Уникальность русского менталитета и женской сущности как основа для борьбы с фашизмом во Второй мировой войне
Выпуск:
ART 86789
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михайлова
А.
В. Уникальность русского менталитета и женской сущности как основа для борьбы с фашизмом во Второй мировой войне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3756–3760. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86789.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с уникальностью русского человека и его менталитета, приводятся различные примеры мужества и отваги русских женщин, анализируется вклад женщин в борьбу против фашизма, сравниваются условия и факты деятельности женщин разных стран во время Второй мировой войны.
Ключевые слова:
женщина, фашизм, вторая мировая война, русский менталитет, личность русского человека
Текст статьи
Михайлова Анастасия Валерьевна,студентка 2 курса направления Экономика филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкvanilynet62@gmail.com
Келлер Валентина Юрьевна,Научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкkellera@yandex.ru
Уникальность русского менталитета и женской сущности как основа для борьбы с фашизмом во Второй мировой войне
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы, связанные с уникальностью русского человека и его менталитета, приводятся различные примеры мужества и отваги русских женщин, анализируется вклад женщин в борьбу против фашизма, сравниваются условия и факты деятельности женщин разных стран во время Второй мировой войне.Ключевые слова: Вторая мировая война, русский менталитет, женщина, фашизм, личность русского человека.
Есть ли смысл говорить о том, что война это бессмысленное(и если вдуматься), отвратительное явление, открывающее либо самые худшие, либо неожиданно хорошие стороны личности людей? 20 век «обогатил» историю рядом событий, в частностимировыхвойн. Во Второй мировой войне погибло множестволюдей: отважные молодые солдаты, прожжённые бывалые, старики, дети, юноши, девушки, женщины. Неоценимый вклад в достижение победы внес русский народ. Уникальность и абсолютная парадоксальность русского менталитета известны всему миру, наша стойкость, вера инепоколебимость перед лицом опасности, жертвенность, патриотизм, неистовая любовь к родине и борьба за ценности, связанные с ней[3]. Обратимся к определению парадокса: парадокс –это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.То есть русский менталитет существует ия считаю,принципы его существования, основы, побуждения и мотивы для той же самой жертвенности можно объяснить всем ходомнашей истории. Ведь в течении многих веков наш многострадальный народ вынужден был постоянно защищать Родинуот захватчикови жертвовать жизнью.Первичным сокровищем любой нации является женщина. Именно она, прежде всего, несет в себе строго определенную цель: воспроизвести потомство, воспитать его должным образом, следуя традициям данногонарода и не запятнать генофонд нации нездоровыми наклонностями, неподобающим поведением,неприемлемым образом жизни. Ведь не так давно стало известно, что не только определенная внешность, набор заболеваний, мутаций могут передаваться по наследству, но и личные качества человека, его способности и даже привычки заложены в генофонде человека и могут передаваться точно так же, как и весьма специфичные мутации.Если раньше обычным делом были военные походы мужчин, завоевания территорий под предводительством мужчин, разворачивание тех же войн мужчинами, служба вполиции, в органах политического сыска[11],вармии для мужчин, участие мужчин в военных действиях, то в начале 20 века
фигурирование женщин в вышеперечисленных процессах стало заметным, реальным, более значительным, чем нахождение женщины на войне в качестве маркитантки или сестры милосердия
Особенно яркие вехи внесли русские женщины, девушки. Но для начала стоит вспомнить 1812год, а вместе с ним и партизанку Василису Кожину, жен декабристов, а также кавалерист девицу Надежду Дурову; Крымскую и Русскояпонскую войну, так называемых сестер милосердия; Первую мировую войну и тех же самых сестер милосердия, женщинврачей в полевых госпиталях и обычных больницах[10]. И наконец, всеобъемлющее, невероятное по численности участие русских женщин во Второй мировой войне. Вовлеченность наших женщин поражает своим масштабом: уже с начала войны они заступили и заменили своих мужчин на сложных и достаточно тяжелых профессиях, работали на фронте, на линии фронта непосредственно, выполняли работу наравне с мужчинами, находясь в различных военныхподразделениях,казачьих[2]корпусах, действовали в сфере военнойпромышленности,тяжелой промышленности,выживали в оккупационной зоне, тылу, являлись санитарками, вытаскивая с