Становление и развитие велошейринга: зарубежный и казахстанский опыт
Выпуск:
ART 86602
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галеева
С.
В.,
Жексекина
А.
А. Становление и развитие велошейринга: зарубежный и казахстанский опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2856–2860. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86602.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию велошейринга в условиях зеленой экономики на примере зарубежного опыта развития. Авторы дают обобщенную характеристику системы совместного использования велосипеда – велошейринга. В статье рассматривается международный рейтинг компании Copenhagenize, обобщается зарубежный опыт развития bike-sharing систем. Выявлена и обоснована необходимость внедрения системы совместного использования велосипедов в Казахстане.
Текст статьи
ГалееваСаидаВячеславовна,
студенткаКарГУим.академикаЕ.А.Букетова,РеспубликаКазахстан, г.Караганда,
galeyeva.saida@gmail.com
ЖексекинаАйданаАбаевнастуденткаКарГУим.академикаЕ.А.Букетова,РеспубликаКазахстан, г.Карагандаaidana_zh_95@mail.ru
Научные руководители–
Мамраева Д.Г.,к.э.н.,доцент,директорИнститутарыночныхотношенийКарГУим.академикаЕ.А.Букетова
Ташенова Л.В.,м.э.н.,старшийпреподавателькафедрымаркетингаКарГУим.академикаЕ.А.Букетова
Становление и развитие велошейринга: зарубежный и казахстанский опыт
Аннотация.Статьяпосвященаразвитиювелошейрингавусловияхзеленойэкономикинапримерезарубежногоопытаразвития.Авторыдаютобобщеннуюхарактеристикусистемысовместногоиспользованиявелосипеда–велошейринга.ВстатьерассматриваетсямеждународныйрейтингкомпанииCopenhagenize,обобщаетсязарубежныйопытразвитияbikesharingсистем.Выявленаиобосновананеобходимостьвнедрениясистемысовместного использования велосипедов вКазахстане.Ключевыеслова:зеленаяэкономика,велошейринг,велотуризм,система проката, bikesharingsystem.
ВведениеВовсеммиревсебольшевозрастаетобщественноесознаниевобластисохраненияизащитыокружающейсреды,этотростдаетвозможностьразрабатыватьиреализовыватьтуристскиепродукты,являющиесяэкологическиустойчивыми.Вэтомпланевелотуризмможетдатьвозможностьсозданияновогоперспективноготурпродукта.Велотуризм
техническийвидтуризма(спорта),ипотомуегоразвитиенеразрывносвязаносисториейразвитиявелосипеда.Толькопридостиженииопределеннойстепенисовершенствавелосипедсталподлинномассовымсредствомпередвижения.Опытмногихгосударствмираубедительносвидетельствует,чтомассовоеиспользованиевелосипедовможетстатьоднимизнаиболеепростыхспособовулучшенияэкологическойитранспортнойобстановки.Транспорткактаковой–этоважныйсекторэкономики,вкоторомтольковЕвропейскомсоюзезанятоболее16млнчел.,аегонепосредственныйвкладвВВПЕвросоюзадостигает11%.Притакомвысокомуровнесоциальноэкономическойзначимостиэтаотрасльможетсыгратьважнуюрольврешенииновыхглобальныхзадач«зеленойэкономики»,развиваяновыенаправлениявобластисозданиярабочихместиэкономическогоразвитияи,втожевремя,достигаямаксимальногоположительногоэффектадляокружающейсредыиздоровьянаселенияблагодаряинновационнойтранспортнойполитике[1].Сусовершенствованиемвелосипедавсеявственнеестановилисьегоявныепреимуществапередостальнымивидамитранспорта–высокаяэкологичность мобильность,компактность.Ктомуже,этоотличноесредстводлятренировкиорганизмаиобщегооздоровления.Кпреимуществамданноговидатранспортаможнотакжедобавитьнизкиеиздержкиприобслуживании,особенновсравнении,скажем,савтомобильнымтранспортом.Велосипедкактранспортдляпутешествияобладаетнаивысшимкоэффициентомприсоотношениикачестваи материальных затрат, поэтому путешественники,осматривающиедостопримечательностигородов,всечащеостанавливаютсвойвыборименнонанем.ВнастоящеевремявелосипедынаиболеепопулярнывстранахСевернойиЗападнойЕвропы.Вомногихкрупныхевропейскихгородах(атакжеиСША)существуютсистемыпрокатавелосипедов,которыевключаютвсебямножествоспециальныхпарковок,накоторыхможноавтоматически(покредитнойкартеилиспециальномуабонементу)братьвелосипед.Возвращатьвелосипедможноналюбуюудобнуюпарковку.
Велошейринг как система совместного владения велосипедами: теоретический аспектВелошейринг(такжеизвестнакакbikesharingилисистемасовместногоиспользованиявелосипедов)
системапроката,обычносозданнаянанекоммерческойоснове,котораяпозволяет арендоватьвелосипеднаоднойизавтоматизированныхстанций,совершитьпоездкуивернутьвелосипедвлюбойпунктпроката,установленныйвэтомжегороде.ТакиепрограммыуспешносуществуютвомногихгородахЕвропыисевероамериканскихгородах.Цельпрограммы
предоставитьжителямитуристамбесплатный,либооченьдешевыйдоступквелосипедудлякратковременных(неболее3часов)поездокпогороду,какальтернативумоторизованномуобщественномутранспортуиавтомобилю,темсамымулучшитьтранспортнуюиэкологическуюобстановку[2].Сторонникиэтойконцепцииутверждают,чтовелошейрингизбавляетучастниковданнойсистемы отрисковкражиивандализма,инеобходимостирешенияпроблемпарковкииремонта,темсамымделаяпривлекательнымэтотвидтранспорта (Рисунок 1).
Рисунок 1. Преимущества внедрения bikesharingсистемПримечание –составлено авторами.
Системаобщественноговелопрокатапоявиласькакнегосударственноеначинание,котороебылосозданонесколькиминезависимымиорганизациями,пытавшихсяпересадитьавтомобилистовнавелосипеды,снизитьзагрязнениеокружающейсредыиоздоровитьнаселение.Многиегородскиеадминистрациииобщественныеорганизацииозаботилисьсозданиемсистемсовместногоиспользованиявелосипедовисталирассматриватьегокакчастьсистемыобщественноготранспорта[3].В таблице 1 представлены виды велошейрингсистем и особенности каждой из них.Таблица 1Виды велошейринга
№Вид велошейрингаОсобенности1.Неурегулированное использованиеВелосипеды находятся в свободном доступе для любого желающего для поездок по ограниченной территории (например, студенческий городок). Для пользования не требуется удостоверения личности, кредитной карты или членской карты. После использования велосипед не закрывается на замок, таким образом, любой человек может забрать велосипед, и для обратной поездки, возможно, придется искать другой.2.ДепозитАренда велосипеда возможна после внесениянебольшого депозита. Депозит возвращается после возврата велосипеда. Так как депозит обычно небольшой (несколько монет), высоки риски краж и вандализма. Некоторые сети резервируют депозит на кредитной карте пользователя, что позволяет снизить эти риски.3.ЧленствоВелосипеды хранятся на специальных автоматизированных станциях, установленных в разных частях города. Для участия в программе, нужно пройти регистрацию, предоставив удостоверение личности и получить членскую карту. В большинстве программ, пользование велосипедом первые 30 минут бесплатны.Примечание –таблица составлена авторами.
Запоследнеевремяростсистемысовместногоиспользованиявелосипедовнамногоопередилростлюбыхдругихформгородскоготранспорта.По данным таблицы 2 можно проследить эволюцию развития систем совместного пользования велосипедами.Таблица 2Эволюция систем велошейринга
№Время появленияНаименование города (страны)ОсобенностиПервое поколение28 июля 1965 г.Амстердам (Нидерланды)Это были самые обычные велосипеды, выкрашенные в белый цвет и предоставленные в общественное пользование. Любой, нашедший велосипед, мог проехать на нем, куда нужно, и просто оставить для следующего желающего. Программа перестала существовать в течение нескольких дней изза вандализма и воровства.Второе поколение1991 г.Фарсо, Грена,Наксков(Дания)Спустя 30 лет после неудачного амстердамского эксперимента первыми эстафетную палочку подхватили датчане.В таких городах, как Фарсо, Грена, Наксков, программы имели малые масштабы. Например, в городе Наксков было всего 26 велосипедов и 4 станции.1993 г.1995 г.Копенгаген (Дания)В 1995 год была запущена полномасштабная велосистема второго поколения «Bycyklen». Чтобы прокатиться на велосипеде, нужно было всего лишь оставить монету в залог. Использовались велосипеды особой модели; они были очень прочными, а их детали не подходили для других велосипедов. Тем не менее, велосипеды были подвержены краже изза анонимности пользователей. Третье поколение1998 г.Ренне (Франция)В системах третьего поколения начали использовать велосипеды с усовершенствованной конструкцией, сложные докстанции, автоматизированные замки; важным аспектом стало то, что оплата производилась посредством смарткарт. Некоторые из bikesharingсистем внедрили GPSсистемы для отслеживания передвижения велосипедов и предотвращения краж, и большинство из них запустило свои собственные вебсайты, с помощью которых пользователи в режиме реального времени могли получать информацию о наличии свободных велосипедов.2005 г.Лион (Франция)2008 г.За пределами Европы (в Бразилии, Чили, Китае, Новой Зеландии, Южной Корее, на Тайване и в США.)Четвертое поколение20132016 г.Нидерланды, Франция, Германия, Дания, Великобритания, Испания, Польша, Латвия, Литва,Канада, США, Израиль, Япония, Китай, Россия, Казахстан и др.Четвертое поколение характеризуется наличием передвижных и солнечных докстанций, появлением электровелосипедов и возможностью получения информации о наличии свободных велосипедов посредством мобильных телефонов.Примечание –таблица составлена авторами.
