Особенности государственной защиты потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мокрякова И. А. Особенности государственной защиты потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2801–2805. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86591.htm.
Аннотация. В данной работе рассмотрены особенности защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве Российской Федерации, меры, применяемые государственной властью для защиты лиц, содействующих уголовному процессу, а также способы повышения эффективности работы института защиты свидетелей и потерпевших.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мокрякова Инна Амирановна,студент, 4 курс (ЗФО), СевероКавказского филиала ФГБОУВО«РГУП», г.Краснодарimpress.07@mail.ru

Научный руководитель –Бабенко Ирина Андреевна,Доценткафедры уголовного процесса СевероКавказского филиала ФГБОУВО «РГУП», кандидат юридических наук

Особенности государственной защиты потерпевшихисвидетелей

в уголовном судопроизводствеРоссийской Федерации

Аннотация. В данной работе рассмотрены особенности защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Меры, применяемые государственной властью для защиты лиц, содействующих уголовному процессу.А так же способы повышения эффективности работы института защиты свидетелей и потерпевших.Ключевые слова: защита, свидетель, потерпевший, уголовное судопроизводство, безопасность, законодательство.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004г.N119ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается осуществление предусмотренных законодательством мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества данных лиц, а также мер их социальной поддержки в связи с участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.В настоящее времяосновная массапреступлений совершается в условиях неочевидности, с детальнойподготовкой и устранением следов противоправного деяния. В связи с этимпоказания свидетелей и потерпевшихкрайне важны для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию[1].

Таким образом,вданной работемы хотимрассмотреть особенностизащиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводствеРоссии.От своевременной дачи показаний потерпевшими/илисвидетелем, являющихся непосредственными очевидцами преступления, зависит объективное и всестороннеерассмотрение дела. Но не каждый свидетельпреступления изъявляет желание дать показания, опасаясь за свою жизнь и здоровье. Потерпевшие и свидетели зачастую либо отказываются, либо уклоняются от участия в уголовном судопроизводстве.

Обеспечение безопасности потерпевшему, свидетелюи другимлицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство

этогарантияреализации ими

процессуальных прав,как участников уголовного процесса.Безопасность в уголовном судопроизводстве для человека является более важной, чем его юридическая ответственность за уклонение от дачи показаний. В РоссийскойФедерации разработана и действует государственная программа по обеспечению безопасности всех участников уголовного судопроизводства, в том числе обвиняемых в совершении преступления, готовых содействовать следствию. Так же правом на государственную защитунаделены члены семьи лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.Согласно п. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166частью девятой, 186частью второй, 193частью восьмой, 241пунктом 4 части второй и 278частью пятой УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.Проанализировав п.3 ст. 11 УПК РФ можно сделать вывод, чтотолько после возбуждения уголовного дела возможно обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. Поэтомуна стадиивозбуждения уголовного дела, когда уучастников уголовного судопроизводства еще нет процессуального статуса потерпевшего или свидетеля, применитьнормы УПК РФ, связанныес обеспечением их безопасности не представляется возможным.Зачастуюзаявители не хотятподписывать сообщения о преступлении, опасаясьвоздействия на них лица, которое совершилопреступление.Однако имеющиеся нормы в УПК РФ не могут быть применены к заявителю, так как согласно ч.ч. 2, 3 ст. 141 УПК РФ заявитель должен подписать свое заявление,либо устное сообщение заявителя должно быть занесено в протокол,где содержатся сведения о нем. С целью совершенствования института защиты участников уголовного судопроизводства в России был принятФедеральный законот 20.08.2004г. №119ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».В соответствии с п.2 статьи 2 которого, меры государственной защиты могут быть применены в отношении заявителя, очевидца, жертвы преступления или иных лиц, способствующих предупреждению и раскрытию преступления до возбуждения уголовного дела.

Во исполнение законодательства по государственной защите в Российской Федерации принимаются меры по обеспечению такой защиты и созданию функционирующих систем, способствующих охране и защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Так, в 2008 году в системе МВД было сформировано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое функционирует по сей день. Подразделения данного Управленияесть во всех субъектах Российской Федерации[2].Сведения о лицах, находящихся под государственной защитой приравниваются к государственной тайне. Доступ к данной информации имеет только определенный круг должностных лиц, наделенных специальными полномочиями в уголовном судопроизводстве.Для защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, со стороны органов государственной власти применяются следующие меры: смена места работы или учебы, переселение за счет государства на новое место жительства, а так же изменение внешности посредством применения косметических и иных средств. Несмотря на то, что законом в рамках государственной защиты предусматривается проведение пластических операций, на практике такие методы не используются. Наиболее востребованными мерами безопасности является представление личной охраны, охраны имущества и иные средства индивидуальной защиты[3].Данные о существованииреальной угрозы насилия, убийства защищаемого лица, уничтожения или повреждения имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, которые установленыорганом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, являются основаниями применения мер безопасности.При этом меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме.Помимо мер, применяемых с целью защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, от посягательств третьихлиц на их жизнь, здоровье и охраняемые законом права,существуют так называемые меры психологической регуляции, предназначенные для предупреждения нервных срывов подзащитных и приступов суицидального психоза[4]. Несмотря на действия правоохранительных органов по защите свидетелей и потерпевшихежегодно сотрудники подразделений государственной защиты выявляют преступления, которые связаны с угрозой лицам под защитой. В связи с этим необходимо прогнозировать ситуацию и строить стратегию защиты во избежание нападения.Только в2014году почти 5 тысяч человек воспользовались программой государственной защиты. При этом 83% от числа защищаемых лиц участвуют в процессах о тяжких и особо тяжких преступлениях. В отношении данных лиц было применено практически 10 тысяч мер безопасности, включающих в себя спектр, от применениятелохранителей и бронированных автомобилей до тайных убежищ, изменения места жительства и внешности[3]. Такая деятельность хоть и незначительно, нопозволиласократить количество фактов давления на защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