поля боля под пулями и обстрелами солдат, зачастую погибая вместе с ними. То есть русские женщины прямые участники Второй мировой войны. Конечно, не только советские, русские женщины принимали непосредственное участие в военных действиях: немецкие женщины, англичанки, француженки, американки, японки участвоваливо Второй мировой войне, но условия их вовлечения в этот процесс являлись более щадящими, мягкими и не такими прямыми, как у советских женщин, которые призывались в армию наравне с мужчинами, выполняли работу наравне с мужчинами. Сравним некоторые из них и рассмотрим простые примеры: и в Германии ив СССР существовали законы, которыепозволяли призывать женщин в армию и на фронт. Но немок не отправляли на сам фронт непосредственно, то есть они были машинистками, картографами, подсобными работниками, в общем –обслуживающим персоналом по большей части, за исключением женщин СС, которыеравнялись по своей жестокости с мужчинамисослуживцами.На самом фронте у немцев не было женщинмедсестер, только медбратья[7]. В Германии женщины не участвовали в боевых действиях. Американские женщины и англичанки могли воевать по собственной инициативе, буква закона не заставляла их идти на фронтВ СССР даже заключенных женщин призывали к работе на фронте или тылу во благо страны, дабы таким образом искупить свою вину на фронте, сражаясь за родину. Советские, русские женщины шли воевать по собственному желанию. Среди наших женщин были летчицы, зенитчицы, снайперы. Между прочим, толькосреди русских женщин были водители танков и пулеметчицы[9]. Достаточно нескольких вышеприведенных примеров участия женщин разных стран в войне, чтобы понять исключительность, действительно особую русскую сущность, которая позволяла совершатьтакие безумные, на первый взгляд поступки, как спасениераненного солдатас поля боя, который был подчас гораздо тяжелее и больше самой девушки, женщины, вытаскивавшей его; продолжение работыв госпитале с осколком от снаряда вшее, как это случилось с Юлией Друниной, советской поэтессой, участницей войны; выжидание противника в мокрой траве, на влажной холодной земле, чтобы совершить один единственный решающий выстрел, что делала Людмила Павлюченко, русская женщинаснайпер, уничтожившая 309 солдат и офицеров вражеской армии –на тот момент это было самым лучшим результатом деятельности среди женщинснайперов[6]. Или может быть вынести 123раненных солдатс поля боя, получить ранение, быть обмороженной и фактически сутки пролежать среди трупов тоже следует назвать безумным? Так поступила обычная фронтовая санитарка Зинаида Михайловна ТуснолобоваМарченко, которая в результате этой спасательной операции отморозила руки и ноги, которые пришлось ампутировать, а в дальнейшем перенести ряд сложных операций. Казалось бы, что еще может сделать эта безумно храбрая и отважная женщина? Она написала письмопризыв к воинам 1го Прибалтийского фронта, которое зачитывали солдатам перед штурмом Полоцка и в результате публикации этого письма на бортах самолетов, на танках появился лозунг «За Зину Туснолобову!». Необходимо привести некоторые выдержки из ее письмапризыва: «Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк! Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего —счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.Я была лаборанткойхимиком. Когда грянула война, вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт. Здесь я участвовала в боях, выносила раненных. За вынос 40 воинов вместе с их оружием правительство наградило меня орденом Красной Звезды. Всего я вынесла с поля боя123 раненых бойца и командира.В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу…И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы ещё один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.Друзья мои! Когда я лежала в госпитале в Свердловске, комсомольцы одного уральского завода, принявшие шефство надо мной, построили в неурочное время пять танков и назвали их моим именем. Сознание того, что эти танки сейчас бьют фашистов, даёт огромное облегчение моим мукам…Мне очень тяжело. В двадцать три года оказаться в таком положении, в каком оказалась я… Эх! Не сделано и десятой доли того, о чём мечтала, к чему стремилась… Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас, мои дорогие! Я верю, в то, что Родина не оставит меня. Я живу надеждой, что горе мое не останется неотомщённым, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких.И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне! Вспомните —и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!»[8].Невозможно не ощутить, не увидеть этот огромный масштаб личности данного человека, который несмотря на потерю всех (!) конечностей в столь раннем возрасте, что по сути означает катастрофу в жизни обычного человека, собрал волю в кулак, «…обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя» писал обращение к своим соотечественникам, который сподвиг, возможно, целый народ и придал сил для борьбы с фашистами людям. Чем могло быть вызвано такое «безумие», бесконечная жертвенность и готовность принять удар на себя сложно объяснить. Еще сложнее объяснить, почему именно русские женщины так поступали, так отчаянно защищали свою Родину, старались сберечь ее, помочь всеми силами в борьбе с врагом… Возможно та самая эмансипация, начавшаяся в начале 20 века