Запоследниедесятьлетсистемысовместногоиспользованиявелосипедовразвивалисьспоразительнойскоростью,перейдяизразрядаинтересныхэкспериментов,повышающихмобильностьнаселения,вразрядмассовогогородскоготранспортавомногихкрупныхевропейскихгородах.Тринадцатьлетназадбыловсегошестьсистем,которыеработалившестистранах,
Дании,Франции,Германии,Италии,НорвегиииПортугалии.Крупнейшаяизних,котораявключала2000велосипедов,использоваласьвКопенгагене.Сегодняже,какпоказанонакарте(Рисунок 2),расположеннойниже,существуетоколо639такихсистем,работающихв53городахиимеющихвсвоемпаркевобщейсложностиоколо643000велосипедов[4].
Рисунок 2. Карта, отображающая количество стран, систем совместного использования велосипедов и размеры велопарков по регионам мира
Несомненно, велошейрингможетпомочьпостроитьимиджсовременногогорода,ненаносящегоуронокружающейсреде.Длякрупныхметрополий,такихкакПариж,БарселонаилиЛондон,внедрениесистемыпрокатавелосипедовсталоважнымфакторомизмененияимиджавстранеизарубежом[5].НовостиСМИ,посвященныевнедрениюсистемывелошейринга, обратиливниманиеобщественногомнениянанеобходимостьпеременвобластигородскоймобильности.
ОсобенностиразвитиявелошейрингакаксистемыформированиябрендатуристскихтерриторийвразныхстранахмираРазвитиевелосипедноготранспортаявляетсянеобходимойсоставнойчастьюэкономической,финансовой,транспортной,территориальнопланировочной,экологическойполитики,брендинга территорий, атакжеполитикивобластиздравоохраненияитуризма.Насовременномэтаперазвитиямировойэкономикивелотранспортдлябольшинстванаиболееразвитыхстранявляетсяважнымвидомвнутреннеготранспорта,играющийважнуюрольвобеспечениисоциальногоразвитияизамещенияавтомобильноготранспортавпроцессеперемещениянаселениявнутригородскихобразованийивпригородныхпоездках.
Массовоеприменениевелотранспортныхсредстввлечетзасобойизменениявомногихсекторахэкономикиивсоциальнойсфере,вситуациинарынкетруда,вполитикеградостроительства,ворганизациирозничнойторговли,туризма,вдругихаспектахжизниобщества.Развитиевелоинфраструктурыисозданиесистемсовместногопрокатавелосипедов способствуютповышениютуристическихвозможностейгородов.Какпоказывает опыт многих городов Европы,хорошая,выразительная, визуальнаясторонавелошейрингапомогаетдостичьуспеха.Элементамивизуальнойстороныявляютсясамивелосипеды(ихцвет,логотипгорода),ихстанции,терминалыиинформационныематериалы.Например,красно–белыйцветсистемыBicingвБарселоне.Впоследниегодывелосипедвевропейскихстранахпережилудивительноевозрождение.Этосправедливокакдляповседневныхпоездок,такидляиспользованиявелосипедавсвободноевремяинаотдыхе [6].КомпанияCopenhagenizeкаждыедвагодаформируетмеждународныйрейтингвелосипедныхгородов.В2015годуCopenhagenizeпроанализировали122городамираипредставилипереченьТОП20городов,«дружественных» квелосипедистам (Рисунок 3).
Этотрейтингпризнаетдостижениягородовивтожевремядаетсоветыпосовершенствованию,атакжеслужитвдохновениемимотивациейдлядругихсоздаватьусловиядляразвитиявелосипедноготранспорта.Каждыйгородоценивалсяпо13типоказателям,начинаясгородскойполитикиипрограммпопуляризациивелосипедовизаканчиваявопросамиудобстваибезопасности.Крометого,вовниманиепринималисьинициативыипроектыпоразвитиювелотранспорта,закоторыеначислялисьбонусныебаллы.Рассмотрим примеры успешного использования систем велошейринга в разных странах мира более подробно.НидерландыИз5тиверхнихстрочекрейтингатризанялиголландскиегородаАмстердам,УтрехтиЭйндховен,подтвердивуверенноелидерствоНидерландоввэтойобласти.ВрейтингеCopenhagenize2015гогодастолицаГолландииуступилалидерствоизаняла2еместо,вследзаКопенгагеном.Несмотряналучшиеосновныепоказатели,Амстердамполучилменьшебонусныхбалловиззанедостаточныхинвестицийвразвитиевелотранспортнойсистемы.Темнеменее,этидвагородапопрежнемуощутимопревосходятостальныхконкурентов.ВАмстердамевелосипедестьпрактическиувсех.Начинаясвосьмилетнеговозраста,горожанепользуютсяэтимвидомтранспортадлялюбыхцелей,начинаяспоездкинаработуизаканчиваявыгуливаниемдомашнихживотных.Дляжителейэтогогорода,какидлявсехголландцев,езданавелосипедестолькожеестественна,какипрогулкапешком.Этозачастуюприводитктому,чтоонинеутруждаютсоблюдениемправилдорожногодвижения,чтонеобходимоучитыватьгостямстолицыГолландии.Утрехтсохраниллидерствосредивелосипедныхгородовнебольшогоразмера,впервуюочередьблагодарябольшомучислувелодорожекистоянок.Ктомуже,местныевластипринялирешениепостроитьвелопарковкуна12,5тысячмест,претендующуюназваниесамойбольшойвмире.Вобщемрейтингеэтотгородзанялтретьеместо.ВНидерландахраспространениевелосипедовдействительносделалосьгосударственнойполитикой;достаточносказать,чтонаразвитиеихиспользованияотдано10%всехрасходовнаназемныйтранспорт.Вгородахустраиваютсяспециальныевелосипедныедорожки,очерченныебелымилиниямииливыделенныеспециальнымцветнымпокрытием;парковочныеплощадки;велосипедыпозволенобратьвобщественныйтранспорт.ОбщаяпротяженностьвелодорожеквНидерландахсоставляет15000км.
Рисунок 3. Рейтинг велогородов мира, по версии CopenhagenizeIndexв 2015 годуПримечание –составлено авторами.
ИспанияСвыше30городовИспанииобзавелисьилиобзаводятсяновымвидомобщественноготранспорта
велосипедом.ИменноуспешныйопытБарселонывдохновилвластейдругихиспанскихгородовотнестиськвелосипедамсдолжнойсерьезностью.ВелосипедноедвижениезародилосьвБарселонев2007годуивсёнабираетобороты.Городпринялвсемерыдлятого,чтобыгражданамбылоудобнопользоватьсявелосипедомкактранспортом.
Насегодняшнийденьболее30000барселонцев—велосипедисты.Вгородедействуетпорядка100станций.Программавелодвижениягородаявляетсяоднойизлучшихнапланете,иизнеемногоебылозаимствованодругимистранами.
Севилья—одинизтехгородовИспании,гдеинтенсивноразвиваетсявелосипедноедвижение.Всеголишьзанескольколетдолявелосипедистовздесьувеличиласьс0,2%до7%
благодаряработевластииинвестициямвразвитуюсистемувелоинфраструктуры,атакжекомплекснойсистемесовместногоиспользованиявелосипедов.ВСевилье,какивБарселоне,развитаясетьвелотрасс,приэтомвсеонивхорошемсостоянии.
ДанияСамая«велосипедная»странаЕвропы
Дания,среднийдатчанинпроезжаетзагоднавелосипеде893километра.Безпреувеличенияможносказать,чтодлядатчанвелосипеднероскошь,адействительно«вторыеноги».В ихменталитет просто«впечатано»,чтокрутитьпедали
этоудобно,экологично,полезнодляздоровья.ЕсливелосипедвДаниииневытеснилсдорогавтомобиль,тооченьсерьезноегопотеснил.Сегодня20%всехпоездоксовершаетсянавелосипедах.ВКопенгагене300кмвелосипедныхдорожеки1000муниципальныхвелосипедов,бесплатнопредоставляемыхгражданамдляпоездокпогороду.
