Профилактика наркозависимости в старшем подростковом возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попкова Т. А., Ярцев А. А. Профилактика наркозависимости в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3031–3035. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86640.htm.
Аннотация. В данной статье авторами ставится проблема наркозависимости населения. Полученные результаты анонимного анкетирования среди обучающихся школ г. Оренбурга активизируют необходимость разработки программы по профилактике наркозависимости с учетом особенностей семейной и социальной ситуации старших подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попкова Татьяна Александровна,Студентка ФГБОУ ВПО«Оренбургский государственный педагогический университет, г.ОренбургTusia0501@mail.ru Ярцев Артем Александрович,Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО«Оренбургский государственный педагогический университет», г.ОренбургArt.yarc@yandex.ru

Профилактика наркозависимостив старшем подростковом возрасте

Аннотация.В данной статье авторами ставится проблема наркозависимости населения. Полученныерезультатыанонимного анкетирования среди обучающихся школ г. Оренбургаактивизируют необходимость разработки программы по профилактике наркозависимости, с особенностямисемейной и социальной ситуациистаршего подросткового возраста.Ключевые слова:наркозависимость,аддиктивное поведение, психическая зависимость, физическая зависимость, девиантноеповедение.

Наркомания одна из проблем современногообщества, вызвавшая острую необходимость решительной и активной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Интеграция образовательных, социальнопсихологических и медицинских мер обеспечит достижение общего результата построение здорового самоорганизующегося общества. [1]Злоупотребление наркотическими веществами и их незаконный оборот уже давно стали одной из наиболее глобальных проблем и вызывают всеобщую тревогу во всем мире. Нет уголка на планете, где бы эти опасные явления ни проявили себя с самой негативной стороны.Наркотики среди молодежи распространились в больших размерах. Уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. По данным последних социологических исследований, в России данное процентное соотношение выше. Особенно сильным злоупотребление наркотических веществ наблюдается в молодежной среде –что является угрозой настоящему, и будущемуобщества.За последнее время претерпела значительные изменения и социальнодемографическая структура наркотизации молодежи. В большинстве случаев, те, кто употребляютнаркотики, являются социально адаптированные и благополучные люди.По экспертным оценкам, в России потребляют наркотики около 2,5 млн.человек, 70% из которых —молодежь до 30 лет.

Наркоманиязависимость, заболевание, от которого трудно излечиться. Что бы избежать этой болезни, необходимапрофилактика. Общество, окружение, в которое попадает ребенок, зависит от его дальнейшего развития. Мы то что нас окружает. Профилактика зависимости наркомании основывается на беседе о вреде, о последствиях, которые последуют после первого употребления.Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека. Вопервых, как граница детства, вовторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей; поэтому период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления.В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 11 до 14 16 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних и старших классах школы.Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом,дает возможность подростку смотреть на себя поновому. Дружба дает возможность через доверительные отношения познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.Положительное влияние:занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби;установление дружеских отношений;познание себя через ближайшее окружение;приобретение и развитие положительных личностных качеств;улучшение учебы.Отрицательное влияниеприобретение вредных привычек (курение, алкоголь);приобретение и развитие негативных личностных качеств;подражание неформальным лидерам;ухудшение учебы.Таким образом, подростковый возраст является переломным и значимым в жизни каждого человека. Данныйвозраст требует особого внимания и воспитания со стороны родителейи педагогов.Школа должна стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровый образ жизнине занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.Основными задачами образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании среди учащихся являются:пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании;внедрение превентивных (опережающих, предупреждающих) образовательных программ, направленных на снижение интереса к наркотикам и формирование форм активной психологической защиты (противодействия) вовлечению в их употребление;создание условий для индивидуальной медико –социальной и психологопедагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;организация и обеспечение социальнопсихологической, педагогической помощи икоррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения оказание психологопедагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющие затруднения в воспитании детей;определение « группы риска» и организация выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи (просвещение родителей и работников школы, профилактическая работа с « группой риска»;выявление и учёт несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки « проблемных» семей в целях создания микросреды, способствующей реализации системы профилактической работы.Сейчас модным стало вести здоровый образ жизни, подростки стали меньше употреблять спиртного, сигарет, и все чаще большими компаниями они бывают на стадионах и в спортивных залах. Все больше стали задумываться о своем здоровье и состоянии, что, конечно, ведет к здоровому поколению, здоровой нации.Для выявления актуальности проблемы наркомании среди обучающихся школ г. Оренбурга был проведен опрос с помощью анонимного анкетирования. В опросе приняли участие обучающиеся в возрасте от 14 до 17 лет. Анкета состояла из следующих вопросов:1.Откуда Вам известно о наркотиках?Ответ: Личный опыт. Опыт друзей, знакомых. Информация в СМИ.2. Есть ли у Вас знакомые, страдающие наркотической зависимостью( либо ранее имели наркотическую зависимость)?Ответ: Да. Нет.3.Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?Ответ: Сострадание. Нетерпимость. Безразличие. 4.Что, на Ваш взгляд, толкает людей на употребление наркотиков?Ответ: Одиночество. Любопытство. Влияние окружающих.5. Поступали ли Вам предложения попробовать наркотик?Ответ: Да. Нет. 6.Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков? Ответ:

Изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков?

Введение обязательного принудительного лечения от наркомании?

Усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи?Увеличение числа досуговых учреждений (клубов по интересам, доступность спортивных секций, кружков, возобновление деятельности подростковых клубов по месту жительства и т.д.)

Формирование моды на ЗОЖ7.Как вы понимаете ЗОЖ.

отказ от вредных привычек курения, употребления алкоголя и наркотиков;

психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний;

соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда;

достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;

рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;8.Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование молодежи на предмет раннего выявления наркоманов? Ответ: Да. Нет. Затрудняюсь ответить.9. Ваш возраст? Ответ: 1415; 1617? 10.Ваш пол: мужской/ женский?Результаты оказались следующими: респонденты узнают о наркотиках, в большинстве, из средств массовой информации. Знакомых, страдающих наркотической зависимостью, у большинства нет. Чувства, которые вызывают у респондентов наркоманы, оказались различными, это и сострадание, и нетерпимость, и безразличие. По мнению респондентов, людей, которые употребляют наркотики, толкает на это любопытство, либо влияние окружающих. Меньшинству из опрашиваемых, поступали предложения попробовать наркотик. Что бы изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков, стоит ужесточить ответственность за сбыт и распространение наркотиков и усилить антинаркотическую пропаганду среди молодежи. Здоровый образ жизни, в понимании обучающихся, это отказ от вредных привычек курения, употребления алкоголя инаркотиков и психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний. Обязательное анонимное тестирование молодежи на предмет раннего выявления наркоманов, по мнению респондентов, необходимо. Девочек, принявших участие в опросе, оказалось больше, чем мальчиков.Для профилактики зависимости разработана авторская программа, состоящая из трех блоков. Первый блок –проведение классных часов, акций со школьниками по теме профилактики зависимости, создание в школе самоуправления, создание волонтерской организации.Второй блок –работа с родителями, проведение родительских собраний, встреча со специалистами, разработка методических рекомендаций для родителей по теме профилактики зависимости. Третий блок –организация внеучебной деятельности –комплекс мероприятий по организации досуга школьника. Результатом проведения такого комплекса профилактических мер будет способствовать формированию культуры школьников, его правильному мышлению и поведению.С помощью профилактической программы можно сформировать мировоззрение ребенка с помощью социальных педагогов, классных руководителей, специалистов и родителей. К профилактике можно отнести следующие составляющие:Привлечение учащихся к культурно досуговой деятельности (предметные, творческие, спортивные студии, внеурочная занятость –посещение спортивной, художественной школ, школы искусств, творческих студии, секций и т.д.).Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующего социального патронажа –социальный паспорт классов, гимназииОрганизация и проведение “Дней здоровья”Проведение анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах рискаВыставки книг: «Мы за здоровый образ жизни», «Береги себя». Оформление стендов «Мы выбираем здоровый образ жизни» в рамках проведения акции «Мы за ЗОЖ»Проведение спортивных игр по различным видам спорта.Формами по профилактике наркозависимости в старшем подростковом возрасте также могут являться создание волонтерских групп, где обучающиеся могут выбрать себе занятия по интересам, которые будут способствовать развитию антинаркотического мышления, поведения. Занятия могут быть самыми различными: от создания и раздачи флаеров, по приглашению в такие группы до творческих, спортивных кружков. Таким образом, воздействовать на ребенка, на его развитие необходимо с разных сторон, т.е. со стороны педагогов, родителей, а также большое влияние оказывает окружение, друзья, сверстники.

Ссылки на источники1.Мегеда М.Ю. Проблема профилактики наркомании в образовательных учреждениях города Оренбурга: анализ социологического исследования // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.практ. конф.Оренбург: Издво ОГПУ, 2014. –С. 8182