Социально-психологические факторы этнической толерантности у студенческой молодежи
Выпуск:
ART 86636
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Резникова
И.
Б.,
Сыропятов
А.
В. Социально-психологические факторы этнической толерантности у студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3011–3015. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86636.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологических факторов развития толерантности у студенческой молодежи Северо-Осетинского педагогического института.
Ключевые слова:
этническая толерантность, межкультурное взаимодействие, студенты, методы и методики исследования
Текст статьи
Резникова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г.Владикавказhabaeva@yandex.ru
Сыропятов Артур Викторович,магистрант второго курса обучения ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказahs4248348@yandex.ru
Социальнопсихологическиефакторы этническойтолерантности
у студенческой молодежи
Аннотация. Статья посвящена изучению социальнопсихологических факторов развития толерантности у студенческой молодежи СевероОсетинского педагогического института.Ключевые слова: этническая толерантность, студенты, межкультурное взаимодействие, методы и методики исследования.
Многоаспектное и интенсивное межкультурное взаимодействие людей в современном обществе: потребность в нем и, с другой стороны, его проблемность обусловливают необходимость формирования толерантного сознания.В последнее время в процессе общения часто наблюдается агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения.Особенно актуальной эта проблема становится в обществе студенческой молодежи, как наиболее динамично развивающегося, мотивированного и мобильного социального слоя, нуждающегося как в поддержке и наставничестве общества, так и в защите.Актуальность поставленной нами проблемы также задает основная цель высшего образования обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научнопедагогической квалификации.В отечественной науке сложилось два подхода к пониманию сути этнической толерантности, которые дополняют друг друга, что важно при проведении практических исследований толерантности. Первый, подход определен В.А. Тишковым, который трактует ее как «уважение» и «невмешательство». Основой этнической толерантности здесь является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этническойидентичности приводят к этнической нетерпимости. Л.М. Дробижева определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [1].Под этнической толерантностью в нашем исследовании мы понимаем социальнопсихологическую характеристику, проявляющуюся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп[2]. Этот нравственный компонент жизнедеятельности человека определяет толерантность, как позицию человека, дающую жизненные установки и ориентации: уважение к другому мировоззрению и способам поведения, свободным в своей непохожести.Исходя из представлений Г.У.Солдатовой о критериях толерантности[3], современный молодой человек с развитым качеством толерантности характеризуется активной жизненной позицией и чувством ответственности, отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, признанием равенства людей, открытостью, уважением других,приоритетом рационального начала, стремлением к сотрудничеству.Таким образом, целью нашего исследования стало: изучение социальнопсихологических факторов развития этнической толерантности студентов педагогического вуза различных национальностей и влияниеэтих факторовна этносознаниестудентов.Предмет исследования: этническая толерантность в группе студентов СОГПИ.Методы и методики исследования: 1. Социальнопсихологический тренинг этнической, составленного на основе тренинга толерантности (Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова).2. Методика исследования толерантности и типов этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).3. Методика исследования агрессивного поведения (А. Басс,, А. Дарки).Объект исследования: студенты психологопедагогического факультета СевероОсетинского государственного педагогического института в количестве 32 человек(девушки в возрасте 1921 год, юноши1822). Из них девушек: осетинок –12 чел., русских –6 чел., армян –2 чел., юношей: осетин8 чел., русских4 чел.Исследование проводилось нами в форме формирующего эксперимента. Угруппыстудентов, у которых в ходе беседы, нами были выявлены проблемы толерантного восприятия окружающих, мы провелидиагностический срез, выявляющий первоначальный уровень развития толерантности студентов.После этого, студентам был предложен трехдневный тренинговый курс, в основе которого была программа тренинга толерантности Г.У.Солдатовой.После прохождения тренинга, мы также провели уже повторный диагностический срез с применениемтех же методик.Результаты исследования по методике исследования толерантности и типов этнической идентичности распределились следующим образом (см. табл. 1).Таблица 1Значения уровня толерантности в исследуемой группе
ТолерантностьИсследуемая группаИсследуемая группа(после тренинга)ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкийОбщая928%619%1753%1650%1238%412%Этническая722%928%1650%1960%922%412%Социальная1031%722%1547%1960%1031%39%Как черта личности928%825%1547%2167%619%515%
Рис.1. Диаграмма результатов исследования уровня толерантности в экспериментальной группе до проведения тренинга (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
Рис. 2.Гистограмма результатов исследования уровня толерантности в исследуемой группе после проведения тренинга(Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
В целом группа после проведения тренинга показала более высокий уровень толерантности, чем в первый раз. Первоначально, высокий и средний уровень общей толерантности имеют лишь 28% и 19% испытуемых, в том числе этнической 22% и 28% соответственно. После проведения тренинга результаты по этим шкалам отличаются: высокий уровень общей толерантности имеют 50% и 38% испытуемых, а показатели этнической толерантности имеют 60%. По шкалам социальной толерантности, как черты личности, различия также выражены. До проведения тренинга шкалысоциальная и личность имели 31% и 22%, как мы видим, после проведения тренинга шкала социальная и шкала какчерта личности имеют 60% и 67% соответственно, это на 29% больше, что говорит об эффективности данной методики.