Другиеприспособленияоблегчающиежизньлюбителямвелосипедовмусорныекорзины,размещенныеподопределеннымуглом,счетчики,фиксирующиеколичествовелосипедистов,проехавшихпотойилиинойдорогезасуткиизавсевремя,приступки,чтобывелосипедистмогпоставитьногуиотдохнутьи,конечнодекорированныевелопарковки.Установленныевнужныхместах,правильноспроектированные,вписывающиесявдизайнулицыпарковкиделаюточевиднымфакт,чтовелосипедыявляютсянеотъемлемойчастьютранспортнойсистемыгорода.ВКопенгагенедоконца2012годаработалапрограммаCityBike,позволявшаявзятьвелосипеднапрокатбесплатно,причёмналюбойсрок.ТакиевелосипедыподугрозойштрафазапрещенобылоиспользоватьвнеКопенгагена.Необычныйдизайнираскраскавелосипедовнедаютвозможностьвыдатьихзасобственные(сейчасработаетноваяпрограммаGoBike,позволяющаябратьвелосипедынапрокатзаабонентскуюплату).ФранцияНесмотрянато,чтоСтрасбургновичокврейтинге(4местоповерсииCopenhagenize),воФранциионужедавносчитаетсявелосипеднымлидером.ЕздитьнавелосипедевСтрасбурге
одноудовольствие,идействительнократчайшийспособдобратьсяизодногоместавдругое.Вгороденасчитывается537километроввелосипедныхдорог,атакжеимеетсяуникальнаясистемасовместногоиспользованиявелосипедов(некоммерческийвелопрокат).ДругиегородаФранции,такиекакНант,БордоиПарижконкурируютмеждусобойзазваниелучшегогородаФранциидляездынавелосипеде.Париж
однаизтехстолиц,гдеостростоитпроблемазагрязнениявоздухаавтомобильнымивыхлопами.Поэтомувсёбольшеместныхжителейигостейфранцузскойстолицыпересаживаютсянавелосипеды.ВПарижеогромнуюпопулярностьполучиласетьпрокатавелосипедов«Vélib’».Даннаясетьвладеет20тысячамивелосипедов,которыераспределеныпо1450станциямгорода. «Vélib’». былзапущенпослеуспехапроекта«Vélo'v»вЛионе,инасегоднясчитаетсякрупнейшейпрограммойвелошейрингавмире.«Vélib’». можносчитатьоченьуспешнойсточкизренияпопулярностисрединаселенияитуристов(от50тыс.до150тыс.ежедневныхпоездок).КанадаГородаСевернойАмерикиредкопопадаютвспискивелосипедныхгородов,иМонреаль—одноизисключений.Веломодернизацияначаласьздесьв1980хгодах.БылзапущенпервыйвсвоёмродемуниципальныйвелопрокатBixi,ставшийвпоследствииобразцомдляаналогичныхпроектоввПарижеиЛондоне,истанетпонятно,почемунаулицахэтогогородатакмноговелосипедистов,несмотрянато,чтосредняятемператураянварясоставляетздесь10градусов.Запрошедшеевремявластивложилипорядка$134млнвинфраструктуругорода,чтобысделатьегоудобнымдлявелосипедистов.ТеперьвМонреалеоколо600кмвелосипедныхдорожек,сотнипарковокистанцийпроката.
Вцелом,составителирейтингаотмечаютпрогрессгородовСевернойиЮжнойАмерики,втовремякакевропейскиеиазиатскиевелосипедныестолицыпотерялинесколькомест,анекоторыеизнихнесмоглипопастьвтоп202015года.
РазвитиевелошейрингавКазахстане:мифилиреальность?Еслиопиратьсянаопытразвитиявелодвижениявевропейскихгородах,гдепоследовательнопроводиласьактивнаявелотранспортнаяполитика,тодля Казахстана велошейринг и весь процесс велосипедизации –совершенно новое явление, находящиеся пока только лишь на стадии становления.7июля2014годавАстаненачалаработусетьстанцийвелопроката«АстанаBike».Былоустановлено40парковокна200велосипедов.«Установлениенамивелопарковок
этонепростовеяниевремени,апотребность,посколькугородоченьдинамичноразвиваетсяирастет,здесьужепочтимиллионжителей.Среднийвозрастастанчан
30лет.Вгодунасрождаетсядо25тысячдетей.Всеэтотребует,безусловно,соответствующейинфраструктурывгороде,начинаяотстроительствадетскихсадов,школизаканчиваятакимивелопарковками»,
сказалакимстолицынацеремонииоткрытиясетьстанцийвелопроката«АстанаBike»[7].Поставщикомвелосипедовявляетсяфранцузскаякомпания«Smoove»,котораяужереализовывалаподобныепроектывгородахРоссийскойФедерации,Франции,Грузии,США,Италии,Великобритании.Стоимостьабонементанасезонсоставляет5тыс.тенге,пластиковойкарты
1тыс.тенге.Приэтомвсепоездкимеждустанциямидлительностьюнеболее30минутбесплатны.Вслучаепревышенияуказанногосрока,включаетсяповременнаяоплатапроката:1час
100тенге,от2часов
250тенге,3йчас
500тенге,закаждыйпоследующийчас
1тыс.тенге.Такжепланируется,чточерезнескольколетвАстанепоявятсявелобаны,включающиеспециальныедорожкидлядвухколесных«коней»,парковкидлявелосипедовипунктыпроката.Кслову,правоназыватьсятранспортнымсредствомзавелосипедомзакрепленозаконодательно.Безусловно,отом,чтовближайшембудущем«двухколесныйконь»сможетзаменитьастанинцамавтомобильпопримерунемалогоколичестваевропейскихиазиатскихгородов,говоритьрано.Ведьментальностьсоотечественниковотводит«четырехколесномутоварищу»особоеместо.Длямногихавтомобиль
нетолькосредствопередвижения,ноицельмноголетнеготруда,и,чтонемаловажно,показательблагосостояния.Однаконельзязабыватьиотом,чтокомандалюбителейпедальногоиэкологическичистоготранспорта,темнеменее,увереннорастет.Главнымипроблемами,пословамвелолюбителей,являетсяотсутствиевАстанеспециальныхдорожекипарковок.«Двухколесногоконя»приходитсяпривязыватьк столбу,режекспециальносозданнойвелопарковке;сложноскладываютсяивзаимоотношениясводителямиавтомашин.ВрезультатезапросавуправлениепассажирскоготранспортаиавтомобильныхдорогАстанысталоизвестно,чтодо2030годавглавномгородестраныбудутпостроенывелобаныобщейпротяженностью74км.ЭтиинфраструктурныеизменениявжизнистолицыпредусматриваетГенеральныйпланАстаны,утвержденныйпостановлениемПравительстваРКв2011году.Велосипедныедорожкибудуттрехтипов:самостоятельнаядорога,предназначеннаяисключительнодлядвижениявелосипедистов;велодорожкавсоставедорогиобщегопользования,отделеннаяотпроезжейчастибетоннымограждениемилиразметкой;атакжевелодорожкавсоставетротуара,отделеннаяоттротуараразметкойилибордюром.Существующаясистема«AstanaBike»
яркийпримериважнейшийшагразвитиявелодвижениявнашейстране.СозданнаясистемавелошейрингадолжнастатьпримеромдлядругихгородовКазахстана,авластирегионовпостаратьсяотыскатьвозможностьдляреализацииподобнойидеиусебявгородахипригородах.Так,наоктябрь2015годавАстанеужефункционирует150велостанцийсвелопаркомна1000велосипедов.C15сентября2015годадляжителейигостейгорода(резидентовРК)процедураоформленияабонементадлягородскоговелопрокатабылаупрощена,теперьприсебенеобходимоиметьтолькоудостоверениеличности [8].Приоформлениикарточкитеперьнетребуютсяадреснаясправка,банковскаякарточка,атакжесправкасместаработы/учебы.Длякатегориитуристовсистемавелопрокатадоступнапосмскоду.Дляэтогонеобходимозарегистрироватьсянасайтеvelobike.kz,выбратьтарифипроизвестионлайноплату.ПолучитьнауказанныйприрегистрацииномертелефонаСМСспаролем,которыйнеобходимоввестинамониторевелосипедаивзятьеговаренду.ВажнымуспешнымшагомвреализациипроектасталзапускИнтернетприложенияvelobike.kz,доступногодляустановки,каквGooglePlay,такивAppStore.Следуеттакжеотметить,чтопостояннокомандойвелошейрингаАстаныпроводятсяразличныеакции.Так,с1сентябряидоконцасезона2015годапользователи,оформившиекарточкивсентябреиоктябремесяце2015года,былиосвобожденыотабонентскойплатыввелосезоне2016года.Принимаяучастиевподобныхмероприятиях,системавелошейрингастолицы,несомненно,способствуетповышениютуристскойпривлекательностистраны,вцелом.Безусловно,пропагандавелоспортабудетспособствоватьнетолькоздоровомужизнигорожан,ноиснижениюинтенсивностиавтомобильноготрафика,уменьшениюнагрузкинадорожнотранспортнуюсетьиразвитиюгородскойинфраструктуры.ЧтокасаетсяАлматы,то–этосложныйгород,преобразоватькоторыйзаодинденьневозможно.Однакоизменениявсеравнопроисходят.Впоследнеевремяколичествовелосипедистовнаулицахзаметноувеличилось.Безусловно,обуровне,сравнимомсевропейскимигородами,иликонкуренциисдругимитранспортнымисредствамиговоритьпоканеприходится,нонельзяотрицатьфактусиливающегосяинтересаквелосипеду(илибайку,какегоназываютпродвинутыефанаты)каксредствупередвижения.СогласноисследованиямГЭФПРООН(ГлобальныйэкологическийфондПрограммыразвитияООН),навелосипедахездитпокатолько1%алматинцев.Длясравнения:вКопенгагенеиОсло85%горожанпередвигаютсяпогородунадвухколесах.ФактическиотсутствиевелоинфраструктурывАлматысущественноосложняетповседневноеиспользованиеэтоговидатранспортакакосновного.Неразвитасетьвелодорожек,котораясвязывалабымеждусобойразныерайоны,медленнообустраиваютсявелостоянки,нетспециальныхсветофоров,атакжекачественныхуказателейидорожнойразметкидляболееудобногоориентирования.Важноотметить,чтодорожнаясетьказахстанскогомегаполисаизначальнонепредусматривалавелодорожек.
