Социально-психологические факторы этнической толерантности у студенческой молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Резникова И. Б., Сыропятов А. В. Социально-психологические факторы этнической толерантности у студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3011–3015. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86636.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологических факторов развития толерантности у студенческой молодежи Северо-Осетинского педагогического института.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Резникова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г.Владикавказhabaeva@yandex.ru

Сыропятов Артур Викторович,магистрант второго курса обучения ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказahs4248348@yandex.ru

Социальнопсихологическиефакторы этническойтолерантности

у студенческой молодежи

Аннотация. Статья посвящена изучению социальнопсихологических факторов развития толерантности у студенческой молодежи СевероОсетинского педагогического института.Ключевые слова: этническая толерантность, студенты, межкультурное взаимодействие, методы и методики исследования.

Многоаспектное и интенсивное межкультурное взаимодействие людей в современном обществе: потребность в нем и, с другой стороны, его проблемность обусловливают необходимость формирования толерантного сознания.В последнее время в процессе общения часто наблюдается агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения.Особенно актуальной эта проблема становится в обществе студенческой молодежи, как наиболее динамично развивающегося, мотивированного и мобильного социального слоя, нуждающегося как в поддержке и наставничестве общества, так и в защите.Актуальность поставленной нами проблемы также задает основная цель высшего образования обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научнопедагогической квалификации.В отечественной науке сложилось два подхода к пониманию сути этнической толерантности, которые дополняют друг друга, что важно при проведении практических исследований толерантности. Первый, подход определен В.А. Тишковым, который трактует ее как «уважение» и «невмешательство». Основой этнической толерантности здесь является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этническойидентичности приводят к этнической нетерпимости. Л.М. Дробижева определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [1].Под этнической толерантностью в нашем исследовании мы понимаем социальнопсихологическую характеристику, проявляющуюся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп[2]. Этот нравственный компонент жизнедеятельности человека определяет толерантность, как позицию человека, дающую жизненные установки и ориентации: уважение к другому мировоззрению и способам поведения, свободным в своей непохожести.Исходя из представлений Г.У.Солдатовой о критериях толерантности[3], современный молодой человек с развитым качеством толерантности характеризуется активной жизненной позицией и чувством ответственности, отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, признанием равенства людей, открытостью, уважением других,приоритетом рационального начала, стремлением к сотрудничеству.Таким образом, целью нашего исследования стало: изучение социальнопсихологических факторов развития этнической толерантности студентов педагогического вуза различных национальностей и влияниеэтих факторовна этносознаниестудентов.Предмет исследования: этническая толерантность в группе студентов СОГПИ.Методы и методики исследования: 1. Социальнопсихологический тренинг этнической, составленного на основе тренинга толерантности (Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова).2. Методика исследования толерантности и типов этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).3. Методика исследования агрессивного поведения (А. Басс,, А. Дарки).Объект исследования: студенты психологопедагогического факультета СевероОсетинского государственного педагогического института в количестве 32 человек(девушки в возрасте 1921 год, юноши1822). Из них девушек: осетинок –12 чел., русских –6 чел., армян –2 чел., юношей: осетин8 чел., русских4 чел.Исследование проводилось нами в форме формирующего эксперимента. Угруппыстудентов, у которых в ходе беседы, нами были выявлены проблемы толерантного восприятия окружающих, мы провелидиагностический срез, выявляющий первоначальный уровень развития толерантности студентов.После этого, студентам был предложен трехдневный тренинговый курс, в основе которого была программа тренинга толерантности Г.У.Солдатовой.После прохождения тренинга, мы также провели уже повторный диагностический срез с применениемтех же методик.Результаты исследования по методике исследования толерантности и типов этнической идентичности распределились следующим образом (см. табл. 1).Таблица 1Значения уровня толерантности в исследуемой группе

ТолерантностьИсследуемая группаИсследуемая группа(после тренинга)ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкийОбщая928%619%1753%1650%1238%412%Этническая722%928%1650%1960%922%412%Социальная1031%722%1547%1960%1031%39%Как черта личности928%825%1547%2167%619%515%

Рис.1. Диаграмма результатов исследования уровня толерантности в экспериментальной группе до проведения тренинга (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

Рис. 2.Гистограмма результатов исследования уровня толерантности в исследуемой группе после проведения тренинга(Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

В целом группа после проведения тренинга показала более высокий уровень толерантности, чем в первый раз. Первоначально, высокий и средний уровень общей толерантности имеют лишь 28% и 19% испытуемых, в том числе этнической 22% и 28% соответственно. После проведения тренинга результаты по этим шкалам отличаются: высокий уровень общей толерантности имеют 50% и 38% испытуемых, а показатели этнической толерантности имеют 60%. По шкалам социальной толерантности, как черты личности, различия также выражены. До проведения тренинга шкалысоциальная и личность имели 31% и 22%, как мы видим, после проведения тренинга шкала социальная и шкала какчерта личности имеют 60% и 67% соответственно, это на 29% больше, что говорит об эффективности данной методики.

Анализ результатов исследования по опросникуА. Басса и А. Дарки, дифференцирующему агрессивное поведение.Результаты исследования представленны в таблице 2.Таблица 2Значения уровня агрессивности в исследуемой группе

Исследуемая группаИсследуемая группа (после проведения тренинга)

ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкийИндекс агрессивности1650%1031%619%928%722%1650%Индекс враждебности1341%1237%722%722%825%1753%

Рис. 3. Диаграмма результатов исследования уровня агрессивности в экспериментальной группе до проведения тренинга.

Рис.4. Гистограмма результатов исследования уровня агрессивности в исследуемой группе после проведения тренинга.

Исследование уровня агрессивности показало значительные различия до и после проведения тренинга. До проведения тренинга высокий, низкий и средний уровень агрессивности имеют 50%, 19% и 31% исследуемых, враждебности –41%, 22% и 37% соответственно. После проведения тренинга показатели значительно изменились: высокий уровень индекса агрессивности имеют 28%, средний 22%, низкий50% испытуемых. Индекс враждебности показал: высокий уровень имеют 22%, средний 25%, низкий53%.

Вывод.Изучив вопрос воспитания и формирования этнической толерантности в молодежной среде, можно сделать выводы, что интерес к данному вопросу неслучаен, т.к. формирование этнической толерантности –это проблема, которая приобрела особую актуальность в современном мире.Теоретический анализ исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия толерантного сознания, которое было использовано в данной работе: толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы можно влиять на формирование толерантного поведения в молодежной среде.Изменения,произошедшие у студентов в результате прохождения имисоциальнопсихологического тренинга толерантности, определились всторону повышения значений толерантности (общей, социальной, этнической, как личностной черты). Также уменьшилисьзначения факторовагрессивности и враждебности. Наше исследование, таким образом, убеждает нас в необходимости дальнейшей разработки тренинга толерантности, как эффективного инструмента развития этнического самосознания молодежи.Ссылки на источники1.

Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научнопублицистический вестник. № 6. 2003. С. 402.Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. № 3.1997.С. 9.3.Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,2000. –С.1