Установки, поведение и тактика воспитания детей отцов-одиночек

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Канарейкина Т. А. Установки, поведение и тактика воспитания детей отцов-одиночек // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3651–3655. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86768.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности воспитания детей отцами-одиночками. Также в статье анализируется роль тактики воспитания детей одиноких отцов, значение их установок и поведения в психологическом благополучии ребенка. Кроме этого представлено исследование субъективного понимания и отношения подростков к гипотетической практике принятия отцами воспитательных решений и особенностей чувства психологической безопасности подростков. В статье также анализируется значение отцовского воспитания в становлении личности ребенка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Канарейкина Татьяна Александровна,Студент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Установки, поведение и тактика воспитания детей отцоводиночек

Аннотация.В статье рассматриваются особенности воспитания детей отцамиодиночками. Также в статье анализируется роль тактики воспитания детей одиноких отцов, значение их установок и поведения в психологическом благополучии ребенка. Кроме этого, представлено исследование субъективного понимания и отношения подростков к гипотетической практике принятия отцами воспитательных решений и особенностей чувства психологической безопасности подростков. В статье также анализируется значение отцовского воспитания в становлении личности ребенка.Ключевые слова:отцыодиночки, отцовское воспитание, чувство психологической безопасности, тактика воспитания

В связи с развитием семейной психологии как междисциплинарной области знаний оформляются непосредственноеё различные феномены как объекты исследований, например, родительство (материнство, отцовство), брак, семейное воспитание, в том числе и воспитание в неполных (отцовских) семьях. Современные отечественные и зарубежные исследования показывают, что институт отцовствапретерпевает значительныеизменения: наблюдается тенденция расширения диапазона отцовских ролей.Это связано как с активной пропагандой равноправия мужчин и женщин в вопросах воспитания, так и с появлением и увеличением числа неполных и односторонних избыточных семей.Особенно, в последнее время все более актуальной становится проблема воспитания детей неполными (отцовскими) семьями.