В2015годуинициативнаягруппаveloalmaty.kzивелосообществоvelostan.kzвсотрудничествесГЭФпередалиместнымвластямнарассмотрениепроектпостроениявелодорожекобщейпротяженностью110км.Авторыотметили,чтоподдержкавелодвиженияявляетсяцельюустойчивоготранспортногоразвитиягорода.Онипредлагаютобозначитьвпланахувеличениевидовустойчивоготранспортадо55%к2023году.НаданныймоментвАлматыдействуютвсеготривелодорожки:строительствапервой,попроспектуАбая,велолюбителидобивалисьс2008года;такжесуществуютдвеотдаленные–вдольТалгарскойтрассыипопроспектуРайымбекаиулицеМомышулы,которыемалоиспользуются.
Крометого,участникиveloalmaty.kzдобиваютсяотакиматасозданияоколо500велостоянокпогороду.Ведьотсутствиеудобныхибезопасныхместпарковкитожеудерживаетлюдейотиспользованиявелосипеда.Вгородеуженасчитываетсяоколо100велостоянок
какправило,некрытых.Онинаходятсявозлевузов,школ,спортивныхмагазинов,фитнесклубов,торговыхибизнесцентров.
ИменноблагодаряэтомуактивномулоббированиютригоданазадвАлматыпоявиласьперваявелодорожкадлиной2,5км.Крометого,группавыступаетинициатороммероприятий,связанныхсподдержкойвелоспорта.
ВажнымшагомвразвитиивелодвижениявАлматысталзапускдвухавтоматическихстанцийвелопрокатаврамкахпроектаAlmatybike.Ихвместимостьсоставляет30местдляпарковкивелосипедов.Автоматическаястанция,расположеннаянапересечениипроспектаАбаяиулицыБайтурсынова,вмещаетвсебя16местдлявелосипеднойпарковки.ВтораястанциярасположенаоколоДворцаСпортаимениБ.Шолака.Еевместимость
14парковочныхмест[9].Настанцияхможноарендоватьвелосипед,совершитьпоездкуивернутьтранспортноесредствоналюбойдругойстанции.Каждыйжелающийможетсделатьэтовлюбоеудобноевремя.Стоимостьиусловияявляютсяобщедоступнымиисравнимысценамисистемывелошейринга«AstanaBike»:150тенгезадень,300тенгезадвадня,400
затрии600
занеделю.
Дляучастиянеобходимозарегистрироватьсянаофициальномсайтепроекта.Такжедляпользователейсистемыдоступномобильноеприложение
velobike.kz.ГоворяоперспективахразвитиявелодвижениявгородеАлматы,важноотметить,чтоближайшеевремявюжнойстолицепланируетсяоткрытьещепорядка200автоматическихпунктовпопредоставлениювелосипедоввовременноепользование.Ивсеже,покасуществуюторганизацииипростолюбителивелосипедов,можноговоритьоперспективахразвитиявелокультуры:вбудущем,вероятно,насждетувеличениеколичествавелосипедистовнадорогахюжнойстолицы.
Говоря о перспективах развития велошейринга в городе Карганда, то необходимо отметить, что современноесостояниесоциальнойинфраструктурыгородаможноохарактеризоватькакудовлетворительное [10].29октября2015годавг.Карагандапоявиласьперваявелосипеднаядорожка,котораярасположенавдольпроспектаШахтера.Создание сети велодорожек в Караганде, также как и в других городах Казахстана, –важный вклад в развитие социальной инфраструктуры города, так это, несомненно, будет способствовать физическому развитиюнаселения, включив велосипед в систему общественного транспорта.Интересным решением стало бы создание святящейся велосипедной дорожки с национальными орнаментами в парке (1 км), где будут использоваться, к примеру, бетонное покрытие, как основа велодорожки, искусственные самосветящиеся камниNoxton, выложенные в форме национального орнамента, и бордюры длиной в 1 метр по обе стороны велодорожки. Пример такой дорожки, разработанный авторами, представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Вариант создания подсвеченной велодорожки на территории парка города КарагандыПримечание –макет светящейся велодорожки для города Караганды разработан авторами статьи.
Внедрениесистемывелошейринга–важныйвкладвразвитиесоциальнойинфраструктурыгорода,онабудетспособствоватьфизическомуразвитиюнаселения,включиввелосипедвсистемуобщественноготранспорта.ВпоследниегодывКарагандерастетколичествовелосипедистов,чтосвойственносейчасвсемумиру,однакотормозитпроцессотсутствиесоответствующейинфраструктуры.Безусловно,появлениееевКараганде
этовопросвремени.Сейчасважносформулироватьтребованиякэтойсистеме,учестьмножествофакторов,произвестиисследованиянаэтутемуи,вконечномитоге,предложитьконцепциюразвитиявелоинфраструктурывгороде:логичную,обоснованнуюи,поэтому,жизнеспособную.Несмотрянавсеусилияидостигнутыеуспехи,велосипедуещепредстоитстатьпризнанным,широкоиспользуемымиравноправнымпоотношениюкдругимтранспортнымсредствам.Дляэтогонеобходимоактивносодействоватьиспользованиювелосипедакакразумнойальтернативыдругимтранспортнымсредствамвповседневнойжизни,всвободноевремяинаотдыхе,чтобывелосипедсталиспользоватьсячаще,чемраньше.Эторазгрузитцентрыкрупныхисреднихгородов,будетспособствоватьэффективнойзащитеклиматаСоставнойчастьюкомплексамерпосодействиювелотранспортудолжнобытьтакжепостоянноеповышениеуровнябезопасностидлявелосипедистов.Крометого,содействиевелотранспортуобеспечиваетрабочиеместаввелосипеднойпромышленности,вторговлеиразличныхобластяхуслуг,связанныхсвелосипедом,итемсамымоказываетподдержкусреднемубизнесу.
Ссылки на источники1.http://www.citylab.com/citymakersconnections/bikeshare/#slide2009 (дата обращения: 15.01.2016).2.Raymond Bridge. Bike Touring: The Sierra Club Guide to Travel on Two Wheels (Sierra Club Outdoor Adventure Guide). –USA: Counterpoint, 2009. –448 p.3.Stephen Lord. Adventure CycleTouring Handbook: Worldwide Cycling Route & Planning Guide (Adventure Cycle Touring Handbook: A Worldwide Cycling). –London: Trailblazer Publications, 2010. –312 p.4.Bikesharing: глобальная экспансия систем совместного использования велосипедов (2014 г.). –URL: http://velomesto.ru/magazine/vmire/bikesharingglobalnayaekspansiyasistemsovmestnogoispolzovaniyavelosipedov/ (дата обращения: 21.01.2016).5.Richard Lovett. The Essential Touring Cyclist: A Complete Guide for the Bicycle Traveler, Second Edition. –USA: International Marine/Ragged Mountain Press, 2000. –160 p.6.Шаекина Ж.М., Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В. Перспективы развития велошейринга в системе городского туризма в Казахсатне: Монография. –Караганда: Издво КарГУ, 2015. –162 с.7.В Астане начали работу первые станции велопроката «Астана Bike» (2014 г.). –URL: http://www.skastana.kz/ru/news/853 (дата обращения: 26.01.2016).8.Система автоматизированного велопроката «Astana Bike» с 24 по 26 сентября 2015 года приняла участие на 12ой Казахстанской Международной Туристской Выставке Astana Leisure, которую посетило более 5000 человек из числа жителей и гостей города!(2015 г.) –URL: http://vk.com/astanabikekz(дата обращения: 28.01.2016).9.Проект «Велопарковки Алматы» (2013 г.). –URL: http://veloalmaty.kz/?page_id=2 (дата обращения: 28.01.2016).10.Об итогах социальноэкономического развития города Караганды за 9 месяцев 2015 года (2015 г.). –URL: http://karagandaakimat.gov.kz/ru/eco_6/ (дата обращения: 03.02.2016).
