О проблеме сотрудничества женщин, ставших жертвами семейного насилия, с правоохранительными органами
Выпуск:
ART 86609
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ангелина
М.
Ш. О проблеме сотрудничества женщин, ставших жертвами семейного насилия, с правоохранительными органами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2891–2895. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86609.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема сотрудничества женщин-жертв семейного насилия с правоохранительными органами в целях его предотвращения. Предпринята попытка объяснить причины, по которым значительная доля женщин терпимо относится к насилию со стороны супруга, не желает привлекать к решению конфликта третьих лиц и не обращается за помощью к сотрудникам полиции. В статье обозначены как психологические, так и правовые аспекты данного вопроса, выявлены основные ошибки в деятельности правоохранительных органов по данной проблеме, а также предложены способы её решения.
Ключевые слова:
самооценка, виктимность, правоохранительная деятельность, семейное насилие, самозащита
Текст статьи
ШевяковаАнгелина Михайловна,Студентка 4 курса Юридического Факультета направления «Конфликтология» Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. Город СанктПетербург. Angelshev@mail.ru
О проблеме сотрудничества женщин, ставших жертвами семейного насилия, с правоохранительными органами
Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема сотрудничества женщинжертв семейного насилия с правоохранительными органами в целях его предотвращения. Предпринята попытка объяснить причины, по которым значительная доля женщин терпимо относится к насилию со стороны супруга, не желает привлекать к решению конфликта третьих лиц и не обращается за помощью к сотрудникам полиции. В статье обозначены как психологические, так и правовые аспекты данного вопроса, выявлены основные ошибки в деятельности правоохранительных органов по данной проблеме, а также предложены способы её решения. Ключевые слова:семейное насилие, виктимность, самозащита, самооценка, правоохранительная деятельность.
Насилие над жёнами в семье, как крайняя форма проявления семейного сексизма, является важной общественной проблемой, решение которой требует как правовых, так и социальнопсихологических методов. Эта проблема существовала всегда, однако в век формального гендерного равенства существенное количественное преобладание жертв среди женщин, по сравнению с мужчинами особо обостряют эту проблему. Современное российское законодательство, по сравнению с нормами и обычаями прошлого, утверждаетнедопустимость проявления насильственной власти мужчин над женщинами. Однако данные о частоте случаев семейного насилия над жёнами, на наш взгляд, вопиюще высоки. В этой связи особо важным представляетсяотношение самих женщин к домашнему насилию и их готовность бороться с ним. Целью данной статьи является попытка разобраться в вопросе, почему значительная доля женщин не предпринимает активных действий в целях самозащиты, а так же наметить способы решения данной проблемы.
В России в 2006 году 86 % позвонивших по телефонам горячих линий оказались женщины, и большинство звонков обусловлено именно проблемой домашнего насилия, но только 5—10 % женщин, подвергающихся домашнему насилию, подают заявления в полицию.[1]По результатам исследования Горшковой И. Д. и Шурыгиной И. И почти 80% опрошенных женщин сталкивались с проявлениями психологического насилия со стороны мужа и 54% с проявлением экономического насилия. 56% женщин подвергались физическому насилию или получали от мужа подобные угрозы.Жертвами сексуального насилия в семье стали 23% женщин, при этом 18% составляют группу жестокого насилия. По свидетельствам женщин, только 13% из них никогда не вступают в интимные отношения с мужем, если у них нет такого желания. 75% жен с большей или меньшей частотой уступают мужу, соглашаясь на половой акт, когда им этого не хочется. Каждая пятая женщина идет на такие уступки часто.
При этом, процент тех, кто готов оправдать мужа, совершившего насилие над женой, колеблется от 32% до 47%. Более того только 26,7 % женщин и 23,3 % мужчин считают, что, если жену избивает муж, она должна обратиться в полицию. Большинство опрошенных согласились с ответом «Пусть подумает, в чем она виновата». Кроме того, как показало исследование, и мужчины и женщины рассматривают сексуальные потребности мужей как приоритетные относительно женских. Большинство опрошенных не считают абсолютно необходимым, чтобы в семьеучитывались сексуальные желания и потребности жены.[2]
Из приведённых выше данных можно сделать вывод, что насилие над женщинами является недостаточно порицаемым явлением в обществе, причём не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин. Мы можем наблюдать явное занижение собственной значимости среди существенного количества российских женщин. Так же очевидно, что большинство женщин, подвергающихся домашнему насилию, по тем или иным причинам не обращаются за помощью в правоохранительные органы.
