФ 07.05.2015 г., регистрационный № 37154, текст приказа опубликован на «Официальном интернетпортале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 08.05.2015 г.[4]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195ФЗ, текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31.12.2001 г. № 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 07.01.2002 г. № 1 (часть I) ст. 1, в «Парламентской газете» от 05.01.2002 г. № 25.[5]Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3ФЗ «О полиции», текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 08.02.2011 г. № 25, от 10.02.2011 г. № 28, в «Парламентской газете» от 11.02.2011 г. № 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14.10.2011 г. № 7 ст. 900.[6]Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30.12.2008 г. № 266, в «Парламентской газете» от 31.12.2008 г. № 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 52 (часть I) ст. 6249.[7]Указ Президента РФ от 15.06.1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», текст Указа опубликован в «Российской газете» от 23.06.1998 г. № 116, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22.06.1998 г. № 25 ст. 2897.[8]Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», текст постановления опубликован на «Официальном интернетпортале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30.10.2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 04.11.2013 г. № 44 ст. 5764.[9]Приказ МВД России от 19.05.2009 г. № 186дсп «О мерах по совершенствованию деятельности ДПС ГИБДД МВД РФ», зарегистрирован в Минюсте РФ, регистрационный № 13942.[10]Приказ МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», зарегистрирован в Минюсте РФ 18.06.2009 г., регистрационный № 14112, текст приказа опубликован в «Российской газете» от 07.07.2009 г. № 122.[11]Приказ МВД РФ от 31.08.2007 г. № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции», зарегистрирован в Минюсте РФ 19.10.2007 г., регистрационный № 10357, текст приказа опубликован в «Российской газете» от 03.11.2007 г. № 247.[12]http://www.gibdd.ru/r/23/dps/[Дата обращения 13.01.2015].