студенткаКарГУим.академикаЕ.А.Букетова,РеспубликаКазахстан, г.Караганда,
galeyeva.saida@gmail.com
ЖексекинаАйданаАбаевнастуденткаКарГУим.академикаЕ.А.Букетова,РеспубликаКазахстан, г.Карагандаaidana_zh_95@mail.ru
Научные руководители–
Мамраева Д.Г.,к.э.н.,доцент,директорИнститутарыночныхотношенийКарГУим.академикаЕ.А.Букетова
Ташенова Л.В.,м.э.н.,старшийпреподавателькафедрымаркетингаКарГУим.академикаЕ.А.Букетова
Становление и развитие велошейринга: зарубежный и казахстанский опыт
Аннотация.Статьяпосвященаразвитиювелошейрингавусловияхзеленойэкономикинапримерезарубежногоопытаразвития.Авторыдаютобобщеннуюхарактеристикусистемысовместногоиспользованиявелосипеда–велошейринга.ВстатьерассматриваетсямеждународныйрейтингкомпанииCopenhagenize,обобщаетсязарубежныйопытразвитияbikesharingсистем.Выявленаиобосновананеобходимостьвнедрениясистемысовместного использования велосипедов вКазахстане.Ключевыеслова:зеленаяэкономика,велошейринг,велотуризм,система проката, bikesharingsystem.
ВведениеВовсеммиревсебольшевозрастаетобщественноесознаниевобластисохраненияизащитыокружающейсреды,этотростдаетвозможностьразрабатыватьиреализовыватьтуристскиепродукты,являющиесяэкологическиустойчивыми.Вэтомпланевелотуризмможетдатьвозможностьсозданияновогоперспективноготурпродукта.Велотуризм
техническийвидтуризма(спорта),ипотомуегоразвитиенеразрывносвязаносисториейразвитиявелосипеда.Толькопридостиженииопределеннойстепенисовершенствавелосипедсталподлинномассовымсредствомпередвижения.Опытмногихгосударствмираубедительносвидетельствует,чтомассовоеиспользованиевелосипедовможетстатьоднимизнаиболеепростыхспособовулучшенияэкологическойитранспортнойобстановки.Транспорткактаковой–этоважныйсекторэкономики,вкоторомтольковЕвропейскомсоюзезанятоболее16млнчел.,аегонепосредственныйвкладвВВПЕвросоюзадостигает11%.Притакомвысокомуровнесоциальноэкономическойзначимостиэтаотрасльможетсыгратьважнуюрольврешенииновыхглобальныхзадач«зеленойэкономики»,развиваяновыенаправлениявобластисозданиярабочихместиэкономическогоразвитияи,втожевремя,достигаямаксимальногоположительногоэффектадляокружающейсредыиздоровьянаселенияблагодаряинновационнойтранспортнойполитике[1].Сусовершенствованиемвелосипедавсеявственнеестановилисьегоявныепреимуществапередостальнымивидамитранспорта–высокаяэкологичность мобильность,компактность.Ктомуже,этоотличноесредстводлятренировкиорганизмаиобщегооздоровления.Кпреимуществамданноговидатранспортаможнотакжедобавитьнизкиеиздержкиприобслуживании,особенновсравнении,скажем,савтомобильнымтранспортом.Велосипедкактранспортдляпутешествияобладаетнаивысшимкоэффициентомприсоотношениикачестваи материальных затрат, поэтому путешественники,осматривающиедостопримечательностигородов,всечащеостанавливаютсвойвыборименнонанем.ВнастоящеевремявелосипедынаиболеепопулярнывстранахСевернойиЗападнойЕвропы.Вомногихкрупныхевропейскихгородах(атакжеиСША)существуютсистемыпрокатавелосипедов,которыевключаютвсебямножествоспециальныхпарковок,накоторыхможноавтоматически(покредитнойкартеилиспециальномуабонементу)братьвелосипед.Возвращатьвелосипедможноналюбуюудобнуюпарковку.
Велошейринг как система совместного владения велосипедами: теоретический аспектВелошейринг(такжеизвестнакакbikesharingилисистемасовместногоиспользованиявелосипедов)
системапроката,обычносозданнаянанекоммерческойоснове,котораяпозволяет арендоватьвелосипеднаоднойизавтоматизированныхстанций,совершитьпоездкуивернутьвелосипедвлюбойпунктпроката,установленныйвэтомжегороде.ТакиепрограммыуспешносуществуютвомногихгородахЕвропыисевероамериканскихгородах.Цельпрограммы
предоставитьжителямитуристамбесплатный,либооченьдешевыйдоступквелосипедудлякратковременных(неболее3часов)поездокпогороду,какальтернативумоторизованномуобщественномутранспортуиавтомобилю,темсамымулучшитьтранспортнуюиэкологическуюобстановку[2].Сторонникиэтойконцепцииутверждают,чтовелошейрингизбавляетучастниковданнойсистемы отрисковкражиивандализма,инеобходимостирешенияпроблемпарковкииремонта,темсамымделаяпривлекательнымэтотвидтранспорта (Рисунок 1).
Рисунок 1. Преимущества внедрения bikesharingсистемПримечание –составлено авторами.
Системаобщественноговелопрокатапоявиласькакнегосударственноеначинание,котороебылосозданонесколькиминезависимымиорганизациями,пытавшихсяпересадитьавтомобилистовнавелосипеды,снизитьзагрязнениеокружающейсредыиоздоровитьнаселение.Многиегородскиеадминистрациииобщественныеорганизацииозаботилисьсозданиемсистемсовместногоиспользованиявелосипедовисталирассматриватьегокакчастьсистемыобщественноготранспорта[3].В таблице 1 представлены виды велошейрингсистем и особенности каждой из них.Таблица 1Виды велошейринга
№Вид велошейрингаОсобенности1.Неурегулированное использованиеВелосипеды находятся в свободном доступе для любого желающего для поездок по ограниченной территории (например, студенческий городок). Для пользования не требуется удостоверения личности, кредитной карты или членской карты. После использования велосипед не закрывается на замок, таким образом, любой человек может забрать велосипед, и для обратной поездки, возможно, придется искать другой.2.ДепозитАренда велосипеда возможна после внесениянебольшого депозита. Депозит возвращается после возврата велосипеда. Так как депозит обычно небольшой (несколько монет), высоки риски краж и вандализма. Некоторые сети резервируют депозит на кредитной карте пользователя, что позволяет снизить эти риски.3.ЧленствоВелосипеды хранятся на специальных автоматизированных станциях, установленных в разных частях города. Для участия в программе, нужно пройти регистрацию, предоставив удостоверение личности и получить членскую карту. В большинстве программ, пользование велосипедом первые 30 минут бесплатны.Примечание –таблица составлена авторами.
Запоследнеевремяростсистемысовместногоиспользованиявелосипедовнамногоопередилростлюбыхдругихформгородскоготранспорта.По данным таблицы 2 можно проследить эволюцию развития систем совместного пользования велосипедами.Таблица 2Эволюция систем велошейринга
№Время появленияНаименование города (страны)ОсобенностиПервое поколение28 июля 1965 г.Амстердам (Нидерланды)Это были самые обычные велосипеды, выкрашенные в белый цвет и предоставленные в общественное пользование. Любой, нашедший велосипед, мог проехать на нем, куда нужно, и просто оставить для следующего желающего. Программа перестала существовать в течение нескольких дней изза вандализма и воровства.Второе поколение1991 г.Фарсо, Грена,Наксков(Дания)Спустя 30 лет после неудачного амстердамского эксперимента первыми эстафетную палочку подхватили датчане.В таких городах, как Фарсо, Грена, Наксков, программы имели малые масштабы. Например, в городе Наксков было всего 26 велосипедов и 4 станции.1993 г.1995 г.Копенгаген (Дания)В 1995 год была запущена полномасштабная велосистема второго поколения «Bycyklen». Чтобы прокатиться на велосипеде, нужно было всего лишь оставить монету в залог. Использовались велосипеды особой модели; они были очень прочными, а их детали не подходили для других велосипедов. Тем не менее, велосипеды были подвержены краже изза анонимности пользователей. Третье поколение1998 г.Ренне (Франция)В системах третьего поколения начали использовать велосипеды с усовершенствованной конструкцией, сложные докстанции, автоматизированные замки; важным аспектом стало то, что оплата производилась посредством смарткарт. Некоторые из bikesharingсистем внедрили GPSсистемы для отслеживания передвижения велосипедов и предотвращения краж, и большинство из них запустило свои собственные вебсайты, с помощью которых пользователи в режиме реального времени могли получать информацию о наличии свободных велосипедов.2005 г.Лион (Франция)2008 г.За пределами Европы (в Бразилии, Чили, Китае, Новой Зеландии, Южной Корее, на Тайване и в США.)Четвертое поколение20132016 г.Нидерланды, Франция, Германия, Дания, Великобритания, Испания, Польша, Латвия, Литва,Канада, США, Израиль, Япония, Китай, Россия, Казахстан и др.Четвертое поколение характеризуется наличием передвижных и солнечных докстанций, появлением электровелосипедов и возможностью получения информации о наличии свободных велосипедов посредством мобильных телефонов.Примечание –таблица составлена авторами.