могла повлиять на мышление советской девушки, женщины. Постепенное вовлечение женщин на производства, где раньше работали преимущественно мужчины, уравнение обязанностей обоих полов. Молодые, еще совсем юные девушки с книжными представлениями о войне, идеями о патриотизме просто беззаветно уходили на фронт. Можно бесконечно рассуждать и говорить о том, что правительство СССР достаточно умелой пропагандой использовало юные умы, ведь как говорится –на войне все средства хороши. Может быть, это присутствовало, так как страна нуждалась в идеологии в столь непростое время, но не в той степени, когданевзирая на возраст и пол –молодые, пожилые, среднего возраста, женщины или мужчины, старики и дети –всеучаствовали в борьбес фашизмом. Но факты остаются фактами: наши женщины отличались как в плане боевой подготовки, так и в плане психологической составляющей личности[4]. Проходить за считанные месяцы курсы стрельбы, вождения танка не каждый бы смог, особенно в условиях начавшейся войны. Но, более того, не только проходить, но и успешно применять полученные знания на практике, осуществляя плодотворную деятельность, если убийства людей (хоть и врагов) можно назвать плодотворной. Героями СССР стали, а точнее были награждены (ктото посмертно) 87 женщин[5]. Всего за время Второй мировой войны в ней приняли участие более 980 000 советских женщини это не считая партизанок, машинисток, шпионок, женщин, находящихся в тылу, на производстве военной техники и тяжелой промышленности, то есть трудящихся абсолютно точно так же, на благо страны, в борьбе за Родину женщин. Вы только вдумайтесь в эту цифру. Почти целый городмиллионник ежедневно, ежечасно работал во благо страны. И жителями этого города были исключительно женщины. Это сложно представить, так как все выглядит довольно утрированно, но ведь так оно и было на самом деле. Нельзя забывать такой огромный, яркий след в истории нашей страны. Можно сказать, что участие женщин в боевых действиях, тяжелая работа на заводах, фабриках, угольных шахтах и даже рудникахявляется насилием над женской сущностью, которая совсем не предназначена для того, чтобы убивать, выполнять мужскую тяжелую работу, но с другой стороны это было необходимостью, которую наши женщины приняли как данность и, следуя своим патриотическим чувствам, бросились на помощь стране, забыв о себе.Но мое мнение таково, что именно русский менталитет, именно это основа личности русского человека помогла преодолеть многие тяготы войны, позволила победить русскому народу фашистов. Масштаб личности определяется ее поступками и стремлениями. Я считаю, что стремление защитить свою Родину, стремление пожертвовать собой ради высшей и благой цели, совершение невероятных по своей сути поступков является достаточным основанием для того, чтобы назвать русскую женщину личностью обширного масштаба, которая смогла распространить этот масштаб таким образом, что победа в борьбе с немецкофашистскимизахватчикамиприблизилась и смогла осуществиться во многом благодаря этому масштабу, этому русскому менталитету в этой русскойхрупкой женской сущности.
Ссылки на источники1.
Алексиевич С. У войны не женское лицо… М.: Пальмира, 2004.2.Астанкова Е.Н., Мезенцева Е.В. Роль молодежи в возрождении казачества в регионах традиционного проживания казаков: социологическое исследование // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. №S30. С. 610.3.Жигимонт С.Н.Ценностные ориентации как смысловая основа развития дисциплинированностиВ сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее.Материалы VIIIМеждународной научнопрактической конференции. Невинномысск, 2015. С. 504507.4.МолчановаЕ.В.Чувство собственного достоинства» как личностная диспозиция в образовании /Фундаментальные исследования, 2008. №1. С.62635.Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. С. 262.6.Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ в.: Исторический опыт России. М., 1999.7.Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. М., 2002. С. 256.8.ТуснолобоваМарченко Зинаида Михайловна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. —М.: Воениздат, 1988. —Т. 2 /Любов —Ящук/. —863 с.9.