Анализ результатов исследования по опросникуА. Басса и А. Дарки, дифференцирующему агрессивное поведение.Результаты исследования представленны в таблице 2.Таблица 2Значения уровня агрессивности в исследуемой группе
Исследуемая группаИсследуемая группа (после проведения тренинга)
ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкийИндекс агрессивности1650%1031%619%928%722%1650%Индекс враждебности1341%1237%722%722%825%1753%
Рис. 3. Диаграмма результатов исследования уровня агрессивности в экспериментальной группе до проведения тренинга.
Рис.4. Гистограмма результатов исследования уровня агрессивности в исследуемой группе после проведения тренинга.
Исследование уровня агрессивности показало значительные различия до и после проведения тренинга. До проведения тренинга высокий, низкий и средний уровень агрессивности имеют 50%, 19% и 31% исследуемых, враждебности –41%, 22% и 37% соответственно. После проведения тренинга показатели значительно изменились: высокий уровень индекса агрессивности имеют 28%, средний 22%, низкий50% испытуемых. Индекс враждебности показал: высокий уровень имеют 22%, средний 25%, низкий53%.
Вывод.Изучив вопрос воспитания и формирования этнической толерантности в молодежной среде, можно сделать выводы, что интерес к данному вопросу неслучаен, т.к. формирование этнической толерантности –это проблема, которая приобрела особую актуальность в современном мире.Теоретический анализ исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия толерантного сознания, которое было использовано в данной работе: толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы можно влиять на формирование толерантного поведения в молодежной среде.Изменения,произошедшие у студентов в результате прохождения имисоциальнопсихологического тренинга толерантности, определились всторону повышения значений толерантности (общей, социальной, этнической, как личностной черты). Также уменьшилисьзначения факторовагрессивности и враждебности. Наше исследование, таким образом, убеждает нас в необходимости дальнейшей разработки тренинга толерантности, как эффективного инструмента развития этнического самосознания молодежи.Ссылки на источники1.
Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научнопублицистический вестник. № 6. 2003. С. 402.Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. № 3.1997.С. 9.3.Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,2000. –С.1
Сыропятов Артур Викторович,магистрант второго курса обучения ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказahs4248348@yandex.ru
Социальнопсихологическиефакторы этническойтолерантности
у студенческой молодежи
Аннотация. Статья посвящена изучению социальнопсихологических факторов развития толерантности у студенческой молодежи СевероОсетинского педагогического института.Ключевые слова: этническая толерантность, студенты, межкультурное взаимодействие, методы и методики исследования.
Многоаспектное и интенсивное межкультурное взаимодействие людей в современном обществе: потребность в нем и, с другой стороны, его проблемность обусловливают необходимость формирования толерантного сознания.В последнее время в процессе общения часто наблюдается агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения.Особенно актуальной эта проблема становится в обществе студенческой молодежи, как наиболее динамично развивающегося, мотивированного и мобильного социального слоя, нуждающегося как в поддержке и наставничестве общества, так и в защите.Актуальность поставленной нами проблемы также задает основная цель высшего образования обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научнопедагогической квалификации.В отечественной науке сложилось два подхода к пониманию сути этнической толерантности, которые дополняют друг друга, что важно при проведении практических исследований толерантности. Первый, подход определен В.А. Тишковым, который трактует ее как «уважение» и «невмешательство». Основой этнической толерантности здесь является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этническойидентичности приводят к этнической нетерпимости. Л.М. Дробижева определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [1].Под этнической толерантностью в нашем исследовании мы понимаем социальнопсихологическую характеристику, проявляющуюся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп[2]. Этот нравственный компонент жизнедеятельности человека определяет толерантность, как позицию человека, дающую жизненные установки и ориентации: уважение к другому мировоззрению и способам поведения, свободным в своей непохожести.Исходя из представлений Г.У.Солдатовой о критериях толерантности[3], современный молодой человек с развитым качеством толерантности характеризуется активной жизненной позицией и чувством ответственности, отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, признанием равенства людей, открытостью, уважением других,приоритетом рационального начала, стремлением к сотрудничеству.Таким образом, целью нашего исследования стало: изучение социальнопсихологических факторов развития этнической толерантности студентов педагогического вуза различных национальностей и влияниеэтих факторовна этносознаниестудентов.