Отецодиночка –явление в прошлом довольно необычное, а в современных реалиях встречающееся все чаще. Специфика таких семей позволяет говорить об определенных проблемах, возникающих как уотцоводиночек, так и их детей. Наиболее острой на наш взгляд является проблема построения мужчиноймонородителем максимально оптимальнойтактикисемейного воспитания и практика принятия мужчиной определенных воспитательных решений.Актуальность данной проблемы состоит в том, что в теоретическом плане на современном этапе нами не обнаруженоединой концепции одинокого отцовства, а также недостаточно данных эмпирических исследований, позволяющих делать какиелибо серьезные выводы в этой области научного знания.Выделяют множество возможных причин сложившейся ситуации. Например, на Западе есть позиция, согласно которойотцыменее важны,чем матери для развития детей. Базовые теории (психоанализ, теория привязанности), соответствуютданной концепцииоб отстраненном отцовстве. Значительное влияние на западных психологов оказала теория раннего социального развития З. Фрейда, в которой он отстаивает точку зрения о главенствующей роли матери в развитии ребенка, а отцовское воспитаниеимеетзначение только в более поздние периоды детства.В связи с этимипредставлениями проблематика отцовства практические не изучалась. Схожиеидеи об отцовской роли были представлены и в более поздних трудахпредставителейтеории привязанности (Д. Боулби и М. Эйнсворт). Они утверждали, что для нормального развития личности ребенка является необходимымформироватьбезопаснуюпривязанность к одному человеку, которым,безусловно, должна быть мать или лицо ее заменяющее[2].В отечественнойпсихологиитак же длительноевремя данной проблемене уделялось достаточное внимание. Возможно, это коррелируетс социальной ситуацией воспитания ребенка в семье. Измененияв структуре семейного воспитания XXвекабыли проанализированы Б.И. Кочубеем в его работе«Мужчина и ребенок». В данной книге исследовательпоказывает, что вследствие разрушенияпатриархальной семьи в нашей стране воспитание стало делом женщин, отцам же стала отводитьсявторостепенная роль. В XXIвеке, как уже упоминалось выше, диапазон мужской ролив семейном воспитании расширяется, на наш взгляд, это связано в том числе и появлением нового типа неполной семьи –отцовской[2]. С концепциями, согласно которым отцовское воспитание менее значительно, чем материнское, на наш взгляд, невозможно согласиться. Фигура отца, его образ выполняют основополагающие функциитакие как опора, защита, поддержкасамоуваженияи самоценности, полоролевая идентификация. Отцовское воспитание является важным фактором психологического благополучияребенка. Если отецодиночка ввиду конкретных обстоятельств не имеет возможности уделять достаточно внимания своему ребенку (детям), установить с ним соответствующее взаимодействие, то у ребенка по причинеотсутствияматеринского воспитания и в необходимой мере отцовского могут возникнуть и некоторые трудности во взаимодействии с окружающим социумом иосознаниисебя как ценности. Мы считаем, что быть отцомодиночкой в определеннойстепени даже сложнее, чем одинокой матерью. До определенного возраста дети психологически ближе к матери, чувствуют с ней душевнуюсвязь, в то времякак отец больше ответственен за материальное благополучие своей семьи. Оставшись единственным родителем(например, в случае смерит супруги), мужчина теряется в многообразии домашних, бытовыхдел, которые ко всему прочему осложняются финансовыми трудностями, непременно возникающими в даннойситуации. Самым главным является то, что отцу ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о тех отношениях,той связи,которая существует между ним и его ребенком(детьми). В отечественной науке представлены исследования, которые показывают,что эмоционально вовлеченные отцы в воспитание детей, во взаимодействие с ними взначительной мере способствуют нормальному их психическомуразвитию. В результате эмпирическихисследованийпсихологами было обнаружено, что дети с эмоционально вовлеченными отцами в воспитание детей, во взаимодействие с ними имеют лучшие показатели психическогоразвития, а также более высокиепоказатели школьной успеваемости. Такжебыло выяснено, что чем больше проявляется отцовская забота, тем в большейстепениего сын будет перениматьотцовские способы мышления и разрешения проблемных жизненных ситуаций.Те же исследования показывают, что авторитарныйотцовский стиль воспитания коррелирует с более низкойсоциальной компетентностью детей,а эмоционально теплый, соответственно,с повышенной.Дети, отцы которыхпроявляли высокую увлеченность игровой деятельностьюс нимии демонстрироваливысокий уровень позитивных чувств во время игровой деятельности, пользуются большей популярностью среди сверстников. То есть такие дети являются более социализированными и социально адаптированными. Поясним позицию, согласно которой родительские стратегии, а если быть точнее, практики принятия отцомодиночкой воспитательных решений влияет на психологическое благополучие и нормальное психическое развитие ребенка.Семья является первичным и важнейшим институтом социализации. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В течениенекотороговремени семья вообще является для ребенкаединственным социальным институтом, в котором онможет получитьданный опыт. Затем в жизничеловека появляются такие социальные институты, как детский сад, школа и другие образовательные учреждения,группы сверстников и т.д.Однако и в более поздние периодысемейное воспитаниеостается одним из важнейших, а иногда и самымважным фактором социализации личности. Семьяможно рассматриваться какмодельи формабазового жизненного тренинга личности[3]. Если родители не выстраивают с детьми благополучные отношения и определенные родительские решения воспринимаются ими с негативной позиции, то у ребенка искажается чувство психологической безопасности, которое исходя из концепции американского психолога Р. Янов –Бульман представляет собой совокупность трех основных направлений:1.Общее отношение к благосклонности окружающего мира.2.Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий.3.Убеждение относительно собственной ценности[4].

В полных семьях, где отец практически не принимает участие в воспитании детей, данный недостаток в определенной степени может скомпенсировать мать. Однако, в семьях, где дети воспитываются единственным родителемотцом,данная проблема проявляется наиболее остро.