Запоследниедесятьлетсистемысовместногоиспользованиявелосипедовразвивалисьспоразительнойскоростью,перейдяизразрядаинтересныхэкспериментов,повышающихмобильностьнаселения,вразрядмассовогогородскоготранспортавомногихкрупныхевропейскихгородах.Тринадцатьлетназадбыловсегошестьсистем,которыеработалившестистранах,
Дании,Франции,Германии,Италии,НорвегиииПортугалии.Крупнейшаяизних,котораявключала2000велосипедов,использоваласьвКопенгагене.Сегодняже,какпоказанонакарте(Рисунок 2),расположеннойниже,существуетоколо639такихсистем,работающихв53городахиимеющихвсвоемпаркевобщейсложностиоколо643000велосипедов[4].
Рисунок 2. Карта, отображающая количество стран, систем совместного использования велосипедов и размеры велопарков по регионам мира
Несомненно, велошейрингможетпомочьпостроитьимиджсовременногогорода,ненаносящегоуронокружающейсреде.Длякрупныхметрополий,такихкакПариж,БарселонаилиЛондон,внедрениесистемыпрокатавелосипедовсталоважнымфакторомизмененияимиджавстранеизарубежом[5].НовостиСМИ,посвященныевнедрениюсистемывелошейринга, обратиливниманиеобщественногомнениянанеобходимостьпеременвобластигородскоймобильности.
ОсобенностиразвитиявелошейрингакаксистемыформированиябрендатуристскихтерриторийвразныхстранахмираРазвитиевелосипедноготранспортаявляетсянеобходимойсоставнойчастьюэкономической,финансовой,транспортной,территориальнопланировочной,экологическойполитики,брендинга территорий, атакжеполитикивобластиздравоохраненияитуризма.Насовременномэтаперазвитиямировойэкономикивелотранспортдлябольшинстванаиболееразвитыхстранявляетсяважнымвидомвнутреннеготранспорта,играющийважнуюрольвобеспечениисоциальногоразвитияизамещенияавтомобильноготранспортавпроцессеперемещениянаселениявнутригородскихобразованийивпригородныхпоездках.
Массовоеприменениевелотранспортныхсредстввлечетзасобойизменениявомногихсекторахэкономикиивсоциальнойсфере,вситуациинарынкетруда,вполитикеградостроительства,ворганизациирозничнойторговли,туризма,вдругихаспектахжизниобщества.Развитиевелоинфраструктурыисозданиесистемсовместногопрокатавелосипедов способствуютповышениютуристическихвозможностейгородов.Какпоказывает опыт многих городов Европы,хорошая,выразительная, визуальнаясторонавелошейрингапомогаетдостичьуспеха.Элементамивизуальнойстороныявляютсясамивелосипеды(ихцвет,логотипгорода),ихстанции,терминалыиинформационныематериалы.Например,красно–белыйцветсистемыBicingвБарселоне.Впоследниегодывелосипедвевропейскихстранахпережилудивительноевозрождение.Этосправедливокакдляповседневныхпоездок,такидляиспользованиявелосипедавсвободноевремяинаотдыхе [6].КомпанияCopenhagenizeкаждыедвагодаформируетмеждународныйрейтингвелосипедныхгородов.В2015годуCopenhagenizeпроанализировали122городамираипредставилипереченьТОП20городов,«дружественных» квелосипедистам (Рисунок 3).
Этотрейтингпризнаетдостижениягородовивтожевремядаетсоветыпосовершенствованию,атакжеслужитвдохновениемимотивациейдлядругихсоздаватьусловиядляразвитиявелосипедноготранспорта.Каждыйгородоценивалсяпо13типоказателям,начинаясгородскойполитикиипрограммпопуляризациивелосипедовизаканчиваявопросамиудобстваибезопасности.Крометого,вовниманиепринималисьинициативыипроектыпоразвитиювелотранспорта,закоторыеначислялисьбонусныебаллы.Рассмотрим примеры успешного использования систем велошейринга в разных странах мира более подробно.НидерландыИз5тиверхнихстрочекрейтингатризанялиголландскиегородаАмстердам,УтрехтиЭйндховен,подтвердивуверенноелидерствоНидерландоввэтойобласти.ВрейтингеCopenhagenize2015гогодастолицаГолландииуступилалидерствоизаняла2еместо,вследзаКопенгагеном.Несмотряналучшиеосновныепоказатели,Амстердамполучилменьшебонусныхбалловиззанедостаточныхинвестицийвразвитиевелотранспортнойсистемы.Темнеменее,этидвагородапопрежнемуощутимопревосходятостальныхконкурентов.ВАмстердамевелосипедестьпрактическиувсех.Начинаясвосьмилетнеговозраста,горожанепользуютсяэтимвидомтранспортадлялюбыхцелей,начинаяспоездкинаработуизаканчиваявыгуливаниемдомашнихживотных.Дляжителейэтогогорода,какидлявсехголландцев,езданавелосипедестолькожеестественна,какипрогулкапешком.Этозачастуюприводитктому,чтоонинеутруждаютсоблюдениемправилдорожногодвижения,чтонеобходимоучитыватьгостямстолицыГолландии.Утрехтсохраниллидерствосредивелосипедныхгородовнебольшогоразмера,впервуюочередьблагодарябольшомучислувелодорожекистоянок.Ктомуже,местныевластипринялирешениепостроитьвелопарковкуна12,5тысячмест,претендующуюназваниесамойбольшойвмире.Вобщемрейтингеэтотгородзанялтретьеместо.ВНидерландахраспространениевелосипедовдействительносделалосьгосударственнойполитикой;достаточносказать,чтонаразвитиеихиспользованияотдано10%всехрасходовнаназемныйтранспорт.Вгородахустраиваютсяспециальныевелосипедныедорожки,очерченныебелымилиниямииливыделенныеспециальнымцветнымпокрытием;парковочныеплощадки;велосипедыпозволенобратьвобщественныйтранспорт.ОбщаяпротяженностьвелодорожеквНидерландахсоставляет15000км.
Рисунок 3. Рейтинг велогородов мира, по версии CopenhagenizeIndexв 2015 годуПримечание –составлено авторами.
ИспанияСвыше30городовИспанииобзавелисьилиобзаводятсяновымвидомобщественноготранспорта
велосипедом.ИменноуспешныйопытБарселонывдохновилвластейдругихиспанскихгородовотнестиськвелосипедамсдолжнойсерьезностью.ВелосипедноедвижениезародилосьвБарселонев2007годуивсёнабираетобороты.Городпринялвсемерыдлятого,чтобыгражданамбылоудобнопользоватьсявелосипедомкактранспортом.
Насегодняшнийденьболее30000барселонцев—велосипедисты.Вгородедействуетпорядка100станций.Программавелодвижениягородаявляетсяоднойизлучшихнапланете,иизнеемногоебылозаимствованодругимистранами.
Севилья—одинизтехгородовИспании,гдеинтенсивноразвиваетсявелосипедноедвижение.Всеголишьзанескольколетдолявелосипедистовздесьувеличиласьс0,2%до7%
благодаряработевластииинвестициямвразвитуюсистемувелоинфраструктуры,атакжекомплекснойсистемесовместногоиспользованиявелосипедов.ВСевилье,какивБарселоне,развитаясетьвелотрасс,приэтомвсеонивхорошемсостоянии.
ДанияСамая«велосипедная»странаЕвропы
Дания,среднийдатчанинпроезжаетзагоднавелосипеде893километра.Безпреувеличенияможносказать,чтодлядатчанвелосипеднероскошь,адействительно«вторыеноги».В ихменталитет просто«впечатано»,чтокрутитьпедали
этоудобно,экологично,полезнодляздоровья.ЕсливелосипедвДаниииневытеснилсдорогавтомобиль,тооченьсерьезноегопотеснил.Сегодня20%всехпоездоксовершаетсянавелосипедах.ВКопенгагене300кмвелосипедныхдорожеки1000муниципальныхвелосипедов,бесплатнопредоставляемыхгражданамдляпоездокпогороду.