На наш взгляд, причины данной проблемы кроются как в психологии человека, так и в особенностях социальной среды, причём причины эти тесно переплетены. Психологические аспекты сформировали социальную среду, которая в свою очередь влияет на психологию человека. Пролить свет на психологические причины неравенства мужчины и женщины, а так же лояльного отношения к этому неравенству со стороны обоих полов, помогают достижения в области психоанализа. Большую работу в этом направлении проделала Карен Хорни. По её мнению, желание унизить жену свойственно большинству мужчин и проистекает из бессознательного страха перед женщиной. Презрение по отношению к женщинам является для многих мужчин способом победитьсвой страх, отгородиться от него. По мнению Хорни, мужчина боится требований женщин, в частности сексуальных требований, так как в отличие от женщины, в сексуальном плане мужчина должен доказывать свою состоятельность вновь и вновь. Страх подвергнуться осмеянию, потерять мужественность в глазах женщины, зарождается в мальчиках с раннего детства. Необходимость постоянно поддерживать самооценку приводит к восприятию мужчинами мужественности как ценности самой по себе. Отсюда представление мужчин о собственном превосходстве, полученном от природы, и как следствие –о второстепенной важности женщин. Что же касается самих женщин, то их свойство занижать свою значимость по сравнению с мужчиной, продемонстрированное в приведённых выше исследованиях, так же находит объяснение в психоанализе. Одним из таких объяснений является комплекс кастрации и комплекс маскулинности у женщин, определяемые ранними стадиями психосексуального развития.[3]
По мнению Карла Абрахама «многие персоны женского пола, находящиеся в детском или зрелом возрасте, временно или постоянно страдают от факта, что они родились женщинами». С точки зрения психоанализа, отсутствие пениса объясняется девочками в раннем возрасте как следствие наказания –кастрации. Так женщина впервые осознаёт себя жертвой и это детское впечатление остаётся с ней на всю последующую жизнь, накладывая свой отпечаток на формирование личности. Осознание собственной неполноценности, «несостоявшейся мужественности», обуславливает восприятие женщинами мужчин как более совершенных существ. [4]Играет свою роль и социальный фактор: человеческая культура носит ярковыраженный маскулинный характер. Многие элементы культуры указывают на превосходство мужчины перед женщиной.Например, в христианском мире Бог воспринимается как мужчина. Так как христианство –монотеистическая религия, оно не предполагает наличие Богини, равной по силе и значимости Богу. Второй центральный персонаж христианства –сам Иисус Христос –тоже мужчина, как и все его ученики, распространяющие религию. Женский же образ в христианстве представлен Девой Марией, воплощающий такие человеческие качества как чистота и скромность, и не способной конкурировать в силе и всемогуществе с самим Богоммужчиной. Так как знакомство с христианской культурой в большинстве случаев происходит в детстве, наличие всемогущего образа Бога при отсутствии равной ему по силе и статусу Богини, по нашему мнению, оказывает влияние на впечатлительную детскую психику и закрепляет стереотип о превосходстве мужчин. Упомянутые психологические факторы подпитывают существование в современном обществе элементов традиционной патриархальной модели семьи, предоставляющеймужчине власть над женой. В рамках такой модели, если она принята женщиной как верная, те или иные виды насилия со стороны мужа перестают восприниматься как выходящие за пределы нормы. Таким образом, значительно возрастает виктимность женщины –склонность стать жертвой насилия. Если женщина росла и живёт в семье традиционного типа, ссылающейся на догмы «Домостроя», закрепляющего за мужем право воспитывать жену страхом, то она может воспринимать агрессию супруга как его право.В такой ситуации, даже подвергаясь регулярному психологическому давлению, сексуальной эксплуатации или даже физическому насилию, женщина не станет пытаться чтолибо изменить.
