Опыт разработки проектов формирования земельных участков для автомобильных дорог

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лукманова А. Д. Опыт разработки проектов формирования земельных участков для автомобильных дорог // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3136–3140. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86663.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен порядок разработки проектов формирования земельных участков для несельскохозяйственных нужд на примере строительства подъезда к с. Идяшбаш МР Буздякский район Республики Башкортостан.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бикметов Альмир Радикович,студент6 курсаФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфаalmir.bikmetov@mail.ru

Лукманова Альфия Данисовна,научный руководитель, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройстваФГБОУВО «Башкирский государственный аграрный университет», г.Уфаlyk_alfiya@mail.ru

Опыт разработки проектов формирования земельных участков

для автомобильных дорог

Аннотация.В статье рассмотрен порядок разработки проектов формирования земельных участков для несельскохозяйственных нужд на примере строительства подъезда к с.Идяшбаш МР Буздякский район Республики Башкортостан.Ключевые слова:межхозяйственное землеустройство, автомобильные дороги,полоса отвода, земли несельскохозяйственного назначения, рекультивация земель, убытки землепользователей, упущенная выгода.

Рост автопарка и возрастающая нагрузка на транспортную инфраструктуру в современных условиях требует больших объемов работ по ремонту и реконструкции уже существующихдорог[4]. Одной из ведущих проектных организаций Республики Башкортостан, является ГУП РПИИ «Башкирдортранспроект». С момента своего образования в 1993 году коллективом института разработаны проекты на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог протяженностью более 4000км, 195 мостов и путепроводов, 29карьеров дорожностроительных материалов.В настоящее время институт занимает одно из ведущих мест в области проектноизыскательскихработ для дорожного хозяйства республики. Оновыполняетвесь комплекс проектно изыскательских работ,начиная со сбора исходных данных,инженерногеодезических, гидрометеорологических изысканий и завершая выпуском проектнойпродукции. Основнымизаказчиками института являютсяГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» и ФКУ «Управление автомобильной магистрали СамараУфаЧелябинск Федерального дорожного агентства».В структуру проектной организации входит отдел землеустройства. В своей деятельности онруководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, среди которых основные:

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды");

Закон РФ от 21.02.1992 N 23951 (ред. от 13.07.2015) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историкокультурной экспертизы);

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";

Приказ МинприродыРФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";

СН 46774 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог»;

различные СНиПы, ГОСТы .

На примере проекта «Строительство подъезда к с. Идяшбаш Буздякского района Республики Башкортостан» рассмотрим порядок проектирования.Существующая дорога находится в аварийном состоянии и не соответствует предъявляемым к ней требованиям (рисунок 1).

Рисунок 1. Фрагмент существующей дороги

Целью проекта является доведение подъездной дороги до нормативного состояния в соответствии с перспективной интенсивностью движения транспортных средств, увеличение пропускной способности, обеспечениебезопасности движения и сокращение вредного экологического воздействия автотранспорта на территории с. Идяшбаш.Исходными данными для разработки проекта послужили материалы инженерногеодезических и инженерногеологических изысканий.Требования к составу, методам и точности измерений приняты в соответствии с действующими нормативными документами:СНиП 2.05.0285* «Автомобильные дороги »СНиП 110296 «Инженерные изыскания для строительства»СП 1110497 «Инженерные геодезические изыскания для строительства»ВСН 20889 «Инженерные геодезические изыскания железных и автомобильных дорог». Москва, 1990г.Составление проекта межхозяйственногоземлеустройстванесельскохозяйственных землепользований проходит в следующих основных стадиях:

оформление ходатайства (заявления) о выделении земельного участка и обоснование размера требуемой площади;

предварительное согласование места размещения объекта;

предоставление земельного участка;

оформление земельного участка[1].В данном проекте заявителемвыступилосельское поселение Сабаевский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан,котороеходатайствует о предварительном согласовании отвода земельного участка с указанием общей площади участка,в том числе в постоянное (бессрочное) ивременное пользование.

На этапе подготовки проектной документации по формированию земельного участкав согласовании местоположения участвовалиследующие государственные органы:

управление по недропользованию Республики Башкортостан;

министерство природопользования и экологии;

территориальный отдел управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей;

министерство культуры РБ.При составлении проекта за основу был принят плановокартографическийматериалмасштаба 1:2000.

Рисунок 2. Фрагмент картографического материала

Положение границ земельного участка на проектном плане подлежит согласованию с правообладателем этого земельного участка и правообладателями смежных земельных участков, поэтому в согласованиипринимали участие исобственники земель,чьитерриториизатрагивало строительство. В результате был подписан акт согласования границ.Ширинуучастков полос,как для временного,так и постоянного пользования регламентирует строительные нормы СН 46774 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог»[5]. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, автомобильных дорог в зависимости от их категории принимают согласно СНиП 2.05.0285.В нашем случае дорога 4 категории с двумя полосами движения, следовательно,ширина дорожного полотна составила 10 метров, проезжей части 6 метров.