Арсенин Н. Мужество // Героини: очерки о женщинах —Героях Советского Союза / ред.сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. —Вып. 2. —М.: Политиздат, 1969. —463 с.10.ТуснолобоваМарченко Зинаида Михайловна / Кузьмин М. К. Медики—Герои Советского Союза. —2е изд., испр. и доп. —М.: Медицина, 1970. —С. 192—195. —233 с.11.
Келлер В.Ю., Ящук Н.Ю. Процесс создания органов политического сыска на Дону.Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015.№111. С. 21521712.Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996. С. 6162
Келлер Валентина Юрьевна,Научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкkellera@yandex.ru
Уникальность русского менталитета и женской сущности как основа для борьбы с фашизмом во Второй мировой войне
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы, связанные с уникальностью русского человека и его менталитета, приводятся различные примеры мужества и отваги русских женщин, анализируется вклад женщин в борьбу против фашизма, сравниваются условия и факты деятельности женщин разных стран во время Второй мировой войне.Ключевые слова: Вторая мировая война, русский менталитет, женщина, фашизм, личность русского человека.
Есть ли смысл говорить о том, что война это бессмысленное(и если вдуматься), отвратительное явление, открывающее либо самые худшие, либо неожиданно хорошие стороны личности людей? 20 век «обогатил» историю рядом событий, в частностимировыхвойн. Во Второй мировой войне погибло множестволюдей: отважные молодые солдаты, прожжённые бывалые, старики, дети, юноши, девушки, женщины. Неоценимый вклад в достижение победы внес русский народ. Уникальность и абсолютная парадоксальность русского менталитета известны всему миру, наша стойкость, вера инепоколебимость перед лицом опасности, жертвенность, патриотизм, неистовая любовь к родине и борьба за ценности, связанные с ней[3]. Обратимся к определению парадокса: парадокс –это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.То есть русский менталитет существует ия считаю,принципы его существования, основы, побуждения и мотивы для той же самой жертвенности можно объяснить всем ходомнашей истории. Ведь в течении многих веков наш многострадальный народ вынужден был постоянно защищать Родинуот захватчикови жертвовать жизнью.Первичным сокровищем любой нации является женщина. Именно она, прежде всего, несет в себе строго определенную цель: воспроизвести потомство, воспитать его должным образом, следуя традициям данногонарода и не запятнать генофонд нации нездоровыми наклонностями, неподобающим поведением,неприемлемым образом жизни. Ведь не так давно стало известно, что не только определенная внешность, набор заболеваний, мутаций могут передаваться по наследству, но и личные качества человека, его способности и даже привычки заложены в генофонде человека и могут передаваться точно так же, как и весьма специфичные мутации.Если раньше обычным делом были военные походы мужчин, завоевания территорий под предводительством мужчин, разворачивание тех же войн мужчинами, служба вполиции, в органах политического сыска[11],вармии для мужчин, участие мужчин в военных действиях, то в начале 20 века
фигурирование женщин в вышеперечисленных процессах стало заметным, реальным, более значительным, чем нахождение женщины на войне в качестве маркитантки или сестры милосердия
Особенно яркие вехи внесли русские женщины, девушки. Но для начала стоит вспомнить 1812год, а вместе с ним и партизанку Василису Кожину, жен декабристов, а также кавалерист девицу Надежду Дурову; Крымскую и Русскояпонскую войну, так называемых сестер милосердия; Первую мировую войну и тех же самых сестер милосердия, женщинврачей в полевых госпиталях и обычных больницах[10]. И наконец, всеобъемлющее, невероятное по численности участие русских женщин во Второй мировой войне. Вовлеченность наших женщин поражает своим масштабом: уже с начала войны они заступили и заменили своих мужчин на сложных и достаточно тяжелых профессиях, работали на фронте, на линии фронта непосредственно, выполняли работу наравне с мужчинами, находясь в различных военныхподразделениях,казачьих[2]корпусах, действовали в сфере военнойпромышленности,тяжелой промышленности,выживали в оккупационной зоне, тылу, являлись санитарками, вытаскивая с поля боля под пулями и обстрелами солдат, зачастую погибая вместе с ними. То есть русские женщины прямые участники Второй мировой войны. Конечно, не только советские, русские женщины принимали непосредственное участие в военных действиях: немецкие женщины, англичанки, француженки, американки, японки участвоваливо Второй мировой войне, но условия их вовлечения в этот процесс являлись более щадящими, мягкими и не такими прямыми, как у советских женщин, которые призывались в армию наравне с мужчинами, выполняли работу наравне с мужчинами. Сравним некоторые из них и рассмотрим простые примеры: и в Германии ив СССР существовали законы, которыепозволяли призывать женщин в армию и на фронт. Но немок не отправляли на сам фронт непосредственно, то есть они были машинистками, картографами, подсобными работниками, в общем –обслуживающим персоналом по большей части, за исключением женщин СС, которыеравнялись по своей жестокости с мужчинамисослуживцами.