Так формируется «синдром избиваемой женщины». Рассматривая насильственные действия супруга как заслуженное наказаниеили неизбежную составляющую семейной жизни, и не сопротивляясь,женщина закрепляет в сознании насильника представления о вседозволенности, безнаказанности и собственной правоте. Все это провоцирует повторяющиеся акты насилия, которые становятся системой. Кроме того, женщина может не оказывать сопротивления насильнику, ощущая свою зависимость от него: материальную или эмоциональную. Частыми причинами, по которым женщиныжертвы отказываются изменить ситуацию,является страх оставлять детей без отца, страх прожить жизнь в одиночестве, неуверенность в поддержке окружения. Все эти мотивации связаны с сильно заниженной самооценкой, утратойчувства достоинства и веры в себя.[5]
Однакокогда насилие приобретает особо опасные формы, обращение к сотрудникам полиции за помощью является, зачастую, единственным способом сохранить жизнь и здоровье. И если женщина решилась на этот шаг, на смену психологическим препятствиям приходят вполне объективные, связанные с несовершенством деятельности в России правоохранительных органов. Вопервых, причиной, по которой жертва домашнего насилия не обращается к правоохранительным органам, является недоверие: женщина может думать, что её проблему не смогут или не захотят решать. Как показывает практика кризисных центров для женщин, эти опасения небезосновательны. «Мы ничего не можем сделать, т.к. он Ваш муж» типичная аргументация отказа сотрудников полиции в возбуждении уголовного дела.[6]Тот факт, что насилие было обращено не в сторону постороннего человека, а по отношению к собственной супруге неким образом влияет на восприятие инцидента и занижает его значимость.
Вовторых, страх усугубить ситуациюможет оттолкнуть пострадавшую от привлечения третьих лиц. Обращение в полицию может вызвать гнев супругаагрессора и, оставшись без присмотра сотрудников правоохранительных органов, женщина может подвергнутьсяещё более жестоким видам насилия в качестве наказания. Кроме того, месть насильника может коснуться детей и других родственников пострадавшей. Распространенное нарушение правоохранительных органов заключается в недостаточных действиях по обеспечению безопасности жертвы и её родственников.
Имея представления о причинах возникновения проблемы, мы получаем возможность рассуждать о способах её решения. На наш взгляд, решение проблемы сексизма и домашнего насилия в семье должно вестись по двум направлениям.Вопервых, необходимо наладить правовое регулирование данного вопроса. Совершенно очевидна необходимость усовершенствования российского законодательства в целях обеспечения безопасности пострадавших от семейного насилия. Одним из действенных методов по обеспечению безопасности жертв представляется нам внедрение «охранных ордеров», принятых в странах Европы и в США и доказавших там свою действенность. Кроме того необходимо наладить деятельность правоохранительных органов, систематические нарушения сотрудников полиции при реагировании на случаи семейного насилия должны быть пресечены. В качестве метода может быть использовано усиление контроля деятельностиправоохранительных органов. После проведения должных преобразований в правовой сфере, необходимо довести их до сведения женщин, то есть надёжность и эффективность правоохранительных органов должна быть популяризирована, а женщины мотивированны решать проблему семейного насилия правовым путём. Так же необходимо усовершенствование работы женских кризисных центров и распространение информации о них. По данным опроса, в кризисный центр обратилось менее 1% женщин, ставших жертвами домашнего насилия. При этом больше половины женщин просто не знают о существовании и деятельности подобных центров. Вовторых, необходимо бороться с убеждениями, способствующими процветанию домашнего насилия и терпимости по отношению к этому явлению. Гендерная некомпетентность, по сей день широко распространённая в российском обществе является основой для формирования властнозависимых отношений в семье, следствием которых является как насилие, так и непротивление насилию. Требуется распространение принципов и взглядов, утверждающих в сознании людей образ домашнего насилия, как недопустимого, вопиющего инцидента и преступления. Так же существует потребность в комплексе мероприятий, направленных на формирование гендерной компетентности. На наш взгляд, одними из наиболее действенных методов