Другиеприспособленияоблегчающиежизньлюбителямвелосипедовмусорныекорзины,размещенныеподопределеннымуглом,счетчики,фиксирующиеколичествовелосипедистов,проехавшихпотойилиинойдорогезасуткиизавсевремя,приступки,чтобывелосипедистмогпоставитьногуиотдохнутьи,конечнодекорированныевелопарковки.Установленныевнужныхместах,правильноспроектированные,вписывающиесявдизайнулицыпарковкиделаюточевиднымфакт,чтовелосипедыявляютсянеотъемлемойчастьютранспортнойсистемыгорода.ВКопенгагенедоконца2012годаработалапрограммаCityBike,позволявшаявзятьвелосипеднапрокатбесплатно,причёмналюбойсрок.ТакиевелосипедыподугрозойштрафазапрещенобылоиспользоватьвнеКопенгагена.Необычныйдизайнираскраскавелосипедовнедаютвозможностьвыдатьихзасобственные(сейчасработаетноваяпрограммаGoBike,позволяющаябратьвелосипедынапрокатзаабонентскуюплату).ФранцияНесмотрянато,чтоСтрасбургновичокврейтинге(4местоповерсииCopenhagenize),воФранциионужедавносчитаетсявелосипеднымлидером.ЕздитьнавелосипедевСтрасбурге
одноудовольствие,идействительнократчайшийспособдобратьсяизодногоместавдругое.Вгороденасчитывается537километроввелосипедныхдорог,атакжеимеетсяуникальнаясистемасовместногоиспользованиявелосипедов(некоммерческийвелопрокат).ДругиегородаФранции,такиекакНант,БордоиПарижконкурируютмеждусобойзазваниелучшегогородаФранциидляездынавелосипеде.Париж
однаизтехстолиц,гдеостростоитпроблемазагрязнениявоздухаавтомобильнымивыхлопами.Поэтомувсёбольшеместныхжителейигостейфранцузскойстолицыпересаживаютсянавелосипеды.ВПарижеогромнуюпопулярностьполучиласетьпрокатавелосипедов«Vélib’».Даннаясетьвладеет20тысячамивелосипедов,которыераспределеныпо1450станциямгорода. «Vélib’». былзапущенпослеуспехапроекта«Vélo'v»вЛионе,инасегоднясчитаетсякрупнейшейпрограммойвелошейрингавмире.«Vélib’». можносчитатьоченьуспешнойсточкизренияпопулярностисрединаселенияитуристов(от50тыс.до150тыс.ежедневныхпоездок).КанадаГородаСевернойАмерикиредкопопадаютвспискивелосипедныхгородов,иМонреаль—одноизисключений.Веломодернизацияначаласьздесьв1980хгодах.БылзапущенпервыйвсвоёмродемуниципальныйвелопрокатBixi,ставшийвпоследствииобразцомдляаналогичныхпроектоввПарижеиЛондоне,истанетпонятно,почемунаулицахэтогогородатакмноговелосипедистов,несмотрянато,чтосредняятемператураянварясоставляетздесь10градусов.Запрошедшеевремявластивложилипорядка$134млнвинфраструктуругорода,чтобысделатьегоудобнымдлявелосипедистов.ТеперьвМонреалеоколо600кмвелосипедныхдорожек,сотнипарковокистанцийпроката.
Вцелом,составителирейтингаотмечаютпрогрессгородовСевернойиЮжнойАмерики,втовремякакевропейскиеиазиатскиевелосипедныестолицыпотерялинесколькомест,анекоторыеизнихнесмоглипопастьвтоп202015года.
РазвитиевелошейрингавКазахстане:мифилиреальность?Еслиопиратьсянаопытразвитиявелодвижениявевропейскихгородах,гдепоследовательнопроводиласьактивнаявелотранспортнаяполитика,тодля Казахстана велошейринг и весь процесс велосипедизации –совершенно новое явление, находящиеся пока только лишь на стадии становления.7июля2014годавАстаненачалаработусетьстанцийвелопроката«АстанаBike».Былоустановлено40парковокна200велосипедов.«Установлениенамивелопарковок
этонепростовеяниевремени,апотребность,посколькугородоченьдинамичноразвиваетсяирастет,здесьужепочтимиллионжителей.Среднийвозрастастанчан
30лет.Вгодунасрождаетсядо25тысячдетей.Всеэтотребует,безусловно,соответствующейинфраструктурывгороде,начинаяотстроительствадетскихсадов,школизаканчиваятакимивелопарковками»,
сказалакимстолицынацеремонииоткрытиясетьстанцийвелопроката«АстанаBike»[7].Поставщикомвелосипедовявляетсяфранцузскаякомпания«Smoove»,котораяужереализовывалаподобныепроектывгородахРоссийскойФедерации,Франции,Грузии,США,Италии,Великобритании.Стоимостьабонементанасезонсоставляет5тыс.тенге,пластиковойкарты
1тыс.тенге.Приэтомвсепоездкимеждустанциямидлительностьюнеболее30минутбесплатны.Вслучаепревышенияуказанногосрока,включаетсяповременнаяоплатапроката:1час
100тенге,от2часов
250тенге,3йчас
500тенге,закаждыйпоследующийчас
1тыс.тенге.Такжепланируется,чточерезнескольколетвАстанепоявятсявелобаны,включающиеспециальныедорожкидлядвухколесных«коней»,парковкидлявелосипедовипунктыпроката.Кслову,правоназыватьсятранспортнымсредствомзавелосипедомзакрепленозаконодательно.Безусловно,отом,чтовближайшембудущем«двухколесныйконь»сможетзаменитьастанинцамавтомобильпопримерунемалогоколичестваевропейскихиазиатскихгородов,говоритьрано.Ведьментальностьсоотечественниковотводит«четырехколесномутоварищу»особоеместо.Длямногихавтомобиль
нетолькосредствопередвижения,ноицельмноголетнеготруда,и,чтонемаловажно,показательблагосостояния.Однаконельзязабыватьиотом,чтокомандалюбителейпедальногоиэкологическичистоготранспорта,темнеменее,увереннорастет.Главнымипроблемами,пословамвелолюбителей,являетсяотсутствиевАстанеспециальныхдорожекипарковок.«Двухколесногоконя»приходитсяпривязыватьк столбу,режекспециальносозданнойвелопарковке;сложноскладываютсяивзаимоотношениясводителямиавтомашин.ВрезультатезапросавуправлениепассажирскоготранспортаиавтомобильныхдорогАстанысталоизвестно,чтодо2030годавглавномгородестраныбудутпостроенывелобаныобщейпротяженностью74км.ЭтиинфраструктурныеизменениявжизнистолицыпредусматриваетГенеральныйпланАстаны,утвержденныйпостановлениемПравительстваРКв2011году.Велосипедныедорожкибудуттрехтипов:самостоятельнаядорога,предназначеннаяисключительнодлядвижениявелосипедистов;велодорожкавсоставедорогиобщегопользования,отделеннаяотпроезжейчастибетоннымограждениемилиразметкой;атакжевелодорожкавсоставетротуара,отделеннаяоттротуараразметкойилибордюром.Существующаясистема«AstanaBike»
яркийпримериважнейшийшагразвитиявелодвижениявнашейстране.СозданнаясистемавелошейрингадолжнастатьпримеромдлядругихгородовКазахстана,авластирегионовпостаратьсяотыскатьвозможностьдляреализацииподобнойидеиусебявгородахипригородах.Так,наоктябрь2015годавАстанеужефункционирует150велостанцийсвелопаркомна1000велосипедов.C15сентября2015годадляжителейигостейгорода(резидентовРК)процедураоформленияабонементадлягородскоговелопрокатабылаупрощена,теперьприсебенеобходимоиметьтолькоудостоверениеличности [8].Приоформлениикарточкитеперьнетребуютсяадреснаясправка,банковскаякарточка,атакжесправкасместаработы/учебы.Длякатегориитуристовсистемавелопрокатадоступнапосмскоду.Дляэтогонеобходимозарегистрироватьсянасайтеvelobike.kz,выбратьтарифипроизвестионлайноплату.ПолучитьнауказанныйприрегистрацииномертелефонаСМСспаролем,которыйнеобходимоввестинамониторевелосипедаивзятьеговаренду.ВажнымуспешнымшагомвреализациипроектасталзапускИнтернетприложенияvelobike.kz,доступногодляустановки,каквGooglePlay,такивAppStore.Следуеттакжеотметить,чтопостояннокомандойвелошейрингаАстаныпроводятсяразличныеакции.Так,с1сентябряидоконцасезона2015годапользователи,оформившиекарточкивсентябреиоктябремесяце2015года,былиосвобожденыотабонентскойплатыввелосезоне2016года.Принимаяучастиевподобныхмероприятиях,системавелошейрингастолицы,несомненно,способствуетповышениютуристскойпривлекательностистраны,вцелом.Безусловно,пропагандавелоспортабудетспособствоватьнетолькоздоровомужизнигорожан,ноиснижениюинтенсивностиавтомобильноготрафика,уменьшениюнагрузкинадорожнотранспортнуюсетьиразвитиюгородскойинфраструктуры.ЧтокасаетсяАлматы,то–этосложныйгород,преобразоватькоторыйзаодинденьневозможно.Однакоизменениявсеравнопроисходят.Впоследнеевремяколичествовелосипедистовнаулицахзаметноувеличилось.Безусловно,обуровне,сравнимомсевропейскимигородами,иликонкуренциисдругимитранспортнымисредствамиговоритьпоканеприходится,нонельзяотрицатьфактусиливающегосяинтересаквелосипеду(илибайку,какегоназываютпродвинутыефанаты)каксредствупередвижения.СогласноисследованиямГЭФПРООН(ГлобальныйэкологическийфондПрограммыразвитияООН),навелосипедахездитпокатолько1%алматинцев.Длясравнения:вКопенгагенеиОсло85%горожанпередвигаютсяпогородунадвухколесах.ФактическиотсутствиевелоинфраструктурывАлматысущественноосложняетповседневноеиспользованиеэтоговидатранспортакакосновного.Неразвитасетьвелодорожек,котораясвязывалабымеждусобойразныерайоны,медленнообустраиваютсявелостоянки,нетспециальныхсветофоров,атакжекачественныхуказателейидорожнойразметкидляболееудобногоориентирования.Важноотметить,чтодорожнаясетьказахстанскогомегаполисаизначальнонепредусматривалавелодорожек.