Безусловно, каждая конкретная ситуация является неповторимой в полной мере, и универсального способа, «панацеей»,как справиться с трудными жизненными ситуациями и проблемамивозникающими при воспитании, не существует. Однако,когда родители принимаютто или иное воспитательное решение, выстраивают определенную тактику взаимодействия, стратегию семейного воспитания очень важно учитывать потребности, мотивы, предпочтениясамого ребенка: что движет его поведением, вчем же он на самом деле нуждается, каким образом он воспринимает отношение отца к нему, как понимает практики принятия им воспитательных решений и т.д.В первую очередь, каждый человек нуждается в том, чтобы его любили,принималии понимали. Особенно выраженапотребность в любви у детейи подростков. Когда родители выражаютпозитивный интерес к ребенку,у него формируется представление«я хороший», «меня принимают таким, какой я есть», что является основой для его благополучного психического развития. Еслидети воспринимают отношения с родителями как некое позитивное взаимодействие, то у него формируется определенная самоценность –позитивное отношение к себе,следовательно, соответствующее отношениек обществу в целом. Таким образом, формируется одно из базовых ощущений личности чувство психологической безопасности, которое как уже было сказано выше,основано на трех категориях базовых убеждений, которые составляютядро субъективного мирачеловека (отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям, самоценность и т.д.). Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под воздействиемперенесенных личностью детских психологических травм и стрессовых ситуаций, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и модели поведения. Негативный опыт вызывает долговременные и серьезныепсихологические проблемы.Таким негативным опытом может стать потеря матери и воспитание в отцовской семье, где отец по причине недостаточной педагогической компетентности испытывает определенные трудности в детскородительских отношениях, и как следствие, в построенииродительских стратегий (принятиивоспитательных решений)[4]. Детям необходимаопределеннаястабильность. Они более благополучно чувствуют себя в семье, где установлены четкий режим и дисциплина, но при этом присутствует взаимопонимание и поддержка. Если данныеэлементы отсутствуют в семье, дети не чувствует себя в безопасности.Ребенокстановится тревожным, недоверчивым, менее стрессоустойчивым. Разлука с родителями, развод илисмерть в семье особенно негативно влияютна психологическое благополучиеребенка, что является актуальной проблемой для неполных отцовских семей. Эти проблемы делают окружение ребенка менее стабильным, непредсказуемым и, следовательно, менее надежным. Потребности в безопасности и защитев значительной степени влияют на поведение взрослых людейи еще в большей степени на психологическое благополучие ребенка. Согласно концепциям А. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливена у детей, которыевоспитываются в благополучнойсемейной и социальной среде, развивается чувствопринадлежности к безопасному окружению. Ребенок, единственный родитель (отец) которого не способенпроявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, постоянно испытывает чувство тревоги, воспринимает мир как агрессивныйи враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всеобъемлющимстремлением к безопасности, которая детерминируетдеформацииличности. Мотивация достижения успеха сменяется ведущим мотивом избегания неудач. Постоянная тревога, связанная со стремлением к безопасности, становитсяосновой для возникновения серьезных личностных нарушений, приводит к неуверенностив свои силыи возможности, чувству собственной неполноценности, концепции «Я –плохойи ненужный».В этом случае стремление к безопасности реализуется посредствомакцентуации преобладанияодного из трех видовзащитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности, что может стать предиктором асоциальности. Эти реакции становятся доминирующими личностными качествами, приводят к негативным акцентуациям характера, создающим угрозу безопасности нормальной жизнедеятельности ребенка, его нормальному взаимодействию с обществом.Поэтому очень важно, чтобы дети видели и ощущали заботу со стороны единственного родителя –отца

для их нормального психического развития[2]. Следовательно,возникает вопрос,каким образом субъективное понимание подростками из неполных отцовских семей гипотетической практики принятия родителем воспитательных решений влияет на чувство психологической безопасности подростка. С целью ответить на данный вопрос, нами было проведено исследование характера детскородительского взаимодействия в неполных отцовских семьях с точки зрения подростков с определенными особенностями чувства психологической безопасности. В исследовании приняли участие 20 подростков из отцовских семей в возрасте от 12 до 14 лет. С этими подростками проводилось следующиеисследования:

установок, поведения и стратегиивоспитания родителей (отцов) и отношение подростков книмпо методике ADOR –«Подростки о родителях»(адаптированная Л.И. Вассерман, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной)[1].

спецификачувства психологической безопасности по методике «Шкала базовых убеждений Р. ЯновБульман, адаптированная О. Кравцовой[4].

Выбор вышеуказанных методик обусловлен их соответствием предмету исследования. Тест базовых убеждений, или чувства психологической безопасности Р. ЯновБульман актуалендля нас тем, что он позволяет изучитьособенности личностного восприятия Мира, общего отношения к людям, преобладание в этом восприятии позитивных или негативных оценок окружающей действительности. Опросник состоит из 32 заданий, которые разделенына 8 субшкал(благосклонность мира, доброта людей, справедливость и контролируемость мира, случайность как принцип распределения происходящих событий, самоценность, степень самоконтроля, степень везения). На основе этих субшкал вычисляются три интегральных показателя:убеждение в доброте Мира и людей, убеждение в осмысленности и справедливости Мира, убеждение в самоценности. В нашей работемы опирались исключительнона интегральные показатели. В тесте используется 6балльная шкалаоценокответов респондентов. Итоговые показатели нами были рассчитаны путём вычисления среднеарифметическихпоказателейна каждое заданиетеста. Поэтому по каждому заданию, субшкале и интегральным значениямв нормесчитаются величины, которые равны 3,5и выше. Более низкие значения указывают на восприятие и оценку окружающей действительности и Мира в целом в негативных тонах.Тест «Поведение родителей и отношение подростков к ним» позволяет получить достаточно полное представление о тактики воспитания и моделях поведения отцоводиночек, причем позволяет рассмотреть это так, как это видят и понимают сами подростки. Данный опросник включает 5 шкал: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность.Согласно результатам тестирования по методике Р. Янов –Бульман подросткиреспонденты были разделены на двеподгруппы:

подростки с показателями ниже нормы(ниже 3,5), т. е. с негативным восприятием Мира(20 % от общей выборки).подростки с нормальными и высокимипоказателями –позитивное восприятие Мира(80 %).