распространения антисексистских взглядов является социальнаяреклама, рассмотрение проблемы в учебных заведениях в рамках воспитательной работы, а так же отражение данных идей в массовой культуре. Кроме того необходимы меры по повышению общей самооценки женщин в российских семьях. Женщиныдолжны быть осведомлены о своих правах, о закреплённом в Конституции равенстве полов, распространяющемся на все сферы жизни людей. Немаловажным является и философскорелигиозный и культурный подходыв осмыслении роли женщины в семье и мире, восстановление в архетипе «Настоящей Женщины» таких качеств как сила, самостоятельность, священность. Большую работу в этом направлении проделала американский психоаналитик юнгинианской школы Кларисса Пинкола Эстес, утверждающая, что «угасающую женскую жизненную силу можно возродить посредствомактивных «психоархеологических» раскопок в руинах потаённого мира женщины»[7]. В качестве способов восстановления женской жизненной силы можно использовать проведение семинаров и тренингов, бесплатное распространение соответствующей литературы, утверждение образа сильной женщины в культуре. Решение проблемы насилия над женщинами в российских семьях крайне необходимо, причём методы борьбы с ним должны быть комплексными и многосторонними. Важной составляющей комплекса мер по устранению данной проблемы является мотивирование самих жертв сотрудничать с правоохранительными органами. Призывая женщин к сотрудничеству, необходимо учитывать все трудности –и субъективные и объективные –с которыми сталкивается женщина и оказывать ей всестороннюю поддержку. От решения проблемы семейного насилия напрямую зависит качество жизни людей в обществе, ведь именно семья является одним из основополагающих и важнейших его институтов.
Ссылки на источники1.Забелина Т. Ю. Домашнее насилие в отношении женщин: государственная проблема или «личное дело»? // Женщина в российском обществе.2008. № 4. С. 7785.2.Горшкова И. Д., Шурыгина И. И. Насилие над женами в современных российских семьях. М., 2003. 82 с. 3.Хорни К. Психология женщины. Самоанализ. –СПб.:Питер,2015. с. 73 –82.4.Абрахам,К. Формы выражения женского комплекса кастрации: пер. с нем. —Ижевск : ERGO, 2011. —60 с.5.Шакина В.А. Женщина как жертва семейного насилия в супружеских отношениях: проблемы, причины, предупреждение: дис. канд. юрид. наук: 12,00,08 /Шакина В.А. –Иркутск, 2002. –204 с.6.Охранные ордера как специальные средства социальноправовой защиты от насилия в семье / Под ред. Н.В. Ходыревой, В.Н. Фроловой. –СПб.: Тускарора, 2011. –96 с. 7.Эстес Кларисса Пинкола. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях / Перев. с англ. –М.:ООО Издательство «София», 2013. –448 с.
О проблеме сотрудничества женщин, ставших жертвами семейного насилия, с правоохранительными органами
Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема сотрудничества женщинжертв семейного насилия с правоохранительными органами в целях его предотвращения. Предпринята попытка объяснить причины, по которым значительная доля женщин терпимо относится к насилию со стороны супруга, не желает привлекать к решению конфликта третьих лиц и не обращается за помощью к сотрудникам полиции. В статье обозначены как психологические, так и правовые аспекты данного вопроса, выявлены основные ошибки в деятельности правоохранительных органов по данной проблеме, а также предложены способы её решения. Ключевые слова:семейное насилие, виктимность, самозащита, самооценка, правоохранительная деятельность.
Насилие над жёнами в семье, как крайняя форма проявления семейного сексизма, является важной общественной проблемой, решение которой требует как правовых, так и социальнопсихологических методов. Эта проблема существовала всегда, однако в век формального гендерного равенства существенное количественное преобладание жертв среди женщин, по сравнению с мужчинами особо обостряют эту проблему. Современное российское законодательство, по сравнению с нормами и обычаями прошлого, утверждаетнедопустимость проявления насильственной власти мужчин над женщинами. Однако данные о частоте случаев семейного насилия над жёнами, на наш взгляд, вопиюще высоки. В этой связи особо важным представляетсяотношение самих женщин к домашнему насилию и их готовность бороться с ним. Целью данной статьи является попытка разобраться в вопросе, почему значительная доля женщин не предпринимает активных действий в целях самозащиты, а так же наметить способы решения данной проблемы.