На самом фронте у немцев не было женщинмедсестер, только медбратья[7]. В Германии женщины не участвовали в боевых действиях. Американские женщины и англичанки могли воевать по собственной инициативе, буква закона не заставляла их идти на фронтВ СССР даже заключенных женщин призывали к работе на фронте или тылу во благо страны, дабы таким образом искупить свою вину на фронте, сражаясь за родину. Советские, русские женщины шли воевать по собственному желанию. Среди наших женщин были летчицы, зенитчицы, снайперы. Между прочим, толькосреди русских женщин были водители танков и пулеметчицы[9]. Достаточно нескольких вышеприведенных примеров участия женщин разных стран в войне, чтобы понять исключительность, действительно особую русскую сущность, которая позволяла совершатьтакие безумные, на первый взгляд поступки, как спасениераненного солдатас поля боя, который был подчас гораздо тяжелее и больше самой девушки, женщины, вытаскивавшей его; продолжение работыв госпитале с осколком от снаряда вшее, как это случилось с Юлией Друниной, советской поэтессой, участницей войны; выжидание противника в мокрой траве, на влажной холодной земле, чтобы совершить один единственный решающий выстрел, что делала Людмила Павлюченко, русская женщинаснайпер, уничтожившая 309 солдат и офицеров вражеской армии –на тот момент это было самым лучшим результатом деятельности среди женщинснайперов[6]. Или может быть вынести 123раненных солдатс поля боя, получить ранение, быть обмороженной и фактически сутки пролежать среди трупов тоже следует назвать безумным? Так поступила обычная фронтовая санитарка Зинаида Михайловна ТуснолобоваМарченко, которая в результате этой спасательной операции отморозила руки и ноги, которые пришлось ампутировать, а в дальнейшем перенести ряд сложных операций. Казалось бы, что еще может сделать эта безумно храбрая и отважная женщина? Она написала письмопризыв к воинам 1го Прибалтийского фронта, которое зачитывали солдатам перед штурмом Полоцка и в результате публикации этого письма на бортах самолетов, на танках появился лозунг «За Зину Туснолобову!». Необходимо привести некоторые выдержки из ее письмапризыва: «Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк! Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего —счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.Я была лаборанткойхимиком. Когда грянула война, вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт. Здесь я участвовала в боях, выносила раненных. За вынос 40 воинов вместе с их оружием правительство наградило меня орденом Красной Звезды. Всего я вынесла с поля боя123 раненых бойца и командира.В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу…И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы ещё один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.Друзья мои! Когда я лежала в госпитале в Свердловске, комсомольцы одного уральского завода, принявшие шефство надо мной, построили в неурочное время пять танков и назвали их моим именем. Сознание того, что эти танки сейчас бьют фашистов, даёт огромное облегчение моим мукам…Мне очень тяжело. В двадцать три года оказаться в таком положении, в каком оказалась я… Эх! Не сделано и десятой доли того, о чём мечтала, к чему стремилась… Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас, мои дорогие! Я верю, в то, что Родина не оставит меня. Я живу надеждой, что горе мое не останется неотомщённым, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких.И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне! Вспомните —и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!»[8].Невозможно не ощутить, не увидеть этот огромный масштаб личности данного человека, который несмотря на потерю всех (!) конечностей в столь раннем возрасте, что по сути означает катастрофу в жизни обычного человека, собрал волю в кулак, «…обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя» писал обращение к своим соотечественникам, который сподвиг, возможно, целый народ и придал сил для борьбы с фашистами людям. Чем могло быть вызвано такое «безумие», бесконечная жертвенность и готовность принять удар на себя сложно объяснить. Еще сложнее объяснить, почему именно русские женщины так поступали, так отчаянно защищали свою Родину, старались сберечь ее, помочь всеми силами в борьбе с врагом… Возможно та самая эмансипация, начавшаяся в начале 20 века