Подростки первой подгруппы оценивают своих отцов как требовательных (65,7%), довольнострогих (87,9%) и излишнеинициативных(50,4 %).Респондентыхарактеризуют своих отцовкак лидеров, проявляющихавторитарную тактику воспитания, стремящихсяк тому, чтобыподростки во всем подчинялись их воспитательным решениям. Соответственно, были набраны высокие баллы по шкалам директивности и автономности. При этом отцы, помнению подростков, в большинстве случаевне считают необходимымобоснование своих требований,проявляют непоследовательностьв этих требованиях,зачастую проявляют враждебность и критичность. Контроль отцаза их поведением осуществляется преимущественно в формезапретов, выговоров и зачастуюфизических наказаний. Также подростки отмечают, что их отцынесотрудничают с ними (41,4 %), проявляют также непоследовательность в воспитании (29,1 %по шкале непоследовательности), недостаточно обеспокоены ими, их жизнью(41,9 %) и не удовлетворены взаимодействием с отцоми отношением к себе в целом (39,7 %). Наоснове высоких показателей строгости и директивности и низкихпоказателейпоследовательности, эмоциональной близостии взаимодействиямежду отцом и детьми, можно сделать вывод о том, чтоотцы недостаточно удовлетворяют психологические потребности подростков и в их поведении проявляется исключительноформальное отношение к свои детям.Следовательно, респонденты данной подгруппы оценивают тактику воспитания отца более негативно.Согласно результатам опроса подростки из второйподгруппы отмечают, что их отцы очень строги (78 %), тревожны (68,5%), не всегда увереныв правильности выбранной тактики воспитания и модели поведения. Однако, помнению подростков, их отцы достаточно авторитетные(55,6 %), эмоционально принимают подростков (77,9%), проявляют внимание к их жизни, относятся к ним с уважениеми пониманием, проявляют заботу и уважение.Но при этом,эти подростки считают, что их отцы проявляют недостаточную последовательностьв своих требованиях к ним (23,7 %). Тем не менее,отцы респондентов достаточно много с ними сотрудничают (36,3 %) и в общемдовольнывзаимодействием (44,5%). Таким образом, подростки из данной группы в целом отмечают позитивный интерес к своей личности со стороны отца.Проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что у подростков, чьи отцы более активны в воспитании детей, проявляют участие в жизни ребенка, проявляют позитивный интерес к ним и их жизни, чувство психологической безопасности более стабильно, позитивно. Они осознают себя как ценность: как ценность для отца и как самоценность. Они воспринимают окружающую действительность положительно и более оптимистично.Это еще раз подтверждает точку зрения о том, что установки, поведение и тактика воспитания одиноких отцов существенно влияет на психологическое благополучие их детей.

Являясь частьюличностной сферы, отцовство –это необходимоеусловиеполноценного развития личности. Известное выражение «Ребенок –отец мужчины» подтверждают вышесказанное.Д.С. Акивисомбыла предложена идея о том,что только в соприкосновении с ребенком полностью формируютсямужские черты личности –потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Переживаниеотцовской любви приводит к формированиютаких качеств, как исполнительность, ответственность, что, несомненно, сказывается на восприятии Мира и мотивации личности. Отцовство создаетоснову самого главноготребования общества –социализации. Это обязательное требование естьнаиболее важный, решающийобщественный факторв общем благосостоянии детей, которое, в свою очередь, предопределяет будущее общества в целом.Участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для развитияполноценной гармонично развитойличности. Отцовская любовь,заботаи поддержка являются необходимым условием полноценного развития личностиребенка. Личностныекачества отца, а также любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь и забота отца дает ребенку ощущение особого эмоционального и психологического благополучия, чувства психологической безопасности. Таким образом, социальнопсихологическая специфика неполных отцовских семей представляет собойсовокупностьвсех параметров внутрисемейных отношений: отношения отцык ребенку, его родительских установоки позиций, преобладающейтактикевоспитания, особенностях детского восприятия и отношения к своей семье.Таким образом, по результатам проведенной нами исследовательскойработы, можно сделать следующие выводы:1.Установки, поведениеи тактикавоспитания одиноких отцов играют значительную роль в нормальном психическом социальном развитии ребенка и его психологическом благополучии, что предопределяет позитивное восприятиеим окружающей действительности и социума в целом.Необходимо реализовать больше исследований неполных отцовских семей для получения комплексного представления об их специфике.2.Отцовское воспитание играет огромную роль в становлении ребенка как личности и индивидуальности.