В России в 2006 году 86 % позвонивших по телефонам горячих линий оказались женщины, и большинство звонков обусловлено именно проблемой домашнего насилия, но только 5—10 % женщин, подвергающихся домашнему насилию, подают заявления в полицию.[1]По результатам исследования Горшковой И. Д. и Шурыгиной И. И почти 80% опрошенных женщин сталкивались с проявлениями психологического насилия со стороны мужа и 54% с проявлением экономического насилия. 56% женщин подвергались физическому насилию или получали от мужа подобные угрозы.Жертвами сексуального насилия в семье стали 23% женщин, при этом 18% составляют группу жестокого насилия. По свидетельствам женщин, только 13% из них никогда не вступают в интимные отношения с мужем, если у них нет такого желания. 75% жен с большей или меньшей частотой уступают мужу, соглашаясь на половой акт, когда им этого не хочется. Каждая пятая женщина идет на такие уступки часто.
При этом, процент тех, кто готов оправдать мужа, совершившего насилие над женой, колеблется от 32% до 47%. Более того только 26,7 % женщин и 23,3 % мужчин считают, что, если жену избивает муж, она должна обратиться в полицию. Большинство опрошенных согласились с ответом «Пусть подумает, в чем она виновата». Кроме того, как показало исследование, и мужчины и женщины рассматривают сексуальные потребности мужей как приоритетные относительно женских. Большинство опрошенных не считают абсолютно необходимым, чтобы в семьеучитывались сексуальные желания и потребности жены.[2]
Из приведённых выше данных можно сделать вывод, что насилие над женщинами является недостаточно порицаемым явлением в обществе, причём не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин. Мы можем наблюдать явное занижение собственной значимости среди существенного количества российских женщин. Так же очевидно, что большинство женщин, подвергающихся домашнему насилию, по тем или иным причинам не обращаются за помощью в правоохранительные органы.
На наш взгляд, причины данной проблемы кроются как в психологии человека, так и в особенностях социальной среды, причём причины эти тесно переплетены. Психологические аспекты сформировали социальную среду, которая в свою очередь влияет на психологию человека. Пролить свет на психологические причины неравенства мужчины и женщины, а так же лояльного отношения к этому неравенству со стороны обоих полов, помогают достижения в области психоанализа. Большую работу в этом направлении проделала Карен Хорни. По её мнению, желание унизить жену свойственно большинству мужчин и проистекает из бессознательного страха перед женщиной. Презрение по отношению к женщинам является для многих мужчин способом победитьсвой страх, отгородиться от него. По мнению Хорни, мужчина боится требований женщин, в частности сексуальных требований, так как в отличие от женщины, в сексуальном плане мужчина должен доказывать свою состоятельность вновь и вновь. Страх подвергнуться осмеянию, потерять мужественность в глазах женщины, зарождается в мальчиках с раннего детства. Необходимость постоянно поддерживать самооценку приводит к восприятию мужчинами мужественности как ценности самой по себе. Отсюда представление мужчин о собственном превосходстве, полученном от природы, и как следствие –о второстепенной важности женщин. Что же касается самих женщин, то их свойство занижать свою значимость по сравнению с мужчиной, продемонстрированное в приведённых выше исследованиях, так же находит объяснение в психоанализе. Одним из таких объяснений является комплекс кастрации и комплекс маскулинности у женщин, определяемые ранними стадиями психосексуального развития.[3]