На практике указанные меры не всегда обеспечивают достаточную степень защищенности свидетелей и потерпевших, не всегда соблюдается принцип сохранения в тайне данных о личности свидетеля, потерпевшего. В зарубежных странах за угрозы в адрес свидетелей или за принуждение к даче ложных показаний предусмотрены более серьезные наказания, чем в России.Действующее французское законодательство предусматривает уголовную ответственность и строгое наказаниеза всякое неправомерное воздействие на потерпевших, свидетелей преступления и других участников уголовного процесса в форме угроз,психологического давления, незаконных обещаний, других какихлибо насильственных действий, направленных на принуждение потерпевших или свидетелей преступления к даче ложных показаний или отказу от дачи показания и поданных им заявлений о совершенном преступлении[5].Что касается практики применения средств защиты в России, можно привести некоторые примеры. Так, вСтавропольском крае в судах пользуютсяакустическимимикрофонамив кабинете, гдепроизводитсядопрос свидетелейи в зале суда, итехническимисредствами, искажающимиголоса допрашиваемых.При отсутствии технических возможностей, защищаемых лиц допрашивают за ширмой или в смежной с залом судебного заседания комнате при открытой двери. В г. Казани, в процессе рассмотрения уголовного дела по существу в суде, свидетели были одеты в маски и в скрывающую фигуру человека одежду. В это времяони находились в комнате рядом с залом судебного заседания, гденаходилась видеокамера и микрофон.Судья заходил в эту комнатудля удостоверения личности. В ходе судебногозаседания присутствующие участники уголовного процесса непосредственно задавать вопросы защищаемым лицам[6]. Специалистыв сфере уголовного судопроизводства полагают, что механизм обеспечения защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве Российской Федерациидалек от совершенства.Обобщая вышесказанное, следует отметить, что Федеральный закон «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» не в полном объеме способен защитить лиц, содействующих уголовному судопроизводству, от посягательств в связи с выполнением ими общественного долга и содействию осуществления правосудия.Нормы, изложенные в ч. 3 ст. 11 УПК РФ призваныобеспечивать безопасность участников уголовного судопроизводства, однако онинуждаются в дополнении и изменении на законодательном уровне, поскольку не в полном объеме отвечают требованиям норм международного права в области защиты свидетелей и лиц, потерпевших от преступлений.Резюмируявышеизложенное, можно сделать вывод, что институт защиты свидетелей и потерпевших недостаточно развит на территории РФ. Для повышения эффективности работы данного института необходимо:1.На законодательномуровне ужесточить меры ответственности за разглашение секретных сведений о лице, находящемся под защитой.2.Ужесточить ответственность за принуждение свидетеля к даче ложных показаний.3.Реализовать программу по оснащению мобильными комплексами для защиты свидетелей и потерпевших.4.Для обеспечения безопасности свидетелей оборудовать зоны судебных заседаний специальными кабинками с затемненными стекламиповсеместно.5.Предусмотреть уголовную ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице при проведении опознания в условиях, исключающих визуальный контакт опознаваемого и опознающего[7].

Надежнее всего, на наш взгляд, не доставлять в судебное заседание лиц, в отношении которых применены меры безопасности, а допрос осуществлять из другого здания, с использованием средств прямой видеотрансляции, которые могут скрыть не только внешность человека, но и изменить его голос.Такой способ защиты позволит исключить возможную идентификацию защищаемых лиц присутствующими в зале и устранит возможность установления их места жительства. Так как в случае доставки защищаемых лиц в судебное заседание, даже если на них будет надета маскирующая одежда, заинтересованные лица легко могут проследить маршрут движения защищаемых лиц из суда и установить их место проживания.Действующее российское уголовное и уголовнопроцессуальное законодательство, в котором потерпевший наделен сравнительно высоким правовым статусом и активной процессуальной ролью, не должно исключать положений об обязательной и эффективной защите и поддержке потерпевших со стороны правоохранительных органов, в частности органов, выполняющих функции государственного обвинения, а должно также нормативно вобрать в себя все разумные законодательные нормы и позитивный опыт зарубежных государств для действенной и надежной защиты достоинства, прав и законных интересов всех жертв ежедневно совершаемых преступлений.

Ссылки на источники1.Желтобрюхов С.П. Государственная защита потерпевших, свидетелей // Российская юстиция. М.: Юрист, 2012, № 3. С. 52542.Фалалеев М. Человек без лица//Российская Газета. –2009.

№4936. URL: http://www.rg.ru/2009/06/23/mvdzaschita.html[Дата обращения 19.02.2016]3.Фалалеев М. Человек без лица // Российская Газета. №6759. URL: http://www.rg.ru/2015/08/24/svidetel.html[Дата обращения 19.02.2016]4.Юрьева Л.В. Клиническая суицидология // Днепропетровск: Пороги, 2006. С. 92965.Ибрагимов И. М. Зарубежные концепции защиты прав потерпевшего как жертвы преступления // Российская юстиция. М.: Юрист,2008, №7. –С.506.Брусницын Л. Псевдонимы в уголовном процессе // Законность, N 1, 2005 7.Мищенкова И.А. Защита свидетелей и потерпевших в российском уголовном судопроизводстве // URL: http://lawtheses.com/zaschitasvideteleyipoterpevshihvrossiyskomugolovnomsudoproizvodstve[Дата обращения 19.02.2016]