могла повлиять на мышление советской девушки, женщины. Постепенное вовлечение женщин на производства, где раньше работали преимущественно мужчины, уравнение обязанностей обоих полов. Молодые, еще совсем юные девушки с книжными представлениями о войне, идеями о патриотизме просто беззаветно уходили на фронт. Можно бесконечно рассуждать и говорить о том, что правительство СССР достаточно умелой пропагандой использовало юные умы, ведь как говорится –на войне все средства хороши. Может быть, это присутствовало, так как страна нуждалась в идеологии в столь непростое время, но не в той степени, когданевзирая на возраст и пол –молодые, пожилые, среднего возраста, женщины или мужчины, старики и дети –всеучаствовали в борьбес фашизмом. Но факты остаются фактами: наши женщины отличались как в плане боевой подготовки, так и в плане психологической составляющей личности[4]. Проходить за считанные месяцы курсы стрельбы, вождения танка не каждый бы смог, особенно в условиях начавшейся войны. Но, более того, не только проходить, но и успешно применять полученные знания на практике, осуществляя плодотворную деятельность, если убийства людей (хоть и врагов) можно назвать плодотворной. Героями СССР стали, а точнее были награждены (ктото посмертно) 87 женщин[5]. Всего за время Второй мировой войны в ней приняли участие более 980 000 советских женщини это не считая партизанок, машинисток, шпионок, женщин, находящихся в тылу, на производстве военной техники и тяжелой промышленности, то есть трудящихся абсолютно точно так же, на благо страны, в борьбе за Родину женщин. Вы только вдумайтесь в эту цифру. Почти целый городмиллионник ежедневно, ежечасно работал во благо страны. И жителями этого города были исключительно женщины. Это сложно представить, так как все выглядит довольно утрированно, но ведь так оно и было на самом деле. Нельзя забывать такой огромный, яркий след в истории нашей страны. Можно сказать, что участие женщин в боевых действиях, тяжелая работа на заводах, фабриках, угольных шахтах и даже рудникахявляется насилием над женской сущностью, которая совсем не предназначена для того, чтобы убивать, выполнять мужскую тяжелую работу, но с другой стороны это было необходимостью, которую наши женщины приняли как данность и, следуя своим патриотическим чувствам, бросились на помощь стране, забыв о себе.Но мое мнение таково, что именно русский менталитет, именно это основа личности русского человека помогла преодолеть многие тяготы войны, позволила победить русскому народу фашистов. Масштаб личности определяется ее поступками и стремлениями. Я считаю, что стремление защитить свою Родину, стремление пожертвовать собой ради высшей и благой цели, совершение невероятных по своей сути поступков является достаточным основанием для того, чтобы назвать русскую женщину личностью обширного масштаба, которая смогла распространить этот масштаб таким образом, что победа в борьбе с немецкофашистскимизахватчикамиприблизилась и смогла осуществиться во многом благодаря этому масштабу, этому русскому менталитету в этой русскойхрупкой женской сущности.
Ссылки на источники1.
Алексиевич С. У войны не женское лицо… М.: Пальмира, 2004.2.Астанкова Е.Н., Мезенцева Е.В. Роль молодежи в возрождении казачества в регионах традиционного проживания казаков: социологическое исследование // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. №S30. С. 610.3.Жигимонт С.Н.Ценностные ориентации как смысловая основа развития дисциплинированностиВ сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее.Материалы VIIIМеждународной научнопрактической конференции. Невинномысск, 2015. С. 504507.4.МолчановаЕ.В.Чувство собственного достоинства» как личностная диспозиция в образовании /Фундаментальные исследования, 2008. №1. С.62635.Мурманцева В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. С. 262.6.Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ в.: Исторический опыт России. М., 1999.7.Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. М., 2002. С. 256.8.ТуснолобоваМарченко Зинаида Михайловна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. —М.: Воениздат, 1988. —Т. 2 /Любов —Ящук/. —863 с.9.
Арсенин Н. Мужество // Героини: очерки о женщинах —Героях Советского Союза / ред.сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. —Вып. 2. —М.: Политиздат, 1969. —463 с.10.ТуснолобоваМарченко Зинаида Михайловна / Кузьмин М. К. Медики—Герои Советского Союза. —2е изд., испр. и доп. —М.: Медицина, 1970. —С. 192—195. —233 с.11.
Келлер В.Ю., Ящук Н.Ю. Процесс создания органов политического сыска на Дону.Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015.№111. С. 21521712.Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996. С. 6162