По мнению Карла Абрахама «многие персоны женского пола, находящиеся в детском или зрелом возрасте, временно или постоянно страдают от факта, что они родились женщинами». С точки зрения психоанализа, отсутствие пениса объясняется девочками в раннем возрасте как следствие наказания –кастрации. Так женщина впервые осознаёт себя жертвой и это детское впечатление остаётся с ней на всю последующую жизнь, накладывая свой отпечаток на формирование личности. Осознание собственной неполноценности, «несостоявшейся мужественности», обуславливает восприятие женщинами мужчин как более совершенных существ. [4]Играет свою роль и социальный фактор: человеческая культура носит ярковыраженный маскулинный характер. Многие элементы культуры указывают на превосходство мужчины перед женщиной.Например, в христианском мире Бог воспринимается как мужчина. Так как христианство –монотеистическая религия, оно не предполагает наличие Богини, равной по силе и значимости Богу. Второй центральный персонаж христианства –сам Иисус Христос –тоже мужчина, как и все его ученики, распространяющие религию. Женский же образ в христианстве представлен Девой Марией, воплощающий такие человеческие качества как чистота и скромность, и не способной конкурировать в силе и всемогуществе с самим Богоммужчиной. Так как знакомство с христианской культурой в большинстве случаев происходит в детстве, наличие всемогущего образа Бога при отсутствии равной ему по силе и статусу Богини, по нашему мнению, оказывает влияние на впечатлительную детскую психику и закрепляет стереотип о превосходстве мужчин. Упомянутые психологические факторы подпитывают существование в современном обществе элементов традиционной патриархальной модели семьи, предоставляющеймужчине власть над женой. В рамках такой модели, если она принята женщиной как верная, те или иные виды насилия со стороны мужа перестают восприниматься как выходящие за пределы нормы. Таким образом, значительно возрастает виктимность женщины –склонность стать жертвой насилия. Если женщина росла и живёт в семье традиционного типа, ссылающейся на догмы «Домостроя», закрепляющего за мужем право воспитывать жену страхом, то она может воспринимать агрессию супруга как его право.В такой ситуации, даже подвергаясь регулярному психологическому давлению, сексуальной эксплуатации или даже физическому насилию, женщина не станет пытаться чтолибо изменить.
Так формируется «синдром избиваемой женщины». Рассматривая насильственные действия супруга как заслуженное наказаниеили неизбежную составляющую семейной жизни, и не сопротивляясь,женщина закрепляет в сознании насильника представления о вседозволенности, безнаказанности и собственной правоте. Все это провоцирует повторяющиеся акты насилия, которые становятся системой. Кроме того, женщина может не оказывать сопротивления насильнику, ощущая свою зависимость от него: материальную или эмоциональную. Частыми причинами, по которым женщиныжертвы отказываются изменить ситуацию,является страх оставлять детей без отца, страх прожить жизнь в одиночестве, неуверенность в поддержке окружения. Все эти мотивации связаны с сильно заниженной самооценкой, утратойчувства достоинства и веры в себя.[5]
Однакокогда насилие приобретает особо опасные формы, обращение к сотрудникам полиции за помощью является, зачастую, единственным способом сохранить жизнь и здоровье. И если женщина решилась на этот шаг, на смену психологическим препятствиям приходят вполне объективные, связанные с несовершенством деятельности в России правоохранительных органов. Вопервых, причиной, по которой жертва домашнего насилия не обращается к правоохранительным органам, является недоверие: женщина может думать, что её проблему не смогут или не захотят решать. Как показывает практика кризисных центров для женщин, эти опасения небезосновательны. «Мы ничего не можем сделать, т.к. он Ваш муж» типичная аргументация отказа сотрудников полиции в возбуждении уголовного дела.[6]Тот факт, что насилие было обращено не в сторону постороннего человека, а по отношению к собственной супруге неким образом влияет на восприятие инцидента и занижает его значимость.
Вовторых, страх усугубить ситуациюможет оттолкнуть пострадавшую от привлечения третьих лиц. Обращение в полицию может вызвать гнев супругаагрессора и, оставшись без присмотра сотрудников правоохранительных органов, женщина может подвергнутьсяещё более жестоким видам насилия в качестве наказания. Кроме того, месть насильника может коснуться детей и других родственников пострадавшей. Распространенное нарушение правоохранительных органов заключается в недостаточных действиях по обеспечению безопасности жертвы и её родственников.