Предмет исследования: этническая толерантность в группе студентов СОГПИ.Методы и методики исследования: 1. Социальнопсихологический тренинг этнической, составленного на основе тренинга толерантности (Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова).2. Методика исследования толерантности и типов этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).3. Методика исследования агрессивного поведения (А. Басс,, А. Дарки).Объект исследования: студенты психологопедагогического факультета СевероОсетинского государственного педагогического института в количестве 32 человек(девушки в возрасте 1921 год, юноши1822). Из них девушек: осетинок –12 чел., русских –6 чел., армян –2 чел., юношей: осетин8 чел., русских4 чел.Исследование проводилось нами в форме формирующего эксперимента. Угруппыстудентов, у которых в ходе беседы, нами были выявлены проблемы толерантного восприятия окружающих, мы провелидиагностический срез, выявляющий первоначальный уровень развития толерантности студентов.После этого, студентам был предложен трехдневный тренинговый курс, в основе которого была программа тренинга толерантности Г.У.Солдатовой.После прохождения тренинга, мы также провели уже повторный диагностический срез с применениемтех же методик.Результаты исследования по методике исследования толерантности и типов этнической идентичности распределились следующим образом (см. табл. 1).Таблица 1Значения уровня толерантности в исследуемой группе
ТолерантностьИсследуемая группаИсследуемая группа(после тренинга)ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкийОбщая928%619%1753%1650%1238%412%Этническая722%928%1650%1960%922%412%Социальная1031%722%1547%1960%1031%39%Как черта личности928%825%1547%2167%619%515%
Рис.1. Диаграмма результатов исследования уровня толерантности в экспериментальной группе до проведения тренинга (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
Рис. 2.Гистограмма результатов исследования уровня толерантности в исследуемой группе после проведения тренинга(Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
В целом группа после проведения тренинга показала более высокий уровень толерантности, чем в первый раз. Первоначально, высокий и средний уровень общей толерантности имеют лишь 28% и 19% испытуемых, в том числе этнической 22% и 28% соответственно. После проведения тренинга результаты по этим шкалам отличаются: высокий уровень общей толерантности имеют 50% и 38% испытуемых, а показатели этнической толерантности имеют 60%. По шкалам социальной толерантности, как черты личности, различия также выражены. До проведения тренинга шкалысоциальная и личность имели 31% и 22%, как мы видим, после проведения тренинга шкала социальная и шкала какчерта личности имеют 60% и 67% соответственно, это на 29% больше, что говорит об эффективности данной методики.
Анализ результатов исследования по опросникуА. Басса и А. Дарки, дифференцирующему агрессивное поведение.Результаты исследования представленны в таблице 2.Таблица 2Значения уровня агрессивности в исследуемой группе
Исследуемая группаИсследуемая группа (после проведения тренинга)
ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкийИндекс агрессивности1650%1031%619%928%722%1650%Индекс враждебности1341%1237%722%722%825%1753%
Рис. 3. Диаграмма результатов исследования уровня агрессивности в экспериментальной группе до проведения тренинга.
Рис.4. Гистограмма результатов исследования уровня агрессивности в исследуемой группе после проведения тренинга.
Исследование уровня агрессивности показало значительные различия до и после проведения тренинга. До проведения тренинга высокий, низкий и средний уровень агрессивности имеют 50%, 19% и 31% исследуемых, враждебности –41%, 22% и 37% соответственно. После проведения тренинга показатели значительно изменились: высокий уровень индекса агрессивности имеют 28%, средний 22%, низкий50% испытуемых. Индекс враждебности показал: высокий уровень имеют 22%, средний 25%, низкий53%.
Вывод.Изучив вопрос воспитания и формирования этнической толерантности в молодежной среде, можно сделать выводы, что интерес к данному вопросу неслучаен, т.к. формирование этнической толерантности –это проблема, которая приобрела особую актуальность в современном мире.Теоретический анализ исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия толерантного сознания, которое было использовано в данной работе: толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы можно влиять на формирование толерантного поведения в молодежной среде.Изменения,произошедшие у студентов в результате прохождения имисоциальнопсихологического тренинга толерантности, определились всторону повышения значений толерантности (общей, социальной, этнической, как личностной черты). Также уменьшилисьзначения факторовагрессивности и враждебности. Наше исследование, таким образом, убеждает нас в необходимости дальнейшей разработки тренинга толерантности, как эффективного инструмента развития этнического самосознания молодежи.Ссылки на источники1.
Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научнопублицистический вестник. № 6. 2003. С. 402.Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. № 3.1997.С. 9.3.Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,2000. –С.1