В2015годуинициативнаягруппаveloalmaty.kzивелосообществоvelostan.kzвсотрудничествесГЭФпередалиместнымвластямнарассмотрениепроектпостроениявелодорожекобщейпротяженностью110км.Авторыотметили,чтоподдержкавелодвиженияявляетсяцельюустойчивоготранспортногоразвитиягорода.Онипредлагаютобозначитьвпланахувеличениевидовустойчивоготранспортадо55%к2023году.НаданныймоментвАлматыдействуютвсеготривелодорожки:строительствапервой,попроспектуАбая,велолюбителидобивалисьс2008года;такжесуществуютдвеотдаленные–вдольТалгарскойтрассыипопроспектуРайымбекаиулицеМомышулы,которыемалоиспользуются.
Крометого,участникиveloalmaty.kzдобиваютсяотакиматасозданияоколо500велостоянокпогороду.Ведьотсутствиеудобныхибезопасныхместпарковкитожеудерживаетлюдейотиспользованиявелосипеда.Вгородеуженасчитываетсяоколо100велостоянок
какправило,некрытых.Онинаходятсявозлевузов,школ,спортивныхмагазинов,фитнесклубов,торговыхибизнесцентров.
ИменноблагодаряэтомуактивномулоббированиютригоданазадвАлматыпоявиласьперваявелодорожкадлиной2,5км.Крометого,группавыступаетинициатороммероприятий,связанныхсподдержкойвелоспорта.
ВажнымшагомвразвитиивелодвижениявАлматысталзапускдвухавтоматическихстанцийвелопрокатаврамкахпроектаAlmatybike.Ихвместимостьсоставляет30местдляпарковкивелосипедов.Автоматическаястанция,расположеннаянапересечениипроспектаАбаяиулицыБайтурсынова,вмещаетвсебя16местдлявелосипеднойпарковки.ВтораястанциярасположенаоколоДворцаСпортаимениБ.Шолака.Еевместимость
14парковочныхмест[9].Настанцияхможноарендоватьвелосипед,совершитьпоездкуивернутьтранспортноесредствоналюбойдругойстанции.Каждыйжелающийможетсделатьэтовлюбоеудобноевремя.Стоимостьиусловияявляютсяобщедоступнымиисравнимысценамисистемывелошейринга«AstanaBike»:150тенгезадень,300тенгезадвадня,400
затрии600
занеделю.
Дляучастиянеобходимозарегистрироватьсянаофициальномсайтепроекта.Такжедляпользователейсистемыдоступномобильноеприложение
velobike.kz.ГоворяоперспективахразвитиявелодвижениявгородеАлматы,важноотметить,чтоближайшеевремявюжнойстолицепланируетсяоткрытьещепорядка200автоматическихпунктовпопредоставлениювелосипедоввовременноепользование.Ивсеже,покасуществуюторганизацииипростолюбителивелосипедов,можноговоритьоперспективахразвитиявелокультуры:вбудущем,вероятно,насждетувеличениеколичествавелосипедистовнадорогахюжнойстолицы.
Говоря о перспективах развития велошейринга в городе Карганда, то необходимо отметить, что современноесостояниесоциальнойинфраструктурыгородаможноохарактеризоватькакудовлетворительное [10].29октября2015годавг.Карагандапоявиласьперваявелосипеднаядорожка,котораярасположенавдольпроспектаШахтера.Создание сети велодорожек в Караганде, также как и в других городах Казахстана, –важный вклад в развитие социальной инфраструктуры города, так это, несомненно, будет способствовать физическому развитиюнаселения, включив велосипед в систему общественного транспорта.Интересным решением стало бы создание святящейся велосипедной дорожки с национальными орнаментами в парке (1 км), где будут использоваться, к примеру, бетонное покрытие, как основа велодорожки, искусственные самосветящиеся камниNoxton, выложенные в форме национального орнамента, и бордюры длиной в 1 метр по обе стороны велодорожки. Пример такой дорожки, разработанный авторами, представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Вариант создания подсвеченной велодорожки на территории парка города КарагандыПримечание –макет светящейся велодорожки для города Караганды разработан авторами статьи.
Внедрениесистемывелошейринга–важныйвкладвразвитиесоциальнойинфраструктурыгорода,онабудетспособствоватьфизическомуразвитиюнаселения,включиввелосипедвсистемуобщественноготранспорта.ВпоследниегодывКарагандерастетколичествовелосипедистов,чтосвойственносейчасвсемумиру,однакотормозитпроцессотсутствиесоответствующейинфраструктуры.Безусловно,появлениееевКараганде
этовопросвремени.Сейчасважносформулироватьтребованиякэтойсистеме,учестьмножествофакторов,произвестиисследованиянаэтутемуи,вконечномитоге,предложитьконцепциюразвитиявелоинфраструктурывгороде:логичную,обоснованнуюи,поэтому,жизнеспособную.Несмотрянавсеусилияидостигнутыеуспехи,велосипедуещепредстоитстатьпризнанным,широкоиспользуемымиравноправнымпоотношениюкдругимтранспортнымсредствам.Дляэтогонеобходимоактивносодействоватьиспользованиювелосипедакакразумнойальтернативыдругимтранспортнымсредствамвповседневнойжизни,всвободноевремяинаотдыхе,чтобывелосипедсталиспользоватьсячаще,чемраньше.Эторазгрузитцентрыкрупныхисреднихгородов,будетспособствоватьэффективнойзащитеклиматаСоставнойчастьюкомплексамерпосодействиювелотранспортудолжнобытьтакжепостоянноеповышениеуровнябезопасностидлявелосипедистов.Крометого,содействиевелотранспортуобеспечиваетрабочиеместаввелосипеднойпромышленности,вторговлеиразличныхобластяхуслуг,связанныхсвелосипедом,итемсамымоказываетподдержкусреднемубизнесу.
Ссылки на источники1.http://www.citylab.com/citymakersconnections/bikeshare/#slide2009 (дата обращения: 15.01.2016).2.Raymond Bridge. Bike Touring: The Sierra Club Guide to Travel on Two Wheels (Sierra Club Outdoor Adventure Guide). –USA: Counterpoint, 2009. –448 p.3.Stephen Lord. Adventure CycleTouring Handbook: Worldwide Cycling Route & Planning Guide (Adventure Cycle Touring Handbook: A Worldwide Cycling). –London: Trailblazer Publications, 2010. –312 p.4.Bikesharing: глобальная экспансия систем совместного использования велосипедов (2014 г.). –URL: http://velomesto.ru/magazine/vmire/bikesharingglobalnayaekspansiyasistemsovmestnogoispolzovaniyavelosipedov/ (дата обращения: 21.01.2016).5.Richard Lovett. The Essential Touring Cyclist: A Complete Guide for the Bicycle Traveler, Second Edition. –USA: International Marine/Ragged Mountain Press, 2000. –160 p.6.Шаекина Ж.М., Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В. Перспективы развития велошейринга в системе городского туризма в Казахсатне: Монография. –Караганда: Издво КарГУ, 2015. –162 с.7.В Астане начали работу первые станции велопроката «Астана Bike» (2014 г.). –URL: http://www.skastana.kz/ru/news/853 (дата обращения: 26.01.2016).8.Система автоматизированного велопроката «Astana Bike» с 24 по 26 сентября 2015 года приняла участие на 12ой Казахстанской Международной Туристской Выставке Astana Leisure, которую посетило более 5000 человек из числа жителей и гостей города!(2015 г.) –URL: http://vk.com/astanabikekz(дата обращения: 28.01.2016).9.Проект «Велопарковки Алматы» (2013 г.). –URL: http://veloalmaty.kz/?page_id=2 (дата обращения: 28.01.2016).10.Об итогах социальноэкономического развития города Караганды за 9 месяцев 2015 года (2015 г.). –URL: http://karagandaakimat.gov.kz/ru/eco_6/ (дата обращения: 03.02.2016).