Имея представления о причинах возникновения проблемы, мы получаем возможность рассуждать о способах её решения. На наш взгляд, решение проблемы сексизма и домашнего насилия в семье должно вестись по двум направлениям.Вопервых, необходимо наладить правовое регулирование данного вопроса. Совершенно очевидна необходимость усовершенствования российского законодательства в целях обеспечения безопасности пострадавших от семейного насилия. Одним из действенных методов по обеспечению безопасности жертв представляется нам внедрение «охранных ордеров», принятых в странах Европы и в США и доказавших там свою действенность. Кроме того необходимо наладить деятельность правоохранительных органов, систематические нарушения сотрудников полиции при реагировании на случаи семейного насилия должны быть пресечены. В качестве метода может быть использовано усиление контроля деятельностиправоохранительных органов. После проведения должных преобразований в правовой сфере, необходимо довести их до сведения женщин, то есть надёжность и эффективность правоохранительных органов должна быть популяризирована, а женщины мотивированны решать проблему семейного насилия правовым путём. Так же необходимо усовершенствование работы женских кризисных центров и распространение информации о них. По данным опроса, в кризисный центр обратилось менее 1% женщин, ставших жертвами домашнего насилия. При этом больше половины женщин просто не знают о существовании и деятельности подобных центров. Вовторых, необходимо бороться с убеждениями, способствующими процветанию домашнего насилия и терпимости по отношению к этому явлению. Гендерная некомпетентность, по сей день широко распространённая в российском обществе является основой для формирования властнозависимых отношений в семье, следствием которых является как насилие, так и непротивление насилию. Требуется распространение принципов и взглядов, утверждающих в сознании людей образ домашнего насилия, как недопустимого, вопиющего инцидента и преступления. Так же существует потребность в комплексе мероприятий, направленных на формирование гендерной компетентности. На наш взгляд, одними из наиболее действенных методов распространения антисексистских взглядов является социальнаяреклама, рассмотрение проблемы в учебных заведениях в рамках воспитательной работы, а так же отражение данных идей в массовой культуре. Кроме того необходимы меры по повышению общей самооценки женщин в российских семьях. Женщиныдолжны быть осведомлены о своих правах, о закреплённом в Конституции равенстве полов, распространяющемся на все сферы жизни людей. Немаловажным является и философскорелигиозный и культурный подходыв осмыслении роли женщины в семье и мире, восстановление в архетипе «Настоящей Женщины» таких качеств как сила, самостоятельность, священность. Большую работу в этом направлении проделала американский психоаналитик юнгинианской школы Кларисса Пинкола Эстес, утверждающая, что «угасающую женскую жизненную силу можно возродить посредствомактивных «психоархеологических» раскопок в руинах потаённого мира женщины»[7]. В качестве способов восстановления женской жизненной силы можно использовать проведение семинаров и тренингов, бесплатное распространение соответствующей литературы, утверждение образа сильной женщины в культуре. Решение проблемы насилия над женщинами в российских семьях крайне необходимо, причём методы борьбы с ним должны быть комплексными и многосторонними. Важной составляющей комплекса мер по устранению данной проблемы является мотивирование самих жертв сотрудничать с правоохранительными органами. Призывая женщин к сотрудничеству, необходимо учитывать все трудности –и субъективные и объективные –с которыми сталкивается женщина и оказывать ей всестороннюю поддержку. От решения проблемы семейного насилия напрямую зависит качество жизни людей в обществе, ведь именно семья является одним из основополагающих и важнейших его институтов.
Ссылки на источники1.Забелина Т. Ю. Домашнее насилие в отношении женщин: государственная проблема или «личное дело»? // Женщина в российском обществе.2008. № 4. С. 7785.2.Горшкова И. Д., Шурыгина И. И. Насилие над женами в современных российских семьях. М., 2003. 82 с. 3.Хорни К. Психология женщины. Самоанализ. –СПб.:Питер,2015. с. 73 –82.4.Абрахам,К. Формы выражения женского комплекса кастрации: пер. с нем. —Ижевск : ERGO, 2011. —60 с.5.Шакина В.А. Женщина как жертва семейного насилия в супружеских отношениях: проблемы, причины, предупреждение: дис. канд. юрид. наук: 12,00,08 /Шакина В.А. –Иркутск, 2002. –204 с.6.Охранные ордера как специальные средства социальноправовой защиты от насилия в семье / Под ред. Н.В. Ходыревой, В.Н. Фроловой. –СПб.: Тускарора, 2011. –96 с. 7.Эстес Кларисса Пинкола. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях / Перев. с англ. –М.:ООО Издательство «София», 2013. –448 с.