При размещении земельного участка старались максимально использовать земли,непригодные

для сельского хозяйства. Площадь полосы отвода определена с учетом размещения конструктивных элементов полотна, исходя из проектной насыпи, а также устраиваемых примыканий, кюветов, быстротоков, перепадов и дополнительной полосы по обеим сторонам дороги равной 3 метрам(согласно ПостановлениюПравительстваот 2сентября 2009 года №717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса»). В соответствиисвышеупомянутыми нормами проектом определена общая площадь, необходимой для строительства дороги,котораясоставила 17,8га.На этапе предварительногосогласованияместа расположения земельного участкаопределены земли,на которых будет располагатьсядорога.Ими явились земли сельского поселения Сабаевский сельсовет и ООО Агрофирма «Тормыш»муниципального района Буздякский район.

На стадии выбора направления трассы и предварительного оформления отвода земель были рассмотренытриварианта. Вариант проложения трассы с максимальным использованием существующей дорогибыл принят к проектированию.Общее направление трассы западное. Начало трассы ПК0+00 соответствует изыскательскому км 0+00 подъезда к с. Идяшбаш. Конец трассы ПКЗ6+48,00 соответствует изыскательскому км 3+648 подъезда к с. Идяшбаш. Общая протяженность проектируемого участка составляет 3,648 км. Участок трассы проходит по землям Сельского поселения Сабаевский сельсовет, ООО Агрофирма «Тормыш». Для возведения насыпи используется грунт из сосредоточенного резерва, расположенного на пастбищных землях Сельского поселения Сабаевский сельсовет, за с.Тугаево, в 1,450 км от ПК0+00 подъезда к с. Идяшбаш площадью 2,00 га. Для проведения строительных работ проектом предусматривается устройство временной строительной площадки на ПК 10+50 справа, площадью 0,20 га.Площади и виды изымаемых земель приведены в таблице 1.Таблица 1Площади и виды угодий при изъятии земель

ПоказателиЕд. изм.Всегов том числесельское поселение Сабаевский сельсоветООО Агрофирма «Тормыш»1. Площадь земельных угодий всегога17,8014,842,96в т.ч. в постоянное пользованиега8,798,020,77из них: пашняга0,77

0,77пастбищега2,162,16

дорогага5,515,51

лесные насажденияга0,350,35

в безвозмездноепользованиега9,016,822,19из них: пашняга2,19

2,19дорогага

пастбищега5,855,85

в т.ч. под сосредоточенныйрезервга2,002,00

лесные насажденияга0,970,97

2. Средняя мощность горизонтасм

203020303.Площадь земель, подлежащих рекультивациига9,016,822,19

В площадь безвозмездного срочного пользования включена полоса складирования плодородного слоя почвы (кавальеры), полоса построечного транспорта, строительная площадка и грунтовый сосредоточенный резерв. По окончанию работ, земли безвозмездного срочного пользования приводятся в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве и возвращаются землепользователю.В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, включая упущенную выгоду, подлежат возмещению в полном объеме[3]. В связи с этим в проекте были определеныих размеры. Так, общая стоимостьубытков, включая упущенную выгодувсех собственников, землепользователей, землевладельцев за счет изъятия земельных участков составила 269903 тысяч рублей.Выбор земельного участка утвердила администрация муниципального районаБуздякский район в соответствии с ч.2 ст. 15.1 и ч. 6 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьями 29, 30, 31 и 32 Земельного Кодекса Российской Федерации, положением о порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве в Республике Башкортостан, утвержденном Постановлением КМ РБ от 29.10.2002г. №318.Также былиустановлены и закреплены границы земельного участка в натуре, оформлены документы на земельныйучасток.

Ссылки на источники1.Волков С.Н. Землеустройство. Т.3. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное(территориальное)землеустройство. –М.:Колос,2002.384 с.2. ВСН 20889 «Инженерные геодезические изыскания железных и автомобильных дорог». Москва, 1990 г.3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).4. Стафийчук И.Д., Лукманова А.Д.,Губайдуллина Г.Р. Природоохранные задачи современного землеустройства // Социальноэкономические и экологические проблемы сельского и водного хозяйства: материалы Международной научнопрактической конференции. Издательство: Московский государственный университет природообустройства.Москва, 2010. С. 358368. 5. Строительные нормы: 46774 Нормы отвода земель для автомобильных дорог: Утверждены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19 декабря 1974 г. № 248.6. Транспорт России [Электронный ресурс] (ноябрь 2015) Доступ из сайта http://www.transportrussia.ru.